Вопрос 15 Основные методы монополизации товарных рынков и противодействие им 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15 Основные методы монополизации товарных рынков и противодействие им



 

2.1. Контроль слияний хозяйствующих субъектов
Наибольшее значение при монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка | соответствии с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентрации.
В США разрешение на слияние дает Федеральная торговая комиссия на oоснове представленных компаниями документов и анализа возможных изменений на рынке, проводимого собственными силами. При этом антимонопольными органами осуществляв проверка географических и товарных границ рынка и уровня его концентрации до и по слияния. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии по HHI или CR, слияние не разрешается (не следует это понимать так, что при HHI = 1020 при уровне 1000 слияние будет запрещено. В этом случае решение будет принято по результатам дополнительного анализа).
Товарные границы рынка (взаимозаменяемость товаров для потребит устанавливаются на основе социологического опроса. Только потребитель может оценить взаимозаменяемость товаров по потребительским свойствам. Проведение такого анализа достаточно трудоемко, но дает объективные результаты.


2.2. Оценка влияния слияния фирм-конкурентов на цены товара
В США разработан и активно используется достаточно простой механизм оценки влияния монополизации рынков на потребителей. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся. | это не дает гарантии от повышения цен через некоторое время после слияния. Поэтому антимонопольные органы проводят анализ возможности нарушения интересов потребит ситуации на рынке в случае повышения монополистом цен на 5%. Анализ проводится} следующей схеме:
- опрашиваются возможные потенциальные производители этого товара (в настоя время его не производящие), находящиеся в географических границах данного рынка и| его пределами, на предмет перехода на выпуск данного товара;
- опрашиваются возможные потенциальные поставщики данного товара за пределами географических границ рынка (в данном периоде в рассматриваемых географичка] границах на рынке не участвующие) на предмет поставок товаров в зону повышенных цен!
Если в течение двух лет после повышения цен дополнительные потоки товаров
приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не
считаются ущемленными.,,v
Например, две крупнейшие во Флориде фирмы - производители молочной продукции обратились в ФТК с просьбой о слиянии. При анализе были опрошены аналогичные фирмы, находящиеся в Техасе (в 500 км). Анализ показал, что в случае повышения цен на 5% фирмы Техаса будут поставлять молочные продукты на рынок Флориды без ущерба их качества (натуральное молоко не пострадает при перевозке). Слияние было разрешено.
Слияние, поглощение одной фирмы другой, разрешается в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.

 

2.3. Использование доминирующего положения
Для рассмотрения дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего(ших) в антимонопольные органы с указанием нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство, но, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50% (при определенных его границах).
Доказательство нарушения и обращение в суд при достаточных основаниях возлагаются на антимонопольные органы (ФТК).
Чаще всего использование доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.
Например, конкуренты обвинили компанию "Microcoft" в нарушении правил конкуренции. Компания, крупнейший разработчик программного обеспечения персональных компьютеров, поставляла стандартное программное обеспечение PC (которое выбирает покупатель) на 10% дешевле других разработчиков. Ввиду того, что такая цена была ниже уровня, который могли допустить конкуренты, последние обратились в ФТК с обвинением компании «Microcoft» в установлении монопольно низких цен. На предварительном разбирательстве в ФТК компания «Microcoft» согласилась повысить цены до уровня конкурентов, и дело было закрыто.
Следует отметить, что с позиции конкурентной борьбы компания "Microcoft" имела достаточно твердые позиции для отстаивания своей экономической политики. Тем не менее, она согласилась с требованиями конкурентов, исходя из соображений сохранения имиджа компании.
Вообще американские фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства до суда. При выносе судебного решения фирма-виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб в сумме, в три раза превышающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде.
Не все корпорации, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, используют его в ущерб потребителям или прав конкурентов.
Например, с 70-х годов крупнейшим производителем вычислительной техники в США (да и в мире) является корпорация IBM, занимающая около 70% американского рынка PC. За время существования корпорации не было обращений потребителей или конкурентов в антимонопольные органы с жалобами на нарушение ею антимонопольного законодательства. Фирма успешно работает на рынке и получает прибыль за счет крупных масштабов и эффективного управления производством (используется эффект концентрации).

