Схематизация как техника построения схем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схематизация как техника построения схем



В процессе самообразования, когда предстоит организовать понимание участников на этапе объяснения нового материала, воспитатель часто использует графические изображения, называя их схемами. Однако, как говорилось выше, воспитатели и участники самообразования чаще всего изображают не схемы, а схематичные рисунки. Чем же схема отличается от рисунка?

Отличия схем от рисунков

Представлены два изображения (Рис. 25, 26), на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах.

Рис. 25. Схематичный рисунок работы в паре

Рис. 26. Схема работы в паре

 

Изображение на рисунке 25 определяется как рисунок. Основанием для этого является то, что два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение ребят и др.

Изображение на рисунке 26 – это схема, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Часто такие прямоугольники называют «табло сознания». Взаимообратной стрелкой показано взаимоотношение между субъектами деятельности – взаимодействие.

 

Этапы построения схемы. Варианты схематизации.

Рис. 27. Схема схематизации (представлена в сокращении)

 

Схематизация в данном варианте происходит при выполнении шести процедур. Действия, входящие в данные процедуры, на схеме обозначены цифрами.

1. Сбор материала для будущей схемы.

2. Выявление значимых частей. Осуществляется разъедине­ние частей, которые обладают некоторой целостностью.

3. Реальное разъединение значимых частей.

4. Выделение значимых частей. Выделяются некоторые критерии значимости, по которым одни части рассматриваются как значимые, а другие — как незначимые.

5. Если схематизатора устраивают выделенные им значимые части, то происходит синтезирование этих частей.

6. Появление конструкции схемы.

Строить схемы также возможно с использованием приёмов исключения и обобщения. В этом случае нужно «сжать» текст, иначе говоря, не сокращая мысли, сократить её запись. Смысл приёма исключения состоит в том, что при анализе текста ис­ключаются подробности, несущественные детали, авторские по­яснения. Материал делится на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись.

Приём обобщения заключается в обобщении нескольких од­нородных фактов. Для этого сначала нужно их обнаружить, затем вычленить в них нечто общее, а после этого переформулировать мысль своими словами и для построения схемы обозначить условными знаками.

Когда схема оформляется, нужно сделать акцент на основ­ных смысловых элементах, не упустить нужные, раскрывающие главную мысль детали, а также показать действия и переходы, свя­зи и взаимосвязи между элементами.

Остановимся теперь на конструкции схемы: из каких эле­ментов она может и должна состоять.

Элементы схем

· Для обозначения предметов и позиций используются раз­личные геометрические фигуры.

· Присутствуют знаки, которые показывают действия, пере­ходы, процессы (например, стрелки), а также рамки, которые задают количественную и порядковую определённость и обозначают места.

· Могут использоваться линии связи, которые объединяют графические элементы и отражают взаимосвязи между предметами и позициями.

· Допустимы цифровые, буквенные и словесные обозначения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.011 с.)