Проверка терминов и их определений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка терминов и их определений



Основная роль определений в тексте — раскрыть в обобщающей форме основной содержание термина или понятия. Редактору нужно проверить построение этого определения, кот. дб. четким логические последовательным, должно состоять из 3-х основных элементов:

1) само определяемое понятие,

2) родовой признак этого понятия,

3) видовое отличие, кот. характерно для данного понятия.

Послание — это лит. произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу.

Распространенные ошибки при определении понятия:

1) называется только родовой признак, например, редактор — работник издательства.

2) определение только видового отличия, например, послание — это обращение к лицу.

3) понятие определяется чз другое малодоступное, труднодоступное понятие из словаря, то есть когда известное определяется через неизвестное.

4) слишком наукообразное определения, кот. запутывает еще больше, особенно, если он дается к понятию, нетребующему к нему. Драка — такое состояние, субъект кот. выходя из состояния объективности…

5) пояснение термина, кот. не требует пояснения в данном виде издания;

6) определение понятия чз. метафору, чз. образное средство, кот. часто наполнено субъетивностью;

7) не может даваться определение через отрицание;

8) вольная трактовка (адаптация — это экранизация лит. произведений);

9) должен быть соблюден принцип соразмерности. Определение не должно быть слишком широким;

10) нельзя определять понятие чз. определение такого же по звучанию понятия. Научно-фантастический элемент — это элемент научной фантастики.

10.04.2012

Слагаемые деятельности редактор на редакционном этапе

1. Познавательная д-ть

2. Преобразовательная д-ть

3. Ценностно-ориентационная д-ть

4. Коммуникативная д-ть

Познавательная деятельность редактора на ред. этапе заключается в изучении собственно предмета, кот. отражен в редактируемом произведении. Ред-ру нужно оценивать ключевые положения, ФМ с точки зрения тех же параметров, с которых он изучал тему: новизна, востребованность, актуальность. Для этого нужно изучить сам предмет, литературные источники, кот. помогут углубить знания о предмете. Нужна дополнительная литература.

Преобразовательная деятельность связана с работой, с усовершенствованием самого литературного произведения, чтобы оно было оригинальным, соответствовало концепции издания, ЧА.

Ценностно-ориентационная деятельность — оценка и отбор ФМ для публикации, выбор литературных источников, необходимых для работы. Замысел, связанный с контактом читателей.

Коммуникативная д-ть проявляется во взаимодействии с автором, с коллективом.

На кж. этапе реализуются основные функции редакторской д-ти:

1. Редакционно-издательские — подготовка издания и реализация творческой деятельности аналит. характера, на ред. этапе это литературно-аналит. работа над произведением, над аппаратом. Контакты с авторами, с сотрудниками издательства.

2. Организационно-управленческие связаны с обеспечением творческих и производственных процессов, с помощью автору с доработке сущ. положений, фактов, установление реальных сроков, контроль за выполнением этих сроков, контроль над работой редакционной группы, консультации и т.д.

3. Информационные обусловлены инф. аспектами всех видов деятельности редактора, это библиографическая работа, подготовка элементов аппарата издания, ведения автом. банка данных.

4. Маркетинговые — на разных этапах реализуются, нельзя выделить сущ. аспект, они определены решением экономических, общих проблем сбыта книги, впоследствии с концепцией издания связывают иллюстрирование, графику и пр.

Эти функции взаимообусловлены.

Сущность ред. анализа

РА — совокупность методов, кот. пользуется редактор, чтобы подготовить издание в целом.

На подгот. этапе РА тоже присутствует, РА связан с анализом маркетинговой ситуации на рынке, анализ тематического плана, плана-проспекта, прием АО, редзаключение.

РА произведения

Проявляется на ред. этапе и по сути сбирает в себя комплекс приемов, последовательность этих приемов для того, чтобы расчленить произведения сложное по составу.

Текст пр-ия представлен вербально и невербально в виде таблиц, примеров, рисунков. Здесь выделяются ключевые положения, осн. мысли и идея и ФМ к книге. Кж. факт обладает своей долей информативности, может быть представлен в словесно-понятийной форме или чз. те элементы, кот. зримо улавливаются (даты, цитаты и т.п.).

При РА есть шаг — разделения мысли.

Это содержательно целое организовано в опред. форме (композиция), с одной стороны, она внутренняя, выделяются части, кот. логически последовательны, приведены в соответствие с логическими законами. В др. ст., организовано это единство с помощью речевых структур, кот. также имеют свое обоснование. Эти единства разделены на более мелкие — главы, абзацы, предложения.

Вторая часть анализа — анализ композиции.

Ред-р ориентируется на конечный продукт — на издание в целом (произведение + аппарат).

Выделяют 5 составляющих РА в целом:

1) идейно-тематический

2) содержательный

3) композиционный

4) языковой-стилистический

5) редакционно-технический

Методика предполагает последовательное изучение пр-ия в этих 5-ти аспектах.

