Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технические приёмы схематизации
В пособии предложены технические навыки схематизации, способствующие развитию навыков создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач, создания моделей изучаемых объектов и процессов, формированию знаково-символических средств представления информации. Выполнение установленных требований предполагает формирование навыков «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями содержание информационного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими навыками, участники самообразования смогут применять схематизацию в познавательной и социальной действительности. В познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют, во-первых, развитию образно-познавательного мышления, во-вторых, пониманию и освоению любых новых знаний. Схемы способствуют нахождению либо поиску: связей, взаимосвязей, ложных связей, отсутствия связей; вскрывают и проверяют на объективность найденные умолчания, выявляют причинно-следственные связи (алгоритмики). Связи, взаимосвязи бывают между: · образами и словами; · образами и понятиями; · словами и понятиями; · между словами; · между образами; · между понятиями. Поиск связей, взаимосвязей в тексте производится через постановку вопросов: как, почему, зачем, кто, где? При создании схем следует учитывать следующее: Схема состоит из знаков, читаемых однозначно в рамках определённой сферы и каждый человек одно и то же изображение может трактовать по-разному. Поэтому, схема без текстового сопровождения - письменного либо устного, без объяснения того или иного условного знака, не приведёт к осмысленному её прочтению и, соответственно, к пониманию того содержания, которое в неё заложено. Процесс самообразования с использованием схем – это творческий процесс. Два разных человека, трудясь с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от полученных навыков схематизации, образа мышления, наличия предметных знаний, а также от того, что именно хотят выделить главным в тексте. Схема имеет право на существование, если помогла понять материал.
Умение заниматься самообразованием формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.
3. ВИДЫ И ТИПЫ СХЕМ [8] Все схемы условно делятся на следующие виды: художественные и абстрактные. Художественные делятся на опорные сигналы и пиктограммы. Абстрактные делятся на объектные, направляющие и организационно-деятельностные. В свою очередь, объектные делятся на сетевые, структурные, схемы по принципу «дерево» и диаграммы. При этом, сетевые структурные, включая такие подвиды, как майндкарты, часто объединяют в себе абстрактные элементы и художественные. Инфографика так же совмещает в себе художественные рисунки и абстрактные объекты, а схемы-принципы являются как структурными, так и организационно-деятельностными. При самообразовании, в основном, нас будут интересовать разные виды объектных абстрактных схем, но, поскольку, у людей, под словом «образ», как правило, возникают разные картинки и рисунки, мы начнём рассмотрение именно с художественных. Опорные сигналы, эйдетика Опорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект. [9] Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта: Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика [10], которая строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.
Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:
Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе неплохо и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим преобразовать для лучшего понимания, то, как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное, чтобы схема выполняла свою задачу: обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни. Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем. Объектные схемы Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.) |