ТОП 10:

Теория линейного города (Сарио и Мата, Вальтера Грапиуса, Ле Корбюзье).



Быстрый рост городов в послевоенное время поглощал все больше отдалял человека от природы и загородных участков. НА этой почве и продолжалась разработка проблемы сближения человека с природой, Идеей стал сильно растянутый вдоль дорог и водных артерий город линейного типа.

Собственно линейный способ расселения существовал с незапамятных времен, как наиболее распространенный в деревне. Однако большинство линейных городов возникло самопроизвольно, и лишь с конца XIX в. (точнее со времени опубликования книги испанского архитектора Сориа и Мата, 1882 г.) к городам подобного рода стали присматриваться с возрастающим вниманием, а с появлением быстроходных транспортных средств они приобрели актуальность (Soria у Mata Arturo. Ciudad Lineal. 1882).

Сторонники линейной формы расселения полагали, что ленточные города могут оказаться активным средством децентрализации населения в масштабе целых стран, что они способны заменить собой любые города вплоть до столичных центров и что самая сеть линейного расселения неизмеримо лучше уляжется на географической карте, почти безболезненно прорезая территории сельскохозяйственного назначения.

Особенно соблазнительным было последнее обстоятельство, ибо линейный город казался надежной гарантией сохранения в неприкосновенности существующих лесов и полей, как и реальной возможностью приблизить человека к природе, поскольку незначительная ширина города позволяла бы ежедневно посещать лесные массивы, луга и поля, не прибегая к механическому транспорту.

Именно поэтому линейный город очень быстро привлек к себе внимание и вплоть до середины 30-х годов был самой популярной планировочной системой.

Хотя идея линейного города и "носилась в воздухе" всей послевоенной Европы, перекочевывая из страны в страну, но систематической и настойчивой разработкой этой идеи раньше всего занялись в СССР. В 1928 г. под руководством проф. Н. А. Ладовского защитил дипломный проект на тему линейного города архит. В. А. Лавров.

Несмотря на отмеченные преимущества, сразу же обнаружились органические недостатки линейной формы расселения. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. В то время как концентрация административных учреждений, театров, магазинов и высших научных и учебных заведений давала очевидные неудобства (в результате чего и возникли весьма специфические городские центры), в линейном городе не только центры, но и все общественные здания нерационально распылялись.

Потерпев поражение в пропаганде сверхуплотненных компактных городов, Ле Корбюзье, а вслед за ним и Гильберсаймер также обратились к концепции линейного города.

Корбюзье подошел к проблеме реконструкции упомянутых городов в первую очередь с художественно-композиционных позиций. Считая Алжир колониальной столицей Франции и стремясь обеспечить этому городу соответственный масштабный размах, Ле Корбюзье заменяет бесчисленные белые домики, лепящиеся по отрогам Атласских гор, единым гигантским домом, который тянется на многие километры вдоль побережья Средиземного моря. В равной мере собирает он и все административные и общественные здания Алжира в один большой небоскреб, который ставит у порта. В результате же получается контрастное сочетание объемной массы с поражающим воображение горизонтальным корпусом. Это и явилось дополнительным аргументом в пользу создания ленточных домов.


Один из предшественников концепции 'линейного города'. Отрезок кольцевого дачного предместья, спроектированного Сориа и Мата вокруг Мадрида (1882 г.)



Варианты линейного расселения: A - схема H. А. Милютина с параллельным расположением промышленных и жилых районов - лент; Б - фрагмент линейного города Людвига Гильберсаймера, сочетающего большую индустриальную магистраль с тупиковыми ответвлениями жилых улиц, по сторонам которых располагается малоэтажная жилая застройка и школы; В - попытка Вальтера Гропиуса ликвидировать недостатки линейного расселения посредством создания небольших компактных городов, удобно связанных с - железной дорогой или транзитным шоссе

Сравнивая планировочную схему города Гильберсаймера со схемой Н. А. Милютина, можно констатировать, что различие между ними заключается в интервалах и ответвлениях, которые превращали сплошную линию города в своеобразный пунктир. Однако это не было коренным изменением первоначальной схемы, в силу чего пороки непрерывного ленточного города целиком переходили на пунктирный вариант. Растянутость инженерных сетей, разобщенность системы культурно-бытового обслуживания, художественная обезличенность города, как и ряд других отрицательных свойств,- все это было присуще и городу Людвига Гильберсаймера. Но как только автор попытался применить свою схему к проектам реконструкции крупных городов, она потерпела полное фиаско. Это показали проекты реконструкции Чикаго, Нью-Йорка и Лондона, составленные Гильберсаймером в конце 30-х годов после переезда его в Америку.


Экспериментальная схема линейного Лондона, сделанная Гильберсаймером. Новое жилищное строительство размещается по сторонам девяти меридиональных автомобильных дорог; промышленные предприятия - к югу от Темзы; в центре - главный железнодорожный вокзал

Практикам планировочного проектирования известно, что конфигурация городской территории зависит не столько от априорного замысла архитектора, сколько от экономических, инженерно-технических и топографических условий. Так, Эрнст Май - этот ревностный сторонник децентрализации городов посредством функционально-поточного метода планировки - не смог придать Магнитогорску ленточную форму, поскольку промышленный комплекс, непосредственно связанный с местом добычи руды, требовал компактной селитебной территории. То же произошло и с проектами Гильберсаймера, когда он занялся реконструкцией больших, компактно сложившихся городов.


Ле Корбюзье. Проект ленточной урбанизации Алжира (1929-1930 гг.). Общий вид города со стороны Средиземного моря. Вдоль побережья тянется гигантское здание, на крыше которого проходит автострада







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.006 с.)