Поликлинической терапии и общеврачебной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поликлинической терапии и общеврачебной практики



С курсами дерматовенерологии и медицинской реабилитации

 

 

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 29 августа 2013 Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Саливончик Д.П.  

 

 

ТЕМА III:

 

Электрокардиограмма при нарушении ритма и проводимости

 

Учебно-методическая разработка для студентов

5 курса

медико-диагностический факультета по дисциплине

«Функциональная диагностика»

 

Автор: д.м.н., профессор Д.П.Саливончик

 

Гомель, 2013г.

Учебные и воспитательные цели.

Основные учебные цели в преподавании внутренних болезней в течение 5 года обучения – научиться профессиональным врачебным навыкам обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза (в рамках синдрома), индивидуализированной терапии, профилактики, ведению основной медицинской документации, обучиться способам оказания неотложной медицинской помощи, реабилитации и диспансеризации больных с основными заболеваниями внутренних органов, а также принципам врачебно-трудовой экспертизы, ознакомить с принципами работы общей практики. Главным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгенологический и эндоскопический кабинеты, клиническая и биохимическая лаборатория), палатах интенсивного наблюдения, участие в обходе больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами. При этом предусматривается приобретение студентами практических навыков в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных ЭКГ, ФКГ, ультразвукового, рентгенологического обследования и пр. Обучение на кафедре внутренних болезней предусматривает обязательные дежурства.

Цель данного практического занятия:

1) Научить диагностике основных нарушений ритма и проводимости

2) Научить методике обследования больных с аритмиями

3) Научить студентов проводить неотложную терапию жизнеопасных нарушений ритма и проводимости.

Мотивация для усвоения темы

Нарушение ритма сердца - один из самых сложных разделов кардиологии. Аритмии осложняют течение многих заболеваний. Возникнув однажды, они обычно повторяются, что приводит в большинстве случаев к значительному снижению трудоспособности и, нередко, к инвалидизации заболевших. Успешное лечение больных с нарушением ритма имеет большое социальное значение. Однако врачи различных специальностей зачастую испытывают затруднения в дифференциальной диагностике и тактике ведения пациентов с расстройствами сердечного ритма и проводимости. Это связано с большим разнообразием аритмий, вариабельностью их течения, трудностями в оценке прогноза, многообразием антиаритмических средств и методов лечения. В связи с этим изучение особенностей нарушений ритма сердца и проводимости является актуальным и важным для врача любой специальности.

 

Задачи практического занятия:

Студенты должны знать:

1) Классификацию аритмий

2) Причины и механизмы развития аритмий

3) ЭКГ – признаки нарущений ритма и проводимости

4) Дополнительные методы диагностики аритмий

5) Группы антиаритмических препаратов

6) Алгоритмы купирования пароксизмальных тахиаритмий, фибрилляции желудочков, синдрома Морганьи Эдемса - Стокса

7) Принципы лечения нарушений ритма и проводимости.

Студенты должны уметь:

1) Проводить сбор анамнеза и физикальное обследование больного с нарушением ритма и проводимости

2) Интерпретировать ЭКГ пациентов с нарушениями ритма и проводимости

3) Назначать медикаментозную терапию пациентам с жизнеугрожаемыми нарушениями ритма и проводимости.

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Основные понятия в электрофизиологии сердца (ПП, ПД, возбудимость и рефрактерные периоды).

2. Анатомия сердца, проводящая система сердца, кровоснабжение и иннервация.

3. Признаки нормальной ЭКГ, признаки нормального синусового ритма.

4. Основные ЭКГ-синдромы (нарушения ритма сердца и проводимости, гипертрофия камер сердца, изменения при ИБС).

5. Клиническая фармакология средств, применяемых для проведения медикаментозных проб, а также проведение неотложной помощи в кардиологии.

 

Основные учебные вопросы:

1. Современные представления о патогенезе. Классификация аритмий.

