Вопрос 2 Понятие рыночного хозяйства. Рыночное хозяйство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 Понятие рыночного хозяйства. Рыночное хозяйство



Вопрос

Экономическая эффективность — показатель, определяе­мый соотношением экономического эффекта (результата) и за­трат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйст­венной деятельности, тем выше эффективность.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы, эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др.
Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками.
Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Эффективность капитальных вложений измеряется набором показателей, в который входит общий эффект капитальных вложений, норма их доходности, срок окупаемости, сравнительная эффективность и др.

Показатели экономической эффективности:

- национальный доход
- ВНП на душу населения
- производительность общественного труда
- коэффициент общей эффективности
- прибыль
- рентабельность производства,
- рентабельность продукции.
- трудоемкость,
- материалоемкость,
- капиталоемкость,
- фондоемкость.

4 вопрос Экономика России: тенденции и перспективы.

C большой вероятностью экономика России закончит этот год несколько лучше, чем ожидалось. Рост ВВП в 2013 году ожидают на уровне 1,5% (прогноз ОЭСР), хотя ранее называли цифру +2,3 %.
Минэкономразвития РФ дает официальный прогноз роста ВВП России в 2013 году на 1,8%, но глава МЭР Алексей Улюкаев заявлял, что по итогам года он вряд ли превысит 1,5%. Это совпадает с оценкой в отношении российской экономики, которую дает ОЭСР.
Слабое восстановление российской экономики, отмечавшееся в 3 квартале благодаря хорошему урожаю у аграриев, не окажет долговременного влияния. При этом продолжает падать инвестиционная активность. Объемы промышленного производства остались на прежнем уровне, а слабый внешний спрос способствовал сокращению производства, добычи и экспорта.
Минэкономразвития России представило свои макроэкономические прогнозы на 2013 год. Прогноз роста ВВП понижен с 3,6 до 2,4 %. Рост промпроизводства ожидается на уровне двух процентов, тогда как ранее ожидалось 3,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличатся только на 4,6 процента (прежний прогноз + 6,5 %), отток капитала в $ 30 млрд вместо нулевого сальдо.
Напомним, замедление темпов роста экономики началось осенью 2012 года. Год назад правительство России предпочитало об этом молчать, пока падение экономического роста в 2013 году не стало настолько очевидным, что за цифры уже не спрячешься.
Теперь предлагаем вашему вниманию прогноз экономики на 2014 год.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в экономическом докладе 94 дает прогноз на снижение роста экономики России в 2014 году до 2,3%. Предыдущая оценка ОЭСР была - 3,6%.
Минэкономразвития России (МЭР РФ) понизило прогноз роста ВВП на 2014 год с 4,3 до 3,7 %. Прогноз роста экономики России на 2015 год понижен с 4,5 до 4,1%.
МЭР РФ ожидает, что промышленное производство вырастет в 2014 году на 3,4 %. Ранее ведомство давало по этому показателю оценку на рост в 3,7 %. Как следует из материалов Минэкономразвития России, в 2015 году рост промышленности составит 3,4 % (ранее говорил, что будет +3,7 %).
Инвестиции в основной капитал в 2014 году увеличатся на 6,6 % (прежняя оценка +7,3 %), в 2015 году — на 7,2 % (прежний прогноз +7,9 %).
Кроме этого, аналитики из Минэкономразвития прогнозируют в 2014 году нулевое сальдо движения капитала, тогда как ранее ожидался приток в размере $ 30 млрд. Прогноз на 2015 год также понижен - $ 10 млрд вместо $ 40 млрд, а на 2016 год приток составит $ 20 млрд.
Если интересует полный официальный Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и Плановый период 2014-2015 годов, можно увидеть здесь www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004

