Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов



Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников (16).

Известно, что «вид спорта сам выбирает свой хронотип». Но это касается именно спортсменов высокой квалификации. Однако мы попытались обнаружить взаимосвязь между хронотипом и выбором УТГ, не беря во внимание фактор успешности и результативности. Оказалось, что плавание выбрали 71 % учащихся, относящиеся к категории голубей.

Таблица 1.

 
Виды УТГ Голуби Совы Жаворонки Всего  
Плавание 71,4% 25% 3,6% 28  
Баскетбол 75% 25%      
Футзал 75% 12,5% 12,5%    
ОФП 66,6% 26,6% 6,8%    
Единоборства 100%        
           

Среди квалифицированных спортсменов - пловцов, преобладают действительно «голуби». В остальных учебно-тренировочных группах зримого влияния хронотипа человека на выбор выявить не удалось. Мы считаем, что выбор вида спорта шестиклассниками определялся влиянием родителей, интересами, дружескими отношениями.

Проведя анализ расписания занятий УТГ мы обнаружили:

1. В целом, занятия проводятся в оптимальное время - с 15:00 до 18:00 часов.

2. Занятия по футзалу, ОФП, и частично акробатике, теряют свою эффективность из-за непродуманного выбора времени - с 13:50.

Администрации школы необходимо внести изменения в расписании.

По просьбе преподавателей физической культуры было проведено обследование еще одной группы учащихся - учениц десятых классов, посещающих баскетбольную секцию. Из 14 человек, 57 % (8 человек) оказались «совами» (четко выраженный вечерний тип), и 43 % (6 человек) - «голубями» (индифферентный тип). Многие игровые виды спорта, в том числе баскетбол, «выбирают» себе именно «сов». Наши спортсменки демонстрируют высокие результаты, возможно из-за того, что занимаются «своим» по времени видом спорта.

Заключение

Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе --для физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребёнка.

В зависимости от различий расположения акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.

В результате обследования хронотипов учащихся было выявлено:

1. Среди учащихся шестых классов численно доминируют «голуби» (69,3%), затем следуют «совы» (28,7%) и «жаворонки» (4,9%)

2. 71% учащихся, относящихся к категории голубей выбрали УТГ по плаванию, что соответствует их типу суточной активности (плавание-«дневной вид спорта»).

3. Взаимосвязей между хронотипом остальных учащихся и их выбором УТГ обнаружить не удалось по причине ограниченного числа шестиклассников, посещающих другие УТГ.

Наши рекомендации родителям, учащимся 6-х классов, преподавателям физической культуры и администрации школы:

1) Занятия УТГ проводить с 15:00 до 18:00 часов дня, так как это время является пиком активности для всех хронотипов.

2) Во время школьных каникул тренировочные занятия проводить в интервале - 10:00 - 12:00, 15:00 - 18:00.

3) Составлять расписание таким образом, что уроки по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый.

4) Использовать микропаузы в учебном процессе и тренировочных занятиях для оптимизации режима учащихся.

5) Учащимся школ обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов, особенно «сов».

6) Категорически не использовать время для проведения занятий УТГ и уроков по основным предметам в пределах от 13:00 до 14:30 являющееся пиком наименьшей активности для всех хронотипов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

АНКЕТА ОСТБЕРГА.

Для определения утреннего и вечернего типа работоспособности

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно.

2. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы.

3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.

4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос.

5. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.

Вопросы и оценочные баллы.

1. Когда бы вы предпочли вставать в том случае, если бы совершенно были свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались бы при этом исключительно своими личными желаниями?

А) зимой

1) 5-7 - 5 б

2) 7-8 - 4 б

3) 11-12 - 2 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

Б) летом

1) 4-6 - 5 б

2) 6-7 - 4 б

3) 7-10 - 3 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое личное время сами?

А)зимой

1) 20-21 - 5 б

2) 21-21.30 - 4 б

3) 21.30-24.00 - 3 б

4) 24-2 - 2 б

5) 2-3 - 3 б

Б) летом

1) 21-22 -5 б

2) 22-22.30 - 4 б

3)22.30-1.00 - 3 б

4)1-3 - 2 б

5)3-4 - 1 б

3. Вы нуждаетесь в будильнике по утрам. Если вам нужно вставать в точно определенное время?

1) Совершенно нет потребности - 4 б

2) В отдельных случаях есть потребность - 3 б

3) Потребность в будильнике довольно сильная - 2 б

4) Будильник мне абсолютно необходим - 1 б

4. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки начало ночи (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

1) Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать - 4 б

2) Некоторая польза была бы - 3 б

3) Работа была бы достаточно эффективная - 2 б

4) Работа была бы высокоэффективной - 1 б

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

1) ОЧЕНЬ ТРУДНО - 1 б

2) Довольно трудно - 2 б

3) Довольно легко - 3 б

4) Очень легко - 4 б

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

1) Очень большая сонливость - 1 б

2) Есть небольшая сонливость - 2 б

3) Довольно ясная голова - 3 б

4) Полная ясность мыслей - 4 б

7. Каков ваш аппетит первые полчаса после подъема?