 

2.4. Ограничение конкуренции
Не допускается ограничение конкуренции любыми способами, которые моя рассматривать как таковые. Например, нельзя установить одному участнику рынка бол высокие цены аренды помещения, чем его конкурентам. Для этого проводится кош между желающими получить аренду (правила проведения конкурсов и торгов рассмотрены ниже). Нельзя установить одной фирме более высокие цены на сырье, материалы и т.п., > конкурентам, и т.д.
Интересен случай ограничения конкуренции владельцем интеллектуалы) собственности (патента). Компания "Xerox" получила патент на электрографический способ копирования в середине 30-х годов. По законодательству США владелец патента имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет. Фирма стала монополистом производства копировальной техники. В середине 50-х годов, когда действие ограничен подходило к концу, компания запатентовала изобретение, являющееся развитием оби технологии копирования, но не позволяющее использовать основной принцип др.) компаниям. В середине 70-х годов фирма попыталась повторить операцию «сопутствующими» патентами. После обращения конкурентов в ФТК разрешение монопольное владение рынком копировальной техники фирме дано не было.

 

2.5. Сговор с целью установления монопольно высоких цен, недопущения конкурентов на рынок
Наиболее распространенное нарушение антимонопольного законодательства - сговор с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов i рынок или других способов его монополизации.
Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать Вместе с тем определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются! случае наличия документа, подтверждающего сговор, решение антимонопольных органов требует дополнительного обоснования.
Например, в Польше в конце 1988 г. единовременно произошло повышение цен| сахар в 2 раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятого совещании (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные; органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене | договоренности.
Иногда сговор доказывается на основе анализа статистической и цене информации. Так, был доказан сговор шести фирм, торгующих мукой в Канаде. A проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет, в результате отмечено сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при| одновременном повышении. Схема движения цен на муку, разработан антимонопольными органами, послужила доказательством для суда нарушения правил конкуренции.
По законам США в качестве доказательства сговора принимается свидетельство очевидцев встречи (беседы) руководителей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве - за ланчем, на приеме, в общественном месте и т.д., если через определенное время будут обнаружены признаки сговора.
Но чаще всего основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают данные, полученные в частном порядке, в виде сигнала сотрудников фирмы или других лиц, обладающих такой информацией.
Законодательство США, Англии и других стран предусматривает вознаграждение! помощь в обнаружении нарушений антимонопольного законодательства в размере нанесенного ущерба (напомним, что штраф, налагаемый на нарушителя, состав трехкратную сумму нанесенного ущерба).

 

2.6. Разделение монополиста на несколько фирм в случае нарушения антимонопольного законодательства
Эта мера на практике используется достаточно редко. Вместе с тем в мировой практике она имеет место. Так, крупнейшая американская компания АЛ" («Америкэн телефон энд телеграф») до середины 70-х годов являлась монополистом на рынке средств связи.
На территории США фирма установила порядок, при котором все работы по обеспечению функционирования систем связи - проведение коммуникаций (в том числе в домах), все виды ремонтов, установка средств связи, изготовленных на заводах корпорации, и т.д. - могли проводиться только силами корпорации. В случае установки телефонного аппарата другой фирмы связь могла быть отключена. Кроме того, корпорация монополизировала связь американских абонентов с другими странами, что и послужило причиной выявления монополии. При оплате внешних связей было замечено, что стоимость телефонного разговора из Англии в США стоит в три раза дешевле, чем из США в Англию.
Это побудило ФТК открыть дело против АГТ. Дело было подготовлено к рассмотрению в суде, и когда суд принял дело к рассмотрению, компания согласилась на предлагаемое разделение и была разделена на семь самостоятельных компаний. Аналогичное решение было принято по разделению авиатранспортной компании «Пан Америкэн».

 

