Инструменты и механизмы поддержки предпринимательства в РК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и механизмы поддержки предпринимательства в РК.



Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК.

В Казахстане разработаны и используются программы, обеспечивающие материальную поддержку бизнеса: программа прямого кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания; гарантирование кредитов среднего и малого предпринимательства, точечные программы финансирования в регионах; субсидирование процентной ставки; секьюритизация портфелей кредитов под гарантию государственных фондов; микрофинансирование субъектов МСБ. Проблема налогов заключается в том, что, по сути по налогам на добавленную стоимость в Казахстане применяются три разных подхода:для иностранных компаний, льготы для крупных компаний, максимальные выплаты для малого и среднего бизнеса. Подобный подход ведет не к развитию малого и среднего бизнеса, а к снижению, о чем и говорят следующие факты. Численность активно занятых в малом предпринимательстве в декабре 2010 г. Составила 1,83 млн.человек, что меньше на 11 тысяч чем в 2009 г. Количество активных субъектов малого предпринимательства в декабре 2010 г. Составило 667,2 тыс, что на 75,7 тыс меньше чем в начале года. В структуре малого и среднего бизнеса юридические лица малого бизнеса составили 9,8%, среднего- 1,3%, индивидуальных предпринимателей- 63,7%, крестьянских хозяйств- 25,2%, удельный вес каждой из категорий- 23%, 27,4%, 32,4% и 17,2% соответственно. К нефинансовым методам поддержки малого и среднего бизнеса относятся: совершенствование сбора и анализа статистических данных по деятельности предпринимательских структур; внедрение мировых стандартов показателей деятельности предпринимателей; разработка и внедрение программного обеспечения для предпринимательской деятельности; обучение и повышение квалификации и повышение информированности населения о различных аспектах предпринимательства; создание центров поддержки предпринимательства; создание call-центра для оказания адресной помощи предпринимателям и оперативного реагирования на жалобы и предложения; закупках через СМИ и другие методы. Важнейшим инструментом поддержки предпринимательской деятельности в Казахстане является Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны. В рамках данной программы поддержка осуществляется по 4 основным направлениям:1. Поддержка новых бизнес-инициатив, 2. Оздоровление предпринимательского сектора, 3. Поддержка экспортоориентированных производств, 4. Усиление предпринимательского потенциала.

 

Роль государства в регулировании природопользования: индустриальное развитие и экологический кризис.

Целью государственного регулирования сохранения природной среды является содействие нынешнему и будущему поколению людей жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния.

В правовом аспекте в Казахстане принят «Экологический кодекс РК», Законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «О защите растений», «Об использовании атомной энергии» и др., а также ряд правительственных постановлений, правил и приказов МООС РК.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

Экологическая политика

Экологическая политика государства будет направлена на экологизацию промышленности.

Охрана окружающей среды является стратегической задачей, результат решения которой влияет на все сферы экономики, а также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Экономическое развитие, построенное на получении высокотехнологичной продукции, товаров, услуг, обеспечит снижение нагрузки на окружающую среду.

Во всех экономических действиях должен быть принцип рационального использования природных ресурсов. Безотходные технологии должны поощряться государством.

Водные ресурсы. Качественное состояние всех водных объектов республики остается неудовлетворительным.

Для охраны и рационального использования водных ресурсов необходимо:

- использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;

- использование имеющегося хозяйственного потенциала, кадров, проектных и научных проработок;

- ограничение темпов и объемов развития водоемких производств в остродефицитных по воде регионах;

- повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования;

- осуществление мер по снижению удельного водопотребления на единицу продукции в промышленности;

- снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования; оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;

- разработка показателей использования вод и сбросов с жестким нормированием и последующим переходом от нормирования сбросов к их исключению. Строительство новых предприятий должно осуществляться с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Управление отходами. Использование природных ресурсов регионов страны крайне неэффективно.

Практически отсутствует система управления отходами производства и потребления, в том числе опасными и радиоактивными, несовершенство системы сбора, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов приводит к загрязнению природной среды.

В связи с этим требуется осуществить мониторинг отходов производства и потребления, оценить воздействие захоронений вредных отходов на окружающую среду.

Необходимо активно внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, стимулировать деятельность по переработке и использованию отходов.

Необходимо с помощью всеобщей экономической и аграрной политики – прежде всего торговой, налоговой, кредитной политикой и политики в области цен – поставить сельское хозяйство в такое положение, которое позволило бы ему компенсировать обусловленный самой природой экономический ущерб» Хайнц Ламперт

В современной экономике аграрный сектор активно поддерживается государством. Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин.

Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. регулирование развития АПК в рыночной экономике многоаспектно: функционирует система государственных закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и.т.д.

В Казахстане регулирующие функции государства осуществляются по следующим направлениям:

1.Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования.

2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках.

3. Поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в региональные фонды.

4.Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

5.Создание благоприятного климата для иностранных инвестеров, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых технологий и техники.

6. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.

Антимонопольное регулирование АПК

Курс на разукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая и сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен посредниками.

Бюджетно-налоговое регулирование

В странах ЕС расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. В Казахстане бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,:% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программы села она меньше в 1000 раз.

Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства РК.

Кредитное регулирование

В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство.

В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:

-кооперативные сельскохозяйственные банки;

-государственные банки;

-специализированные банки под контролем и при поддержке государства;

-бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная система Республики Казахстан включает:

-ценовые дотации и компенсации;

-банковский кредит;

-субсидии из государственного бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.

Основными методами, применяемыми в РК для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

-программно-целевой (в рамках программно-целевого планирования развития АПК ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств);

-балансовый (обеспечивает балансовую увязку объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельхозпродукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие АПК);

-нормативный (используются рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения)

Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза:

-численность населения, его демографическая структура;

-натурально-вещественная структура фонда потребления, научно обоснованная норма потребления продуктов питания;

-изменение структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;

-экспорт и импорт сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.

Планирование экономического развития как форма государственного регулирования экономики.

Планирование в самом общем виде представляет собой процесс подготовки и принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающей в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения. Значение планирования состоит в необходимости обеспечить научно-обоснованное руководство развитием экономики страны. А это предполагает знание и использование объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики. Планирование осуществляется на различных уровнях управления: в макроуровне- макроэкономическое планирование, на уровне регионов- региональное планирование и т.д. В планировании выделяют 3 стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную. По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным и стратегическим. Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности(который означает, что планы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов и закономерностей); принцип повышения эффективности общественного производства(который предусматривает, чтобы все цели и задачи осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда) и т.д. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный и программно-целевой методы. Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой-то деятельности, а с другой- ресурсом для потребления. Нормативный же метод основан на определении и использовании систем, норм и нормативов, отражающей достижения НТП. Программно-целевой метод-это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Важнейшим же видом планирования является стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Следует также отметить, что планирование вообще и стратегическое планирование, в частности, а в особенности разработка государственных целевых программ- это широко распространенный метод регулирования экономики в мировом хозяйстве.

 

Инструменты и механизмы поддержки предпринимательства в РК.

Различают два вида поддержки предпринимательства - финансовый и нефинансовый. К финансовым мерам поддержки относятся инструменты, направленные на содействие качественному развитию бизнеса, усилению его роли в экономике путем оказания финансовой помощи и обеспечения снижения стоимости кредитных ресурсов для физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В Казахстане разработаны и используются программы, обеспечивающие материальную поддержку бизнеса: программа прямого кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания; гарантирование кредитов среднего и малого предпринимательства, точечные программы финансирования в регионах; субсидирование процентной ставки; секьюритизация портфелей кредитов под гарантию государственных фондов; микрофинансирование субъектов МСБ. Рассматривая финансовые инструменты поддержки предпринимательства, следует отметить существование ряда проблем в сфере налогов и налогового администрирования, а также коррумпированность чиновников. Проблема налогов заключается в том, что, по сути по налогам на добавленную стоимость в Казахстане применяются три разных подхода:для иностранных компаний, льготы для крупных компаний, максимальные выплаты для малого и среднего бизнеса. К нефинансовым методам поддержки малого и среднего бизнеса относятся: совершенствование сбора и анализа статистических данных по деятельности предпринимательских структур; внедрение мировых стандартов показателей деятельности предпринимателей; разработка и внедрение программного обеспечения для предпринимательской деятельности; обучение и повышение квалификации и повышение информированности населения о различных аспектах предпринимательства; создание центров поддержки предпринимательства; создание call-центра для оказания адресной помощи предпринимателям и оперативного реагирования на жалобы и предложения; закупках через СМИ и другие методы. К мерам нефинансовой поддержке бизнеса, появившимся в последнее время в нашей стране, следует отнести такие меры, как сокращение до 30% лицензируемых видов деятельности, сокращение на 30% количества плановых проверок, осуществляемых государственными органами, наделенными контрольными и надзорными функциями. Подавляющее число предпринимателей и ряд исследователей на сегодняшний день считают первоочередными задачами нефинансовой поддержки следующие меры:1. Совершенствование лицензионно-разрешительной и регистрационной системы,2. Совершенствование нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности,3. Оптимизация и систематизация проверок субъектов предпринимательской деятельности. Механизмы осуществления процесса поддержки предпринимательской деятельности весьма разнообразны, т,к. могут преследоваться различные цели и задачи, используемые при этом инструменты также отличаются большим разнообразием.Следует отметить, что институционально оформленные структуры также играют важную роль в поддержке предпринимательства, в частности, лоббируя интересы малого и среднего бизнеса. Создание таких институтов в Казахстане и наделение их существенными функциями сыграли бы положительную роль в формировании и укреплении системы предпринимательской деятельности в различных сферах общественного производство, решили бы ряд проблем в реализации программных документов, принятых правительством страны. Важнейшим инструментом поддержки предпринимательской деятельности в Казахстане является Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны. В рамках данной программы поддержка осуществляется по 4 основным направлениям:1. Поддержка новых бизнес-инициатив, 2. Оздоровление предпринимательского сектора, 3. Поддержка экспортоориентированных производств, 4. Усиление предпринимательского потенциала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.02 с.)