Онтофилогенетически обусловленные пороки начального отдела пищеварительной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтофилогенетически обусловленные пороки начального отдела пищеварительной системы.



1. Односторонняя или двусторонняя расщелина верхней губы и верхней челюсти.

 

 

2. Незаращение твердого неба.

 

3. Пороки развития зубов: дополнительные зубы, конические зубы, сильно развитые клыки, нарушение прикуса, тремы, диастемы.

 

4. Недоразвитие барабанной полости, слуховых косточек, низко расположенные слуховые проходы.

5. Свищи и кисты шеи.

© Коллектив авторовкафедры биологии МГМСУ, 2008.

 


 

ЛЕКЦИЯ № 21. тема: антропогенез  
Предмет изучения Задачи Разделы антропологии Методы современной эволюционной антропологии История развития знаний о происхождении человека Симиальная теория Ч. Дарвина Ранние гоминиды - хабилисы Архантропы – древнейшие люди Палеоантропы – древние люди Неоантропы Прародина современного человека Факторы антропогенеза Социальные факторы в формировании личности Критические периоды в психическом развитии человека Эволюция человека затрагивает социальную сущность без изменений биологической Происхождение человека и эволюция предков человека до современных форм. Биогенез – выделение рода Homo из отряда Приматов. Социогенез – становление человека как вида Homo sapiens. Эволюция социальной сферы человека.   Проследить процесс перехода от биологических закономерностей к социальным, понять биосоциальную природу современного человека, биосоциальные основы его психики и поведения. Выяснить роль биологических факторов и социальной среды в формировании человека как организма, индивида и личности.   Приматология изучает ископаемых и современных обезьян. Палеоантропология рассматривает этапы антропогенеза. Расоведение исследует полиморфизм человеческих типов в пространстве и во времени.   1. Устанавливающие абсолютный возраст находки: радиометрический, коллагеновый, термолюминесцентный, палеомагнитный. 2. Устанавливающие филогенетическое родство и время дивергенции филогенетических линий: биомолекулярный, цитогенетический, гибридизации ДНК, иммунологический, краниометрический.   Естественнонаучные представления Аристотеля. К. Линнея, Ж. Бюффона, Ж.Б. Ламарка, А. Каверзнева, А.Н. Радищева, Н.Н. Миклухо-Маклая, А.Н. Богданова   Сущность. Доказательства. Место человека в системе животного мира, в отряде Приматов.   Выделение и эволюция рода Homo. Хабилисы, основные находки, ареал обитания, экология, морфологические адаптации и социальные навыки. Морфотипы: грациальный (ранний), массивный (поздний). Олдовайская материальная культура (нижний палеолит). Хозяйственно-культурный тип. Прародина человечества.   Основные находки. Ареал обитания. Экология. Морфофизиологические и социальные адаптации. Ашельская материальная культура (ранний палеолит). Хозяйственный тип.   Появление человека разумного - Homo sapiens neanderthaliensis. Основные находки. Расселение. Экология. Морфотипы: грациальный (ранний), «классический» (поздний). Социальные адаптации. Мустьерская материальная культура (средний палеолит). Хозяйственно-культурный тип. Первый экологический кризис. «Проблемы» неандертальцев в эволюции человека.   Основные находки. Переходные формы - кроманьонцы. Освоение Ойкумены. Физический облик. Социальная адаптация. Материальная культура верхнего палеолита, бронзового века. Религия, первобытное искусство. Структуризация общества – общинно-родовой строй. Хозяйственно-культурный тип (земледелие, скотоводство).   Гипотезы моно- и полицентризма, широкого моноцентризма (Я.П. Рагинский), миграционная. Доказательство миграционной гипотезы.   Соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза. «Трудовая» теория Ф. Энгельса.   Труд и общение с другими людьми – решающие факторы в формировании личности (И.М. Сеченов, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия). Психические свойства человека – новое системное качество нервной системы (Н.П. Бехтерева). Процесс развития индивида как организма и как личности – един. Формирование личности – многоэтапный процесс после рождения.   Выделены Л.С. Выгодским. В критические периоды среда формирует положительные и отрицательные личностные качества. Психические особенности человека складываются с участием большого количества генов, экспрессия которых осуществляется в определенной социальной среде (Н.П. Дубинин).   Облик современного человека сложился 30 – 40 тыс. лет назад и остается без существенных изменений. В социальном отношении человек сделал огромный скачок (Т. Шарден). Социальные достижения человека не фиксируются в генотипе. Каждое новое поколение осваивает новую социальную программу заново.  

