Вопрос 13 Сущность посрегулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13 Сущность посрегулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике.



Анализируя отношения собственности в их правовом и экономическом преломлении, следует обратить внимание еще на три принципиально важных обстоятельства.

1. Частная собственность с момента своего возникновения и поныне не носила, не носит и не может носить абсолютного характера.

2. Отношения собственности в целом и частной собственности в частности весьма динамичны.

3. Параллельно с тенденцией приватизации как основной составляющей процесса разгосударствления экономики имеет место и постоянно усиливается тенденция к социализации частной собственности. Наложение векторов отмеченных тенденций образует вектор демократизации отношений собственности.

Исходя из соображений приоритетности общественного блага, государство и призвано постоянно приводить отношения собственности в соответствие с этими объективно обусловленными требованиями. И прежде всего это достигается через законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности посредством приватизации-национализации.

Тенденция к приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в условиях современного социально-ориентированного рыночного хозяйства объективно обусловлена.

Национализация - это правовой акт, являющийся проявлением суверенитета государства, на основе которого осуществляется переход прав собственности частных лиц в собственность государства в целях обеспечения общенациональных интересов на условии и в порядке, определяемых государством.

Национализация осуществляется на основании юридического акта, вытекающего из Конституции и законов государства, проводящего национализацию. Объектом национализации может быть частная собственность, принадлежащая физическим и юридическим лицам, как в пределах данной страны, так и иных государств.

Национализация (деприватизация), равно как и приватизация (денационализация), является вполне естественным наряду с другими инструментом государственного регулирования рыночной экономики, используемым с той или иной степенью интенсивности всеми без исключения странами мирового сообществ.

Закономерно возникает вопрос: что подразумевается под общественным благом, т.е., в конечном итоге, каков критерий цели национализации, осуществляемой в условиях рыночной экономики? Можно выделить следующие цели ее осуществления:

установление контроля над естественными монополиями и предельно монополизированными отраслями;

наращивание потенциала в передовых отраслях с высокой степенью риска инвестиций в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;

формирование отвечающей требованиям времени производственно-хозяйственной инфраструктуры страны;

поддержка убыточных, но важных с точки зрения национальной экономики отраслей и предприятий, в том числе по схеме «национализация -- реорганизация -- приватизация»;

преодоление диспропорций в экономике;

сглаживание циклических колебаний и поддержание занятости;

восстановление законности и порядка.

Как экономическое, а не узко правовое явление, национализация далеко не ограничивается рамками изменений имущественных отношений частной собственности на экономические ресурсы в общественных интересах, осуществляемых на компенсационной основе. В ее экономическом значении к ней относятся любые действия государства, направленные на расширение государственного сектора экономики, в частности, путем:

покупки блокирующего, контрольного (частичная национализация) или полного пакета акций соответствующего предприятия;

организации (учреждения, строительства) государственных предприятий в тех или иных отраслях и сферах производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Таковы основные составляющие государственного регулирования права собственности.

Вместе с тем такого рода регулированию подвержено не только право собственности, но в еще большей мере ее содержательные моменты социально-экономического характера. Очевидно, именно в этом контексте следует рассматривать такие ограничения, накладываемые на собственника капитала в ходе его предпринимательской деятельности, как:

законодательно закрепленная продолжительность рабочего дня;

требования к условиям труда и техники безопасности;

обязательное соответствие применяемых технологий экологическим нормативам;

обязательность соблюдения национальных, а в ряде случаев и международных стандартов качества, производимых и реализуемых на соответствующих рынках товаров и услуг в целом, и непосредственно потребительской направленности в особенности;

жесткая регламентация землепользования собственниками не только в соответствии с земельным кадастром, но и в случае использования земель сельскохозяйственного назначения наличием документально подтвержденной профессиональной подготовки в области сельскохозяйственного производства.

Сюда тем более следует отнести практику регулирования доходов и регламентирования управленческой деятельности (управленческих возможностей) собственника, вытекающую из концепции социального партнерства. Прежде всего, это относится к обязательности заключения генеральных тарифных соглашений между союзами работодателей (предпринимателей) и соответствующими профессиональными структурами, представляющими наемный труд. Как известно, в соответствии с заключенным соглашением предприниматель не может оплачивать труд определенной профессии и квалификации ниже оговоренного в нем уровня.

Сюда же следует отнести все действия государства в рамках выполнения им социальной функции перераспределения дохода и богатства, осуществляемого за счет прогрессивного налогообложения, с одной стороны, и социальных трансфертов для малоимущих, с другой.

Наконец, ограничения на монополию собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим капиталом накладываются также через законодательно закрепленную практику обязательного соучастия представителей наемного труда в управлении предприятием.

К числу важнейших направлений государственного и общественного регулирования отношений частной собственности следует отнести и сознательно направляемый процесс ее диффузии посредством провоцирования роста числа акционеров в обществе. Какие цели преследуются при этом? Прежде всего цели укрепления социально-политической стабильности в обществе посредством расширения слоя собственников -- хозяев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)