Значение Афинской демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение Афинской демократии.



Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Афины до сих пор являются объектом всестороннего изучения.

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

Рабовладельческий строй в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической республики.

контролировать афинскую конституцию.

Складывание этой системы происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.

Для своего времени афинская демократическая республика имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. По словам Фукидида, преимущество этой политической системы заключалось в том, что она давала людям возможность быть политически и нравственно свободными, создавало условия для раскрытия и совершенствования каждого человека.

Двенадцатый вопрос. Спартан- ское государство возникло примерно в IX в. до н.э. Оно продемонстрировало иной путь развития, чем Афины. Если в Афинах в связи с возникновением государства родопле- менные отношения практически исчезли, то в Спарте про- цесс возникновения государства сопровождался сохране- нием остатков родовой организации. Установление общественного и государственного строя Спарты связывают с именем легендарного Ликурга. О нем в исторических источниках говорится по-разному. В одних источниках сообщается, что он был законодателем Спарты в IХ—VIII вв. до н.э. Его законодательство появилось в обстановке острой борьбы в спартанском обществе и было направлено на смягчение назревших в нем противоречий, что способствовало консолидации общества. В соответ- ствии с другими источниками он был сыном спартанского царя. Вернувшись домой из путешествия по миру, он при- вез в Спарту три бесценные вещи: «разумное государствен- ное устройство, мудрые и твердые законы и поэмы Гомера». Существует и точка зрения, согласно которой Ликург как историческая личность не существовал. Время его реформ точно не установлено. Организация политической власти выражалась в суще- ствовании двух родоплеменных вождей (как результат объ- единения дорийских и ахейских племен после завоевания дорийцами ахейских земель). Такая организация власти не давала гарантий установления господства над покорен- ным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно воз- никла потребность в организации политической власти, обеспечивающей интересы завоевателей. Происходила трансформация военной демократии спар- тиатов в аристократическую рабовладельческую респуб- лику. В Спарте сложилось своеобразное рабовладель- ческое общество, сохранившее существенные элементы жизни архаической родовой общины. Полноправными гражданами являлись лишь жители Спарты — спартиаты. Они были обеспечены земельными наделами. Здесь не допускалась частная собственность на землю. Кроме того, господствовал принцип уравни- тельности, что было предметом гордости спартиатов, называвших себя «общиной равных». Земля была разде- лена на 9000 примерно равных неделимых участков, кото- рые нельзя было продать, подарить или завещать. Спартиаты обитали в одинаково скромных жилищах. Свой дом спартиат мог строить только при помощи топора, пилы и молотка. Всякая роскошь осуждалась. Спартиаты носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение тяжелые железные деньги. Единство спартиатов обеспечивалось совместными обе- дами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражне- ниями. Граждане вносили ежемесячный натуральный взнос в единую казну. Тот, кто не мог его внести, считался «опу- стившимся» и лишался политических прав. Существовал довольно жесткий кодекс поведения спар- тиатов от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предпи- сывалось осуществлять его отцу. Жили спартиаты в поселениях, напоминавших свое- образные военные лагеря, их быт был строго регламенти- рован. Спартиаты должны были заниматься только воен- ным искусством и спортом. Детей с семи лет отдавали на воспитание в специальные школы. Мальчики содержа- лись в суровых условиях, их подвергали жесткой муштре. По ночам юноши делали засады на дорогах и нападали на запоздавших. Их приучали к жестокости. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали, быстро бегали, учились метать копье. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого — усовершенствовать «породу» людей. Такой подход пресле- довал одну цель — получить хороших воинов. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрос- лые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Женщины, почти полностью освобожденные от ведения домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности. Другой социальной группой были периэки — лично свободные граждане, которые не обладали политиче- скими правами, хотя в других отношениях были правоспо- собны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Значительный социальный слой составляли илоты — представители побежденных народов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спар- тиату, несли также военную службу. Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартиаты бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в заро- дыше любые попытки к освобождению. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого тер- рора. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопро- вождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время. Закабаление илотов было специфической формой раб- ства. Илоты не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их эконо- мическое и социальное положение было близким к положе- нию крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины. Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легко- вооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. За время существования Спарты ее строй претер- пел небольшие перемены. Созывалось народное собрание (апелла). Оно решающей роли в государстве не играло. В народном собрании участвовали все спартиаты, достиг- шие 30-летноего возраста. Первоначально собрание созы- вали вожди, они же в нем председательствовали. Высту- пать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств. Рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зре- ния, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям, они заслушивали выступления и голосовали. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возник- новения споров. Оно участвовало в разработке законода- тельства, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Вместе с тем народное собрание не могло обсуждать финансовые и судебные проблемы. Ограничен- ный круг решаемых народным собранием вопросов давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу. Созыв народного собрания производился раз в месяц (кроме чрезвычайных случаев). Со времен родоплеменной организации общества сохра- нился совет старейшин (герусия), состоявший из 28 вид- нейших представителей спартиатов. Компетенция его была довольно широка: совет предварительно обсуждал дела, которые должны были рассматриваться в народном собра- нии, руководил военными, финансовыми и судебными делами. Со временем его значение снизилось. Во главе государства стояли два царя (архагета), которые выполняли функции военных вождей. Власть архагетов, в отличие от власти родоплеменных вождей, была наслед- ственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от долж- ности. Иногда они смещались и без этой процедуры. Положение архагетов было почетным. Они получали бо́льшую часть военной добычи, выполняли жреческие функции, входили в состав совета старейшин, осущест- вляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Им подчинялось войско, в походах они пользова- лись правом даровать жизнь или смерть. Однако в дальней- шем и их военные полномочия были существенно ограни- чены. Повседневное фактическое руководство государством принадлежало эфорам — выборным должностным лицам. Эфоров было пять. Они составляли единую коллегию (рис. 9). Два архагета Герусия (28 геронтов) Пять эфоров Апелла Рис. 9. Система центральных органов власти и управления Спарты (VII в. до н.э.) Первоначально эфоры фактически считались помощни- ками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. Впоследствии власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль арха- гетов — в походах их сопровождали два эфора. Эфоры полу- чили право созывать герусию и народное собрание и руко- водить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. В их компетенции находились внешние сношения, вну- треннее управление страной, гражданская юрисдикция, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных долж- ностных лиц. При этом сами эфоры отчитывались о своей деятельности только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом иметь соб- ственный стол и не участвовать в общих сисситиях. Спарта, превратившаяся в мощную военную организа- цию, стала господствующей среди греческих государств. К V в. до н.э. она установила свою гегемонию почти над всем Пелопоннессом. Вместе с тем усилились процессы имуще- ственной дифференциации спартиатов и развития товарно- денежных отношений. Былой аскетический спартанский образ жизни начал уходить в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов привело к потере ими земельных наде- лов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушалось, ее военная и экономическая мощь падала. С сокращением числа полноправных спартиатов в Спарте стали появляться военные наемники. Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем перераспределения земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества путем пре- доставления прав гражданства неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности раз- вития рабовладельческого общества неумолимо вели к кру- шению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя1. Особенности государственно-правового развития в Спарте, режим военной демократии обусловили застой политической и экономической жизни общества. В сере- дине II в. до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, попала под влияние Рима. 2.2.4. Право Спарты: равноправие и законопослушание. Ретры Ликурга Спарта являла собой прекрасное смешение олигархического и демо- кратического строя. Аристотель Спартанцы гордились своим законопослушанием, пола- гали его величайшим благом. В основе законодательства Ликурга лежат четыре ретры (законодательных изрече- ния). Они жестко регламентировали все сферы частной и публичной жизни спартанской общины. 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 204—205. Имущественные отношения были неразвиты. Господ- ствовал натуральный обмен, отсутствовали товарно-денеж- ные отношения. Официальные законы запрещали сделки с землей. Специальными предписаниями указывалось, какую одежду носить и какую пищу употреблять. Это делалось для того, чтобы препятствовать возникновению имущественного неравенства. Спартанские законы уста- навливали равноправие, не позволяли кичиться богатством, предписывали равным быть воинами. В IV в. до н.э. после принятия по инициативе эфора Эпитадея закона, разрешившего дарить и завещать земель- ные участки, социальное расслоение привело к сокращению числа полноправных граждан. Строго регламентировались брачно-семейные отноше- ния. Рождение мальчика — будущего воина — было высшим предназначением семьи, поэтому брак являлся долгом. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община. Брак мог заключаться и по жребию. Такие чувства, как любовь и симпатия, высмеивались. Дети не принадлежали родителям. Их отбирали у них и воспитывали в специаль- ных заведениях в аскетической обстановке. Правонарушение в Спарте сразу влекло наказание. Уго- ловные преступления карались исключением из числа рав- ных, чего спартанец боялся больше смерти.

