Формирование навыка схематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыка схематизации



Для того чтобы схематизация превратилась в навык, надо при изучении каждого предмета на всех этапах обучения планировать труд со схемами.

Формирование и развитие способности к самообразованию у участников происходит пятью этапами.

Первый этап — это схема ориентировочной основы дейст­вий. Участники наблюдают и получают внешние ориентиры выпол­няемых действий, происходит понимание логики выполнения и возможности осуществления этих действий.

Второй этап — это формирование действий в материальном (или материализованном) виде. Участники воспроизводят образец, показанный ведущим, с опорой на внешние ориентиры, проговаривая всё, что делают.

Третий этап — это этап внешнеречевых действий (проговаривание). Все элементы действий представлены в форме внешней речи, действия проходят дальнейшее обобщение, но остаются ещё неавтоматизированными и несокращенными.

Четвертый этап — это формирование действий во внешней речи. «Происходит дальнейшее преобразование действий — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание речи переносится во внутренний план». Действия выполняются беззвучно и без прописывания (проговаривание «про себя»).

Пятый этап — это формирование действий во внутренней речи. На этом этапе действие совершается в скрытой речи.

Соотнесём вышеперечисленные этапы формирования умственных действий с формированием действий схематизации в условиях самообразования.

В этом случае на первое место выходит этап формирования мотивов. Участнику необходимо произвести целеполагание. Именно постановка цели позволяет участнику намечать пути её решения, выстраивая последовательность действий.

Затем ведущий демонстрирует образец схематизации на определённом предметном материале, при этом объясняет после­довательность совершаемых действий. Участник воспринимает образец построения схемы. На этом этапе происходит предвари­тельное ознакомление с формируемой деятельностью и входящи­ми в неё знаниями.

Далее следует этап выполнения практического способа дей­ствия. Участник воспроизводит действия по образцу, то есть пере­рисовывает схему и фиксирует в речи выполняемые процедуры.

На следующем этапе участник анализирует образец и выде­ляет систему действий не только со слов ведущего, но и на основе собственных мыслительных и практических операций.

Затем участник строит схему к другому предметному материа­лу и опять анализирует совершенные действия, то есть фиксиру­ет способ деятельности.

Упражнение в самостоятельном конструировании схем очень значимо. Если участник самостоятельно не воспроизвел практи­ческий способ действия по образцу, сначала в сходной ситуа­ции, а затем в новых условиях, то он не усвоил его.

Формирование способностей к схематизации должно обес­печиваться за счёт анализа способа деятельности, приведшей к пониманию и фиксации результата в виде некоторой необходи­мой последовательности действий. Схематизация, как прак­тика, требует анализа действий, способа использования схемы в ситуации жизни.

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ

На первом этапе участники осваивают навыки индивидуального самообразования, на втором происходит освоение навыков самообразования тандемного и политандемного принципа деятельности попарно или группами соответственно. На третьем этапе участники осваивают коллективное самообразование в сопряжённом и/или соборном интеллекте. Каждый из этапов заканчивается самоанализом.

8.1 Общие рекомендации (не правила или догмы).

Прочитайте ДОТУ и Диалектику сначала полностью. Читая, помечайте важные для вас места, которые вы считаете нужным повторно разобрать или схематизировать.

Не зацикливайтесь в проработке только ДОТУ или сначала ДОТУ.

Если взялись за ДОТУ - используйте таблицы как способ структурирования данных - это помогает развивать матричное мышление в дальнейшем.

Сократите до минимума посещение новостных лент и просмотр видеоматериалов, поскольку это создаёт отвлекающий манёвр для самообразования с перегрузкой психики.

Используйте планирование в самообразовании. Выявляйте процессы-паразиты и отказывайтесь от участия в них.

Не нужно создавать образы на весь текст подряд (целиком), выделяйте главное, соединяйте схемы-образы в целостную картину.

Рекомендации к чтению

Чтение — постоянно развивающийся и самосовершенствующийся процесс умственной деятельности. 80% информации, усваиваемой в течении жизни, человек приобретает путём чтения.

Польза от чтения книг:

1. Развивает мышление;

2. Увеличивает словарный запас;

3. Повышает грамотность;

4. Развивает способности к творчеству;

5. Улучшает мыслительную способность. При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику;

6. Улучшает концентрацию внимания. При чтении необходимо концентрироваться, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Выписки

Выписка — основа труда, первый этап в освоении литературных источников, это самостоятельный вид записи, зачастую они носят отрывочный, не систематический характер.

1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Улучшая ёмкость и обозреваемость, глаз сразу «схватит» больше строк и текста.

2. Записи полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей — важное их достоинство.

3. Интервалы межу строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового (порой исправляя ошибки, перечёркивая неверное и надписывая сверху правильное).

4. Текст рекомендуется записывать чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются обычно для отметок или выделения важного.

5. Записи полезно датировать.

План

План — это совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков («скелет произведения»). Примером плана книги является её оглавление. План, как форма записи подробнее передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги и необходим для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей. План прочитанной книги позволяет проанализировать текст и позволяет увидеть степень его усвоения.

План – это самая короткая запись. Благодаря этому, его легко переделывать, совершенствуя по форме и содержанию.

План нагляден и обозрим. Запись в виде в легкой и обозримой форме даёт последовательное изложения материала.

План обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах. План позволят восстановить в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала. План, составляемый к крупным произведениям, позволяет без большой потери времени воспроизвести в памяти прочитанное, напоминая самое существенное.

План помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие записи — конспекты, тезисы. План помогает сосредоточиться при рассеянном внимании и умственном утомлении, его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор.

Тезисы

Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. В отличии от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением. Тезис в записи — это то, что доказывает или опровергает автор и то, в чём он стремится убедить читателя (вывод, к которому он его подводит).

1. Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение.

2. Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

3. Тезисы необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими акцентируется, заостряется.

Схематически-плановые конспекты отражают логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причём во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала. Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы и часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает выше указанные качества. Можно сказать, что свободный конспект способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Читатель может демонстрировать умение активно использовать все типы записей: тезисы, планы, выписки. Забота одна — понять, осмыслить, записать чётко и логично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.025 с.)