Основные цели и задачи государственной инновационной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели и задачи государственной инновационной политики



Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, на­правления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации до­стижений науки и техники. В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комп­лексных концепций научно-технического развития: -ориентирование и поддержка научных исследований; -регулирование направлений научно-технического развития; -защита отечественной промышленности, повышение ее конку­рентоспособности; -совершенствование системы стимулирования научно-техниче­ского развития; -лицензионно-патентное право (патентование, доступность па­тентной информации); -поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.); -разработка критериев оценки результатов инновационной дея­тельности и ее оценка; -совершенствование методов управления научно-техническим развитием; -выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ; -формирование и реализация федеральных научных и научно-тех­нических программ и проектов, а также определение федеральных ---о--органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение; -финансирование научной и (или) научно-технической деятель­ности за счет средств федерального бюджета; -содействие развитию научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности субъектов РФ; -совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, -реорганизация и ликвидация; -реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными дого­ворами РФ; -охрана прав интеллектуальной собственности; -формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информа­ции, --патентно-лицензионного дела и управление ими; -установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников. Основными целямигосударственной инновационной политики Российской Федерации являются [39]: создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности; повышение эффективности производства и конкурентоспособ­ности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в иннова­ционной сфере; расширение государственной поддержки инновационной деятель­ности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности; осуществление мер по поддержке отечественной инновацион­ной продукции на международном рынке и по развитию экспорт­ного потенциала Российской Федерации. Государственная инновационная политика Российской Федера­ции формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание приоритетного значения инновационной деятельно­сти для повышения эффективности уровня технологического раз­вития общественного производства, конкурентоспособности науко­емкой продукции, качества жизни населения и экологической бе­зопасности; обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; концентрация государственных ресурсов на создании и распро­странении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в про­цессе инновационной деятельности; создание благоприятного инвестиционного климата при осуще­ствлении инновационной деятельности; государственная охрана прав и интересов субъектов инноваци­онной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности; активизация международного сотрудничества Российской Фе­дерации в инновационной сфере; укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновацион­ной деятельности. Основными приоритетными направлениями инновационной поли­тики, осуществляемой государством на современном этапе разви­тия нашей страны, являются: 1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в техно­логическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межот­раслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планирова­нии производства; 2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проек­там, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям; 3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направлен­ных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей сре­ды, инфраструктуры); 4) направления НТП, связанные с международным разделени­ем труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Вопрос 27

Вопрос 28 Инвестиционная политика государства

 

Инвестиционна политика представляет собой многогранную деятельность государства,направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многопла­новую структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

· по характеру проблем и основательности их решения (стра­тегия и тактика);

· по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование,нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

· по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);

·по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяй­стве и иных отраслях);

· по методам регулирования (прямые и косвенные, админист­ративные и рыночные);

· по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций: установочную (целеполагающую); мобилизующую; стимулирующую; контролирующую.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

 

 

Вопрос 29 Механизмы стимулирования инвестиционной активности и поддержка сельского хозяйства

 

Достижение цели оживления инвестиционной активности предприятий требует взаимоувязанного решения следующих задач:

• Повышение эффективности управления (финансового) на предприятиях и укрепление их инвестиционного потенциала за счет повышения эффективности хозяйствования.

• Разработка новых подходов к амортизационной политике.

• Ослабление налогового бремени для предприятий.

Повышение эффективности хозяйственной деятельности и укрепление инвестиционного потенциала предприятий может стать следствием углубления встречного процесса мобилизации внутренних резервов и применения адекватных сложившимся социально-экономическим условиям методов государственного регулирования. Среди тех мер в отмеченной выше Программе Правительства РФ по стабилизации экономики и финансов отмечаются снижение цен и тарифов в отраслях сельского хозяйства; снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не столько по вине предприятий, сколько из-за аномально высоких, практически на порядок превышающих текущий уровень ставки рефинансирования, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов; реструктуризация оставшейся части бюджетной задолженности под жесткое требование своевременной уплаты текущих платежей.

Важное значение имеют и такие меры по формированию эффективного собственника, как подготовка квалифицированных внешних управляющих, предусмотренная правовым обеспечением процедур банкротства; раскрепление пакетов акций акционерных обществ, не имеющих стратегического значения и находящихся в государственной собственности, на конкурсной основе; переход к оплате труда сельскохозяйственных предприятий с учетом эффективности их работы.

Механизм реализации заключается в том, чтобы разрешить предприятиям считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность использовать пониженные нормы амортизационных отчислений.

 

Острота проблемы проведения налоговой реформы объясняется тем, что, с одной стороны, налоговое бремя необходимо ослабить с целью оживления инвестиционной активности в реальном секторе экономики; а, с другой стороны, его снижение приведет к эрозии текущих бюджетных поступлений и неизбежно усилит социальную напряженность. В этих условиях один из возможных и уже реализуемых на практике подходов состоит в переносе центра тяжести налогового бремени со сферы материального производства на сферу потребления. Другое направление реформирования налоговой системы состоит в создании условий, при которых аграрный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.025 с.)