Подробное описание вхождения в тандем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подробное описание вхождения в тандем



Тандемный принцип интеллектуальной деятельности основан на том, что каждый участник тандема сосредотачивает внимание на партнёре, выслушивает его субъективное мнение и последовательно задаётся вопросами:

А. Насколько сообразно и соразмерно в нём выражено объективное течение событий жизни? В чём он прав?

Б. В чём конкретно его субъективное мнение (а не он сам) ошибочно, несообразно и несоразмерно объективному течению событий жизни?

В. (Внимание!) Какие особенности психики высказавшего его (мнение) человека нашли своё выражение в этих ошибках?

При этом нужно учитывать следующие вещи, без которых тандем теряет свою эффективность:

– Максимально свободное и доброжелательное отношение друг к другу;

– Всегда говорить друг другу правду. Любые оглашения должны соответствовать умолчаниям;

– Признание объективности факта самостоятельного бытия всех тандемных порождений и подчинение этому довлеющему над тандемом факту своего поведения (никто не вправе претендовать на «авторские права» порождений тандема!);

– В тандеме ни один из его участников не обслуживает интеллектуальную деятельность другого (то есть, интеллектуальное иждивенчество из серии «ты разберись и сделай, а я тут рядом постою»);

– Отсутствие притязаний на подавление воли партнёра, навязывания ему удобной точки зрения.

И если один понимает, что что-то не так, то он должен помочь другому научиться делать правильно. Это основа тандемной деятельности. И здесь важный момент – это то, что каждый со-участник объединения под названием «семья» должен развиваться – получать и совершенствовать свои знания, как о себе самом, так и о мире в целом, совершенствовать свои навыки, и это должен быть ежедневный труд, а не что-то из ряда вон выходящее.

Ведущий ставит перед группой задачу (проблему, вопрос), уточнив при этом, что совместное составление схемы — это обязательное условие и при обсуждении, и при демонстрации ответа. На общем листе бумаги (его принято называть «табло сознания») должна происходить фиксация всех высказываний. Это могут быть схемы, схематичные рисунки, условные знаки, опорные слова и даже фразы. Наличие схемы позволяет не только организовать понимание участников группы, но и сформировать у участников представление о значении схемы для организации собственного понимания и понимания других.

Основной трудностью при вхождении в ТПД (Тандемный Принцип Деятельности) являются проявление в психике участников алгоритмов имитационно-провокационной деятельности как на сознательном уровне, так и не осознанно, в автоматическом режиме.

Выявить имитационно-провокационную деятельность можно по следующим признакам:

1) Сознательно скрывает что-либо от группы, где имитирует;

2) Не осознанно стремится утвердиться или возвыситься;

3) Настаивает на своём, изолирует себя от входящей информации;

4) Создаёт проблемы там, где их по существу нет;

5) Входит в сговор (объединяется) с другими имитаторами.

Рекомендации ведущему игротехнику.

1. Нельзя ограничивать свободу воли и выбора игроков. Они свободны в возможности выйти из игры и с занятий в любое время.

2. Нельзя давать готовые образы или схемы, только общие наброски (стереотипы) по ТПД и ИПД, как пособия для групп, которые уже учатся (ТПД – тандемный принцип деятельности, ИПД – имитационно-провокационная деятельность).

3. Не ставить сложные задачи, пока не решены простые.

4. Отказывать участникам в решении за них их личных проблем. Помогать следует в освоении метода решения личных проблем, обучение формуле решения задачи.

5. Нельзя начинать труд с якорями без проработки 15 базовых образов[14] и проработки их в групповом или коллективном труде.

ВАЖНО! Как ведущему игротехнику ставить наводящие вопросы.

Вопросы, заданные в надлежащее время и в надлежащем месте, могут стимулировать правильные ответы, верные идеи, верно направленное движение мысли, которое может продвинуть решение вперёд.

В некоторых случаях, можно не знать какой именно вопрос следовало бы задать. В данном случае можно пользоваться методом перебора уже готовых вопросов, подходящих вопросов из каталога контрольных вопросов, заготовленных заранее.

Нельзя, однако, пользоваться каталогом беспорядочно, выбирая вопросы наугад или механически или в незыблемо установленном порядке, необходимо слушать интуицию – чувство меры и совести.

5.3 Организаторские рекомендации

Для организации труда в группе предлагается алгоритм примерно следующего содержания.

1. Распределите роли в группе:

а) кто выступает с докладом;

б) кто организовывает коммуникацию;

в) кто следит за временем;

г) кто схематизирует (оформляет материал).

2. Договоритесь, как будет происходить обсуждение (напри­мер, каждый высказывается по очереди, а остальные должны задавать вопросы), сколько времени будет продолжаться труд.