 


 

ЛЕКЦИЯ № 22 Тема: Антропогенез (продолжение)  
Представление Ч. Дарвина о факторах антропогенеза Факторы антропогенеза с позиции современной антропологии Этап биогенеза Время и место появления австралопитековых Восточная и Южная Африка Главные ароморфозы австралопитековых Происхождение бипедии Бипедии предшествовали разные формы локомоции приматов Следствия бипедии Труд – первый и главный социальный фактор, определивший дальнейшее направление антропогенеза Этап биосоциогенеза Взаимодействия человека с природой стали определяться уровнем материальной культуры Трудовая деятельность оказала влияние на изменение морфофизиологических признаков человека Корпоративная деятельность – второй социальный фактор антропогенеза Членораздельная речь – важнейший социальный фактор Расширение рациона питания, переход к мясной пище - фактор антропогенеза Отбор шёл в направлении социальной адаптации, социального поведения Структуризация общества На современном этапе Направления в эволюции человека   Антропогенез и эволюция всего животного мира осуществляется под действием одних и тех же биологических факторов: наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.   Эволюция человека осуществлялась и осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов, относительные роли которых менялись на протяжении антропогенеза.   Семейство гоминид выделилось из отряда приматов, обладающих комплексом антропоморфозов – черт, предшествующих гоминизации. Этап биогенеза проходит под влиянием биологических факторов: мутационного процесса, интенсивности размножения, изоляции и естественного отбора.     совпадают с повышенным радиационным фоном в течение длительного времени. Предположительно, что на этом этапе происходила активная перестройка генома за счёт МГЭ – «транспозиционных взрывов».   прямохождение, расширение рациона питания, перестройка в зубочелюстной системе, изменение периода детства – контакта с родителями для обучения и защиты.   Гипотезы: энергетическая, уменьшение инсоляции и возможности перегрева, ориентировочно-исследовательское поведение «видеть поверх головы», демонстрация угрозы, предметная деятельность, водное происхождение, связь с медленным размножением.   - брахиация - сидение на ветвях - круриация - «суставная ходьба»   Прогрессивные: - освобождение верхних конечностей - усиление невербальных форм общения - узнавание особей при помощи зрения и обоняния - развитие головного мозга Отрицательные: - все болезни позвоночника, радикулиты, тромбофлебиты, опущение внутренних органов, все заболевания сердечно-сосудистой системы.   Бипедия – необходимая предпосылка для возникновения трудовой деятельности, переход к которой от предметной деятельности произошёл на этапе Homo habilis с изготовлением первого орудия труда.     Труд – важнейшая небиологическая адаптация человека к среде обитания, Орудия труда компенсировали человеку всё: небольшую скорость передвижения, физическую силу, органы защиты.   Материальная культура характерна для каждого этапа антропогенеза, для каждой эпохи. Эпоха палеолита сменилась эпохой неолита, мезолита и бронзовым веком. Труд позволил человеку создать собственную искусственную социальную среду обитания, которая сделала его более независимым от природной среды.   Рука стала органом труда. Получил прогрессивное развитие головной мозг, особенно его отделы, связанные с точными, координированными движениями, глазомером, стереотипом движений, концентрацией внимания.   Совместные охота, защита, добывание пищи, забота о потомстве и т.д. требовали постоянного взаимодействия всех членов общества, вызывали развитие всех форм коммуникаций: жестовых, мимических, зрительных, обонятельных, тактильных, слуховых, повышая роль социальной интеграции.   У австралопитековых впервые возникла связь между жестом и звуковым сигналом, у архантропов появились зачатки речи в виде лала – лепета, у прогрессивных палеоантропов членораздельная речь – основа абстрактного мышления, сознания и познания. Возникает язык – система знаков в процессе передачи информации – основа поведения.   Как мощный экологический фактор мясная пища оказала влияние на развитие костно-мышечной системы, обменные процессы в головном мозге, структуру головного мозга, т.к. требовала значительно больших знаний, умений, навыков для добывания. Переход происходил постепенно от сапрофаги к охоте. Настоящее потребление животной пищи началось с появления дистантных орудий охоты (копья, камнеметалки, пращи).   Агрессивность постепенно вытесняется чувствами взаимопомощи, заботы (альтруизмом). Значительный маг – разделение добычи между всеми членами общества, сохранение опыта старейших членов группы, оказание помощи раненым, больным. Полное отрицание каннибализма.   Трудовая деятельность, совместное противостояние сложным условиям среды способствовали социальной структуризации общества, преобразованию локальной популяции в первобытную общину, племя, род с иерархическим укладом.   Эволюция человека, как биологического вида продолжается на микропопуляционном уровне под действием тех же биологических эволюционных факторов. Однако их действие в значительной степени опосредовано социальной средой человека. В настоящее время происходит не только биологическая, но и социальная адаптация человека, нарушение которой приводит к тяжелым негативным последствиям. 1. Переход к целенаправленному и систематическому изготовлению орудий труда, создание культуры, накопление социального опыта и передача поколениям. 2. Повышение социальной интеграции, способствующей развитию систем коммуникаций. 3. Торможение агрессии, усиление процессов концентрации и внимания. 4. Развитее языка и мышления. Язык, как основа человеческого поведения, играет большую роль в стратегии выживания. 5. Выделение периода детства, удлинение срока полового созревания. Для длительного контакта с родителями, для адаптации к сложной социальной среде. 6. Формирование человека как личности, осознание себя как члена социальной группы. 7. Изменения в скелете, связанные с бипедией, рождение ребенка с крупным головным мозгом. 8. Развитие головного мозга, формирование филогенетически новых цитоархитектонических полей, связанных с членораздельной речью, тонкими движениями и ассоциативных.

