Организационно-деятельностные схемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-деятельностные схемы



Третий тип схем — организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но они отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела. Схема коллективного маршрута состоит (рис. 6) «…из людей, действий и потоков, которые необходимы для того, чтобы достичь общей цели и предотвратить отклонение от достижения этой цели и остановки на пути к её достижению».

Схема индивидуального маршрута отражает позицию человека, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения поставленных задач на определённом этапе, в течение заданного промежутка времени.

Рис. 7. Алгоритм определения типа односоставного предложения

На (рис. 7) представлен алгоритм определения типа односоставного предложения. В зависимости от типа предложения (односоставное, где главный член предложения — сказуемое, или односоставное, где главный член предложения — подлежащее) будет выбрана последовательность дальнейших действий. Значение организационно-деятельностных схем в учебном процессе бесспорно, так как они способствуют:

· формированию умений ставить цели, планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия;

· определению наиболее эффективных способов достижения результата;

· регуляции деятельности с учётом индивидуального темпа каждого ученика;

· включенности в деятельность;

· проведению рефлексии.

К организационно-деятельностным схемам также относят различные системы (Периодическая система химических эле­ментов Менделеева), планы-карты (план эвакуации).

 

3.7 Вариант-схема занятия по самообразованию

Схемы-принципы

Следующий тип схем — схемы-принципы, совмещающие осуществление функций объектных и организационно-деятельностных.

Рис. 8. Схема по теме «Имя существительное как части речи»

 

Пример: На вводном занятии ведущий демонстрирует структурную блок-схему, в которой отражено определённое понятие, например, «Имя существительное как часть речи» (рис. 8). В этот момент схема является объектной, так как раскрывает образ, понятие имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как, по сути, отражает учебно-тематический план, предусматривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».

Классификация схем

Для того, чтобы помочь ведущему разобраться в многообразии графических изображений и применять их в самообразовании, составлена классификация схем на основе четырех критериев:

· предназначение (для каких целей схемы используют в самообразовании);

· содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);

· время построения (когда происходит построение схем: заранее или во время занятия);

· сопутствующие факторы (дополнительные средства, которые необходимы для понимания содержания схем). В процессе самообразования используются схемы всех вышеперечисленных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они играют в организации понимания, коммуникации и деятельности.

 

Критерии Типы схем
Объектные Направляющие Организационно-деятельностные
Предназначение Понимание, осмысление новых знаний Организация коммуникаций Организация деятельности
Содержание Обозначают объекты которые отражают знания Обозначают объекты, которые отражают реальные ситуации, систему событий Обозначают объекты, которые отражают организационные формы деятельности, виды деятельности
Время построения При подготовке к учебному занятию, при объяснении учебного материала В процессе коммуникации При подготовке к учебному занятию, при объяснении плана деятельности
Сопутствующие факторы Текстовое сопровождение Учебная задача, вопросы Текстовое сопровождение, план учебного занятия

САМООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ

При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.

Однако схема, как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важен труд со схемой, в процессе которого задействованы все процессы мышления.

С поступлением информации участник трудится со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и существенное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется.

Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».

Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.

Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.

 

Рис. 9. Сравнительный анализ двух фрагментов текста

Причинно-следственные связи

Понимание последовательности событий и явлений осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений бывает понятна, то в установлении причинно-следственных связей могут испытываться трудности.

Чаще легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине, такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

 

На первом этапе для понимания причинно-следственных связей необходимо осознавать их внутреннюю связь. Необходимо осознавать обязательность причинно-следственной связи, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении можно использовать схему «дерево» (рис. 10), а затем она может быть трансформирована в схему причинно-следственной связи (рис. 11).

На втором этапе необходимо донести участникам, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина. Пример: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? (рис. 12). Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт (Рис. 13).

На третьем этапе труд, направленный на формирование у участников умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить скрытый характер. Необходимость этого этапа труда объясняется тем, что встречаются случаи, когда для участника действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслонёнными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях участника, как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что участники вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет участникам понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.

Рис. 14

 

Логика рассуждений

Любая учебная дисциплина требует понимания логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вначале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В). (Рис. 15)

Рис. 15. Схема структурной единицы понятия «рассуждение»

 

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение. После последнего перехода составляют структуру размышления. (Рис. 16). Эта целостность и является предметом понимания при размышлении.

Рис. 16. Развёрнутая схема понятия «рассуждения».

 

Понимать размышление — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осуществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность размышления.

Таким образом, понимать размышление — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения участников в осуществлении логических переходов и являются главной заботой ведущего. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает участник?

Представляем логику размышления в виде схемы на примере задачи по физике. (Рис. 17)

Рис. 17. Схема логики рассуждения при решении задачи

Задача. Имея график, показывающий зависимость между v и t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания участник должен размышлять следующим образом:

— график движения не параллелен оси времени, значит, скорость изменяется;

— скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет ещё одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того, чтобы выявить, где у участника возникает затруднение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены определённые логические переходы. Участник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, можно обосновать каждый логический переход. В результате получится примерно следующий набор вопросов:

1. Почему график движения не параллелен оси времени?