3. Соберите информацию по теме вашей группы из различ­ных источников: учебников, справочной литературы.

4. Обсудите собранную информацию, составьте общую схе­му и текст доклада. Подберите примеры.

Для примера рассмотрим несколько позиций в группе, кото­рые участники могут занимать. Ведущий группы заполняет таблицу учёта на доске, в котором от­ражены роли участников группы и некоторые критерии оценки (выполняет свою роль, задаёт вопросы, приводит примеры и др.). Ответственный за построение схемы рисует схематичный рисунок, отражающий содержание выполненного задания и при­влекает других членов группы к его оформлению. Участник в по­зиции держателя норм (модератор) следит за выполнением правил в группе (например, не перебивать друг друга, высказываться коротко, называть всех по имени и др.), следит за временем, если дана установка на выполнение задания за определенный промежуток времени. Модератор (игротехник) отвечает за постановку цели группы на основе задания («Что нужно сделать? Кто как понял?») и размышления в конце труда (задаёт вопросы: «Получилось выполнить задание, благодаря чему?», «Не получилось выполнить задание, из-за чего?»).

В обязанности каждого участника группы включены дейст­вия по созданию общей схемы. Такие действия вызывают у участников чувство сопричастности к происходящему, осознание своей значимости.

В алгоритмах по этому поводу должны быть обозначены пункты, например: «Высказываясь, нарисуй, изобрази свою мысль на доске».

Функцию оформления, как правило, выполняет участник, ответственный за схематизацию в группе. В его алго­ритме есть следующие пункты:

· Фиксируй на общем листе бумаги все мысли участников группы, схематизируй.

· Предложи участникам группы фиксировать все свои мысли на общем листе бумаги, строить схемы.

· Следи за тем, чтобы каждый участник группы фиксировал все свои мысли на доске или бумаге.

Задача ответственного за схематизацию заключается в том, чтобы ничья мысль не была оставлена без внимания.

В процессе коллективного размышления на доске не просто появляются графические образы, а запечатлевается происходящее (появление разных путей решения зада­чи, предложенных участниками), и это позволяет увидеть, что уже произошло, на какой стадии решения вопроса группа находится, что ещё не сделано, и направить мышление в нужное русло.

Участники группы анализируют уже сказанное, выявляют взаимосвязи между объектами, выделяют главное и существен­ное, отбрасывают второстепенное. На этом этапе группового размышления появляется целостный образ объекта (взаимопонимание в группе), в котором заключён взгляд группы на решение постав­ленной проблемы (задачи, вопроса).

После того, как группой была получена итоговая схема, ор­ганизатор может задать вопросы схематизатору. Вопросы должны быть следующего характера:

1. Отражает ли полученная схема основное содержание от­вета?

2. Получилось ли у тебя схематично отразить всё, что гово­рили в группе?

3. Удалось ли группе удерживать содержание за счёт схемы?

4. Обеспечила ли схема понимание содержания?

5. Помогла ли тебе схематизация лучше понять содержание?

Если обсуждение было эффективным, то схе­ма должна быть понятна каждому участнику группы и, соответ­ственно, любой участник сможет осветить результаты труда. При демонстрации ответа данная схема будет служить опорой для выступающего, а также поможет удержать внимание ауди­тории и организовать понимание смысла доклада.

5.4 Типичные ошибки при вхождении в тандем
или при коллективном взаимодействии.

1. Попытка стандартизации образов в момент самообразования.

2. Оперирование символами, которые не имеют отношения к смыслу текстов ВП СССР, зачастую на триединство наблюдается подгонка символа с цветочками клевера и прочие схожие эзотерические или конфессиональные выкладки. Рекомендуется выбросить чужое из головы и создавать только своё.

3. Поверхностное отношение к самообразованию. Пройдите по схеме все пункты, ответив на основные и дополнительные вопросы, которые появятся у вас, дополняйте их к схеме - это поможет вскрывать умолчания и соединять образы с логикой далее.

4. Интеллектуальное иждивенчество - это когда игротехник воспринимается как справочник или авторитет.

5. Отвлечение одним участником одного или несколько человек свежими новостями, алгоритмами глобализма и максимализма.

6. Вскрытие эгоистов, которые начинают заниматься критиканством и пытаются самоутвердиться исключительно на виду у всех.

7. Назначение главного в коллективе и последующая готовность части коллектива подчиняться и действовать по иерархии - внедрение в процесс самообразования толпо-«элитарного» мышления.

8. Активизация скрытых «Я-центристов», которые не могут отказаться от субъективизма, зачастую это ребята, которые учились по другим программам. Они безсознательно думают программой, встроенной её создателем.

9. Присутствие внутренних и внешних напряжений у игроков во время взаимодействия.

10. Проявление замкнутости некоторых игроков.

