Мотивация. Для чего нужна схематизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация. Для чего нужна схематизация



ВВЕДЕНИЕ

За период освоения сложных материалов в течение нескольких лет нами был выявлен ряд основных проблем, оставшихся нам от системы образования библейской культуры:

· Читаю - не понимаю (отсутствие образов в психике);

· Читаю - использую чужие образы (неосвоенные образы или чужие);

· Трудно читать (отсутствие культуры чтения).

 

Данный материал был создан с целью разрешения вышеуказанных проблем и предназначен для оСВОЕния сложных текстов следующих работ:

· «Достаточно общая теория управления»;

· «Диалектика и атеизм: две сути несовместны»;

· «Язык наш: как объективная данность и культура речи»;

· «От корпоративности под покровом идей к соборности в Богодержавии»;

· «Об имитационно-провокационной деятельности»;

· «От человекообразия к человечности»;

· «Свет мой зеркальце скажи...»

· «Мёртвая вода»

· «Основы социологии»

 

* * * [3]

 

Речь (текст) может принадлежать к одной из трёх категорий:

· выражать (запечатлевать) процесс выработки человеком его собственного понимания каких-то вопросов;

· выражать стремление человека донести его понимание каких-то вопросов до других людей;

· может включать в себя в более или менее ярко выраженном виде и то, и другое качество.

Труды ВП СССР большей частью принадлежат к первой из названных категорий, что для читателей, привыкших иметь дело с текстами второй категории, порождает определённые трудности в восприятии их смысла, поскольку логика (алгоритмика) подачи уже известного знания его потребителюотличается от логики (алгоритмики) «производства» самим человеком нового для него знания. Соответственно для того, чтобы понять тексты, объективно принадлежащие к первой ка­тегории, необходимо прежде всего перенять из них алгоритмику «производства» выраженного в них знания, и уже на этой основе выра­женное в них знание будет освоено как бы само собой — «автоматически».


ПРОБЛЕМЫ БИБЛЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1) Психологический прессинг мальчиков в школах методом целенаправленного выделения девочек и создания иллюзий о некотором превосходстве женского пола над мужским, равно взращивание завышенной самооценки у девочек (гордыни) с подавлением свободы воли у мальчиков.

2) Формирование женским педагогическим составом неких субъективных стандартов «мужчины-принца», «мужчины-самца», «мужчины-раба» и «мужчины-гения», c угнетением человеческих качеств на этом фоне. А в последнее время своим молчаливым согласием поддерживают новый стандарт «мужчины-гея»[4].

3) Ограничение развития личностного потенциала и самостоятельности.

4) Совместное обучение мальчиков и девочек.

5) Гиперопека и воспитание «на верёвочке». Лесть к детям и выделение любимчиков.

6) Постоянное применение страха, испуга в воспитании детей (в особенности это касается в подавлении развития психики мальчиков).

7) Общественное порицание при всех (снобизм-демонизм).

8) Отсутствие методологии познания и творчества.

9) Отсутствие навыка самообразования у всех учащихся.

10) Невостребованность знаний и их устаревание через 2-3 года после окончания учебного заведения.

11) Жёсткая авторитарная стайность педагогов и требования стадности от детей. Отсутствие обучения на равных, требование от всех подчинения.

12) Многократное повторение прочитанного материала (зазубривание).

13) Пересказывание текстов безóбразно.

14) Односторонняя позиция педагога по теме предмета – «Есть моё мнение и оно единственно верное». Запрет на критику.

15) Отсутствие логических рассуждений в процессе преподавания.

16) Отсутствует освоение культуры личностных чувств и внимания как основы навыка настройки психики на разнородную психическую деятельность и деятельность вообще (роль настроения в деятельности человека).

17) Отсутствие метода принятия решения и его выработки.

18) Формирование школой отвращения к учёбе - «Быстрей бы сдать экзамен и бежать отсюда подальше!»

19) Формирование у детей интеллектуального иждивенчества.

20) Отсутствие практики применения полученных знаний в жизни («А зачем учиться?»). Нет целостного обучения: КАК ЖИТЬ И ЗАЧЕМ?

