Шестнадцатый вопрос. Императорский период в истории Древнего рима (i В. До Н. Э. -v В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шестнадцатый вопрос. Императорский период в истории Древнего рима (i В. До Н. Э. -v В. )



Он делится на раннеимераторский и позднеимераторский периоды. Раннеимпера-торский период – I в. до н.э.-III в. Во II-I вв. до н.э. наблюдается сильнейший внутренний кризис. Республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне. Не соответствовали мировому характеру Римского государства и военная организация, включавшая только римлян, а также система управления, остававшаяся, по сути, городской.

В условиях кризиса стали проявляться монархические тенденции. Первые признаки их можно обнаружить в деятельности братьев Тиберия и Гая Гракхов. Они занимали долж-ность трибунов и выступали защитниками плебса. Однако характер их действий был весьма авторитарным: они отклоняли все неугодные им законы; выносили собственные законопро-екты, проваленные в Сенате, на референдум; распускали и созывали народные собрания до тех пор, пока они не принимали нужные им решения; налагали аресты на должностных лиц, казну, отстраняли магистратов, продляли свои полномочия, узурпировали функции сената по распределению земель. В результате Тиберий Гракх, был убит как государственный пре-ступник, Гай Гракх был объявлен «врагом народа».
Объективно промонархический характер имела деятельность Мария (86 г. до н.э.) и Суллы (78 г. до н.э.), хотя оба они представляли себя защитниками республиканских тради-ций. Марий, представитель плебса, провел в 107 г. до н.э. военную реформу; он ввел посто-янную армию на основе вольного найма, установил государственное содержание воинов и плату за службу, пенсии и земельные пожалования ветеранам, прослужившим 16 лет. При Марии армия сделалась личной партией полководца, провозглашавшегося императором, по-ка еще в республиканском духе. Сулла использовал эту новую армию во вспыхнувшей гра-жданской войне для захвата Рима и установления диктатуры, которая впервые была объяв-лена пожизненной. Юлий Цезарь (100 - 44 г. до н.э.) получил пожизненный титул диктатора от Сената. Он превратился в безграничного правителя в государстве, в котором оставались Сенат, народное собрание и магистраты. Сильная единоличная власть остановила кровопро-литие и укрепила государство. Однако стремление Цезаря к царской власти вызвало у мно-гих недовольство, против него возник заговор. Заговорщики мечтали восстановить респуб-лику и свободу. После смерти Цезаря в Риме вновь начались смуты, «республиканская идея» стала демагогической декларацией политиков, стремившихся к ничем не ограниченной мо-нархической власти – империи.
Первый император внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г.) заявил перед народом и Сенатом о сложении всех диктаторских полномочий, об окончании гражданской войны и установлении мира, о возвращении всей власти Сенату и народу. За собой он оставлял почетное звание императора, предоставленное армией, долж-ность цензора и сенатора. Пользуясь правами цензора, Август провел чистку Сената, освобо-див его от недостойных и расширив до 900 человек. В обновленном Сенате Август голосовал первым, после чего никто не осмеливался выступить против. Новый статус императору при-дало постоянное присутствие при нем гвардии и новое понимание закона об оскорблении величия: если прежде этот закон защищал магистратов, то теперь он защищал лишь одного человека – главу Римской империи. Народные собрания созывались все реже и реже и к III в. исчезли без каких-либо запретов и отмен; отмечался и упадок Сената, низведенного до статуса муниципалитета. Таким образом, римское государство из аристократической респуб-лики превратилось в империю с авторитарной формой правления.
Период правления Октавиана Августа считается золотым веком римской культуры. Больших успехов достигли просвещение и научная жизнь. Центрами научной деятельности были Александрия, Афины, Рим, Карфаген и др. Большое значение придавалось географиче-ским знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птолемея, который создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволившую определить поло-жение планет на небе. Ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Плиний Старший создал энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного моз-га, дал первое анатомическое описание организма. Имелись школы для подготовки врачей. Значительны были и труды историков: «Римской истории от основания города» (142 тома) Тита Ливия, «Анналы» и «История» (14 томов) Тацита, «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» (50 биографий) Плутарха.
В философии сложилось два течения: эпикуреизм, который развивал идеи о естест-венном происхождении и существовании мира и человека, прославлял человеческий разум и призывал наслаждаться жизнью, считая главным источником наслаждения сам факт жизни; стоицизм, который представлял собой учение о достижении нравственного идеала, внутрен-ней духовной свободы и счастья через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов (богатство, почести знатность).
Среди искусств ведущее положение занимала архитектура. Витрувий в своем трак-тате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и раз-работал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооруже-ния различных строительных механизмов.
Римляне создали сводчато-замковую конструкцию арки, особенностью которой была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивал-ся замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упруго-сти. Эта конструкция применялась для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий. Мосты порой превышали длиной 3 км. Акведуки, или водоводы, под-нимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и дости-гали десятков и даже сотен километров; акведуки Рима имели протяженность 440 км. Значи-тельным сооружением был Колизей (амфитеатр вмещал более 50 тысяч зрителей и предна-значался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ; на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно).
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшей-ся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима.
Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; первыми стали строить специальные склады, крытые рынки, гостиные дворы, разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы. Римляне создали новый тип частного жилища с внутренним двором, бассейном и галереей; для плебса строились пятиэтажные дома, а для аристократии – виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Римляне первыми стали использовать водя-ное и паровое отопление.
В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий гребной корабль, и создали галеру с несколькими палу-бами и мачтами, которые были снабжены механизмами и могли опускаться. Римляне изо-брели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.
Развитие литературы, особенно поэзии, отмечено творчеством Вергилия (эпический жанр), Горация (лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры), Овидия (любовная лирика и мифологическая поэма).
В I в. появились симптомы серьезного духовного кризиса общества. «Римская идея», как власть над всем миром, была реализована. На передний план шла идея «вечного Рима», которая ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Рим все больше превращался в общество потребления, лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев населения. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и мо-рального разложения. Неслучайно в Римской империи в I в. возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Отвергая ценности римского общества – власть, сила, физические удовольствия и на-слаждения, христианство противопоставило им любовь к Богу, равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных и обездоленных, обещая им в будущем из-бавление от рабства и нищеты. Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не смогла спасти римское общество.
Позднеимператорский период – III-V вв. В III в. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили о независимости почти все провинции, армия распалась, границы перестали существовать, разразилась сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия и небывалый размах преступности.
В период поздней империи изменяется форма римского государства, утверждается неограниченная монархия восточного типа, лишенная всяких республиканских признаков. В 284 г. императором стал Диоклетиан, который благодаря реформам смог стабилизировать империю. Западную ее часть он отдал под контроль соправителю Максимиану, за собой ос-тавив Восточную, ввел постоянную армию на основе рекрутских наборов, установил подуш-ный налог, начал эмиссию золотой монеты, учредил 12 рангов чиновников. В 395 г. империя окончательно распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Констан-тинополе.
В V в. упадок империи привел к походам варваров на Рим. В 410 г. Рим в первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. вождь герулов Одоакр в очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора и Римское государство прекрати-ло существование.
Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская поли-тика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.
В поздней Римской империи рабство достигло апогея: раб был низведен до положения механизма, без каких-либо потребностей, желаний; при этом трудовые усилия считались не достойными свободного человека; даже читать и писать считалось постыдным для римлян, среди его граждан распространились праздность и паразитизм. Язычество поздней империи характеризовалось усилением оргиастических культов, сопровождавшихся чудовищными, даже по представлениям тогдашнего общества, вакханалиями; более изощренными и мас-штабными становились жертвоприношения. С усилением авторитарной власти императора гражданин был низведен до положения подданного, по отношению к которому стали воз-можны телесные и увечащие наказания; появилось множество видов смертной казни, пре-вращавшейся в театрализованное действие; человек утратил обычную защищенность; по су-ществу устанавливался режим репрессий.

