X Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.Вернадского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

X Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.Вернадского



03431
Оценка объёма кратковременной памяти и эффективности работы у школьников старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу
Некрушец Елена Анатольевна
Норильск
школа № 41

Оценка объёма кратковременной памяти и эффективности работы у школьников старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу

Введение

Условия Крайнего Севера очень специфичны. На организм человека воздействует целый комплекс природно-климатических и экологогеоргафических факторов: недостаточность поступающей солнечной радиации, разряженность атмосферы, магнитные бури, смена полярного дня длительной полярной ночью, резкие колебания погодных условий и т.д. которые несомненно сказываются на состояние высшей нервной деятельности индивида. Поэтому к здоровью юных жителей Заполярья должен проявляться особый интерес и со стороны исследовательской медицины и со стороны разработки новых здоровьезберегающих учебных технологий, которые будут учитывать эти условия. К тому же не нужно забывать и об индивидуальных характеристиках каждого человека: его конституциональные особенности, индивидуальный суточный хронотип и т.д.

Цель наших исследований заключается в следующем:

Изучить состояние эффективности работы и объёма кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа в период полярной ночи.

Задачи исследования:

  1. Определить индивидуальные висцеральные признаки суточного хронотипа учащихся.
  2. Выявить объём кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в период полярной ночи в зависимости от их индивидуального хронотипа.
  3. Дать оценку полученным результатам и сформировать рекомендации по составлению школьного режима.

Актуальность исследования. В последние годы всё чаще специалисты в области среднего образования разрабатывают новые учебные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются ни индивидуальные особенности организма, ни условия проживания в различных регионах России, а исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений вообще не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения, а значит и сохранения их здоровья в экологических условиях Крайнего Севера.

Практическая значимость нашей работы заключается в выдаче рекомендаций при формировании классов с учётом индивидуальных особенностей детей, а при составлении расписания необходимость учитывать специфические условия Крайнего Севера.

Литературный обзор

Для живых организмов, являющихся частицей биосферы, общей закономерностью биоритмологических изменений физиологических функций, можно считать то, что происходящие в обычных условиях процессы имеют колебательный характер и всегда осуществляются в пределах некоторых средних величин, (нормы реакций), что обусловливает состояние равновесия организма и между ним и средой.

Эндогенная ритмика отдельных систем подвергается коррелирующим воздействиям со стороны целого и синхронизируется с ним. Циклические процессы как бы вплетаются в адаптогенез и обеспечивают поддержание равновесия внутри организма и между ним и средой (Новиков Э.П., 1984).

Биологический ритм, с одной стороны, должен быть устойчивым и, по возможности, не зависимым от случайных воздействий и состояний организма, с другой – всё время подстраиваться к конкретным условиям среды, чтобы обеспечить максимальные возможности адаптации организма (Алякринский, Степанова, 1988). Рассогласование же внутренних ритмов организма с внешними физическими датчиками времени приводит к расстройствам функционирования органов и систем, что в конечном проявлении реализуется в хроническом заболевании. Нарушения, обусловленные десинхронизацией (рассогласованием) биоритмов, можно отнести к болезням регуляции, в которых первичным является изменение временной организации функций, приводящее в дальнейшем к структурным повреждениям (Бирюкович, 1972).

На основании результатов многочисленных исследований многие авторы (Хаснулин В.И.,1991,1992) делают вывод, что организм человека путём постоянной опережающей подстройки внутренних ритмов к изменяющимся условиям внешней среды обеспечивает наиболее оптимальную адаптацию, а таким образом – и здоровье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.006 с.)