Так как литературное произведение многоэлементно, а РА включает как раз выделение всех элементов произведения, то в любой момент анализа редактор ставит перед собой ту или иную цель, редактор знает, что искать в пр-ии и в какой последовательности это искать. По сути на кж. этапе присутствуют все составляющие РА, но на разных этапах присутствует разная глубина проникновения в этот материал.

При последовательном анализе и оценке разработки темы, ее идейной значимости, содержания, композиции языка, кж. этот аспект имеет свою систему критериев.

В их числе критерии оценки темы: 1) актуальность, 2) новизна, 3) оригинальность, 4) соответствие виду издания, 5) необходимость, целесообразность в публикации.

Критерии оценки композиции:

1) гармоническая целостность, 2) системность, 3) соблюдения структурных особенностей текста, 4) соблюдение логических законов.

Критерии оценки ФМ:

1) достоверность, 2) соответствие теме, 3) точность, 4) новизна, 5) научность, 6) уместность, 7) яркость выразительность, наглядность, 8) доступность.

Критерии оценки языка и стиля:

1) соответствие стилю, 2) яркость, выразительность.

В учебниках рекомендуется использовать все критерии оценки в последовательности.

Приступая к разбору произведения, редактор приступает в первостепенной значимости, при анализе н.-п. произведения необходимо выявить факты.

17.04.2012

Справочный аппарат издания

Виды аппарата

1.

2.

3.

4. Библиографические ссылки.

Аппарат есть показатель информационной ценности издания, нужен он для практического использования издания — повышение практического освоения произведения, такой текст, кот. удобно пользоваться с разными целями и потребностями читателя. Экономическое значение ап-та, имеется в виду, что любое издание обрабатывается в библиографических подразделениях, библиотеках и пр.

Аппарат издания связан с видом издания. А это целевые установки, целевое назначение. Возможно, ап. зависит от читателя. Возможности его использования в детских издания, например, будет очень кратким, простым. Для разных видов ап. сущ-т свои госты, свои стандарты. Их представления, их описания.

Указатель как вид аппарата кн. издания

ГОСТ 7.78-99 Издания. Вспомогательные указатели.

Указатели относятся к справочно-поисковому типу аппарата. Его цель — помочь найти сведения, заключенные в издании, по своему виду указатель представляет упорядоченный по какому-либо перечню. Кроме этого, перечни сопровождаются ссылками на страницах издания. Кроме этого, в указателе могут быть ссылки на другие родственные понятия этого же указателя, кот. обозначаются формулой см. также.

В свою очередь ук-ли делятся на рубрики, кот. могут делиться еще на подрубрики.

Особенно актуальным этот элемент аппарата является для научных изданий. Так как элемент научной книги должен не только дать указания, но и служить для получения разного рода справок.

Указатель также называют путеводителей по элементам книги. Позволяет навести справку во время работы с книгой, до чтения помогает вычленить особые интересующие объекты и получить о них необходимую справку, если книга прочитана, позволяет вернуться к некоторым ключевым понятиям. Помогает сличить информацию, источники. И самое простое — найти.

Указатель организован в алфавитном порядке — он собирает разбросанные по изданию сведения об одном объекте.

Жарков в своем учебнике перечисляет след. виды изданий, где укль необходим:

1. Справочные издания — их читают преимущественно выборочно, когда требуется навести справку о чем-либо. В этом смысле указатель помогает поиску, хотя сама по себе спр. литература организована в алфавитном порядке. Для таких издания предусмотрен особый вид указателя — систематический, кот. позволяет объединить сведения по группам, смысловым, тематическим. Укль помогает поиску групп взаимосвязанных статей.

2. Научные издания — читают не всегда насквозь, сколько выборочно, в зависимости от того, насколько требует научная работа.

3. Нормативные документы — нормативно производственные, особенно выделяются сборники, где собраны норм. материалы. Так как одни заглавия документов не всегда могут ориентировать ч-ка на положения в разных пунктах. Сведения в этих док-ах, часто разбросаны по разным пунктам. Кроме этого, к таким изданиям чаще всего обращаются за справкой.

4. Учебные издания, в кот. не всегда встречается укль как таковой. Для учебных изданий вузов необходимо сопровождать текст уклем. С помощью укля можно систематизировать сведения, для некот. изданиях требуется аннотированный укль.

5. Н.-п. издания (в том числе для детей) — к ним дети часто обращаются для справок. Укль в таком случае является справочно-поисковым расширительным видом.

6. Мемуарные издания (скорее всего, жанр произведений) — в таких книгах очень редко встречается укль лиц, событий, фактов, хотя это требуется для исследователей, чтобы восстановить область культуры быта, области жизни деятельности, эпохи.

7. Научно-просветительские издания.

8. Производственные.

9. Литературно-художественные издания — некот. из них укли обогатили (напр., списки крылатых фраз, пословиц и поговорок из произведения).

10. Тематические сборники разнородных произведений — как бы хорошо не был построен сборник, избирательное чтение он удовлетворить не может. Здесь укль был бы нужен.

Основания для классификации уклей по видам:

1. По характеру справочного материала:

1) предметный, 2) именной, 3) укль географических названий, 4) укль заглавий, 5) укль дат, 6) и т.д.

