Вопрос 7 Пути повышения эффективности государственного влияния на экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7 Пути повышения эффективности государственного влияния на экономику



 

При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать ряд тенденций и принципов.

1.Определяющим фактором является эффективность государства. Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям — вести более здоровую и обеспеченную жизнь.

2.Возрастающее влияние государства перемещающая акцент с количественного аспекта государственного влияния на аспект качественный. Внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его результативность и степень отражения нужд населения.

3.Государство находится в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственною источники pocтa, a как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия.

4.Стремясь более чутко реагировать на нужды населения, государство должно расширять его (населения) участие в управлении,

предоставлять больше власти местным органам.

5. Для повышения эффективности своей работы государственные институты должны функционировать в условиях большей конкуренции.

6. Улучшение деятельности государственных институтов зависит от совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих.

При конкретизации в Украине приведенных тезисов, отражающих большой опыт разных стран мира по участию различных институтов в рыночных отношениях сообразно потенциалу конкретных государств, целесообразно учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, в нашей стране за короткое время проведены радикальные преобразования, имеющие уникальный масштаб. Вывод о необходимости более сильной роли государства при проведении современных украинских реформ напрашивается сам собой. Однако формы реализации этой роли могут быть различными.

Во-вторых, следует с большей четкостью, чем это было до сих пор, сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и проранжировавих в пространстве и во времени. Эти цели должны быть выражены в понятныхбольшинству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.

В-третьих, одна из важных задач государственного управления — отработать механизмы постоянного соответствия содержания экономических преобразованийинтересам народа. Только посредством этого можно обеспечить включение в числоактивных участников реформ не только элиты, но и подавляющего большинстванарода. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываютсяпривлекательными, если вытравите не ставят задачу сполна компенсировать потерипроигравшим.

В-четвертых, государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных меже урановых акциях по поддержанию равновесия в мировом экономическом пространстве. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые проблемы глобального плана в будущем, по мере вступления в режим рыночного

потребительского общества все большего числа ранее отсталых народов, станут серьезно обостряться.

 

вопрос 8 Системоформирующие функции государства переходного периода.

 

Ф. Шамхалов выделяет следующие функции государства переходного периода:
–системообразующие (системоформулирующие, функции запуска новой хозяйственной системы);
–системоутверждающие;
–системовоспроизводящие.
Системоформирующие функ­ции государства переходного периода включают следующие функции:

-разгосударствление и приватизация; Разгосударствление это прежде всего процесс преодоления монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества в целях обеспечения реальной экономической свободы товаропроизводителей и потребителей. Приватизация- составля­ющая процесса разгосударствления как процесса обеспечения необходимых условий для осуществления экономической свободы субъектов хозяйство­вания.

- формирование конкурентной среды;

- формирование рыноч­ных "правил игры" в хозяйственной жизнедеятельности общества и содейст­вия формированию новой инфраструктуры этой деятельности, адекватной со­циально-ориентированной рыночной экономике.

-содействие организации инфраструктуры рыночного хозяйства. Рыночная инфраструктура в виде разветвленной, многоканальной бан­ковской системы, охватывающей широкий спектр специализированных бан­ковских учреждений (инновационной, инвестиционной, ипотечной, аграрной, внешнеэкономической и другой направленности), кредитных учреждений вза­имного кредитования в малом бизнесе, всевозможных инвестиционных, пен­сионных и страховых фондов, страховых компаний, системы бирж (фондо­вых, товарных, валютных, труда), обслуживающих соответствующие рынки ценных бумаг, инвестиционных товаров, валюты и трудовых ресурсов, торго­во-промышленных палат и иных институтов подобного рода образует своеоб­разную кровеносную систему рыночного организма. Сама по себе, стихийно в полном объеме она сложиться не сможет, что, конечно, отрицательно скажется на всем ходе трансформационных процессов. Отсюда и необходимость актив­ной роли государства в ее становлении и развитии, обеспечении качественной однородности и единства.

вопрос 9 Системоутверждающая функция связана с формированием условий, достаточных для функционирования новой системы хозяйствования. Здесь основной подфункцией является структурная трансформация. Она имеет своей целью приведение структуры народного хозяйства в соответствие с новыми реалиями. Под соответствием новым реалиям нужно понимать, во-первых, преодоление гипертрофии отраслевой структуры народного хозяйства страны, связанной с непомерно высоким удельным весом отраслей военно-промышленного комплекса, капиталоемких сырьевых отраслей и отраслей тяжелой промышленности; во-вторых, усиление позиций отраслей перерабатывающей промышленности, и прежде всего, отраслей и производств, использующих прорывные технологии.