21) Отсутствие предметов: скорочтения (закрепощение слоговым чтением), скорописания, скоропечатания, черчения, каллиграфии, логики и т.д.

22) Неразвитость психологических навыков у преподавателей.

Главной задачей каждого выпускника в сложившейся системе образования становится: защитить своё мировоззрение и миропонимание от лжи на курсах истории, литературы, обществоведения под воздействием политики государства, то есть научиться ставить вопросы, на которые нет ответов в общепризнанных и рекомендованных источниках и уметь находить на них адекватные жизни ответы, чтобы не стать «зомби-биороботом» самому и помочь не быть «зомби-биороботом» другим.

Вследствие наличия этих проблем в системе образования имеются ряд проблем, которые встречаются практически у каждого взрослого человека.

ПЕРВЫЙ ЭТАП САМООБРАЗОВАНИЯ

Для освоения первого этапа, как пример, взят текст из книги «Диалектика и атеизм: две сути несовместны», по которому рекомендуем трудиться один на один со своей психикой: а именно со своим мировоззрением, миропониманием и нравственностью на листе бумаги.

Жизнь это — Бог и тварное Мироздание, представляющее собой объективную данность триединства материи-инфор­ма­ции-мъры. Соответственно мировоззрение триединства материи-информации-мъры (а также и выражающее его миропонимание) — можно назвать Богоначальным, поскольку в нём мысленное древо всегда выстраивается в порядке:

образ Божий, как субъективные нравственно обусловленные представления индивида о Боге, Þ Мироздание, как триединство материи-информации-мъры Þ последовательность более или менее детальных переходов по системе мировоззренческих и понятийных взаимосвязей от Мироздания в целом к конкретно рассматриваемому вопросу. [5]

Рекомендации

Перед началом процесса создания образов в своей психике рекомендуется спросить у себя (или у группы при коллективном занятии): как я (вы) представляете себе Бога или образ Божий и что всплывает из безсознательного. Зафиксируйте на материальном носителе картинки (бумага, доска, прочее).

Типичные образы, которые всплывают, зарисуйте и задайте себе вопросы: откуда вы скопировали такие представления и не являются ли это взглядами на Бога, взятыми вами из христианства (Иисус, крест, иконы), ведизма (боги-предки), пантеизма (тучки, небо, солнышко, космос, вселенная), антропоморфизма (седовласый старец, дед мороз, и т.п.), многобожия (идолопоклонство, обожествление сил природы), марксизма (единство и борьба противоположностей) и прочих вариантов стереотипов религиозных конфессий. Далее откладывайте ваш черновик со старыми представлениями и начинайте создавать и осваивать совершенно новые схемы или образы (свои собственные образы).

Трудности и ошибки

1. Проговаривание, пересказывание слов без наделения их образами, что является пустой тратой времени. Если у вас нет образа в психике к слову (лексике), то нет и понимания. Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.

Образ – это результат отражения в психику познанного человеком через восприятие органами чувств реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, программа, алгоритмика, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества.

2. Заучивание фраз и цитат — неэффективная «зубрёжка».

3. Подборка чужих готовых образов к словам, с которыми вы трудитесь, без осмысления – это применение чужого «костыля» себе в психику, а именно в мировоззрение.

Перенимание чужой логики и способов схематизации приводит к бездумному изображению текста в таком виде схем, как это делают другие, вместо того, чтобы разобраться в смысле схематизируемого текста и творчески освоить навык схематизации.

4. Частое использование компьютерных программ в создании образов может создавать алгоритмы интеллектуального иждивенчества в психике индивида, вследствие ограничений творчества рамками программного продукта.

По факту в пункте 3 и 4 за вас кто-то проделывает труд и от интеллектуального иждивенчества вы далеко не уходите, так и остаётесь по прежнему «левополушарным» лентяем без освоения материала.

Мы рекомендуем трудиться с бумагой, ручками и карандашами, а уже потом соотносить свои схемы с чужими, вырабатывая совместные. При необходимости вы можете оформлять схемы с помощью программного обеспечения Microsoft, PowerPoint, Corel Draw, Inkscape, Xara Xtreme и другие.

5. Конспектирование прочитанного материала без создания схем-образов в вашей психике, не даёт должного результата понимания — это «синдром студента» от системы образования (хотя сам по себе конспект является неплохим подспорьем).