2.7. Защита конкуренции на конкурсных торгах
Конкурсные торги при публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том числе для нужд правительства, являются важным методом защиты интересов общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки одним участником и при проведении конкурса показал, что цены, предложенные правительству при отсутствии конкуренции, были в 2 раза выше, чем при конкуренции. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта снижается от 2 до 18%. В США ежегодно раскрываются сотни контрактов с фальсифицированными заявками, за что правительство взыскивает с виновных огромные суммы штрафов. Значительное число фальсифицированных заявок было выявлено и в других странах, в том числе в Германии и Японии.
Конкурсные торги - наиболее эффективный метод использования преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки.
Фальсификация заявок - достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции в мировой практике. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, когда заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов.
Для проведения конкурса необходимо четко определить его условия, изложенные в объявлении о конкурсе, при этом, с одной стороны, фирмы-заявители побуждаются к конкуренции, с другой стороны, правительство получает возможность требовать от победителя полного их выполнения.
Фальсификация заявок осуществляется с целью заключения контракта на условиях по цене, превышающей ту, которая определилась бы в результате конкурентной борьбы.
При этом фальсификаторы должны выполнить следующие условия:
- вовлечь в сговор всех солидных заявителей, иначе именно не участвующий в сговоре заявитель может оказаться победителем конкурса;
- организовать дележ прибыли. Если каждый участник не получит свою долю, то сговор может оказаться бессмысленным;
- предотвратить возможность нарушения соглашения. Нужно быть уверенным, что i один участник сговора не нарушит обязательств и не подаст конкурентную заявку.
Часто образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают серию контрактов.
Основные тактические схемы фальсификации заявок:
- ротация заявок - все участники картеля договариваются по очереди выигрывать конкурс. Остальные участники конкурса подают дополняющие заявки, которые не мог выиграть;
- деление рынка - заявки могут быть разделены по географическому или иным признакам;
- выплаты - победитель торгов делает выплаты остальным участникам «дополнительной» прибыли, полученной вследствие фальсификации. Выплаты moii принять форму субподрядов;
- сдерживание заявок - некоторые из вероятных участников договариваются подавать заявки, это позволяет одному из них подать выигрывающую заявку;
- угрозы - в некоторых случаях конкурентам, которые не хотят вступать в кар угрожают физическими или экономическими неприятностями;
- коррупция - устроители торгов - государственные чиновники заведомо создают;; определенному заявителю условия для выигрыша конкурса (информируют о необходим для выигрыша содержании заявки или не допускают к участию в конкурсе конкурентов)

Вопрос 16. Антимонопольная деятельность в России

осуществляется по тем же принципам, что и в мировой практике. Это отражено в Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Вместе с тем практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. Но в самом Законе "О конкуренции..." нашли отражение основные противоправные действия, ведущие к монополизации рынков, и меры по их устранению. Приведем некоторые, наиболее важные статьи закона, в целом соответствующие рассмотренным выше основным видам нарушений.

Статья 5 посвящена злоупотреблениям хозяйствующих субъектов (ХС) доминирующим положением на рынке, попыткам ограничения конкуренции, и/или ущемления интересов других ХС или физических лиц. Не допускается: изъятие товаров из обращения с целью создания (поддержания) на рынке дефицита, повышения цен. Исключается навязывание контрагенту условий, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравные положения по сравнению с другими предприятиями, или необоснованный отказ от заключения договора. Пресекается создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим ХС, установление монопольно высоких(низких) цен и др.

Статья 6 гласит о соглашениях или согласованных действиях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Запрещено: установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок на товары; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков). Запрещены также соглашения не конкурирующих ХС, один из которых является монополистом, а другой — его поставщиком или покупателем (заказчиком), если это может привести к ограничению конкуренции. Недопустима координация предпринимательской деятельности объединениями коммерческих организаций (союзами, ассоциациями), хозяйственными обществами и товариществами, если это приводит к ограничению конкуренции.

Статья 7 посвящена актам и действиям федеральных властей, органов субъектов Федерации или местного самоуправления, направленным на ограничение конкуренции.

Этим органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие одних или благоприятные для других условия деятельности, если это приводит к ограничению конкуренции, ущемлению интересов ХС или граждан. Не разрешено вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на отдельные виды деятельности или на выпуск отдельных видов товаров, за исключением случаев, установленных российским законодательством. Эти ограничения устанавливаются перечнем лицензируемых видов деятельности. Воспрещается устанавливать запреты на рыночное движение товаров из одного региона Российской Федерации в другие или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, обмен, покупку) товаров.

Недопустимо давать указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации приоритетов. Запрещено предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по сравнению с другими ХС, работающими на рынках того же товара. Предоставление льгот отдельному ХС требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Запрещается также образование министерств, комитетов и др. органов государственного управления и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, или наделение действующих органов соответствующими правами. Исключается совмещение функций органов управления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение ХС функциями и правами указанных органов, в том числе функциями государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

К сожалению, многие из указанных ограничений на практике не действуют.