 

Определение рас В переводе с итальянского, раса – род, порода, племя. Э. Майер, 1968 – «это открытые генетические системы, в результате обмена генами между которыми возможно образование смешанных по происхождению популяций.»

Я. Рогинский, 1978 – «это совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом».

Н. Чебоксаров, 2001 – «это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, морфо-физиологических признаках».

Классификация рас 1. В. Бунак – тройная иерархия рас. Символ схемы – куст.

2. Я. Рогинский – есть 3 большие расы: евразийская (европеоиды), азиатско-американская (монголоиды) и экваториальная (негроиды). Они подразделяются на 22 маленькие расы. Символ схемы – круг. Негроиды – курчавые чёрные волосы, тёмно-коричневая кожа.

Характеристика Негроиды – курчавые чёрные волосы, тёмно- больших рас коричневая кожа, карие глаза, умеренное

выступание скул, прогнатизм, утолщённые губы и

др.

Европеоиды - волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, разнообразные оттенки цвета глаз, ортогнатизм, обычно тонкие или средние губы и др.

Монголоиды – прямые жесткие тёмные волосы, желтоватые оттенки цвета кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно вдающимися скулами, массивные щеки, утолщённые губы и др.

Гипотезы Полицентризм – существовало несколько очагов происхождения рас и их разнообразия для каждой расы.

распределения Моноцентризм – от одного неандертальского предка на одной территории.

Широкий моноцентризм – для всех рас был один общий предок, который расселяясь давал гибридные формы с местными палеоантропами.

 

Я.Рогинский – есть 3 большие расы: евразийская (европеоиды), азиатско-американская (монголоиды) и экваториальная (негроиды).

Они подразделяются на 22 малые расы. Символ схемы – круг.

 


 

 

ЛЕКЦИЯ № 23.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.013 с.)