6. Отсутствие закреплённых схем-образов на материальном носителе (бумага, доска, песок, прочее) на произнесённые вами слова - это пустая болтовня с красивыми терминами!

7. Безграмотность в основах грамматики РУССКОГО ЯЗЫКА, т.е. невозможность выделить существительное и сказуемое в предложении по причине незнания, что это такое. Для этого вспоминаем сами или ищем в интернете и с помощью поисковой программы заполняем свой пробел в понимании, что такое подлежащее, сказуемое, глагол.

8. Проявление лени в оформлении и обозначении словами схем-образов, их детализаций и пояснений - это ваше отношение к самому себе, ведь образы у себя в психике вы создаёте точно такие же. Кроме того при взаимодействии с другими людьми и выработке совместных схем в тандеме, другому человеку без слов будет сложно понять, что вы нарисовали.

9. Малый словарный запас, что требует его расширения методом освоения толкового словаря (в первую очередь, концептуального словаря, если в концептуальном словаре нет значения слова, обратитесь к словарю Даля, Ожегова, Большой советской энциклопедии (Википедия хоть и либеральный ресурс, но тоже по многим запросам выдаёт адекватную информацию). Рекомендуем к новым, незнакомым для вас словам находить синонимы, для безОБРАЗных иностранных слов находить их толкование в словаре, чего многие не делают.

10. Неумение работать с информацией – выделять, что наиболее важное есть в тексте (ключевые мысли), а что второстепенное. Этот навык приобретается со временем.

11. Неумение концентрировать внимание, отвлечение психики на другие задачи в ущерб основной. Для решения этой проблемы есть специальные упражнения для формирования навыка концентрации внимания.

12. Безответственность и безынициативность, которая проявляется в формальном подходе к занятиям – не выполнению части заданий, не ознакомлению с предлагаемыми текстами, нежелание самостоятельно разобраться в тех или иных терминах и вопросах.

13. Отказ работать по предложенному алгоритму самообразования, применяя данную методику. Если вы считаете, что данный метод не совершенен, предлагаем вам описать (на бумаге) тот алгоритм (последовательность действий), по которому вы работаете с текстом. Пришлите этот алгоритм нам, возможно, он поможет усовершенствовать нашу методику.

14. Нежелание отказываться от своего субъективизма при работе в парах или при взаимодействии с игротехником[6]. «Я-центричное» мышление не даёт увидеть, в чём прав собеседник и доработать свои схемы, улучшить своё понимание какого-то явления и процесса, прийти к общему мнению. Для устранения «Я-центричного» мышления, рекомендуем пройти 2-е и 3-е занятие в группе https://vk.com/shematizaciya

15. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос другим: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблемах и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ и в себе в том числе, а не у игротехников или организаторов самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Если вы сами можете ответить на вопрос, не обязательно тестировать других обязательствами отвечать.

16. Многие бросают освоение схематизации после первого занятия, сделав ошибочные выводы (не освоив целостно самого метода), необходимо дотянуть хотя бы до 3-го занятия и вы увидите, как это эффективно.

17. «Я не понимаю» - раскройте для себя, что такое понятие и понимание и задайте себе вопрос, почему вы отказываетесь понять через отрицание иного субъекта или ограничиваете себя в том, чтобы разобраться в образных представлениях иных. Тандем в помощь. Какой бы вы образ не создали, всегда есть аналогия в мироздании, создайте навык находить аналогии вашему образу в жизни. Если вас подсаживают на чужой интеллект (видите много советов со стороны), отследите, можете ли вы сами принимать решения без помощи кого-либо.

О типичных проблемах при вхождении в тандем и политандем, смотри в разделе 5.4 данного пособия.

Опорные сигналы, эйдетика

Опорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект. [9]

Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта:

Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика [10], которая строится на цепных ассоциативных связях.

Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:

 

Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе неплохо и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим преобразовать для лучшего понимания, то, как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное, чтобы схема выполняла свою задачу: обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни.

Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем.

Объектные схемы

Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.

Диаграммы

Один из видов объектных схем – это всевозможные диаграммы

И одним из видов таких диаграмм являются схемы методом наложения.