Тринадцатый вопрос. История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.
Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа,
по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.
Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.
С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.
В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.
К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин. Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.
Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.
Четырнадцатый вопрос. Царский период Древнего Рима 1. Периодизация 2. Общественный и государственный строй в царский период 3. Реформа Сервия Туллия 1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:
царский период- 753 - 510 гг. до н. э.; период республики - 509 - 27 гг. до н. э.; период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э. Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:
Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. 2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.
Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности); правом на наследование этого надела и родового имущества вообще; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками. С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

Пятнадцатый вопрос. Республиканский период в истории древнего Рима охватывает с VI в. До н.э. по Iв. до н.э. Он начался в 509 г. до н.э. свержением последнего царя Тарквиния Гордого и избранием двух консулов, а завершился в 27 г. до н.э. с приходом к власти Октавиана Августа. Уже к концу IV в. в Риме сложилась развитая полисная организация с присущим ей разделением властей, системой сдержек и народовластием. Тем не менее, в отличие от Афинской демократии, Римская республика характеризуется как военно-аристократическая. Это связано со специфической системой формирования и функционирования государственно-политических институтов древнего Рима. Полномочия рекса перешли двум консулам, избираемым народными собраниями на один год.

С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около пятисот лет. Главным органом власти был сенат. Первоначально было триста сенаторов. Их назначали цензоры, практически пожизненно. Сенат подчинялся Народному собранию, но мог объявить его решения недействительными. В особых случаях сенат был вправе прибегнуть к временной военной диктатуре, когда по его решению один из консулов назначал диктатора. Диктатор опирался на военную силу и не нёс ответственности за свои действия. Назначался на шесть месяцев. Сенат распоряжался казной и наблюдал за государственным имуществом, бюджетом, внешними отношениями и военным делом. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Плебеям удалось добиться правового ограничения власти консулов в отношении личности и имущества римских граждан. В 509 г. до н.э. закон Валерия постановил, что смертный приговор, вынесенный консулом, мог быть обжалован в центуриатных комициях. В 454 г. до н.э. был установлен максимальный размер имущественного штрафа, который мог налагаться консулом (3020 ассов).

С течением времени к Народному собранию прибавился Народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. В V в. до н.э. плебеи добились создания института народных трибунов, который гарантировал соблюдение прав плебса. Существовало два вида народных собраний центуриатные и трибутные. Центуриатные считались главными. Они созывались по приказу консула, претора, трибуна и начинались с религиозных обрядов. Затем присутствующие занимались обсуждением законов. Народный трибун не мог покидать пределов Рима, и дверь его дома была всегда открыта для любого, кто хотел к нему обратиться за помощью. Народные трибуны получили право вето на любые решения должностных лиц, Сената и народных собраний. Личность трибуна была неприкосновенна, а его решения могли отменяться только остальными народными трибунами.

Крупным успехом в борьбе за уравнение патрициев и плебеев в гражданских правах стало издание около 450 г. до н.э. Законов XII таблиц. Они заменили обычное (изустное) право писанными законами, что существенно ограничило возможности для судебного произвола. Вскоре в 445 г. до н.э. закон Канулея снял запрет на браки между плебеями и патрициями.

В IV в. до н.э. плебеи были допущены к замещению любых государственных должностей (включая консулов и диктатора), а также получили возможность выдвигаться в Сенат. Более того, закон Лициния и Секстия (367 г. До н.э.) установил, что один из консулов должен избираться из числа плебеев. В 287 г. до н.э. законом Гортензия решения плебейских трибутных собраний (плебисциты) приобрели силу закона и стали распространяться на всё население. В дальнейшем из патрицианско-плебейской аристократии стала формироваться новая социальная группа - нобилитет. Таким образом, произошла консолидация свободного населения Римского государства и унификация социально-политической системы.

По мере превращения Рима в столицу огромной территории состав населения стал пополняться иностранцами - перегринами, которые претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две системы права: одна для римских граждан, другая - для перегринов: право квиритское и право перегринское.

Перегринское право со временем стало называться «правом народов». С IV - III вв. до н. э. основным работником в Риме становится раб.


С приростом населения увеличилось число центурий, и в III в. до н. э. их было уже триста семьдесят три. Происходит демократизация центуриатного собрания, и каждый разряд населения получает по семьдесят центурий.

Резко возросло количество триб, вместо четырех стало тридцать пять. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Правительственная власть складывалась из коллегий, избираемых народными собраниями на год. По истечении срока члены коллегий несли ответственность за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Каждый мог наложить вето на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов и коллегия преторов. Консулы были высшими магистратами республики.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибун не мог отлучаться из Рима и имел право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили, налагать вето на постановление сената.

