Методы и материалы исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и материалы исследований



Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека был использован тест Г. Хольдебранта. Сущность этого метода такова: у здоровых испытуемых в условиях основного обмена, т.е. в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 с. Оценку результата проводили следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к аритмикам; если он превышает 5,0 – к жаворонкам, если он меньше 4,0 – к совам.

Было обследовано 46 учащихся 10-х классов школы № 41 г. Норильска в возрасте 15 лет. Обследование проходило в домашних условиях с 18 по 23 ноября 2002 года. Для чистоты эксперимента было сделано по три замера в течении нескольких дней подряд.

Определение психофизиологических показателей: объём кратковременной памяти и эффективности работоспособности производилось период полярной ночи 16 декабря на первом уроке (8 ч 30 мин) и последнем (15 ч 25 мин).

Для изучения объема кратковременной памяти и эффективности работоспособности мы использовали методические рекомендации практикума по биологии человека В.С. Рохлова (2000 г.).

Результаты исследования

В ходе проведенного теста Г. Хольдебранта на выявление висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты, которые представили в таблице №1.

Таблица №1

Количество обследуемых Результат Суточный хронотип
  Более 5,0 «жаворонок»
  Менее 4,0 «сова»
  4,0 – 5,0 «аритмик»

Расчеты показали, что большая часть старшеклассников оказались либо «Аритмиками» (58,7 %), либо «Совами» (37 %), и только 4,3 % от общего числа учащихся оказались «Жаворонками», т.е. активными в утренние часы.

Тогда мы сформировали две группы по 12 человек в каждой – «Аритмики» и «Совы» (подбор шёл в соответствии с нормами частоты сердечных сокращений и частоты дыхания для данного возрастного периода) и провели обследование на выявление объёма кратковременной памяти и эффективности работы. Период полярной ночи был выбран не случайно, т.к. он является естественным нарушением биологического ритма.

Мы поставили исследовательскую задачу: проанализировать насколько скажется полярная ночь на такие психофизиологические характеристики как память и работоспособность в зависимости от индивидуальных висцеральных признаков хронотипа подростков. Исследование проводили в два этапа. I этап – первый урок (начало занятий в 8 ч 30 мин), II этап - последний, восьмой урок (конец занятий – 15 ч 30 мин).

В результате проделанных исследований мы получили следующие:

Таблица 2. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов»

Кол-во слов Оценка результ. Кол-во слов Оценка результ. Улучшениерезультатов
          +
          +
          +
          +
          Без измен.
          +
          +
          +
          +
          +
          +
          +

Таблица 3. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков»

Кол-во слов Оценка результ. Кол-во слов Оценка результ. Улучшениерезультатов
          +
          +
          +
          +
          +
          +
          +
          +
          Без измен.
          +
          +
          +

Таким образом, мы видим, что в обеих группах у 92 % наблюдается улучшение результатов объёма кратковременной памяти, а у 8 % показатель остаётся без изменений. Это подтверждает индивидуальный биологический ритм обследуемых, а значит не активность их работы в утренние часы. Учащиеся старших классов к концу последнего урока должны наоборот уставать, а показатели объёма кратковременной памяти снижаться. В нашем случае мы этого не наблюдаем. Поэтому период полярной ночи не оказывает существенного влияния на исследуемый психофизиологический показатель.

При изучении эффективности работы (ЭР) по тестам в этих же группах были получены следующие результаты, которые отображены на рис. 1.


Изменение эффективности работы (ЭР) в группах «Аритмиков» и «Сов» в начале и конце учебного дня.

Таким образом, проведенные тесты показали высокую работоспособность в начале учебного дня и небольшое её снижение в конце последнего урока в группе «Сов». В группе «Аритмиков» мы наблюдаем совершенно противоположную картину – снижение работоспособности на первом уроке и её увеличение в конце учебного дня. Значит, период полярной ночи положительно влияет на ЭР «Сов» и отрицательно сказывается на ЭР «Аритмиков». Если в одном классе одновременно будут обучаться учащиеся с различными биоритмологическим хронотипом то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. Период полярной ночи всегда отрицательно сказывался на работоспособности людей и поэтому является одним из показателей экстремального проживания. Ниши же исследования показывают неодинаковую ЭР подростков в исследуемых группах. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья в экстремальных условиях Заполярья формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу. При составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывая эту особенность. Для «Сов», которые проявляют наибольшую активность в период полярной ночи на первых уроках можно рекомендовать предметы математическо – естественного цикла, а во второй половине учебного дня физическую культуру и предметы гуманитарного цикла. Для «Аритмиков» расписание может быть составлено наоборот. Также необходимо в период полярной ночи учитывать и начало учебных занятий. Если эффективность работы не высока у «Аритмиков» в утренние часы, то было бы целесообразно перенести первый урок на час позже. Опыт такой работы уже наблюдался в Норильске в 90-х годах после опубликования трудов Хаснулина В.И., но с периодом политических преобразований и экономической политики России от него отказались, хотя положительные результаты такого построения учебного расписания без сомнения был.

