ТОП 10:

Роль системы архитектурных стилей в градостроительстве (о класицизме, модерне, постимпресионизме, функцианолизме, хай-теке, фрактальной архитектуре)



С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача—служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство—это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

Модерн- cтиль в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв. В различных странах приняты иные названия этого стиля: "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezessionstil) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии, в Испании — «модернизм» (modernismo).

Характерной чертой стиля модерн является стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач. Особенность этого стиля заключается в том, что целостность композиции достигается не посредством применения единой системы

художественных средств, а комплексным решением форм, несущих функциональную нагрузку, т.е. единством принципов проектирования. Для модерна характерно асимметричное построение фасада, укрупнение оконного проема по отношению к форме, что в основном характерно для общественных зданий . Кое-где горизонталь еще преобладает над вертикалью. Вертикальные элементы, в отдельных случаях расчленяя форму, поддерживают равномерный ритм.

Принципу построения зданий «изнутри-наружу» соответствует раскрытость композиций и многообразие формы объемов, наконец, огромное внимание уделяемое интерьеру, поскольку именно интерьер, структура «внутреннего» объема образует ядро, предопределяющее наружный облик здания. Интерьер влияет на экстерьер.

Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчеркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.

Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму.

Функционализм-Объективным достижением функционализма стало изменение метода проектирования – переход от эмпирики к научному методу. Он базировался на выявлении и изучении объективных физиологических и функциональных требований человека к окружающей среде – по геометрическим и физическим параметрам: инсоляции, освещённости, температуре, влажности и скорости движения воздуха в помещениях и пр.
Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, защитив потребителей объектов строительства от крайних проявлений некомпетентности или не одаренности проектировщика в решении функциональных и технических задач архитектуры.

Научный подход к проектированию перерос рамки породивших его течений /конструктивизма, функционализма/ и их крайностей /техницизма, антидекоративизма/ и стал всеобщим методом проектирования уже ко второй половине ХХ в. Колоссальное влияние на формирование композиционных приёмов в архитектуре Современного движения оказали опубликованные Ле Корбюзье в его книге «Лучезарный город» пять принципов проектирования зданий:
- на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости;
- с совмещённой плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию;
- со свободной планировкой внутренних пространств, которую обеспечивает замена внутренних стен колоннами каркаса;
- с ленточными окнами, повышающими освещённость помещений;
- со свободной композицией фасадов, которая достигается заменой несущей конструкции наружных стен на ненесущую, при переходе на каркасную конструктивную систему.

В становлении и развитии функционализма принимали участие :

Вальтер Гропиус- Немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Вальтер Гропиус вошел в историю как один из зачинателей рационалистического направления современной архитектуры, общепризнанный лидер немецких функционалистов 1920-х годов. С его именем связан один из наиболее интересных эпизодов развития архитектуры капиталистического общества — становление функционализма и его превращение из лабораторных экспериментов в широкое течение, распространившееся в зодчестве почти всех стран мира.

Bauhaus- ("Дом строительства") - высшая школа строительства и художественного конструирования - была основана в 1919 году в Веймаре (Германия).

Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.Согласно этой концепции здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями.

Бруно Таут-Немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма. Одним из первых применил в строительстве стекло и бетон, разрабатывал новые типы учебных и жилых комплексов, добиваясь лаконизма композиции и чёткой дифференциации помещений; пропагандировал широкое применение цвета в архитектуре.

АЛВАР ААЛТО -Выдающийся финский архитектор. Представитель функционализма, близкого органической архитектуре. Его постройки, общественные, промышленные сооружения, жилые дома, церкви и выставочные павильоны, есть во многих странах: Финляндии, Швеции, США и других странах. Его поиски неизменно устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура. Аалто — самый яркий пример архитектора, который знает, как заставить стандарт служить эмоциональной стороне зодчества. Аалто олицетворяет собой тип архитектора, который стремится выразить региональные черты универсальным языком, сохраняя при этом их локальную специфику.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Основные черты

· Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

· Использование прямых линий и форм.

· Широкое применение стекла, пластика, металла.