11. Попытки некоторых игроков получить готовое решение у игротехника или другого игрока на свою личную проблему.

12. Попытки тестирования некоторыми игроками игротехника на предмет решения личных проблематик или выдача готовых решений, как доказательство его состоятельности как авторитета.

13. Списывание или копирование готовой схемы-образа на стороне.

14. Проявление жалости к другим.

15. Поддержка обиды одних на других.

16. Создание группировок «Я-центристов», которые с чем-то не согласны. Объединения в оппозиции.

17. Попытки некоторых субъектов через скрытые манипуляции вознестись над игротехником (имитационно-провокационная деятельность с самоутверждением равно троцкизм).

18. После создания первых образов игроки стремятся сразу создать сложный образ без проработки его составляющих.

29. Групповое СамоЗОМБИРОВАНИЕ. Коллективное чтение и обсуждение прочитанного материала или натягивание одного чужого образа на всех участников - этакая имитация самообразования, в ходе которой происходит левополушарный труд с лексикой и закатывание одного единственного понимания другим с подавлением одним интеллектом другого интеллекта или нескольких. Как следствие, в жизни видим левополушарных маргиналов, один из них, как правило, знает больше и начинает объяснять другим, что нужно знать и как лучше понять, при этом какие образы под этим подразумеваются, остаётся зачастую для других загадкой, так как его образы никто не видит, но остальные принимают его точку зрения на веру. В этом случае образы самостоятельно не создаются, максимум - это раздача одного чужого образа на всех, правильность которого остаётся под вопросом...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности на занятии. Почему именно схемы?

Требования относительно того, что воспитатель должен сообщать участникам о том, что будет происходить на занятии, выдвигались всегда. Однако традиционный подход к занятию, когда одновременно все участники делают одно и то же, лишает смысла изложение плана: что скажет воспитатель, то и будут делать участники.

Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так:

1. Объяснение нового материала.

2. Обобщение изученного.

3. Труд в группах.

4. Труд всех участников.

5. Подведение итогов.

Этот план не даёт участникам достаточно информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъектам, например, объяснять новый материал, видимо, будет воспитатель, а что при этом должны будут делать участники — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученного») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, произошло ли обобщение?

Другие планы к деятельности на занятии вообще не имеют отношения и являются планом объяснения нового материала.

Примером такого плана может служить план занятия по истории на тему:

1. Главная задача Русской культуры.

2. Отношение народа к старой библейской власти.

3. Большевики и троцкисты в разные эпохи.

4. Новое искусство.

Такой план является важным с точки зрения понимания логики темы. Однако то, что будет происходить на занятии, что требуется от участников в части самостоятельных действий, из такого плана понять невозможно.

Часто в планах смешивают то, что относится к теме и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к деятельности участников на занятии, необходимо обозначить другими словами, например: «Схема организации деятельности».

С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения участников на занятии, очень важным является то, что они уже в начале занятия знают, кто и что в течение занятия должен делать и какой результат получить. В чём же здесь отличие от происходящего на традиционном занятии?

Обычное занятие устроено так, что все участники вместе с воспитателем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те участники, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Участник уже может двигаться дальше, но поскольку организационно его движение не обеспечено (то есть участник не знает, что конкретно должен делать дальше), то он вынужден ждать. В то же время участники, которые при общем завершении этапа в чём-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.

Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах занятия, необходимо уже в его начале разъяснить участникам всю логику продвижения вперёд и обеспечить это организационно.

Например, планируя занятие изучения новой темы, воспитатель предполагает, что участники изучат её самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, индивидуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуждение. Для данной ситуации в большинстве случаев план выглядит примерно следующим образом:

1. Труд в группе.

2. Индивидуальный труд.

3. Труд в группе.

4. Общее подведение итогов.

Из плана можно понять смену типов занятий, однако, что конкретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу занятий, не совсем ясно.

Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде занятий продукта) является уже более понятным.

1. Сообщение задания воспитателем.

2. Труд в группе по изучению новой темы.

3. Труд в группе по проверке собственного понимания.

4. Индивидуальный труд по выявлению непонятного — ответы на вопросы.

5. Труд в группе — применение знаний.

6. Общее подведение итогов.

Необходимо учесть, что когда воспитатель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтённые места и вынуждает их уточнять.

Организация деятельности

Содержание схемы должно отражать специфику труда каждого субъекта. Рассмотрим это на примерах составления схем при организации индивидуального, группового и общего труда по самообразованию.