Статья 8 говорит о соглашениях (согласованных действиях) федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию. Запрещаются достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) указанных органов власти между собой либо с хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других ХС или фаждан (повышение, снижение или поддержание цен и тарифов, раздел рынка по территориальному или другим признакам, ограничение доступа на рынок или устранение с рынка отдельных ХС).

Статья 9 гласит о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Последним запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, лично или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием общества (товарищества), занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Статья 10 посвящена недобросовестной конкуренции. Выделяются следующие ее формы: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, могущих причинить убытки другому лицу или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, характера, способа и места изготовления товаров, некорректная оценка достоинств хозяйствующего субъекта, производимых или реализуемых им товаров по сравнению с товарами других производителей; антиреклама, продажа товара с использованием результатов чужой интеллектуальной собственности; разглашение любой конфиденциальной информации без согласия ее владельца.

Все решения о нарушении антимонопольного законодательства принимаются судом. В случае координации хозяйственной деятельности, приведшей к монополизации рынков, иск подает федеральный (территориальный) антимонопольный орган. В России антимонопольная система создана на двух уровнях. На федеральном — это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На уровне субъектов Федерации существуют территориальные антимонопольные управления. Их функции подробно рассмотрены в ст. 11-16 Закона "О конкуренции...."

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти и управления всех уровней, антимонопольные органы выдают последним Предписание. Нарушители обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную прибыль, произвести реорганизацию в соответствии с решением антимонопольного органа. В случае невыполнения предписаний решение принимает суд.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России пока весьма незначительна (см. ст. 22, 23, 24 Закона "О конкуренции...").

Вопрос 17 Антимонопольная деятельность на мировых рынках
Различия в антимонопольной политике стран мира заключаются в следующем:
в США запрещается неконкурентная межфирменная кооперация;
в Европе такая кооперация разрешается;
в Европе разрешается создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиками и изготовителями конечной продукции, в США это запрещено.
В межгосударственных отношениях, в деятельности транснациональных корпораций требования защиты конкуренции практически отсутствуют.
Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением монетаристской политики, предусматривающей движение к свободной конкуренции. Вследствие государственного регулирования национальной экономики, применяемого во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли требования свободной конкуренции в полной мере не выполняются, что находит отражение в антимонопольном законодательстве различных стран и практике проведения антимонопольной политики. Так, с 80-х годов правительства практически всех экономически развитых стран поддерживают совместные действия национальных корпораций в области специализации экономики и внешней торговли, что ограничивает международную конкуренцию. Их общая политика заключается в поддержке национальной экономики и ослаблении конкуренции на внутренних рынках. Всеми странами поддерживаются национальные товаропроизводители. В этой сфере правила справедливой торговли не действуют.
В политике ЕЭС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. 1 ноября 1993 г., когда был заключен Маастрихтский Договор, Европейское сообщество было преобразовано в Европейский союз, куда вошли 15 стран. В Европе проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб конкуренции.
Вместе с тем в рамках ЕЭС действуют общие положения защиты конкуренции, установленные в Договоре об учреждении ЕЭС, в котором есть раздел, отражающий установленные общие правила конкуренции.
В частности, считаются несовместимыми с общим рынком:
всякие соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и любая координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕЭС;
нарушение конкуренции, заключающееся в том числе в установлении цен, ограничении производства, сбыта, технического развития или инвестиций;
распределение рынков или источников снабжения;
применение к торговым партнерам неравного подхода или включение в договоры дополнительных условий, не связанных с контрактом, а также любых условий, которые ставят конкурентов в неравные условия.
Вместе с тем, если отмеченные запретительные меры способствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными с оставлением предпринимателю соответствующей части получаемой прибыли.
Запрещается злоупотребление доминирующим положением, в частности навязывание цен; ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям.
Меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Европейским советом единогласно. В противном случае решение принимается квалифицированным большинством.
Названными выше принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕЭС.
Большое внимание в ЕЭС уделяется выявлению и недопущению демпинга внутри Общего рынка. Комиссия по торговле контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран. В случае установления демпинга Комиссия может вносить предложения по его прекращению.
Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет.
Несовместимой с Общим рынком признается всякая деятельность по государственной | поддержке или за счет государственных ресурсов отдельных фирм, которая нарушает или | грозит нарушить конкуренцию.
На уровне основных мировых конкурентов - США, ЕЭС, Японии действуют меры государственного протекционизма собственных товаропроизводителей, регулирование внешней деятельности которых осуществляется с помощью внутренних мер и внешних [ соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.).
Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не I действуют. Поскольку эти корпорации имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации), существует раздел мира по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот| осуществляется ими самостоятельно.
В мировой практике существует монополизация; рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств.
Так, технологическая монополизация и высокая эффективность национального производства позволили Японии монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными, недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции.
Как видно, антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля исполнения и санкций. Последнее положение особенно важно для нашей страны.