2. Экстрасистолия. Патогенез. Клинические проявления. Топическая диагностика экстрасистолических аритмий (ЭКГ-признаки). Особенности врачебной тактики, показания к назначению антиаритмических препаратов. Профилактика экстрасистолии.

3. Пароксизмальные тахикардии. Патогенез. Клиническая картина приступа пароксизмальной тахикардии. Изменения ЭКГ. Изменения системной гемодинамики при приступе. Медикаментозная терапия во время приступа пароксизмальной тахикардии, суправентрикулярной и желудочковой. Показания к электроимпульсной терапии. Профилактика приступов. Прогноз.

4. Фибрилляция и трепетание предсердий. Патогенез. Классификация. Клиническая симптоматология. Изменения ЭКГ. Влияние фибрилляции предсердий на гемодинамику. Осложнения. Терапия пароксизмальной и постоянной формы мерцательной аритмии. Показания к электроимпульсной терапии. Ведение больных после восстановления ритма. Профилактика рецидивов мерцательной аритмии. Медико-социальная экспертиза. Прогноз.

5. Фибрилляция желудочков. Патогенез. Клиника. ЭКГ-признаки. Неотложная терапия. Роль палат интенсивной терапии в предупреждении, диагностике и терапии фибрилляции желудочков.

6. Синдром слабости синусового угла. Диагностика. Клинические проявления. Показания к имплантации искусственного водителя ритма.

7. Нарушение проводимости. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Характер ЭКГ-изменений. Изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости. Осложнения (синдром Морганьи-Эдемса-Стокса, сердечная недостаточность, нарушения ритма). Диагностика и дифференциальная диагностика. Роль электрофизиологических исследований и мониторирования ЭКГ. Лечение. Врачебная тактика при остро возникших нарушениях проводимости. Показания к временной кардиостимуляции. Терапия хронических нарушений проводимости. Показания к имплантации кардиостимуляторов. Медико-социальная экспертиза. Прогноз.

 

Практические навыки:

1. Техника и методики регистрации ЭКГ: регистрация ЭКГ в 12 отведениях (3 стандартных двухполюсных (по Эйнтховену); 3 усиленных однополюсных от конечностей (по Гольдбергеру); 6 грудных однополюсных (по Вильсону).

2. Расшифровка ЭКГ с нарушениями ритма сердца, написание ЭКГ-заключения.

3. Составление программы обследования больных с аритмиями.

4. Интерпретация данных инструментального обследования больных с НРС и проводимости (Холтеровское мониторирование, чреспищеводная электростимуляция, функциональные пробы)

5. Стандарты оказания неотложной помощи при нарушениях ритма сердца.

 

Ход практического занятия:

Тема рассчитана на 12 часов

1. Вводное слово преподавателя (организационный момент). Формулировка целей и задач настоящего практического занятия. Контроль исходного уровня знаний (устный опрос и/или тестовый контроль) – 10% рабочего времени.

2. Самостоятельная работа студентов (под руководством преподавателя). Она является главным методом обучения в терапевтической клинике и предусматривает следующие методы: курация закрепленных больных, работа в кабинетах функциональной диагностики, рентгенологическом и эндоскопическом кабинетах, клинической и биохимической лаборатории, палатах интенсивного наблюдения, работа с выданными учебными историями болезни, методическими рекомендациями, пособиями, решение ситуационных задач – 30 % рабочего времени.

3. Обсуждение практического занятия с использованием клинического разбора тематических больных (представление куратором больного, оценка результатов обследования, проведение дифференциальной диагностики, установление клинического диагноза, определение плана лечения), осмотра поступивших больных, учебных историй болезни, наборов таблиц, рисунков, схем, иллюстрирующих тему, методических рекомендаций кафедры – 50 % рабочего времени.

4. Итоговый контроль усвоения темы занятия (устный опрос и/или тестовый контроль, отчет по выданным ситуационным задачам и результатам лабораторных и инструментальных методов исследования) – около 10 % рабочего времени.

