ТОП 10:

Проанализируйте классический период античной философии (приведите основных представителей и их идеи).



Проанализируйте классический период античной философии (приведите основных представителей и их идеи).

Расцвет классической античной философии приходится на V-IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей-Сократа, Платона и Аристотеля.

Главной особенность - создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от происхождения мира к вопросам проблемы человека (антропология) и познания (гносеология).

Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греч. sophistes - мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V-ÏV вв. до н. э. Софисты были первыми философами-профессионалами.

Проблематика была вызвана общественными потребностями. В V ст. до н. э. во многих городах Греции установилась демократическая форма политического правления. Перед народом должен был быть образований человек, который бы владел ораторским искусством. Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

Проблема человека центральная в философии Сократа. Сократ был первым философом, который поставил человека в центр философии, а философии пытался придать человеческий характер. Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: "Познай самого себя". Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека.

Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как "добро", "истина", "красота". Он утверждает, что истину необходимо искать в своей душе.

Сократ положил начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, наивысшее благо — в достижении счастья.

Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.

Платон (427-347 гг. до н. э.)

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира - Платона.

Наиболее известными произведениями являются диалоги "Софист", "Парменид", "Государство". Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящим вопросами, метод анализа понятий.

Платон первым сформулировал систему объективного идеализма. Онтологическая проблема Платон построена на попытке найти ответ на вопрос о первооснове мира, происхождении и нахождении общих понятий. Он считал, что идеи (основные понятия) - это идеальные образы или модели реального мира, которые существуют самостоятельно в особом мире.

Весь мир Платон делил на две части: мир эйдосов (от греч. -вид, мысль) идей, это истинное, подлинное бытие, и мир вещей. Платоновские идеи это образцы, по которым создана вся природа. Вещи возникают, изменяются, погибают, в них нет ничего прочного, истинного. Каждая идея есть прообразом вещи. Материальные предметы вторичны, они являются подобием, отражением своих идеальных образов. По Платону, идеи, "эйдосы" - прообразы всех вещей существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Такая философская система, где идеи выступают как идеальное начало получила название объективного идеализма.

Платон рассматривает человека как единство души и тела. Человеческая душа бессмертна.

Аристотель (384-322 г. до н. э.)

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля, (ученик Платона, ученый, энциклопедист, воспитатель Александра Македонского, основатель логики, как средства рационального познания мира).

Сын врача, он с детства был причастен к медицине, сам он окончил медицинскую школу. В молодые годы Аристотель глубоко занимался естественными науками, особенно биологией и медициной. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими из них являются "Органон", "Метафизика", "Физика", "О небе", "Никомахова этика". Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. "Платон мне друг, но истина дороже" - гласит приписываемое Аристотелю изречение.

Полагал, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой вещи, "...как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них? Ведь покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность". Он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Необходимо, чтобы предмет и его идея существовали вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия "идея" Аристотель употребляет термин "форма", которой обозначает идеальную сущность, вечную и неизменную. "Форма" Аристотеля - это почти тоже самое, что "идея" Платона. Кроме форм существует также материя как бесформенная основа для создания конкретных предметов и явлений. Материя является вечной, существует объективно, но сама по себе пассивна, инертна. Она содержит в себе только возможность возникновения различных предметов. Развитие материи, превращение заложенных в ней возможностей в реальные предметы, происходит благодаря форме. Вещь, является единством материи и формы. Например, фраза Аристотеля: "под материей я понимаю, например, медь; под формою - очертание образа; под тем, что состоит из обоих, -статую, или целое" подтверждает единство формы и материи, где материя пассивная, а форма активная. Лестница форм ведет к высшей форме или "форме форм". Эта предельная форма есть Бог - источник и Перводвигатель бытия.

Следовательно, материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом.

 

На вопрос, какую он получил пользу от философии, Аристотель ответил: "Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом".

Главные положения философии Аристотеля

1. Учение о категориях.

2. Наука о законах мышления - логика.

3. Учение о материи и форме, где материя - пассивная возможность, потенция становления, а форма - активное начало, сущность бытия, действительность.

4. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает я чувством. Душа человека есть разумная душа, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе ("общественное животное"). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен.