С другой стороны мы не охватили в наших исследованиях ещё одну группу – «Жаворонки», из-за маленького количества учащихся (4,3 %) обладающих висцеральными признаками этого суточного хронотипа. Поэтому сегодня мы не можем сказать, как будет выглядеть их объём кратковременной памяти и эффективность работы в период полярной ночи. Но эти исследования будут продолжены в дальнейшем.

Заключение

В результате проведённой исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

  1. При определении индивидуальных висцеральных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большенство из обследуемых учащихся в возрасте 15 лет обладают суточным хронотипом «Сова» – 58,7 %.
  2. Период полярной ночи не оказывает существенного влияния на изменение объёма кратковременной памяти в зависимости от индивидуального суточного хронотипа.
  3. Период полярной ночи оказывает положительное влияние на эффективность работы подростков обладающих индивидуальным суточным хронотипом «Сова» в утренние часы, а значит смещает их индивидуальный биологический ритм.
  4. Рекомендовать составление классов старшеклассников с учётом их индивидуальных суточных хронотипов для улучшения эффективности работы и успеваемости.
  5. Для периода полярной ночи разрабатывать специальное расписание уроков и обязательно учитывать индивидуальные характеристики подростков в целях сохранения здоровья в условиях Крайнего Севера.

Список используемой литературы

  1. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М,: Наука, 1985
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка». – М.: Академия, 2002, с. 184 – 185, с. 261 – 262
  3. Бирюкович А.А.//Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина, 1988
  4. Новиков Э.П. Планета загадок. – Л.: Недра, 1987
  5. Практические занятия по валеологии, Новосибирск, 1997, с. 101
  6. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2000, с.75 – 79
  7. Хаснулин В.И. Космические тайны вашего самочувствия.- Новособирск, - Наука, 1992
  8. Хаснулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: Знание,1991

 

 

«Сова» превращается в «жаворонка». Возможно ли это?

Человеку на роду написано - кем быть: «совой» или «жаворонком». Это, однако, не означает, что его суточный тип будет неизменным в течение всей жизни. Известно, что большинство людей «жаворонковеют» по мере старения. Наверняка многие замечали склонность стариков рано вставать и рано ложиться спать. Они имеют все основания упрекать молодое поколение в том, что те «полуночничают, а утром их не добудишься»: как раз в период молодости процесс «осовения» достигает своего пика. Затем с годами человек легче «вписывается» в ритм общественной жизни. Помимо стремления пораньше лечь и пораньше проснуться наблюдается тенденция к сокращению времени между началом сна и первым эпизодом быстрого сна: если в юности быстрый сон впервые регистрируется примерно через полтора часа после начала сна, то в старости — через час. Фазы ритмов изменения температуры тела и секреции гормонов также постепенно сдвигаются на один—два часа вперед. Но может ли человек сам изменить свой хронотип, скажем, из «совы» превратиться в «жаворонка», или из малоспящего — в многоспящего? Чтобы не интриговать, нужно сразу отметить, что, строго говоря, такие превращения невозможны. Хронотип человека, похоже, во многом определяется его наследственностью. Но все же...
Любой человек, к какому бы хронотипу он ни относился, знает, что в определенных условиях время его подъема и отхода ко сну, а также уровень дневной активности и длительность сна могут меняться в зависимости от внешних условий и внутренних побуждений. Циркадианные ритмы, включая цикл сон — бодрствование, как раз и существуют для того, чтобы приспосабливать жизнедеятельность организма к внешним периодическим изменениям. Чем сильнее эти изменения влияют на организм, тем меньше проявляются индивидуальные особенности биоритмов самого организма. Если вы можете заниматься своими делами когда хотите, ваши особенности будут проявляться очень ярко. Если же, скажем, вы живете в казарме, где строго следят за соблюдением режима дня, ваши особенности заметно нивелируются, потому что, хотите вы того или нет, приходится подчиняться общему режиму.
Итак, чем сильнее будет воздействие каких-то внешних периодических явлений (времязадатчиков), тем меньше фаза и период биологического ритма будут отличаться от фазы и периода внешних периодичностей. Если каждый день будить человека выстрелом из пушки, он быстро начнет просыпаться вовремя, даже если раньше про такого говорили: «Его и пушкой не разбудишь». Когда имеется сильная внутренняя потребность или влияют жесткие внешние обстоятельства, повседневные привычки человека могут коренным образом измениться. Однако стоит ослабить такой внутренний или внешний контроль — и циркадианный ритм начинает обнаруживать свои характерные особенности. Вывод напрашивается сам – превратится из «совы» в «жаворонка» можно – вот только нужно ли вам это – сбивать свой индивидуальный биологический ритм?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.008 с.)