Исторические личности:
Август (до 27 г. до н.э. Октавиан) (63 г. до н.э.-14 г.)  римский император, внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании; победой над римским полководцем Мар-ком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Цезаря.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; провел 20 лет в Академии Платона как слушатель и преподаватель, после смерти Платона путешествовал, стал учителем Александра Македонского, основал учебное заведение Ликей в Афинах.
Архимед (около 287-212 до н.э.) – знаменитый античный математик и физик, органи-затор инженерной обороны Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны, погиб при взятии города; разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахожде-ния площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел; автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.).
Гракхи Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) – братья, римские на-родные трибуны, пытались проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьян; Гай предлагал также предоставить права римского гражданства италий-ским союзникам; погибли в борьбе с сенатской знатью, выступавшей против реформ.
Ликург – спартанский законодатель (IX-VIII вв. до н.э.), создал институты спартанско-го общественного и государственного устройства.
Македонский Александр (356-323 до н.э.) – царь Македонии; подчинил царство Ахе-менидов, Среднюю Азию, земли до р. Инд, создав крупнейшую державу.
Перикл (около 490-429 до н.э.) – афинский стратег (главнокомандующий); вождь де-мократической группировки; его законодательные меры (отмена имущественного ценза, за-мена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должно-стным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии.
Платон (около 428/427-348/347 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа; ос-новал в Афинах собственную школу – Академию, члены которой занимались главным обра-зом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой; основные составляющие платоновской философии - учение о государстве, теория идей, этика и познание.
Сократ (около 470-399 до н.э.) – древнегреч. философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – т.н. со-кратического метода; был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении моло-дежи» и приговорен к смерти.
Цезарь Гай Юлий (102 или 100-44 гг. до н.э.) – римский диктатор, полководец; опира-ясь на армию, оказался во главе государства, сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей, стал фактическим монархом; был убит в результате заговора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.005 с.)