· Использование функциональных элементов, таких как лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

· Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

· Широкое использование серебристо-металлического цвета.

· Высокий прагматизм в планировании пространства.

· Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

· В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа

Здание комплекса сильно отличается от остальной архитектуры этого квартала в центре Парижа, и напоминает издалека, то ли нефтеперегонный завод, то ли какую-то насосную станцию в строительных лесах.

По задумке архитекторов, чтобы разгрузить внутренние помещения, все возможные коммуникации были вынесены наружу здания. А именно, трубы синего цвета это кондиционирование воздуха, желтые – электросистемы, красные – эскалаторы и лифты, зеленые это водопровод, ну а те что потоньше и белого цвета это просто арматурные соединения. Также поражают размеры центра Помпиду – длинна 166м, высота 42м, ширина 60м. Здание состоит из восьми этажей и имеет общую площадь более 100 тыс. кв. м.

Внутри сооружения расположены Государственный музей современного искусства Франции, крупная библиотека, несколько концертных и выставочных залов, институт по изучению акустики и музыки, художественные мастерские для детей

Фрактальная архитектура.На современном этапе развития архитектурной теории и практики понятие «фрактал» используется лишь для обозначения геометрических построений объектов, получаемых из бесконечного множества самоподобных фигур. Иными словами, в архитектуре применение фрактальной геометрии происходит лишь на уровне источника вдохновения для создания нового объекта. Стоит отметить, что это не единственный возможный вариант «фрактальности» в архитектуре. Для более глубокого понимания сути фракталов необходимо понять, что это такое, какими свойствами они обладают, какие их типы существуют и целесообразно ли основывать на этом фундаменте новые теории.Понятия «фрактал» и «фрактальная геометрия» появились в 1970-х годах благодаря Бенуа Мандельброту, который занимался изучением нерегулярных самообразующихся структур. Сам Мандельброт охарактеризовал свою теорию как морфологию бесформенного.Принципы фрактальности объекта: - самоподобие – любая часть целого подобна самому целому; - динамичность, способность к саморазвитию (в природе нет статичных состояний и фиксированных размерностей); - нерегулярность (при увеличении масштаба регулярной фигуры будет получен фрагмент прямой, фрактальные структуры с увеличением масштаба не становятся более простыми: на всех уровнях фигуры будут иметь одинаково сложные очертания); - рекурсивность; - дробность, обладающая изоморфизмом.

Повторение законов природы в архитектурном формообразовании позволило нашим предшественникам на интуитивном уровне создать фрактальные здания и сооружения. Сходства между геометрическими, природными и архитектурными объектами свидетельствуют о наличии общего закона развития объектов реального мира, о существовании общего кода – метаязыка.Архитектура как результат созидательной деятельности человека естественным образом базируется на законах развития мироздания, воспринимаемых человеком интуитивно или осознанно. Фрактальный принцип развития природных и геометрических объектов проникает вглубь архитектуры и как образ внешнего решения объекта, и как внутренний принцип архитектурного формообразования. После появления фрактальной геометрии в архитектуре получило развитие новое направление проектирования, которое можно охарактеризовать как осознанная фрактальность архитектурных форм

Градостроительные доктрины второй половины ХХ века (бионические города, теория пространственного города, теория плавучего города, экологические города с использованием энергии природы). Их связь с архитектурными доктринами.

Бионические города.Известные испанские архитекторы М. Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня». Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 метров. Между кварталами — перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов — разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты — аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов.

Плавучие города. Уровень мирового океана поднимается с каждым годом, а значит, в долгосрочной перспективе города будут все больше удаляться от береговой линии, таким образом, забирая площадь, необходимую для роста лесов и жизни десятков, если не сотен тысяч видов животных. Возникает вопрос: почему бы не подойти к проблеме планирования поселений с другой стороны, точнее, почему бы не перенести эти поселения по другую сторону от береговой линии?