Риски для экономики России

По мнению экспертов ОЭСР, в среднесрочной перспективе борьба с инфляцией в России усложнится. Несмотря на снижение темпов роста потребительских цен в 3 квартале 2013, годовой показатель может выйти за рамки целевого коридора и составить в 2013 году 6,6%.
В дальнейшем, несмотря на решения правительства временно отказаться от индексации цен на коммунальные услуги и заморозить зарплаты госслужащих, темпы роста цен ожидаются выше целевых показателей – на уровне 5,7% в 2014 году – и только к 2015 году могут уложиться в целевой коридор ЦБ, снизившись до 4,5%.
Новые риски для экономики РФ, по мнению экспертов ОЭСР, несет взрывной рост потребительского кредитования. Однако ужесточение пруденциального контроля, по мнению экспертов, является в настоящее время более целесообразным, чем повышение процентных ставок.
Среди других рисков – ухудшение ситуации в зоне евро, что скажется на дальнейшем замедлении развивающихся экономик. Ухудшение настроений инвесторов на финансовом рынке может привести к усилению оттока капитала. Исправить ситуацию в данном случае может только более решительное проведение структурных реформ в РФ, причем эффект от них может проявиться уже в 2015 году, полагают эксперты ОЭСР.
Как написал на днях американский Forbes со ссылкой на Всемирный банк, в последующие 20 лет ВВП России будет отставать от среднемирового уровня. А это, как уже пишут наши экономисты, напоминает не "застой".

Вопрос 25

Вопрос 26 Инновационная политика России: варианты и перспективы

 

Вопрос 27

Вопрос 28 Инвестиционная политика государства

 

Инвестиционна политика представляет собой многогранную деятельность государства,направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многопла­новую структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

· по характеру проблем и основательности их решения (стра­тегия и тактика);

· по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование,нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

· по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);

·по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяй­стве и иных отраслях);

· по методам регулирования (прямые и косвенные, админист­ративные и рыночные);

· по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций: установочную (целеполагающую); мобилизующую; стимулирующую; контролирующую.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

 

 

Вопрос 29 Механизмы стимулирования инвестиционной активности и поддержка сельского хозяйства

 

Достижение цели оживления инвестиционной активности предприятий требует взаимоувязанного решения следующих задач:

• Повышение эффективности управления (финансового) на предприятиях и укрепление их инвестиционного потенциала за счет повышения эффективности хозяйствования.

• Разработка новых подходов к амортизационной политике.

• Ослабление налогового бремени для предприятий.

Повышение эффективности хозяйственной деятельности и укрепление инвестиционного потенциала предприятий может стать следствием углубления встречного процесса мобилизации внутренних резервов и применения адекватных сложившимся социально-экономическим условиям методов государственного регулирования. Среди тех мер в отмеченной выше Программе Правительства РФ по стабилизации экономики и финансов отмечаются снижение цен и тарифов в отраслях сельского хозяйства; снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не столько по вине предприятий, сколько из-за аномально высоких, практически на порядок превышающих текущий уровень ставки рефинансирования, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов; реструктуризация оставшейся части бюджетной задолженности под жесткое требование своевременной уплаты текущих платежей.

Важное значение имеют и такие меры по формированию эффективного собственника, как подготовка квалифицированных внешних управляющих, предусмотренная правовым обеспечением процедур банкротства; раскрепление пакетов акций акционерных обществ, не имеющих стратегического значения и находящихся в государственной собственности, на конкурсной основе; переход к оплате труда сельскохозяйственных предприятий с учетом эффективности их работы.

Механизм реализации заключается в том, чтобы разрешить предприятиям считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность использовать пониженные нормы амортизационных отчислений.

 

Острота проблемы проведения налоговой реформы объясняется тем, что, с одной стороны, налоговое бремя необходимо ослабить с целью оживления инвестиционной активности в реальном секторе экономики; а, с другой стороны, его снижение приведет к эрозии текущих бюджетных поступлений и неизбежно усилит социальную напряженность. В этих условиях один из возможных и уже реализуемых на практике подходов состоит в переносе центра тяжести налогового бремени со сферы материального производства на сферу потребления. Другое направление реформирования налоговой системы состоит в создании условий, при которых аграрный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами.

Вопрос 33 Бюджетное регулирование экономики

Бюджетное регулирование – деятельность, что касается сбалансирования государственного и местных бюджетов.