На рисунке 19 отражено действие воспитателя по сообщению задания всем участникам. В варианте (а) изображен воспитатель, который даёт задание группе. При этом группа обозначена пустым кругом — участников в нём нет. Значит, ни у кого не возникнет вопросов, что должны делать участники этой группы во время сообщения задания. Как только внутри появляется хотя бы одно изображение участника (вариант б), то возникает вопрос: что он должен делать — просто слушать или, например, задавать вопросы на уточнение? Тогда рядом с фигурой участника следует поставить знак вопроса, который поясняет возможные или необходимые действия участников. Но и эта схема является непол­ной, из её содержания не видно, что это общий труд и что все участники заняты одним делом. Более полным является (вариант в), в котором отражены и действия воспитателя, и действия участников.

Рис. 19. Сообщение задания воспитателем

Второй этап — труд в группе (Рис. 20). Рисуем участников в кружке (Рис. 20,а). Сколько нарисовать? Столько, сколько по нашим предположениям должно быть в группе. Например, шесть. А все ли они должны быть одинаково изображены? Если в группе есть руководитель, то он должен отличаться (Рис. 20,б). Если нет руководителя, его назначают или обеспечивают выбор, уточнив при этом обязанности.

Кроме того, если группа должна трудиться каким-то определённым способом, это тоже может быть изображено на схеме (Рис. 20,в). Квадратик посередине означает алгоритм, написанный на листочке. По этому алгоритму группа и трудится. Руководитель фиксирует прохождение шагов алгоритма.

Рис. 20. Работа в группе по изучению новой темы

 

Пример алгоритма:

Все вместе.

1. Прочитать алгоритм и выяснить непонятные места.

2. Разделить полученный текст на части (совместно) и распределить части между собой.

Каждый отдельно.

3. Прочитать свой фрагмент текста.

4. Составить вопросы по своему фрагменту текста, которые участник группы будет задавать другим участникам, чтобы проверить, как они поняли сообщенный материал.

Все вместе.

5. Поочередно рассказать свой фрагмент другим участникам группы.

Фигурка воспитателя, изображенная на рисунке (21) отдельно от группы и соединенная с ней пунктирной стрелкой, означает, что, если алгоритм будет непонятен, воспитатель может проконсультировать группу (на этом этапе труда вопросы воспитателю можно задавать только по поводу алгоритма).

Следующий такт — труд в группе по проверке собственного понимания. Воспитатель предполагает, что проверка понимания будет происходить за счёт того, что каждый из участников задаст вопросы по своему фрагменту всем остальным. Однако, как сделать так, чтобы каждый участник группы гарантированно отвечал на вопросы?

Для этого следующий этап труда в группе следует организовать так, чтобы участники задавали вопросы и отвечали на них, меняя напарника. Рисунок 21, изображающий следующий этап труда должен показывать эти взаимодействия. Кроме того, на этом рисунке опять появляется фигура воспитателя с пунктирной стрел­кой, обозначенной буквой «С» — это значит, что теперь он может консультировать по содержанию.

Рис. 21. Работа в группе по проверке собственного понимания

Четвёртый этап — индивидуальный труд с вопросами (Рис. 22). Если это вопросы, которые даются в индивидуально-ориентированном самообразовательном плане для участников, то данный этап можно изобразить так, как на схеме (Рис. 22,а). Если это вопросы, спе­циально разработанные воспитателем для конкретного занятия (тест на бумаге или компьютере), тогда изображение варьируется. Однако, в любом случае схема отражает определённое действие. Например, карточка со специально разработанными вопросами имеет обозначение «К» (Рис. 22,б), эти карточки находятся на отдельной полке в классе с таким же обозначением.

Рис. 22. Индивидуальная работа с вопросами

 

Пятый этап — труд в группе по применению знаний, например, совместный разбор упражнения. Снова на рисунке появляется группа, отмечены особенности предполагаемого способа труда. Например, один участник группы выполняет упражнение, одновременно комментируя, другие, если что-то непонятно, останавливают этого участника и уточняют непонятое. Это может быть представлено так, как показано на схеме (Рис. 23).

И последний, шестой, этап — подведение итогов. Один участник от каждой группы должен сказать о том, как и почему удавалось или не удавалось хорошо трудиться, что надо учесть в будущем. На схеме (Рис. 24) видно, что говорят только руководители групп.

Рис. 23. Работа в группе по применению знаний Рис. 24. Работа по проведению итогов

Если условия деятельности группы другие, то схема должна это отражать. Схематичная подача плана занятия позволяет разъяснить основные задачи, уточнить, кто и что должен делать и дать возможность каждой группе двигаться в своём темпе. Конечно, вначале на труд в соответствии со схемой требуется большее время, но постепенно, когда все значки в схемах становятся знакомыми, время тратится только на разъяснение каких-либо новых моментов.

При умелом использовании воспитателем схем по организации деятельности происходит постановка целей занятия каждым участником, планирование индивидуальных и коллективных маршрутов, последовательное выполнение запланированных действий, осуществление самоанализа и общего обсуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.077 с.)