Наследие Аристотеля энциклопедично. Его заслуга в том, что он:

• систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью;

• систематизировал вес знания того времени о неживой и живой природе, психологию человека, устройство государства, познание;

• разработал основные понятия этики (добро, счастье, блаженство и др);

• содал первую систему категории;

• первым ввел в научный исследовательский обиход понятие "Tabula rasa" (чистая доска), сравнив первозданный, незамутненный впечатлениями ум с "дощечкой для письма": пока на ней ничего не написано, ум ничего и не мыслит;

• ввел понятие "эфира", или, как стали в дальнейшем говорить, "пятой сущности" (quinta essentía - квинтэссенция; впоследствии слово квинтэссенция по значению отошло от первоначального смысла и синонимировалось с фразой "главная сущность чего-либо"). Согласно учению Аристотеля, наряду с четырьмя физическими элементами существует еще один - пятый по счету, - названный им "эфиром";

• впервые применил понятие "организм", описал более 500 видов животных, основал сравнительную анатомию, эмбриологию и физиологию. Важным у взглядах Аристотеля понимание целостности организма, тесного взаимодействия его органов. Аристотель высказал важную мысль о том, что врач, прежде всего, лечит конкретно взятого человека, а не человека вообще. Поэтому и лечение его должно отражать определенную специфику, отвечать сущности конкретного явления. Сущность здоровья у Аристотеля определяется врачебным искусством. По мнению Аристотеля, врачебное искусство — это знание о содействии здоровью и о том, какой образ жизни вести. Чтобы искусство врача было достаточно высоким, он считал, что врачу надо познавать как здоровье, так и желчь и флегму с которыми он связывал здоровье. Учение Аристотеля сыграло значительную роль в дальнейшем развитии медицины.

Дайте общую характеристику философии Возрождения. Каково значение этой эпохи для европейской культуры, ее достижения, противоречения, основные особенности и проблемы. Опишите учения Николая Кузанского, Николо Макиавелли, Джордано Бруно.

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков.

На­правления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л. Валли);

2) неоплатоническое (ХV - ХVI вв.) - с позиций идеализ­ма пытались познать явления природы, Космос, про­блемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (ХVI- нач. ХVII вв.) - опираясь на научные и астрономические открытия, сделали по­пытку изменить представление об устройстве Все­ленной, Космосе и основе мироздания (Николай Ко­перник, Джордано Бруно, Г. Галилей);

4) реформационное (ХVI - ХVII вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);

5) политическое (ХV- ХVI вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);

6) утопическо - социалистическое (ХV- ХVII вв.) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при усло­вии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как: Антропоцентризм философского и научного поиска. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.

Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть. Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.

Пантеизм – отождествление Бога с природой. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

Проанализируйте классический период античной философии (приведите основных представителей и их идеи).

Расцвет классической античной философии приходится на V-IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей-Сократа, Платона и Аристотеля.

Главной особенность - создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от происхождения мира к вопросам проблемы человека (антропология) и познания (гносеология).

Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греч. sophistes - мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V-ÏV вв. до н. э. Софисты были первыми философами-профессионалами.

Проблематика была вызвана общественными потребностями. В V ст. до н. э. во многих городах Греции установилась демократическая форма политического правления. Перед народом должен был быть образований человек, который бы владел ораторским искусством. Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

Проблема человека центральная в философии Сократа. Сократ был первым философом, который поставил человека в центр философии, а философии пытался придать человеческий характер. Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: "Познай самого себя". Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека.

Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как "добро", "истина", "красота". Он утверждает, что истину необходимо искать в своей душе.

Сократ положил начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, наивысшее благо — в достижении счастья.

Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.

Платон (427-347 гг. до н. э.)

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира - Платона.

Наиболее известными произведениями являются диалоги "Софист", "Парменид", "Государство". Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящим вопросами, метод анализа понятий.

Платон первым сформулировал систему объективного идеализма. Онтологическая проблема Платон построена на попытке найти ответ на вопрос о первооснове мира, происхождении и нахождении общих понятий. Он считал, что идеи (основные понятия) - это идеальные образы или модели реального мира, которые существуют самостоятельно в особом мире.