2. Каков характер движения при изменении скорости?

3. Какую ещё характеристику данного движения можно выделить?

4. Как определяется ускорение?

5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?

6. Какова зависимость между t и а?

7. Как будет выглядеть график зависимости между t и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, участнику действительно удаётся понять логику размышления при выполнении данного задания. С другой стороны, если в каком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на разрыв в логике размышлений.

В организации труда с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определённого уровня навыков самообразования, в частности, навыка задавать вопросы. Наиболее простым является, например, вариант, когда участники в группе просто восстанавливают логику размышления, то есть на первом переходе участник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает предложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… и т. д.

Там, где участник не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напарник или участники могут обратиться с вопросом к ведущему.

Непонятные слова

Непонятное слово останется непонятым пока не "прояснишь" его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как говорится, "прояснено". Процедура нахождения и "прояснения" слов, которые учащийся не понял во время занятий, называется прояснением слов. Есть несколько различных методов прояснения слов. Первое, что нужно усвоить, это - точную процедуру прояснения значения любого непонятого слова или символа, которые встречаются вам при чтении или во время занятий.

Как прояснить слово

1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно было проверить по нему любое непонятое слово или символ, которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший словарь, в дефинициях[11] которого нет других трудных слов, значение которых тоже пришлось бы выяснять.

2. Когда встречаете слово или символ, которые вы не понимаете, первое, что надо сделать, это - взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы выбрать именно ту, которая подходит к контексту[12], где употреблено это слово. Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом, пока у вас не сложится чёткое представление о его значении. Может потребоваться десять или более предложений.

3. Затем выясните все остальные значения этого слова и с каждым из них составляйте предложения, пока не уясните себе всех его значений.

Когда слово имеет несколько разных значений, нельзя ограничивать своего понимания этого слова лишь одной дефиницией и считать, что вы его "поняли". Вы должны суметь понять это слово, если позже вы встретите его в другом значении.

Однако не выясняйте его технических или специальных (математических, биологических и т.д.) или устаревших значений (широко не употребляемых сейчас), если только это непонятое слово не встретилось вам именно в одном из этих специальных контекстов.

4. Затем следует выяснить этимологию слова, то есть объяснение, откуда оно первоначально пришло. Это поможет вам понять суть этого слова. Происхождение слова может быть очень важным для нашего полного понимания его значения. Слова меняются на протяжении веков. Узнав происхождение слова можно выяснить его первоначальное значение. Происхождение слов обычно проясняются по этимологическому словарю. Происхождение некоторых слов также даётся в других словарях, например в Большом энциклопедическом словаре.

5. Большинство словарей даёт идиомы слов. Идиома – это фраза или выражение, смысл которого нельзя понять, исходя из обычного значения составляющих его слов. Например, "вилами на воде писано" - это русская идиома, обозначающая неопределенность (в предложении её можно употребить так: "Поедем ли мы завтра на дачу - это вилами по воде писано"). Многие слова употребляются в идиоматическом значении, которое обычно объясняется в словаре сразу после дефиниции самого слова. Если на слово, которое вы выясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже надо выяснить.

6. Выясните любую другую информацию об этом слове, такую как его употребление, синонимы и т.д., чтобы до конца понять это слово.

7. Если вам встречается непонятое слово или символ в дефиниции выясняемого слова, вы должны сразу же выяснить и его, пользуясь этим же методом, а затем вернуться к дефиниции, которую вы выясняете. (Символы и аббревиатуры, употребляемые в словаре, обычно даются в начале словаря).

Однако, если вы увидите, что слишком много времени тратите на выяснение значений слов в самих дефинициях, вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь поможет вам выяснить значение слова и без того, чтобы вы должны были смотреть ещё множество других слов в словаре в процессе прояснения нужного вам слова.

8. «Краткие словари» это словари карманного размера.

В изучении значения слов краткие словари часто приносят больше вреда, чем пользы. Они дают круговые дефиниции, типа: «Кошка – животное», «животное – кошка». Они не дают достаточно информации и не выпускают человека из замкнутого круга.

Значения слов, которые приводятся в таких словарях, часто не полностью отражают концепцию слова. В кратких словарях не хватает слов, даже общеупотребительные слова часто бывают пропущены.

Наша рекомендация - не пользуйтесь краткими словарями.

9. Иногда какое-то слово бывает трудно найти в словарях, но, разделив это слово на составляющие его части, можно посмотреть в словаре каждую из них и выяснить её значение.

10. Специальные слова или термины, применяемые в отдельных областях человеческой деятельности, собраны обычно в отраслевых словарях - в таких, как, например, словари по фотографии или по морскому делу.

Простые слова

Вы можете сразу же предположить, что именно СЛОЖНЫЕ слова или специальные термины чаще всего трудно понять.