 

Вопрос 18 Роль и функции прогнозирования.

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании — предвидении будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики. Прежде всего это предвидение возможных тенденций социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества. Далее — это предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического развития. Оно необходимо также, чтобы своевременно внести коррективы или отменить решение, если этого потребует обстановка, изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России и других постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих стран наблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь центр тяжести находится на уровне предприятия, организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.

Согласно федеральному закону от 20.07.95 г. № 115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

 

Научной основой социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д.Кондратьевым (1892-1938) и развитая российскими и зарубежными учеными применительно к современным условиям. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д.Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики. Статика позволяет выявить структуру социально-экономической системы, ее внутренние и внешние взаимосвязи, пропорции, обеспечивающие ее функционирование. Динамика раскрывает механизмы цикличного развития системы, смены фаз циклов, позволяет предвидеть периодические кризисы и определять пути выхода из них, смену систем или переход их в новое качественное состояние. Генетика выявляет механизм действия наследственности, изменчивости и отбора в развитии социально-экономических систем, факторы и пределы их изменения, раскрывает внутренние пружины, характер и последствия их саморазвития.

 

Вопрос 19 Социально-экономическое программирование в рыночной экономике

 

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность. Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее

элементы, направления научных исследований. Широко используется практика разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение экономического равновесия и стабильного развития, определяющих рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов производства, модернизации промышленности на основе достижений научно- технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства, подготовки рабочей силы. Предусматриваются и меры, способствующие реализации программных целей. Общенациональные экономические программы разрабатываются в Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. В особых случаях разрабатываются чрезвычайные программы. Примерами могут служить программа структурной

перестройки в Восточной Германии после присоединения ее к ФРГ, программа восстановления послевоенной экономики Южной Кореи. В течение последних 10 лет в разных странах с рыночной экономикой появилась устойчивая тенденция ориентации государства на решение долгосрочных целей научно-технического прогресса, экономического роста, социальных проблем.

Вопрос 20 Индикативное планирование.

Индикативное планирование – одна из форм государственного регулирования рыночной экономики. Индикативное планирование было внедрено правительствами зарубежных стран после Второй мировой войны.

В индикативном планировании выделяют два типа планов: конъюнктурный и структурный. Сущность первого состоит в обеспечении экономического равновесия на рынке, то есть высокой занятости, равновесия платежного баланса, стабилизации цен и т.д. При таком планировании задачи в отношении производства и инвестиций не были обязательными и рассматривались лишь как прогнозирование вероятного развития в рамках правительственной политики. Так осуществлялось планирование, например, в Голландии. Структурное планирование рассматривалось как средство достижения определенных структурных изменений в экономике и заключалось в следующем: для обеспечения развития приоритетных отраслей, которые требовали значительных инвестиций, государство планировало государственные инвестиции, стимулировало частные инвестиции и разработку количественных задач для отрасли. Такие типы планов были классически отработаны во Франции.

Индикативное планирование является или рекомендательным (приоритетным), или чисто индикативным (указательным). Рекомендательное (приоритетное) планирование определяет поведение участников производственных и социальных процессов в передплановий период. Например, с целью ликвидации определенных диспропорций рекомендуется увеличивать средства на инвестиции, производство и т.д. Индикативное (указательное) планирование формирует предложения относительно развития отдельных сфер, секторов, производственных систем, определяет пропорции, которых нужно достичь, устанавливает определенные производственные квоты, чтобы не нарушить определенные пропорции.

Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач:

-обоснование поведения самостоятельных субъектов рыночных отношений;

-обеспечение основ для государственного контроля за экономикой;

-определение сфер, в которых острые и неотложные проблемы требуют активного государственного вмешательства;

-регулирование, обоснование, разработка и реализация способов, средств этого вмешательства и регулирование экономических процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.038 с.)