Основные задачи бюджетного регулирования:

1.Достижение соответствие между расходами и доходами местных бюджетов разных видов (сбалансирования)

2.Обеспечение равномерности в поступлении доходов для предотвращения удержание в финансовых расходов;

3.Создание заинтересованности органов самоуправления в полной мобилизации доходов на своей территории;

4.Обеспечение самостоятельного использования дополнительно полученных средств в процессе выполнения местных бюджетов;

5.Перераспределение бюджетных ресурсов финансово «богатыми» и «бедными» территориями;

6.Связь объемов полученной финансовой помощи;

7.Осуществления финансового выравнивания.

Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

 

Важное место в процессе бюджетного регулирования занимают трансферты. Вместе с внедрением Бюджетного кодекса Украины они становятся основным методом бюджетного регулирования. Такие изменения отвечают лучшему опыту зарубежных государств, которые подтверждают тенденцию прироста роли бюджетных трансфертов, которые находят отражение в увеличении их части в совокупных доходах местных бюджетов.

 

Формы валютной политики

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Девизная валютная политика

Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Валютная интервенция

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.

 

Вопрос 2 Понятие рыночного хозяйства. Рыночное хозяйство

Рыночное хоз-во- это обобщенная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающее взаимодействие между производителем и потребителем посредством рынка.

Рынок – это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарно-денежных отношений. Рынок-это экономика свободного предпринимательства.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъекты рыночного хозяйства:

1. домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
б) самостоятельно принимает решения;
в) является собственником какого-либо фактора производства;
г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2. предприятие – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
б) стремится к максимизации прибыли;
в) самостоятельно принимает решения;

3. Банк- финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

4. государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства товары и услуги, факторы производства, деньги, капитал, ценные бумаги, гос.льготы и субсидии и т.д.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1. рынок товаров и услуг - товарные биржи, предприятие оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки и т.д.

2. рынок труда- биржи труда, информационные центры, юрид.конторы и т.д.

3. рынок капитала- банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи.

Положительные стороны рынка:

-эффективное распределение ресурсов

-гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям

-свобода выбора и действий производителей и потребителей

-способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товаров и услуг.

Отриц.стороны риска:

-не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен

-не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования

-неспособность к сохранению не воспроизводимых ресурсов.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

Воспроизводство - процесс общественного производства,который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством. В рыночной системе хозяйствования постоенной на общественном разделении труда, воспроизводство возможно при условии, когда все товары будут проданы,все средства производства и предметы потребления возмещены.

Маркс создал теорию воспроизводства общественного капитала. Основные положения:

1. произ-во материальных благ в любом обществе есть непрерывно повторяющийся процесс или воспроизводство.

2. Воспроизводство общ-ого капитала- есть его движение, как в сфере произ-ва, так и в сфере обращения.

3. Воспроизводство охватывает все 4 фазы общ.произ-ва: произ-во, распределение, обмен, потребление.

4. Условия непрерывности общ.произв-ва является создание и наличие материальных запасов, общественных резервов в размере годового объема продукции.

5. Все общественное произ-во разделяется на 2 подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления.

 
 

Вопрос

Экономическая эффективность — показатель, определяе­мый соотношением экономического эффекта (результата) и за­трат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйст­венной деятельности, тем выше эффективность.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы, эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др.
Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками.
Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Эффективность капитальных вложений измеряется набором показателей, в который входит общий эффект капитальных вложений, норма их доходности, срок окупаемости, сравнительная эффективность и др.

Показатели экономической эффективности:

- национальный доход
- ВНП на душу населения
- производительность общественного труда
- коэффициент общей эффективности
- прибыль
- рентабельность производства,
- рентабельность продукции.
- трудоемкость,
- материалоемкость,
- капиталоемкость,
- фондоемкость.

4 вопрос Экономика России: тенденции и перспективы.

