Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раскройте основные черты сознания как философской проблемы. Сознание и бессознательное.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сознание – это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Сознание – это единство субъективного и объективного, единство того, что зависит от субъекта, от состояния его нервной системы, индивидуального опыта, условий жизни и того, что не зависит от него, а обусловлено окружающей действительностью, отражает ее. Основные черты философского понятия сознания: 1.выделение онтологического статуса сознания 2.характеристика его в гносеологическом аспекте (сознание есть отражение окружающей действительности) 3.сознание есть идеальное (существует в виде идеальных образов) 4.сознание есть не только отражение действительности, но и отношение к ней, осмысление действительности 5.сознание означает высший уровень психической активности человека, оно придает деятельности человека целенаправленный характер 6.сознание предполагает развитие самосознания человека 7.сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей индивидуальное и общественное сознание, сознательное и бессознательное, чувственное и рациональное. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формирование различного рода потребностей, которые возникают под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Таким образом, цели человека порождены неудовлетворенностью миром и потребностью к его изменению, приданию ему формы, необходимой человеку. Наша обычная деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится, прежде всего, цель. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, так например, по мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. Сократ, утверждал, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Иначе освещается вопрос о бессознательном в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного. Он полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе. Гегель отмечал, в нашей душе содержится огромное богатство испытанных нами ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Тем не менее, Я представляет собой нечто совершенно простое, лишенное всех определений вместилище, в котором все это сохраняется, но не существует в фокусе сознания. Лишь в том случае, если мы припоминаем какое-либо представление или мысль, мы выносим их из этой тьмы бессознательного и поднимаем до уровня существования в сознании. Таким образом, человек никогда не может знать, сколько знаний и впечатлений он в действительности имеет внутри себя. На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на: Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно). Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.). Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Но единство – это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. В тоже время язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако язык не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения нацелены на общение с миром и с себе подобными.
Билет 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.012 с.) |