2. По методу построения:

Выделяются три группы уклей:

1) алфавитные, 2) хронологические, 3) систематические.

3. По структуре рубрик:

+о полноте информации

1) простые или глухие — такие, в кот. назван только предмет и ссылка (страница, где этот предмет описан в тексте);

2) развернутые, аналитические укли, кот. кроме предмета содержат в себе краткое пояснение к нему;

3) аннотированный укль — содержит краткую аннотацию, пояснение к предмету, вынесенному уклем.

Сущт разделение уклей на простые (раздельные), кот. содержат только имена, даты. Но чаще встречаются укли комбинированные (когда в списке встречаются и имена, и даты, и пр.).

4. По степени раскрытия содержания издания:

1) укли, кот. составлены ко всему тексту,

2) к части;

3) по отдельным вопросам, аспектам книги.

5. По методу отражения содержания:

1) формальные — не связаны семантически между собой;

2) содержательные — связан с семантической обработкой текста. Уже внутри себя представляет некий синтез, сравнение, обощения.

По ГОСТу выбор укля для издания описывается как «выбор указателя зависит от вида издания, от тематики, от структуры издания, от чит. адреса и цел. назначения».

Рябинина в своем учебнике предлагает практические советы по выбору укля:

1. От чего зависит выбор простого или комбинированного укля:

Предлагает смотреть на объекты, кот. необходимо вынести. Укль д.б. простым, это м.б. только имена, только даты — тогда их м.б. несколько.

Если какой-то из объектов включает меньшее наименование, то есть смысл создать комбинированный указатель.

2. Алфавитный укль или систематический:

Принцип основан на контрасте с произведением издания: для словаря, для энциклопедии, где само произ-ие построение в алф. порядке, лучше тематический. Для научных, справочный — тематический и содержательный.

Если алфавитный порядок не выдержан, то лучше такой укль.

Систематический нумерационный удобен для указателей ГОСТов.

3. Глухой или аннотированный:

Глухой — для таких изданий, где колво ссылок невелико. Если названия (объекты) известны читателю, не требуют пояснения.

Аннот. или тематический зависит от построения произведений, где мнво адресных ссылок, тогда предмет лучше расчленить по группам сведений, кж. группе дать небольшое колво ссылок.

Аннот. необходим тогда, когда нужно пояснить термины, понятия. Поможет выдвинуть более точные термины.

Выделяют отдельный вид — комментированный укль. Его возможное введение в текст как отдельного элемента аппарата. Когда есть необходимость прокомментировать только единичные случаи в тексте, тогда нужно сделать комментарий.

Ком. укль становится спасением, когда нужно дать небольшие, единичные указания по тексту.

1. Кж. укль должен сопровождаться кратким пояснением, кот. дается в виде примечания в виде заглавия. Если это краткое пояснение. В крат. предисловии к уклю даются общие принципы, помещают к изданию вообще, как пользоваться книгой, изданием вообще.

2. Укль д.б. полным. Укль — это не энциклопедия, не словарь, его задача — ориентировать в содержании произведения. Д.б. созвучие с содержанием произведения. В тексте д.б. отрывок о нем, не просто упоминание. В аннот. уклях тоже следует придерживаться дилеммы полноты и краткости укля. Чем значительнее лицо, дата, событие, то подробнее дана аннот-ия. Это неверно.

3. Алфавитизация — сквозной укль, когда неважно колво выносимых слов, а важно побуквенное прочтение.

Учитывать колво слов, тогда они расставляются по словам, а потом побуквенное идет прочтение. Короткие слова предшествуют длинным словам.

Сначала исчерпываются все слова одного порядкового уровня.

4. При инициалах, когда к фамилии приписываются инициалы. Сначала идет фамилия, а потом инициалы. При совпадении фамилий расстановка будет идти по инициалам. Если совпадают и фамилия и инициалы, то в скобках даются пояснения.

При совпадении собственных и нарицательных имен сначала указ-ся собственные имена, потом нарицательные.

Если при составлении укля нет раздельных указателей числительных, тогда числительное ставят на то же место по алфавиту, кот. соответствует само слово. Если укль вносит символы математические или другие, этот укль не является раздельным, то его указывают по определенном порядке по прочтению символа. Рекомендуется вносить не сам символ, а его название.

Внутренний принцип ссылок — от непринятых формулировок отсылают к общепринятым, общеизвестным, к синонимам, либо ориентируются на читателя, идут к неизвестным словам.

В укле даются ссылки на страницы, может указываться раздел, параграф, дается в начале строки. После слова, объекта, вынесенного уклем, никакие знаки препинания не ставятся. В конце объекта ссылки точка не ставится. Если рубрика состоит из подрубрик, кот. оформлены в виде перечня, тогда главное слово не повторяется, а подрубрики выделяются знаком тире.

Большие указатели, кот. больше 1 а.л., рекомендуется выделять разделы в самом указатели (по буквам или отделять какими-либо полиграфическими средствами). Объем укля должен быть не больше 5% от объема книги в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.057 с.)