C большой вероятностью экономика России закончит этот год несколько лучше, чем ожидалось. Рост ВВП в 2013 году ожидают на уровне 1,5% (прогноз ОЭСР), хотя ранее называли цифру +2,3 %.
Минэкономразвития РФ дает официальный прогноз роста ВВП России в 2013 году на 1,8%, но глава МЭР Алексей Улюкаев заявлял, что по итогам года он вряд ли превысит 1,5%. Это совпадает с оценкой в отношении российской экономики, которую дает ОЭСР.
Слабое восстановление российской экономики, отмечавшееся в 3 квартале благодаря хорошему урожаю у аграриев, не окажет долговременного влияния. При этом продолжает падать инвестиционная активность. Объемы промышленного производства остались на прежнем уровне, а слабый внешний спрос способствовал сокращению производства, добычи и экспорта.
Минэкономразвития России представило свои макроэкономические прогнозы на 2013 год. Прогноз роста ВВП понижен с 3,6 до 2,4 %. Рост промпроизводства ожидается на уровне двух процентов, тогда как ранее ожидалось 3,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличатся только на 4,6 процента (прежний прогноз + 6,5 %), отток капитала в $ 30 млрд вместо нулевого сальдо.
Напомним, замедление темпов роста экономики началось осенью 2012 года. Год назад правительство России предпочитало об этом молчать, пока падение экономического роста в 2013 году не стало настолько очевидным, что за цифры уже не спрячешься.
Теперь предлагаем вашему вниманию прогноз экономики на 2014 год.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в экономическом докладе 94 дает прогноз на снижение роста экономики России в 2014 году до 2,3%. Предыдущая оценка ОЭСР была - 3,6%.
Минэкономразвития России (МЭР РФ) понизило прогноз роста ВВП на 2014 год с 4,3 до 3,7 %. Прогноз роста экономики России на 2015 год понижен с 4,5 до 4,1%.
МЭР РФ ожидает, что промышленное производство вырастет в 2014 году на 3,4 %. Ранее ведомство давало по этому показателю оценку на рост в 3,7 %. Как следует из материалов Минэкономразвития России, в 2015 году рост промышленности составит 3,4 % (ранее говорил, что будет +3,7 %).
Инвестиции в основной капитал в 2014 году увеличатся на 6,6 % (прежняя оценка +7,3 %), в 2015 году — на 7,2 % (прежний прогноз +7,9 %).
Кроме этого, аналитики из Минэкономразвития прогнозируют в 2014 году нулевое сальдо движения капитала, тогда как ранее ожидался приток в размере $ 30 млрд. Прогноз на 2015 год также понижен - $ 10 млрд вместо $ 40 млрд, а на 2016 год приток составит $ 20 млрд.
Если интересует полный официальный Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и Плановый период 2014-2015 годов, можно увидеть здесь www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004

Риски для экономики России

По мнению экспертов ОЭСР, в среднесрочной перспективе борьба с инфляцией в России усложнится. Несмотря на снижение темпов роста потребительских цен в 3 квартале 2013, годовой показатель может выйти за рамки целевого коридора и составить в 2013 году 6,6%.
В дальнейшем, несмотря на решения правительства временно отказаться от индексации цен на коммунальные услуги и заморозить зарплаты госслужащих, темпы роста цен ожидаются выше целевых показателей – на уровне 5,7% в 2014 году – и только к 2015 году могут уложиться в целевой коридор ЦБ, снизившись до 4,5%.
Новые риски для экономики РФ, по мнению экспертов ОЭСР, несет взрывной рост потребительского кредитования. Однако ужесточение пруденциального контроля, по мнению экспертов, является в настоящее время более целесообразным, чем повышение процентных ставок.
Среди других рисков – ухудшение ситуации в зоне евро, что скажется на дальнейшем замедлении развивающихся экономик. Ухудшение настроений инвесторов на финансовом рынке может привести к усилению оттока капитала. Исправить ситуацию в данном случае может только более решительное проведение структурных реформ в РФ, причем эффект от них может проявиться уже в 2015 году, полагают эксперты ОЭСР.
Как написал на днях американский Forbes со ссылкой на Всемирный банк, в последующие 20 лет ВВП России будет отставать от среднемирового уровня. А это, как уже пишут наши экономисты, напоминает не "застой".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.063 с.)