5. Заключительное слово. Подведение итогов практического занятия. Детализация задания на дом.

 

 

ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Аритмии сердца (нарушения сердечного ритма) – группа патологических состояний, которые проявляются следующими отклонениями в работе сердца:

• Изменением частоты ритма сердечных сокращений (тахикардия, брадикардия).

• Появлением несинусового ритма или любого неправильного ритма.

• Нарушениями проводимости импульса.

Классификация аритмий

Единой классификации аритмий в настоящее время не существует.

Для практического использования удобна клинико-электрокардиографическая классификация аритмий сердца (По М.С. Кушаковскому и Н.Б. Журавлевой в модификации Г.Е. Ройтберга и А.В. Струтынского):

I. Нарушение образования импульса.

1. Нарушения автоматизма СА-узла (номотопные аритмии):

- Синусовая тахикардия.

- Синусовая брадикардия.

- Синусовая аритмия.

2. Синдром слабости синусового узла.

3. Эктопические (гетеротопные) ритмы, обусловленные преобладанием автоматизма эктопических центров:

- Медленные (замещающие) выскальзывающие комплексы и ритмы:

Предсердные комплексы и ритмы.

Комплексы и ритмы из АВ-соединения.

Желудочковые комплексы и ритмы.

- Ускоренные эктопические ритмы (непароксизмальные тахикардии):

Предсердные эктопические ритмы.

Эктопические ритмы из АВ-соединения.

Желудочковые эктопические ритмы.

- Миграция суправентрикулярного водителя ритма.

4. Эктопические (гетеротопные) ритмы преимущественно обусловленные механизмом повторного входа волны возбуждения:

- Экстрасистолии:

Предсердная экстрасистолия.

Экстрасистолии из АВ-соединения.

Желудочковая экстрасистолия.

- Пароксизмальная тахикардия:

Предсердная пароксизмальная тахикардия.

Пароксизмальная тахикардия из АВ-соединения.

Желудочковая пароксизмальная тахикардия.

- Трепетание предсердий.

- Мерцание (фибрилляция) предсердий.

- Трепетание и мерцание (фибрилляция) желудочков.

II. Нарушения сердечной проводимости.

1. Синоатриальная блокада.

2. Атриовентрикулярная блокада:

I степени.

II степени.

III степени (полная).

3. Внутрипредсердная (межпредсердная) блокада.

4. Внутрижелудочковые блокады (блокады ветвей пучка Гиса):

Блокада одной ветви пучка Гиса (однопучковые, или монофасцикулярные).

Блокада двух ветвей пучка Гиса (двухпучковые, или бифасцикулярные).

Блокада трех ветвей пучка Гиса (трехпучковые, или трифасцикулярные).

5. Асистолия желудочков.

6. Синдромы преждевременного возбуждения желудочков:

Синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW).

Синдром укороченного интервала P-Q(R) (CLC).

III. Комбинированные нарушения ритма.

1. Парасистолия.

2. Эктопические ритмы с блокадой выхода.

3. Атриовентрикулярные диссоциации.

 

По локализации аритмии делят на:

1. Наджелудочковые (суправентрикулярные) аритмии.

2. Желудочковые аритмии.

 

Классификация аритмий с прогностической точки зрения

1. Жизнеопасные аритмии - вызывающие отек легких, гипотонию, ишемию мозга и/или миокарда.

2. Прогностически неблагоприятные аритмии:

Бессимптомные или клинически выраженные желудочковые аритмии с повышенным риском внезапной смерти (при ИБС, гипертрофии левого желудочка, хронической сердечной недостаточности, удлиненном интервале QT, синдроме WPW и др.).

Нарушения ритма с повышенным риском тромбоэмболических осложнений (мерцательная аритмия).

3. Прогностически незначимые аритмии - без структурных изменений миокарда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.028 с.)