В таких схемах создаются области, общие для некоторых объектов, что позволяет наглядно показать расхождение и соотношение по каким-то параметрам. Однако, область применения таких схем довольно ограничена. При наличии нескольких параметров и большого количества элементов наглядность обеспечить не получится.

Таблицы

Одним из видов отображения информации являются таблицы. Не стоит про них забывать и недооценивать их значение в понимании учебного материала при самообразовании.

Например, в этой таблице-матрице отражены функции и взаимосвязи основных общественных институтов: семья, государственность, наука и система образования. Из этой таблицы можно понять, как одни институты зависят от других – какие у них есть потребности, а так же какие функции одни институты выполняют по отношению к другим. Построение подобных таблиц по отношению к процессам, в которых вы находитесь, позволит вам увидеть целостность и полноту этих процессов и те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить, чтобы эффективно управлять ими.

Майндкарты

Одним из видов сетевых структурных схем являются интеллектуальные карты или майндкарты (mind map), пример, суть и назначение которых отражены на данной схеме:

Основные принципы таких схем: начинаем рисовать с центра, используем объекты разных размеров, используем цвета и картинки, желательно делать не более 5-7 ответвлений, минимум слов, больше творчества. Чаще всего для таких схем используется программное обеспечение. Майндкарты позволяют: развить творческие способности, повысить эффективность мышления и улучшить память.

Способов визуализации идей существует огромное количество! Главное не бояться экспериментировать и создавать что-то своё, что-то новое, не похожее на всё остальное.

Пиктограммы

Пиктограммы – это специальные картинки, небольшие иконки с изображением различных предметов, людей, эмоций, объектов и т.п.

Большинство людей пользуется пиктограммами в социальных сетях, посылая смайлики. Этот способ донесения информации часто используется в общественных местах и на транспорте и помогает людям ориентироваться в объектах инфраструктуры – узнавать, где выход, как себя вести в той или иной аварийной ситуации, не получить травму и т.п. Пиктограммы должны быть хорошо понимаемы, узнаваемы и предельно краткими.

Инфографика

Последнее время широкое распространение в области рекламы и анимации получило такое направление, как инфографика, которая за счёт визуализации различных статистических данных, увеличивает количество посещений сайта, благодаря вирусному распространению видеоролика в интернете. Существуют различные онлайн-сервисы для создания картинок в таком стиле с коллекциями шаблонов и пиктограмм.

Направляющие схемы

Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены на одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию.

Рис.5. Схема работы в группе

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.

Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии задачи, и объектов, отражающих мысли каждого.

Вовлечение участников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность:

· включить каждого участника группы в процесс коллективного мышления;

· удержать внимание участников на предмете обсуждения;

· вернуться к разговору об объекте и не упустить важный момент;

· организовать промежуточный и итоговый анализ процесса самообразования.

Схемы-принципы

Следующий тип схем — схемы-принципы, совмещающие осуществление функций объектных и организационно-деятельностных.

Рис. 8. Схема по теме «Имя существительное как части речи»

 

Пример: На вводном занятии ведущий демонстрирует структурную блок-схему, в которой отражено определённое понятие, например, «Имя существительное как часть речи» (рис. 8). В этот момент схема является объектной, так как раскрывает образ, понятие имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как, по сути, отражает учебно-тематический план, предусматривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».

Классификация схем

Для того, чтобы помочь ведущему разобраться в многообразии графических изображений и применять их в самообразовании, составлена классификация схем на основе четырех критериев:

· предназначение (для каких целей схемы используют в самообразовании);

· содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);

· время построения (когда происходит построение схем: заранее или во время занятия);

· сопутствующие факторы (дополнительные средства, которые необходимы для понимания содержания схем). В процессе самообразования используются схемы всех вышеперечисленных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они играют в организации понимания, коммуникации и деятельности.