Армия в Риме строилась на строгой дисциплине. Командующий имел в отношении всех своих солдат и офицеров право смертной казни. При нарушении воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию. Гражданин, достигший семнадцати лет, был обязан нести военную службу.

 

Государственный строй древнего Рима в период империи:
принципат, доминат

Во II - I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в по-лосу кризиса. Многочисленные восстаниярабов, войны с союзниками Рима, а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причины кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства, но полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоёванными народами. Установление военно-политической диктатуры подготовило переход от республики к монархии.

В истории Римской империи выделяется два периода: принципат (I в. до н. э.-III в. н.э.) и доминат (III-Vвв.). Началом Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа.

Принципат стал особой формой монархии, сочетавшей республиканские полисные традиции государственного управления с централизацией власти. В период принципата республиканские учреждения (Сенат, народные собрания) постепенно утрачивали прежние полномочия. Государственная система перерождалась, из неё вытеснялись принципы выборности, подотчётности, коллегиальности.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в руках принцепса. В республиканский период так именовали первого сенатора, начиная с Октавиана, титул принцепса стал носить глава государства. Его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей-консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия империум, включая право вето на решения всех государственных органов и возможность формировать Сенат. Вначале чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем император стал называть своего преемника, и его воля приобрела обязывающий для Сената характер. Фактически Сенат лишь оформлял решения императора в сенатус-консультах, которые теперь приобрели силу закона.

 

Параллельно вырождению республиканских институтов происходило формирование бюрократического аппарата. Реорганизация управления провинциями позволила принцепсу создать собственную казну - фиск, которая оказалась вне ведения Сената. Опорой принцепса стала армия, превратившаяся в корпоративную организацию. Ядро армии составили преторианцы-гвардия, составленная из граждан Италии и подчинённая лично императору. В период принципата путь в армию открыли для наёмников из римских провинций. Они получали солидное жалованье и земли, что позволяло ветеранам после отставки занимать значительные посты на государственной службе в провинциях. Кроме того, провинциалов привлекала перспектива получить за воинские заслуги римское гражданство. Поэтому армия всё больше отдалялась от римского населения и оказывалась неподконтрольной обществу.

В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, владыкой). Римские магистраты окончательно утрачивают своё значение и превращаются в почётные должности для приближённых императора. Сенат к 369 г увеличился до 2 тыс., человек и превратился в неэффективное учреждение, раболепствующее перед императором. Его роль низводится до положения городского совета, в котором регистрируются императорские эдикты. Органы муниципального самоуправления превратились в дополнение к императорскому бюрократическому аппарату и ограничивались поддержанием хозяйственной деятельности и правопорядка. Реальная власть переходит к совету императора - священному консисторию. Законы XIIтаблиц.

В законы XIIтаблиц зафиксированы пережитки первобытности, а также нормы, приближенные царским законам. Они представляли собой собрание норм обычного права. Следует обратить внимание, что таблицы почти не называют плебеев. И в этом проявляется обычное право патрицианской общины, однако уже приспособленное к новым социальным условиям, так как распространяется на патрициев и плебеев. Свободных и зависимых, богатых и бедных. Таким образом, законыXIIтаблиц рисуют сложный состав римской общины начала Республики, разные формы собственности, которые в ней существовали. Главное место в законахXIIтаблиц занимали нормы гражданского, семейного, уголовного права, судебного процесса и некоторые правила о погребении.

В зависимости от того, какой вид сделки совершался, возникали соответствующие обязательства сторон. Так, в манципации возникал ряд конкретных обязательственных отношений, так как она использовалась в сделках купли-продажи, при фиктивной продаже имущества в целях завещательного распоряжения, для передачи имущества на хранение, взятия в кабалу чужого сына и так далее. Характерной чертой манципации был строгий формализм. Незначительное отступление от установленной формы влекло недействительность сделки.

Один из видов договорного обязательства было стипуляционное обязательство. Оно вступало в силу лишь с момента произнесения сторонами строго определенной словесной формулы, при котором обязательным критерием был точный вопрос и его совпадение с ответом должника. Например, «дашь? – дам», «обещаешь? – обещаю» и т.п.

Манципация и стипуляция были односторонними обязательствами.

Необыкновенно строгим формализмом были проникнуты и правила разрешения имущественных споров, составляющие в своей сути гражданский процесс. Наиболее известная из его форм – так называемый легисакционный процесс предусматривал сложную процедуру.

Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или её часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку – виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым понимают истребование вещи из чужого неп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.035 с.)