1. Китообразный плавучий сад

Архитектор Vincent Callebaut создал проект плавучего дома «Physalia», или даже плавучего города. Это китообразный плавучий дом предназначенный для того, чтобы бороздить реки и очищать их воды от загрязнений. Архитектурно-экологический проект Винсента представляет собой самодостаточную экосистему. Необходимую для жизнеобеспечения энергию плавучий дом извлекает из солнечного света. Загрязненная речная вода очищается биофильтрами. Футуристический дизайн этого плавучего города скорее утопический, но вселяет надежду на светлое будущее, когда утопические технологии, возможно, будут реализованы. Китообразный дом не только очищает загрязненную речную воду, но и сам не загрязняет окружающую среду. Получаемая от тонкопленочный солнечных панелей энергия передается работающим на электричестве гидротурбинам. Таким образом плавучий китообразный сад работает на возобновляемых источниках. Его корпус состоит из новейшего материала TiO2, который вступает в реакцию с ультрафиолетовым излучением и как ситечко фильтрует воду. Внутри плавучего дома располагаются тематические павильоны с различными растениями: «Земля», «Ветер», «Огонь», «Вода», которые символизируют четыре первоэлемента считавшиеся древними греками первоисточниками всего существующего на земле.

2. Зелёный Плот

Команда ученых, инженеров и финансистов из Японии начали работу над проектом, который превзойдёт небоскрёб Бурдж-Халифа в Дубае по всем показателям во много раз. Команда стремится построить плавающую башню, которая имеет высоту 1 км и представляет из себя жилой комплекс и ферму, при этом весь вертикальный комплекс уравновешивается гигантским плавучим основанием. Команда полагает, что к 2025 году необходимая технология появится и позволит начать процесс строительства. Проект «Зелёный Плот» предусматривает строительство множества плавающих комплексов, которые будут объединяться в отдельные плавучие города со своей инфраструктурой. Технология страительства комплексов схожа, с тем как ростёт лилия в воде. Город будет построен в экваториальном регионе, где солнечный свет в достатке и воздействие тайфунов минимально. Комплекс будет состоять из «Города в Небе», который предствавляет из себя чашеобразную жилую структуру высотой 1 километр и шириной от 700 до 1000 метров. Город в Небе не будет иметь сильных ветров и обеспечит комфортную температуру 26-28 градусов Цельсия. Этот город будет способен разместить в жилой части до 30 000 жителей. Для тех, кто не хочет жить в небесной роскоши, комплекс предоставит «Курорт на Берегу», где будут построены невысокие особняки для комфортного проживания. Курорт на Берегу обеспечит жильём до 10 000 жителей.

Кроме жилых комплексов, проект Зеленый Плот будет иметь промышленную и офисную части комплекса. Эти части дадут работу до 10 000 человек. Инженерно-машиностроительная корпорация Shimizu планирует построить башню из суперлегких сплавов, полученных из магния. После создания острова диаметром 3 км, каждый новый уровень башни будет строиться на уровне земли, отталкивая предыдущий уровень в море. Когда 1 000-метровая конструкция будет построена, башня будет поднята из воды на свою полную высоту. Комплекс рассчитан на минимальные выбросы углекислого газа в атмосферу. Электрическая энергия будет производиться эффективным использованием естественных источников энергии, включая космические солнечные спутники передающие энергию на расстоянии, волны, ветер и солнечную энергию.

3. Подводный небоскреб Water-Scraper: мегаполис в океане

В теории, построение целых городов в океане вполне возможно, в поддержку чего выступает автор проекта Water-Scraper, дизайнер Сарли Андре Бин Сакрум (Sarly Adre Bin Sarkum). Предложенная для участия в конкурсе eVolo Skyscraper Competition концептуальная постройка является самодостаточной жилой единицей, свободно передвигающейся по просторам океана.

Электричество, необходимое для поддержания жизни в «подводном небоскребе», может быть получено благодаря использованию различных естественных источников энергии: солнца, ветра и течения воды. В свою очередь, освоив аквакультуру и гидропонную культуру в качестве альтернативы сельскому хозяйству, жители Water-Scraper смогут выращивать необходимую пищу. Площадь, находящаяся над водой, способствует поддержанию чистоты воздуха и может быть заселена животными.

