Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13 Сущность посрегулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике.
Анализируя отношения собственности в их правовом и экономическом преломлении, следует обратить внимание еще на три принципиально важных обстоятельства. 1. Частная собственность с момента своего возникновения и поныне не носила, не носит и не может носить абсолютного характера. 2. Отношения собственности в целом и частной собственности в частности весьма динамичны. 3. Параллельно с тенденцией приватизации как основной составляющей процесса разгосударствления экономики имеет место и постоянно усиливается тенденция к социализации частной собственности. Наложение векторов отмеченных тенденций образует вектор демократизации отношений собственности. Исходя из соображений приоритетности общественного блага, государство и призвано постоянно приводить отношения собственности в соответствие с этими объективно обусловленными требованиями. И прежде всего это достигается через законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности посредством приватизации-национализации. Тенденция к приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в условиях современного социально-ориентированного рыночного хозяйства объективно обусловлена. Национализация - это правовой акт, являющийся проявлением суверенитета государства, на основе которого осуществляется переход прав собственности частных лиц в собственность государства в целях обеспечения общенациональных интересов на условии и в порядке, определяемых государством. Национализация осуществляется на основании юридического акта, вытекающего из Конституции и законов государства, проводящего национализацию. Объектом национализации может быть частная собственность, принадлежащая физическим и юридическим лицам, как в пределах данной страны, так и иных государств. Национализация (деприватизация), равно как и приватизация (денационализация), является вполне естественным наряду с другими инструментом государственного регулирования рыночной экономики, используемым с той или иной степенью интенсивности всеми без исключения странами мирового сообществ. Закономерно возникает вопрос: что подразумевается под общественным благом, т.е., в конечном итоге, каков критерий цели национализации, осуществляемой в условиях рыночной экономики? Можно выделить следующие цели ее осуществления:
установление контроля над естественными монополиями и предельно монополизированными отраслями; наращивание потенциала в передовых отраслях с высокой степенью риска инвестиций в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики; формирование отвечающей требованиям времени производственно-хозяйственной инфраструктуры страны; поддержка убыточных, но важных с точки зрения национальной экономики отраслей и предприятий, в том числе по схеме «национализация -- реорганизация -- приватизация»; преодоление диспропорций в экономике; сглаживание циклических колебаний и поддержание занятости; восстановление законности и порядка. Как экономическое, а не узко правовое явление, национализация далеко не ограничивается рамками изменений имущественных отношений частной собственности на экономические ресурсы в общественных интересах, осуществляемых на компенсационной основе. В ее экономическом значении к ней относятся любые действия государства, направленные на расширение государственного сектора экономики, в частности, путем: покупки блокирующего, контрольного (частичная национализация) или полного пакета акций соответствующего предприятия; организации (учреждения, строительства) государственных предприятий в тех или иных отраслях и сферах производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Таковы основные составляющие государственного регулирования права собственности. Вместе с тем такого рода регулированию подвержено не только право собственности, но в еще большей мере ее содержательные моменты социально-экономического характера. Очевидно, именно в этом контексте следует рассматривать такие ограничения, накладываемые на собственника капитала в ходе его предпринимательской деятельности, как: законодательно закрепленная продолжительность рабочего дня; требования к условиям труда и техники безопасности; обязательное соответствие применяемых технологий экологическим нормативам;
обязательность соблюдения национальных, а в ряде случаев и международных стандартов качества, производимых и реализуемых на соответствующих рынках товаров и услуг в целом, и непосредственно потребительской направленности в особенности; жесткая регламентация землепользования собственниками не только в соответствии с земельным кадастром, но и в случае использования земель сельскохозяйственного назначения наличием документально подтвержденной профессиональной подготовки в области сельскохозяйственного производства. Сюда тем более следует отнести практику регулирования доходов и регламентирования управленческой деятельности (управленческих возможностей) собственника, вытекающую из концепции социального партнерства. Прежде всего, это относится к обязательности заключения генеральных тарифных соглашений между союзами работодателей (предпринимателей) и соответствующими профессиональными структурами, представляющими наемный труд. Как известно, в соответствии с заключенным соглашением предприниматель не может оплачивать труд определенной профессии и квалификации ниже оговоренного в нем уровня. Сюда же следует отнести все действия государства в рамках выполнения им социальной функции перераспределения дохода и богатства, осуществляемого за счет прогрессивного налогообложения, с одной стороны, и социальных трансфертов для малоимущих, с другой. Наконец, ограничения на монополию собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим капиталом накладываются также через законодательно закрепленную практику обязательного соучастия представителей наемного труда в управлении предприятием. К числу важнейших направлений государственного и общественного регулирования отношений частной собственности следует отнести и сознательно направляемый процесс ее диффузии посредством провоцирования роста числа акционеров в обществе. Какие цели преследуются при этом? Прежде всего цели укрепления социально-политической стабильности в обществе посредством расширения слоя собственников -- хозяев.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.) |