Весь мир Платон делил на две части: мир эйдосов (от греч. -вид, мысль) идей, это истинное, подлинное бытие, и мир вещей. Платоновские идеи это образцы, по которым создана вся природа. Вещи возникают, изменяются, погибают, в них нет ничего прочного, истинного. Каждая идея есть прообразом вещи. Материальные предметы вторичны, они являются подобием, отражением своих идеальных образов. По Платону, идеи, "эйдосы" - прообразы всех вещей существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Такая философская система, где идеи выступают как идеальное начало получила название объективного идеализма.

Платон рассматривает человека как единство души и тела. Человеческая душа бессмертна.

Аристотель (384-322 г. до н. э.)

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля, (ученик Платона, ученый, энциклопедист, воспитатель Александра Македонского, основатель логики, как средства рационального познания мира).

Сын врача, он с детства был причастен к медицине, сам он окончил медицинскую школу. В молодые годы Аристотель глубоко занимался естественными науками, особенно биологией и медициной. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими из них являются "Органон", "Метафизика", "Физика", "О небе", "Никомахова этика". Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. "Платон мне друг, но истина дороже" - гласит приписываемое Аристотелю изречение.

Полагал, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой вещи, "...как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них? Ведь покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность". Он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Необходимо, чтобы предмет и его идея существовали вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия "идея" Аристотель употребляет термин "форма", которой обозначает идеальную сущность, вечную и неизменную. "Форма" Аристотеля - это почти тоже самое, что "идея" Платона. Кроме форм существует также материя как бесформенная основа для создания конкретных предметов и явлений. Материя является вечной, существует объективно, но сама по себе пассивна, инертна. Она содержит в себе только возможность возникновения различных предметов. Развитие материи, превращение заложенных в ней возможностей в реальные предметы, происходит благодаря форме. Вещь, является единством материи и формы. Например, фраза Аристотеля: "под материей я понимаю, например, медь; под формою - очертание образа; под тем, что состоит из обоих, -статую, или целое" подтверждает единство формы и материи, где материя пассивная, а форма активная. Лестница форм ведет к высшей форме или "форме форм". Эта предельная форма есть Бог - источник и Перводвигатель бытия.

Следовательно, материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом.

 

На вопрос, какую он получил пользу от философии, Аристотель ответил: "Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом".

Главные положения философии Аристотеля

1. Учение о категориях.

2. Наука о законах мышления - логика.

3. Учение о материи и форме, где материя - пассивная возможность, потенция становления, а форма - активное начало, сущность бытия, действительность.

4. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает я чувством. Душа человека есть разумная душа, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе ("общественное животное"). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен.

Наследие Аристотеля энциклопедично. Его заслуга в том, что он:

• систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью;

• систематизировал вес знания того времени о неживой и живой природе, психологию человека, устройство государства, познание;

• разработал основные понятия этики (добро, счастье, блаженство и др);

• содал первую систему категории;

• первым ввел в научный исследовательский обиход понятие "Tabula rasa" (чистая доска), сравнив первозданный, незамутненный впечатлениями ум с "дощечкой для письма": пока на ней ничего не написано, ум ничего и не мыслит;

• ввел понятие "эфира", или, как стали в дальнейшем говорить, "пятой сущности" (quinta essentía - квинтэссенция; впоследствии слово квинтэссенция по значению отошло от первоначального смысла и синонимировалось с фразой "главная сущность чего-либо"). Согласно учению Аристотеля, наряду с четырьмя физическими элементами существует еще один - пятый по счету, - названный им "эфиром";

• впервые применил понятие "организм", описал более 500 видов животных, основал сравнительную анатомию, эмбриологию и физиологию. Важным у взглядах Аристотеля понимание целостности организма, тесного взаимодействия его органов. Аристотель высказал важную мысль о том, что врач, прежде всего, лечит конкретно взятого человека, а не человека вообще. Поэтому и лечение его должно отражать определенную специфику, отвечать сущности конкретного явления. Сущность здоровья у Аристотеля определяется врачебным искусством. По мнению Аристотеля, врачебное искусство — это знание о содействии здоровью и о том, какой образ жизни вести. Чтобы искусство врача было достаточно высоким, он считал, что врачу надо познавать как здоровье, так и желчь и флегму с которыми он связывал здоровье. Учение Аристотеля сыграло значительную роль в дальнейшем развитии медицины.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.018 с.)