 

Критерии Типы схем
Объектные Направляющие Организационно-деятельностные
Предназначение Понимание, осмысление новых знаний Организация коммуникаций Организация деятельности
Содержание Обозначают объекты которые отражают знания Обозначают объекты, которые отражают реальные ситуации, систему событий Обозначают объекты, которые отражают организационные формы деятельности, виды деятельности
Время построения При подготовке к учебному занятию, при объяснении учебного материала В процессе коммуникации При подготовке к учебному занятию, при объяснении плана деятельности
Сопутствующие факторы Текстовое сопровождение Учебная задача, вопросы Текстовое сопровождение, план учебного занятия

САМООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ

При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.

Однако схема, как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важен труд со схемой, в процессе которого задействованы все процессы мышления.

С поступлением информации участник трудится со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и существенное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется.

Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».

Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.

Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.

 

Рис. 9. Сравнительный анализ двух фрагментов текста

Причинно-следственные связи

Понимание последовательности событий и явлений осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений бывает понятна, то в установлении причинно-следственных связей могут испытываться трудности.

Чаще легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине, такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

 

На первом этапе для понимания причинно-следственных связей необходимо осознавать их внутреннюю связь. Необходимо осознавать обязательность причинно-следственной связи, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении можно использовать схему «дерево» (рис. 10), а затем она может быть трансформирована в схему причинно-следственной связи (рис. 11).

На втором этапе необходимо донести участникам, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина. Пример: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? (рис. 12). Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт (Рис. 13).

На третьем этапе труд, направленный на формирование у участников умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить скрытый характер. Необходимость этого этапа труда объясняется тем, что встречаются случаи, когда для участника действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслонёнными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях участника, как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что участники вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет участникам понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.

Рис. 14

 

Логика рассуждений

Любая учебная дисциплина требует понимания логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вначале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В). (Рис. 15)

Рис. 15. Схема структурной единицы понятия «рассуждение»

 

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение. После последнего перехода составляют структуру размышления. (Рис. 16). Эта целостность и является предметом понимания при размышлении.

Рис. 16. Развёрнутая схема понятия «рассуждения».

 

Понимать размышление — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осуществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность размышления.

Таким образом, понимать размышление — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения участников в осуществлении логических переходов и являются главной заботой ведущего. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает участник?

Представляем логику размышления в виде схемы на примере задачи по физике. (Рис. 17)

Рис. 17. Схема логики рассуждения при решении задачи

Задача. Имея график, показывающий зависимость между v и t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания участник должен размышлять следующим образом:

— график движения не параллелен оси времени, значит, скорость изменяется;

— скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет ещё одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того, чтобы выявить, где у участника возникает затруднение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены определённые логические переходы. Участник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, можно обосновать каждый логический переход. В результате получится примерно следующий набор вопросов:

1. Почему график движения не параллелен оси времени?

2. Каков характер движения при изменении скорости?

3. Какую ещё характеристику данного движения можно выделить?

4. Как определяется ускорение?

5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?

6. Какова зависимость между t и а?

7. Как будет выглядеть график зависимости между t и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, участнику действительно удаётся понять логику размышления при выполнении данного задания. С другой стороны, если в каком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на разрыв в логике размышлений.

В организации труда с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определённого уровня навыков самообразования, в частности, навыка задавать вопросы. Наиболее простым является, например, вариант, когда участники в группе просто восстанавливают логику размышления, то есть на первом переходе участник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает предложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… и т. д.

Там, где участник не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напарник или участники могут обратиться с вопросом к ведущему.

Непонятные слова

Непонятное слово останется непонятым пока не "прояснишь" его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как говорится, "прояснено". Процедура нахождения и "прояснения" слов, которые учащийся не понял во время занятий, называется прояснением слов. Есть несколько различных методов прояснения слов. Первое, что нужно усвоить, это - точную процедуру прояснения значения любого непонятого слова или символа, которые встречаются вам при чтении или во время занятий.

Как прояснить слово

1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно было проверить по нему любое непонятое слово или символ, которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший словарь, в дефинициях[11] которого нет других трудных слов, значение которых тоже пришлось бы выяснять.

2. Когда встречаете слово или символ, которые вы не понимаете, первое, что надо сделать, это - взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы выбрать именно ту, которая подходит к контексту[12], где употреблено это слово. Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом, пока у вас не сложится чёткое представление о его значении. Может потребоваться десять или более предложений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.17 с.)