Но это НЕ тот случай.

При проверке оказалось, что непонимание чаще всего происходит НЕ со специальными терминами, а с простыми словами.

Такие слова, как «а», «хотя», «поскольку» и другие слова, которые «все знают», чаще всего и оказываются непонятыми.

Нужен БОЛЬШОЙ словарь, чтобы дать полное определение этим простым словам. Существует другая странность. Маленькие словари тоже считают, что это «все знают».

Это почти невероятно, что выпускник университета, прошедший через годы и годы изучения сложных дисциплин, всё же не знает значения многих простых слов.

Тестирование школьников в Иоганнесбурге однажды показало, что их умственные способности ПОНИЖАЮТСЯ с каждым новым учебным годом! Ответ на эту загадку заключался в том, что с каждым годом они добавляли несколько десятков очень важных непонятых слов в свой, и без того, уже бестолково-запутанный словарный запас, значение которых никто и никогда не заставил их посмотреть в словаре.

Тупость и есть следствие непонятых слов.

В тех областях, которые доставляют людям наибольшее беспокойство, встречается наибольшее искажение фактов, запутанных и конфликтных идей и, конечно, огромное количество непонятых слов. Пример: «экономика».

Учебники по психологии начинаются с заявления о том, что учёные не знают, что означает слово «психология». Так что науки как таковой вовсе не существует. Профессор Вундт из Лейпцигского университета извратил этот термин ещё в 1879 году. На самом-то деле, он означает просто изучение (- логия) души (психо-). Но Вундт, работая под присмотром Бисмарка, величайшего из немецких военных фашистов, с высоты немецких милитаристских амбиций должен был отрицать наличие души у человека. Так пропала вся дисциплина! Люди после этого стали считаться животными (животных разрешается убивать), у человека нет души, значит, слово психология больше не может иметь дефиниции.

САМОЕ ПЕРВОЕ НЕПОНЯТОЕ СЛОВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА - ЭТО КЛЮЧ К ДРУГИМ НЕПОНЯТЫМ СЛОВАМ В ЭТОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.

При изучении иностранного языка часто обнаруживается, что грамматические термины родного языка, при помощи которых объясняют грамматику иностранного языка - основная причина неспособности выучить иностранный.

Незнание значений этих простых слов может заблокировать понимание предмета. Их надо посмотреть в словаре, когда они не поняты, сколь бы «простыми» они вам ни казались.

Применение демонстрации

Слово “демонстрация” означает показ или показывать, как что-нибудь работает. Оно происходит от латинского слова demonstrare - показывать, указывать, доказывать.

Во время занятий можно выполнить демонстрацию при помощи подручных разнообразных небольших предметов, таких, как пробки, крышки, скрепки, колпачки от ручек, резинки и пр.

Представляя при помощи различных предметов объекты, которые вы изучаете, можете перемещать их с места на место и увидеть более ясно, как они соотносятся друг с другом и т.д.

Так и в работе с текстом через схематизацию на бумаге и компьютере, для визуализации учебного материала и построения образов, можно использовать любые подручные средства: ручки, фломастеры, колпачки, крышки, детские игрушки, камешки и веточки (на улице) и т.д. Можно вырезать фигурки из бумаги или картона, лепить из пластилина и теста, использовать сыпучие материалы (песок, мука, соль, крупы) для рисования на стекле и т.п., проявляя смекалку и воображение.

 

Как делать зарисовки

Зарисовки - это тоже часть демонстрации и уяснения.

Человек, пытающийся что-то себе уяснить, может воспользоваться бумагой с карандашом, начертить график, блок схему или изобразить интересующий его процесс по шагам. Это поможет ему в постижении сути дела.

Есть правило, которое говорит: ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ, ЗНАЧИТ У ВАС ОБ ЭТОМ НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Это правило не основано на научных данных, но оно действует.

Этим правилом пользуются в инженерном деле и архитектуре. Если невозможно представить что-то в двух измерениях ясно и точно, значит здесь что-то неверно и построить это нельзя. Это действует и в других направлениях.

Очевидный пример - это штурман, который вместо того, чтобы пытаться решить всё в уме, основываясь на приблизительном представлении о местонахождении корабля, просто вычерчивает его курс и продвижение на карте.

Всё это - часть демонстрации и попытки составить себе представление о вещах и проблемах.

ТРУД В ТАНДЕМЕ

После создания каждым участником схемы-образа индивидуально, игротехник ставит задачу согласовать взаимопонимание общего образа по одному тексту и научиться решать реально существующие проблемы в условиях тандема, а именно научится взаимопониманию друг друга.

Условия вхождения в тандемный принцип деятельности:

1) Добровольное порождение коллективной психики;

2) Освобождение психики от несовпадающего ошибочного субъективизма оценок и образных представлений о Жизни;

3) Открытость для обозрения глубин психики;

4) Отсутствие напряжения в психике при взаимодействии с тандем-партнёром.

Рис. 18. Схема тандема [13]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.078 с.)