Вопрос. Антимонопольная деятельность на мировых рынках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Антимонопольная деятельность на мировых рынках



Различия в антимонопольной политике стран мира заключаются в следующем:

в США запрещается неконкурентная межфирменная кооперация;

в Европе такая кооперация разрешается;

в Европе разрешается создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиками и изготовителями конечной продукции, в США это запрещено.

В межгосударственных отношениях, в деятельности транснациональных корпораций требования защиты конкуренции практически отсутствуют.

Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением монетаристской политики, предусматривающей движение к свободной конкуренции. Вследствие государственного регулирования национальной экономики, применяемого во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли требования свободной конкуренции в полной мере не выполняются, что находит отражение в антимонопольном законодательстве различных стран и практике проведения антимонопольной политики. Так, с 80-х годов правительства практически всех экономически развитых стран поддерживают совместные действия национальных корпораций в области специализации экономики и внешней торговли, что ограничивает международную конкуренцию. Их общая политика заключается в поддержке национальной экономики и ослаблении конкуренции на внутренних рынках. Всеми странами поддерживаются национальные товаропроизводители. В этой сфере правила справедливой торговли не действуют.

В политике ЕЭС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. 1 ноября 1993 г., когда был заключен Маастрихтский Договор, Европейское сообщество было преобразовано в Европейский союз, куда вошли 15 стран. В Европе проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб конкуренции.

Вместе с тем в рамках ЕЭС действуют общие положения защиты конкуренции, установленные в Договоре об учреждении ЕЭС, в котором есть раздел, отражающий установленные общие правила конкуренции.

В частности, считаются несовместимыми с общим рынком:

всякие соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и любая координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕЭС;

нарушение конкуренции, заключающееся в том числе в установлении цен, ограничении производства, сбыта, технического развития или инвестиций

распределение рынков или источников снабжения;

применение к торговым партнерам неравного подхода или включение в договоры дополнительных условий, не связанных с контрактом, а также любых условий, которые ставят конкурентов в неравные условия.

Вместе с тем, если отмеченные запретительные меры способствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными с оставлением предпринимателю соответствующей части получаемой прибыли.

Запрещается злоупотребление доминирующим положением, в частности навязывание цен; ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям.

Меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Европейским советом единогласно. В противном случае решение принимается квалифицированным большинством.

Названными выше принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕЭС.

Большое внимание в ЕЭС уделяется выявлению и недопущению демпинга внутри Общего рынка. Комиссия по торговле контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран. В случае установления демпинга Комиссия может вносить предложения по его прекращению.

Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет.

Несовместимой с Общим рынком признается всякая деятельность по государственной | поддержке или за счет государственных ресурсов отдельных фирм, которая нарушает или | грозит нарушить конкуренцию.

На уровне основных мировых конкурентов - США, ЕЭС, Японии действуют меры государственного протекционизма собственных товаропроизводителей, регулирование внешней деятельности которых осуществляется с помощью внутренних мер и внешних [ соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.).

Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не I действуют. Поскольку эти корпорации имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации), существует раздел мира по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот| осуществляется ими самостоятельно.

В мировой практике существует монополизация; рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств.

Так, технологическая монополизация и высокая эффективность национального производства позволили Японии монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными, недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции.

Как видно, антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля исполнения и санкций. Последнее положение особенно важно для нашей страны.

Вопрос 18 Роль и функции прогнозирования.

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании — предвидении будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики. Прежде всего это предвидение возможных тенденций социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества. Далее — это предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического развития. Оно необходимо также, чтобы своевременно внести коррективы или отменить решение, если этого потребует обстановка, изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России и других постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих стран наблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь центр тяжести находится на уровне предприятия, организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.

Согласно федеральному закону от 20.07.95 г. № 115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

Вопрос 19 Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации

этих целей. В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность. Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований. Широко используется практика разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение экономического равновесия и стабильного развития, определяющих рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов производства, модернизации промышленности на основе достижений научно- технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства, подготовки рабочей силы. Предусматриваются и меры, способствующие реализации программных целей. Общенациональные экономические программы разрабатываются в Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. В особых случаях разрабатываются чрезвычайные программы. Примерами могут служить программа структурной перестройки в Восточной Германии после присоединения ее к ФРГ, программа

восстановления послевоенной экономики Южной Кореи. В течение последних 10 лет в разных странах с рыночной экономикой появилась устойчивая тенденция ориентации государства на решение долгосрочных целей научно-технического прогресса, экономического роста, социальных проблем.

Вопрос 20 Индикативное планирование.

Индикативное планирование - институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений, хозяйственных субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения.

Индикативное планирование, получившее широкое распространение во многих странах и позволяющее сочетать, преимущества плана и рынка, в основном лишено указанных выше недостатков. Индикативный план имеет ряд основных достоинств:

•исходит из самостоятельности агентов рынка в выборе и

осуществлении собственной рыночной стратегии и тактики, обеспечении их

ресурсами, из ответственности за эффективность принимаемых

решений;

•дает возможность центральным, региональным и муниципальным органам в пределах своей компетенции определять стратегические

задачи, обеспечивать их решение поступающими в распоряжение этих органов ресурсами, а также осуществлять косвенное воздействие на поведение агентов рынка с помощью законодательного регулирования (включая антимонопольное регулирование, защиту интересов потребителей), налоговых и таможенных платежей ипреференций;

• государство в большей мере концентрирует свои силы на развитии внерыночного сектора (социокультурная сфера, экология, поддержание правопорядка, оборона), меньше вмешивается в деятельность агентов рыночного сектора;

• обобщающие показатели индикативного плана носят ориентировочный характер, не являются строго обязательной государственной директивой, освобождены от чрезмерной детализации, в большей мере связаны с конечными результатами (кроме показателей финансового плана — государственного бюджета, которые являются более конкретными и

обязательными).

При переходе от директивного к индикативному планированию в Украине, как и в ряде др. пост-социалисгических стран, был допущен крен в сторону чрезмерного уменьшения планового начала, государственного регулирования экономики, развязывания рыночной стихии. Слово "план" было исключено из лексикона законодательных и исполнительных органов. Однако постепенно этот крен стал выправляться. Восстанавливается соотношение плана и рынка, адекватное условиям современной социально-рыночной экономики.

Гуманизация планирования должна выражаться в приоритете социальных индикаторов качества жизни, в гуманизации специалистов по планированию (что требует переориентации в их подготовке). Исходным пунктом планов — перспективных и текущих — должны стать ориентированы социокультурной динамики, отражающие приоритеты уровня и качества жизни населения. Все остальное — средства для достижения этой плановой цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.017 с.)