Тема 2. Миссия и цели предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Миссия и цели предприятия



 

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия.

Хорошо сформулированная миссия предприятия должна содержать следующее:

1. Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2. Описание внешней среды по отношению к фирме, которая определяет параметры предприятия.

3. Характеристику культуры организации. Какой рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой она функционирует. Прибыль никогда не может быть провозглашена главной целью организации, потому что прибыль сугубо внутреннее дело организации. Миссия же отражает путь, по которому фирма должна двигаться, чтобы заработать прибыль и обеспечить условия для своего процветания.

Так Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании как “предоставление людям дешевого транспорта”. Он правильно отмечал, что если это кто-то делает, прибыль вряд ли пройдет мимо.

Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?».

Выяснение и уточнение этих вопросов создает базу для планирования любой деятельности будь то частное предприятие, ассоциация или общественная организация.

В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:

· сопоставление существующего состояния с желаемым - функция анализа;

· выработка функциональных требований к действиям - инструмент руководства;

· определение критериев оценки информации и выбора альтернатив - принятие решений;

· обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, - инструмент координации;

· создание предпосылок для последующего контроля - инструмент контроля.

Наиболее распространенным приемом целеполагания (распределение целей) на предприятии является построение, так называемого, дерева целей (графа), посредством разделения главной цели на ее элементы и расположение составляющих целей по иерархическому принципу, в соответствии с их взаимоотношениями по горизонтали и вертикали.

Наиболее сложными представляются отношения между целями, складывающиеся по горизонтали. Эти отношения могут отражать:

· идентичность целей (равенство) - реализация одной цели приводит к реализации в таких же размерах другой;

· комплиментарность (гармония) или дополнительность целей имеет место тогда, когда достижение одной цели способствует, в то же время, осуществлению еще одной цели;

· индифферентность целей (нейтралитет) - выполнение одной цели не оказывает влияние на выполнение другой цели, т.е. связи между ними нет;

· конкурентность (соперничество) целей;

· антагонизм (непримиримое противоречие) - взаимоисключение целей.

В стратегическом планировании необходимо учитывать возможность разрешения конфликтов целей.

Цели должны быть измеримыми, реальными, взаимоподдерживающими и достижимыми.

Естественно, что очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния на систему постановки целей, но в них должны находить воплощение эти интересы - собственников, работников, потребителей и общества в целом.

Цели общие – отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительный период. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что требует точной их формулировки и должной увязки с ресурсами. Данные цели являются основой для разработки деловой стратегии фирмы.

Специфические цели разрабатывают в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом структурном подразделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Специфические цели иногда называют функциональными. Данное положение, по нашему мнению, будет верным, если цели носят характер планируемых результатов в соответствии с видами деятельности (функциями управления) или совпадают с ними (планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование, координация, учет и т.д.).

Эти цели носят характер “поддерживающих” целей, строго согласуются с общими и служат основой для разработки функциональных стратегий.

Цели филиалов и дочерних компаний формируются материнской компанией.

Поставленные цели и задачи должны корректироваться на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды, выявления сильных и слабых сторон организации, выявления существующих и вероятных угроз и возможностей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.150.98 (0.041 с.)