Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 14 Антимонопольное законодательство, его сущность, цели и задачи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные экономические последсп были отмечены еще во второй половине XIX в., когда начали создаваться крут национальные монополии (например, «Юнайтед стил» в США). В это время в связ! проявлением антисоциального воздействия монополий на рынки были приняты первые \«по их государственному регулированию и защите конкуренции, которые получили назвш антитрестовского законодательства. В США к таким мерам следует отнести Закон Шерма принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещались: - тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничиваю!! предпринимательскую деятельность; - монополизация рынка и попытки его монополизации. Это первый законодательный акт, направленный на защиту конкуренции и интера потребителей Дальнейшим развитием антимонопольной деятельности было принятие Заи Клейтона (1914 г). В соответствии с этим Законом запрещались следующие попы ограничительной практики корпораций на рынке: - дискриминация потребителей в ценах (установление для различных потребите различных цен); переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координиров экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке; - приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерн капитала другой корпорации (в какой либо сфере деятельности или рынка); другие операции, если их результатом могло быть существенное ослабле конкуренции в какой либо сфере коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие антимонопольное законодательство получило в поправм Закону Клейтона в 1950 г. основное которой содержит запрещение использова рынка ценных бумаг для монополизации рынков. «Никакая корпорация, занятая в той иной области, не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, е последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии» Принятые законы преследовали цель повышения эффективности функционирова частного капитала в интересах потребителей и повышения международного уро конкурентоспособности экономики США. Этими актами были выработаны основные направления антимонополы деятельности. В соответствии с ними принимались меры против: - компании как организационной структуры, занимающей монопольное положенш рынке; отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (ели» поглощение и т д.). В 1914 г был принят закон об образовании Федеральной торговой комиссии СИ (ФТК), которая являлась органом государственного контроля за деятельностью монополю В процессе государственного противодействия монополиям была отмечена необходимость административной и юридической самостоятельности антимонопольных органов, их независимость от других органов управления. Они должны быть проводниками экономической политики1 государства, функционирующими на законодательной базе. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается. Так, Комиссия по справедливой торговле в Англии самостоятельна; ФТК США находится в ведении Министерства юстиции; Комиссия справедливой торговли Японии подчинена Министерству внешней торговли и промышленности - органу, регулирующему деятельность коммерческих структур. В рамках национальной экономики государственные органы осуществляют контроль за поведением на рынке отдельных корпораций и через судебные органы устраняют нарушения законодательства. В судебной практике большое развитие получило правило прецедента, вырабатывающее общий подход к решению аналогичных задач. С введением законодательных актов появилась необходимость формулирования определений и оценок монополистической деятельности и выработки критериев монополизации рынков. Среди них следует отметить категории границ рынков: - товарных, представляющих собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности потребителей. Взаимозаменяемость оценивается самими потребителями; - географических, определяющих географическую зону реализации товара, имеющих равные условия реализации. В антимонопольной практике США эта зона определяется исходя из экономических возможностей покупателей по приобретению товара на соответствующих территориях и отсутствию таких возможностей за их пределами. При этом в США критерием оценки выступает увеличение расходов на приобретение товара или его заменителей не более чем на 5% его стоимости. Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициенты Хиршмана-Херфиндаля и концентрации. Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле где А - доля i-й компании на рынке определенного товара в %; п - количество компаний на рассматриваемом рынке. Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, HHI = 10 000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями. Из других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации четырех (CR-4), семи (CR-7), двадцати (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для этого используется формула где pj - удельный вес i-й фирмы в стоимости товара, числе занятых, инвестициях и т.д.; п - количество фирм, по которым производится оценка. Простейшая оценка степени концентрации производится на основе 50% критерия CR-4. При его превышении рынок оценивается как концентрированный (монополизированный). Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна, в соответствии с которой выделяются 4 типа рынка: 1-й - высококонцентрированные олигополии CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%; 2-й -умеренно концентрированные олигополии при 50%<cr-4<cr-8<cr-4<cr-8<45%. Монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствуюи субъекта 35% или связанной экономическими и/или организационными отношенк группы 3-х хозяйствующих субъектов 70% и более.</cr-4 15 вопрос. Методы монополизации товарных рынков и противодействие им Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. Распространённым способом монополизации является скупка мелких компаний, пока они не достигли заметного размера, поскольку антимонопольное законодательство отслеживает только крупные слияния. Фирмы, контролирующие определённый рынок, постоянно следят за всеми новичками в сопредельных областях, и немедленно скупают их, если те демонстрируют какой-либо потенциал. К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся: 1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм; 2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов; 3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга; 4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства; 5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда; 6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство: • разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; • создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитет); • помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.008 с.) |