Вопрос 34 Налоги в системе государственного регулирования экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34 Налоги в системе государственного регулирования экономики.



 

Налоговой системе любого государства в той и или иной мере свойственны три основные функции. Во-первых, получаемые госбюджетом через налоговые поступления средства служат источником финансирования для содержания государственного аппарата и выполнения важнейших правительственных программ. Во-вторых, система налогообложения широко применяется в целях перераспре­деления национального дохода между отельными слоями общества, сферами деятельности, территориями. В-третьих, налоги используются для государственного вмешательства в экономику с целью регулирования темпов экономического роста. Манипулируя налоговыми ставками и льготами, правительство имеет возможность воздействовать на объем и структуру потребительского спроса. Налоговое перераспределение национального дохода оказывает заметное воздействие на положение различных слоев общества. Национальная система налогов должна в максимальной степени учитывать тенденции ее формирования и развития в мире, строиться на исходных принципах, создавать благоприятные условия для привлечения капитала иностранного и экспорта отечественного. Суть налоговых реформ в большинстве западных стран заключается в снижении ставок налогов и упрощении методов их начисления, сокращения налоговых льгот расширении базы налогообложения. Это призвано способствовать притоку инвестиций в промышленность, сферу услуг, торговлю. Необходимость создания и совершенствования налогового законодательства продиктована рядом особенностей современной ситуации. Среди них становление рыночных отношений и снижению и без того невысокого жизненного уровня населения; глубокий кризис экономики; непрекращающееся воздействие последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украину; сокращение армии, ликвидация ядерного оружия на территории Украины, конверсия оборонных средств. К важнейшим задачам, решению которых призвана способствовать налоговая система, следует отнести: замедление темпов инфляции, прекращение экономического спада, достижение устойчивого быстрого роста производства, сокращение дефицита государственного бюджета, приватизацию государственной

собственности, развитие предпринимательства, в первую очередь бизнеса, в том числе фермерства, рациональное использование производственных ресурсов, привлечение иностранного капитала в отечественную экономику. В зависимости от способа уплаты, налоги можно подразделить на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся такие, которые уплачиваются непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (например, налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Косвенные налоги включаются в основном в себестоимость продукции и их фактическими плательщиками являются покупатели (например, налог на

добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). Оценивая структуру налоговых поступлений, следует отметить, что прямые налоги

оказывают более активное воздействие на интересы производителей или отдельных граждан, так как являются вычетом из их доходов. Близки к ним по действию и таки косвенные налоги как плата за землю, налоги за пользование природными ресурсами, лесной Доход. С другой стороны, такие косвенные налоги, как налог на Добавленную стоимость и акцизы, предназначены в первую очередь для формирования финансовых ресурсов государства. Они расширяют базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех ко­ночных потребителей. Воздействие указанных налогов на интересы граждан происходит через складывающиеся уровни цен на товары, которые облагаются налогами на добавленную стоимость или акцизами.

 

Вопрос 35 Необходимость государственного регулирования цены

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования

 

Переход экономики к рыночным отношениям потребовал создания хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества- В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при

которой предложение соответствует спросу. Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток - их падение. В рыночных условиях цена обслуживает все уровни функционирования экономики. На микроуровне она регулирует хозяйственную деятельность предприятий. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены могут

привести предприятие к экономическому краху, и напротив, создать условия для мощного подъема, процветания. На макроуровне цены формируют структуру экономики, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения,

потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и 'непроизводственной сферами и т.д.). Цены активно используются государством для регулирования ряда экономических процессов (стимулирования конкуренции, ограничение монополизма), проведения социальной политики (путем регулирования и контроля цен социально значимых товаров, услуг). Цены формируются под влиянием различных факторов. В условиях рынка решающее воздействие на цены оказывает фактор спроса и предложения. Важным фактором, влияющем на цену; является конкуренция. Преодоление высокой степени монополизма в отечественном производстве и создание конкурентной среды одно из основных условий формирования рынка на Украине и стабилизации цен. Одним из факторов формирования цен выступает их государственное регулирование. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что

практически все государства в той или иной степени вмешиваются в рыночное равновесие и процессы ценообразования. Степень такого вмешательства зависит от уровня развития экономики, переживаемых ею трудностей. Если регулирование цен достаточно жесткое, то другие факторы оказывают на цены второстепенное воздействие. Государственное регулирование цен может осуществляться прямыми и косвенными способами. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, конкуренцию и другие факторы, определяющие цены. В их числе принятие антимонопольного законодательства, сокращение бюджетного дефицита, разгосударствление и приватизация, стимулирование малого предпринимательства, взвешенная налоговая политика и др. Прямое регулирование цен, которое в большей мере используется государствами в сложных экономических ситуациях, кризисные периоды, осуществляется с помощью мер административного воздействия. Среди них замораживание цен на жизненно важные товары, установление верхних или нижних пределов цен, ограничение отдельных элементов цены и др. На уровень и динамику цен оказывает влияние и ряд других факторов, в частности, качество, полезность продукции. Немаловажное влияние на цены и такого фактора, как внешнеэкономический. Рассмотренные факторы, а также состояние денежного обращения, финансово- кредитная политика, сбалансированность государственного бюджета могут представлять собой причины инфляции, выражающиеся в росте цен. В условиях высоких ее темпов государственная антиинфляционная политика предполагает комплекс мер, воздействующих на эти факторы, а через них на динамику цен. Действующая ныне система цен включает целый ряд их видов и разновидностей. Можно выделить свободные (договорные) и регулируемые цены. К регулируемым относятся цены, которые устанавливаются и контролируются

центральными органами управления и исполнительными местными и распорядительными органами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.007 с.)