Строение поддерживается в вертикальном положении благодаря системе балластов и щупальцеобразным отросткам, также собирающим кинетическую энергию волн. В то время как жилые и офисные помещения будут располагаться на верхних уровнях, ближе к свету, автоматизированные промышленные модули и системы жизнеобеспечения будут размещены ниже.

Устойчивый го́род или э́кого́род — это город, спроектированный с учётом влияния на окружающую среду, населённый людьми, стремящимися минимизировать потребление энергии, воды и продуктов питания, исключить неразумное выделение тепла, загрязнение воздуха углекислым газом CO2 и метаном, а также загрязнение воды. Первым слово «экогород» использовал Ричард Регистер в 1987 г. в книге Экогород Беркли: строительство города для здорового будущего.[1] Из других видных личностей, которые предвидели появление экогородов, можно назвать архитектора Пауля Даунтона, который позднее основал компанию Ecopolis Pty, и писателя Тимоти Битлея, много писавший по этой теме. При проектировании таких городов иногда используется методы индустриальной экологии.

Устойчивый город может прокормить себя с минимальной зависимостью от окружающей местности, а энергию производить с помощью возобновляемых источников. Трудность состоит в оставлении минимально возможного экологического следа, в минимизации возможного загрязнения. Для этого нужно эффективно использовать землю, компостировать остатки используемых материалов, перерабатывать отходы или преобразовывать их в энергию. Если такая практика соблюдается, общий вклад города в изменение климата будет минимальным.

Подсчитано, что около 50% населения планеты живёт в городах и городских поселениях.[2] Эти большие сообщества создают как проблемы, так и хорошие возможности для экологически целенаправленных действий. Для того, чтобы сделать город более стабильным, проектирование и эксплуатация зданий, а также образ жизни и сознание жителей должны быть повёрнуты в сторону стабильного мышления.

Экологические города формируются путём применения различных методов, таких как:

· Создание различных сельскохозяйственных структур, участков в черте города (в центре или пригородах). Это сокращает путь продуктов питания от поля до стола. На практике можно создавать либо малые частные земледельческие участки, либо более масштабные производства (например, вертикальные сельскохозяйственные здания типа «агронебоскрёбов»).

· Использование возобновляемых источников энергии: ветрогенераторов, солнечных батарей или биогаза, созданного из сточных вод. Масштабы города могут обеспечить экономическую целесообразность и жизнеспособность таких источников энергии.

· Различные методы снижения необходимости кондиционирования воздуха (большой спрос на энергию), такие как посадка деревьев и цветовое освещение поверхности, устройство природных систем вентиляции, увеличение водных объектов и зелёных зон до уровня не менее 20% от площади города. Эти меры направлены таже на борьбу с «эффектом теплового острова», вызванного обилием бетона и асфальта, которые делают городские районы на несколько градусов теплее, чем окружающие сельские районы. Разница достигает вечером целых шесть градусов по Цельсию.

· Улучшение общественного транспорта и увеличение пешеходных зон для сокращения автомобильных выхлопов. Для этого требуется совершенно другой подход к планированию города, с продуманной интеграцией деловых, промышленных и жилых зон. Дороги нужно проектирвать так, чтобы вождение не вызывало затруднения.

· Оптимальная плотность застройки, чтобы сделать общественный транспорт жизнеспособным, но избежать создания городских островов тепла.

· Уменьшение разрастания городов, поиск новых путей, позволящих людям жить ближе к работе. Поскольку рабочие места имеют тенденцию возникать, как правило, в городе, в даунтауне или городском центре, работодатели ищут способы увеличения плотности путём изменения «архаичных» взглядов многих жителей городов иметь межрайонные промежутки. Одним из новых подходов к решению этой проблемы являются предложения, разработанные движением «разумный рост».

· Зелёные крыши.

· Транспорт с нулевым уровнем выбросов.

· Активный дом.

· Устойчивые городские дренажные системы.

· Энергосберегающие системы/устройства.

· Ксероландшафтинг - садовое и ландшафтное проектирование с сохранением чистой воды («ксерос» — сухой)

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.014 с.)