Еще одна подфункция в рамках системоутверждающей подфункция содействия приведению в соответствие организационных структур, механизмов управления как приватизированных (акционированных), так и государственных предприятий требованиям рыночной организации производства.

 

вопрос 10 Системовоспроизводящие функции государства связаны с формированием условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сформировавшейся системы в данной стране, а также с утверждением, упрочением и расширением ее поля в мировом экономическом и политическом пространстве.

Первейшей системовоспроизводящей функцией государства является функция обеспечения эффективного взаимодействия политической и хозяйственной власти. Другие функции - определение и реализация приоритетов в промышленной, научно-технической, структурной политике, реализация государственных программ социально-экономического развития.

Обеспечение перечисленных функций, в частности в организационно-правовом срезе, требует проработки таких сложных вопросов, как выработка и оформление программ и других правовых актов, содержащих задачи и ориентиры (правовая идеология); разработка реализационных механизмов данных программ с точки зрения структурного и правового сопровождения, а также правомерного обеспечения своевременными политико-правовыми решениями и действиями; постоянное соотношение функциональных механизмов экономической и государственной власти и др.

И конечно, рассматривая проблему соотношения государства и экономики, можно взглянуть на характер этих отношений как на фактор государственности. В первую очередь здесь нужно обратить внимание на организационно-структурные, организационно-правовые, регулирующие действия государственных органов9. Таким образом, воздействие государства на экономику в свою очередь предопределяет государственность, то есть характер отношений государства и экономики, и является ключевым фактором государственности.

Рассмотренные выше функции государства и экономики имеют свою основную ценность именно в рамках фактора государственности.

 

Вопрос 11 Экономическое и правовое содержание собственности.

Собственность – это система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов хозяйственной деятельности. Отношения собственности характеризуют способ соединения работников со средствами производства, условия использования факторов производства, тип общественного производства и формы его организации.

Экономические отношения собственности представляют собой совокупность производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Они сводятся к тому, что любой процесс производства завершается потреблением, присвоением его результатов, которое осуществляется в интересах тех или иных субъектов.

Юридические (правовые) отношения собственности – совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов. Субъектами собственности могут быть индивиды, отдельные коллективы, государство.

Совокупность вещей, принадлежащих субъекту, собственнику, составляет объект собственности, или имущество.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось.

 

Право пользования или управления, т. е. экономическая возможность потребления вещи в интересах пользователя.

Право Владение, т. е. фактическое обладание вещью.

Право распоряжения – это право определения юридической судьбы имущества. Речь идет о праве субъекта собственности по своему усмотрению включения объекта собственности в экономический оборот путем совершения таких распределительных действий, как купля-продажа, передача в залог, дарение, сдача в наем и др.

Собственность является понятием правовым, т.е. представляет собой вид правового отношения, регулируемого гражданским правом. Это означает, что собственность есть вид гражданского правоотношения.

Понятие собственности, существующее единственно в форме объект правового регулирования является понятием юридическим, под которым следует понимать, прежде всего, вид имущественного отношения. Под имущественными отношениями традиционно понимаются отношения по приобретению и использованию имущества: вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ.

Вопрос 12 Необходимость реформации отношений собственности в ходе трансформационного процесса

Вопрос 13 Сущность посрегулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике

 

Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопсной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

 

Вопрос 14 Антимонопольное законодательство, его сущность, цели и задачи

 

Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного регулирования рыночных отношений представляющая собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Задачи и цели Антимонопольной политики.

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. В связи с этим стратегической задачей государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил.

В качестве приоритетных задач антимонопольной (конкурентной) политики. выделяют:

· Антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;

· модернизация законодательства о развитии и защите конкуренции, о естественных монополиях и рекламе;

· контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

· содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

· защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг инженерной подготовке земельных участков под застройку;

· расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

· интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;

· разработке механизмов активного адвокатирования конкурентной политики России;

· усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей;

В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются:

-Оптимизация экономической структуры рынка;

-Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение, пресечение;

-Корректировка экономических результатов;Достижение этих целей отражено на рис. 2.1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.02 с.)