Вопрос 36 Ценовая политика: понятие, цели и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 36 Ценовая политика: понятие, цели и задачи.



 

Государственное регулирование процессов формирования и динамики цен преследует стратегические цели, которые находят выражение в государственной политике цен. Эта политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклов. Политика цен осуществляется органами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических отношениях.

 

Во-первых, эта политика должна способствовать закреплению тенденции экономического роста, преодолению глубочайшего кризиса, который постиг экономику России в 1991 — 1998 гг. и отбросил ее на десятилетия назад, привел, как явствует из табл. 17, к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения. Необходимо создать экономические условия роста и обновления производства, свести к минимуму уровень инфляции. Во-вторых, долгосрочной целью современной политики цен является устранение глубоких ценовых диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает прежде всего регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу (т.е. контроль за реальной заработной платой). В то же время следует учитывать, что за время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, что привело к падению конкурентоспособности отечественной продукции и нарастанию числа техногенных аварий. Поэтому амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для осуществления масштабных инвестиций за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов. Необходимо также существенное увеличение затрат на поддержку стратегических и социальных инноваций и на экологические цели. Все эти задачи должны решаться перспективной политикой цен. В-третьих, стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников. Для этого требуются тонкие и четкие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияние на эти процессы теневой экономики. В-четвертых, необходимо своевременно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах экономических циклов — как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). В фазах оживления и подъема политика цен должна содействовать расширению спроса и производства, освоению новых и улучшенных видов товаров и услуг. В фазах кризиса и депрессии — выживанию наиболее эффективных и перспективных видов продукции и производств, поддержанию уровня реальных доходов населения. Государственным служащим нужно владеть методологией прогнозирования и анализа цикличной динамики экономики, умело использовать цены в механизме антикризисного регулирования. Наконец, в-пятых, в условиях ускоряющейся глобализации, открытости рыночной экономики политика цен российского государства должна быть использована как действенный инструмент защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности с учетом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих взаимовыгодность межстрановых экономических отношений. Каковы здесь конкретные задачи ценовой политики? Прежде всего это — ограничение стремления транснациональных корпораций устанавливать завышенные цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Это — и регулирование валютного курса, который непосредственно влияет на цены экспортных и импортных товаров, и установление уровня таможенных пошлин с учетом интересов отечественных производителей, и согласование ценовой политики со странами СНГ, особенно в случае совместных выступлений на рынках третьих стран. Необходимо также проведение активной ценовой политики на мировых рынках, если имеется возможность оказывать влияние на уровни и соотношения цен.

Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке являются важнейшим конкурентным преимуществом субъекта хозяйствования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.004 с.)