Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схематизация как техника построения схем
В процессе самообразования, когда предстоит организовать понимание участников на этапе объяснения нового материала, воспитатель часто использует графические изображения, называя их схемами. Однако, как говорилось выше, воспитатели и участники самообразования чаще всего изображают не схемы, а схематичные рисунки. Чем же схема отличается от рисунка? Отличия схем от рисунков Представлены два изображения (Рис. 25, 26), на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах. Рис. 25. Схематичный рисунок работы в паре Рис. 26. Схема работы в паре
Изображение на рисунке 25 определяется как рисунок. Основанием для этого является то, что два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение ребят и др. Изображение на рисунке 26 – это схема, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Часто такие прямоугольники называют «табло сознания». Взаимообратной стрелкой показано взаимоотношение между субъектами деятельности – взаимодействие.
Этапы построения схемы. Варианты схематизации. Рис. 27. Схема схематизации (представлена в сокращении)
Схематизация в данном варианте происходит при выполнении шести процедур. Действия, входящие в данные процедуры, на схеме обозначены цифрами. 1. Сбор материала для будущей схемы. 2. Выявление значимых частей. Осуществляется разъединение частей, которые обладают некоторой целостностью. 3. Реальное разъединение значимых частей. 4. Выделение значимых частей. Выделяются некоторые критерии значимости, по которым одни части рассматриваются как значимые, а другие — как незначимые. 5. Если схематизатора устраивают выделенные им значимые части, то происходит синтезирование этих частей. 6. Появление конструкции схемы. Строить схемы также возможно с использованием приёмов исключения и обобщения. В этом случае нужно «сжать» текст, иначе говоря, не сокращая мысли, сократить её запись. Смысл приёма исключения состоит в том, что при анализе текста исключаются подробности, несущественные детали, авторские пояснения. Материал делится на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись.
Приём обобщения заключается в обобщении нескольких однородных фактов. Для этого сначала нужно их обнаружить, затем вычленить в них нечто общее, а после этого переформулировать мысль своими словами и для построения схемы обозначить условными знаками. Когда схема оформляется, нужно сделать акцент на основных смысловых элементах, не упустить нужные, раскрывающие главную мысль детали, а также показать действия и переходы, связи и взаимосвязи между элементами. Остановимся теперь на конструкции схемы: из каких элементов она может и должна состоять. Элементы схем · Для обозначения предметов и позиций используются различные геометрические фигуры. · Присутствуют знаки, которые показывают действия, переходы, процессы (например, стрелки), а также рамки, которые задают количественную и порядковую определённость и обозначают места. · Могут использоваться линии связи, которые объединяют графические элементы и отражают взаимосвязи между предметами и позициями. · Допустимы цифровые, буквенные и словесные обозначения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.011 с.) |