1) Совершенно нет аппетита -1 б

2) Аппетит снижен - 2 б

3) Довольно хороший аппетит - 3 б

4) Очень хороший аппетит - 4 б

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной будет ваша работа в это время?

1) Абсолютно бесполезной, я совершенно не мог бы работать -1 б

2) Некоторая польза была бы - 2 б

3) Работа была бы достаточно эффективной - 3 б

4) Работа, была бы высоко эффективной - 4 б

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после утреннего подъема?

1) Очень большая вялость - 1 б

2) Некоторая вялость - 2 б

3) Известная бодрость - 3 б

4) Полная бодрость - 4 б

10. Если ваш следующий день свободен от учебы, то когда вы ляжете спать по сравнению с обычным временем отхода ко сну?

1) Не позже чем обычно - 4 б

2) Менее чем на один час позже - 3 б

3) На 1-2 часа позже - 2 б

4) Более чем на 2 часа позже - 1 б

11. Легко эти вам засыпать в обычных условиях?

1) Очень трудно - 1 б

2) Довольно трудно - 2 б

3) Довольно легко - 3 б

4) Очень легко - 4 б

12. Вы решили укрепить здоровье с помощью физической тренировки. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю. Наилучшее время для вашего друга-утро с 7 до 8 часов. Будет ли данный период времени наилучшим для вас?

1) В это время я бы находился в хорошей форме - 4 б

2) Я был бы в довольно хорошем состоянии - 3 б

3) Мне бы это было трудно - 2 б

4) Мне было бы очень трудно -1 б

13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

1) 20-21 - 5 б

2) 21-22 - 4 б

3) 22-1 -3 б

4) 1-2 - 2 б

5) 2-3 -1 б

14. Во время выполнения двух часовой умственной работы, вы хотели бы находиться на вершине своей работоспособности. Какой из предложенных вариантов вы бы выбрали для выполнения этой работы?

1) 8-10 - 6 б

2) 11-13 - 4 б

3) 15-17 - 2 б

4) 19-21 - 0 б

15. Как велика ваша усталость в 23 часа?

1) Я очень устаю к этому времени - 5 б

2) Я заметно устаю к этому времени - 3 б

3) Я слегка устаю к этому времени - 2 б

4) Я совершенно не устаю к этому времени - 0 б

16. По какой-то причине вы решили лечь спать на несколько часов позже обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из вариантов будет вашим?

1) Я проснусь в обычное время и больше не засну - 4 б

2) Я проснусь в обычное время и буду дремать - 3 б

3) Я проснусь в обычное время и снова засну - 2 б

4) Я проснусь позже, чем обычно - 1 б

17. Вы должны работать (дежурить) ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у вас свободен. Какой из вариантов вас устраивает?

1) Спать буду только после ночного дежурства -1 б

2) Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать -2 б

3) Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после еще подремлю -3 б

4) Я полностью высплюсь перед дежурством - 1 б

18. Вы должны в течение двух часов выполнять физическую работу. Какой из вариантов вы выберете для этого, чтобы достигнуть положительного результата?

1) 8-10 - 4 б

2) 11-13 - 3 б

3) 15-17 - 2 б

4) 19-21 - 1 б

19. Вы решили проводить тяжелую физическую тренировку. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу. Лучшее время для вашего друга 20 часов. Насколько благоприятным, суда по самочувствию было бы для вас время?

1) да, я был бы в хорошей форме - 1 б

2) Пожалуй, я был бы в приемлемой форме - 2 б

3) Немного поздновато, я был бы в плохой форме - 3 б

4) Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться - 4 б

20. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?

1) 5-7 - 5 б

2) 7-8 - 4 б

3) 8-10 - 3 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

21. Представьте, что вы свободно можете выбирать свое рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день и ваша работа интересна, и удовлетворяет вас. Выберете 5 непрерывных рабочих часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.

1) 24-5 - 1 б

2) 5-10 - 5 б

3) 10-15 - 3 б

4) 15-20 - 2 б

5) 20-24 - 1 б

22. В какое время суток вы полностью достигаете вершины своей работоспособности?

1) 24-5 - 1 б

2) 5-8 - 5 б

3) 8-9 - 4 б

4) 9-14 - 3 б

5) 14-17 - 2 б

6) 17-24 - 1 б

23. Иногда приходится слышать о людях «утреннего» и «вечернего» типов. К какому из этих типов вы себя отнесите?

1) К утреннему - 6 б

2) Скорее к утреннему, чем к вечернему - 4 б

3) Скорее к вечернему, чем к утреннему - 2 б

4) Четко к вечернему - 0 б


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СУММЕ НАБРАННЫХ ВАМИ БАЛЛОВ:

Свыше 92 баллов - четко выраженный утренний тип.

77-91-слабо выраженный утренний тип.

58-76-индифферентный тип.

42-57-слабо выраженный вечерний тип.

Ниже 41- четко выраженный вечерний тип.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.038 с.)