Тема: подготовительный этап рип 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: подготовительный этап рип



Книгораспространение

Если в 90-е годы Ленкнига насчитывала 200 книжных магазинов, то сейчас их можно перечислить по пальцам. Сетевые магазины — крупные магазины, кот. стремятся реализовать свою продукции. Но большое кол-во книг просто не может выйти на рынок. По сути происходит «затоваривание» складов изд-в, то есть выходит больше книг, но продается меньше. И чаще всего силы направляются не на редакционно-издательскую подготовку, а на маркетинг, менеджмент и пиар.

Структура книгоиздания

2008 год — из 123 тыс. изданий 38 тыс. — учебно-методическая литература, 20 тыс. научная, 15 тыс. художественная + детская и юношеская. Эти виды изданий находятся под контролем гос-ва, то есть имеют гос. поддержку, роль гос-ва становится опред-ей для многих изд-в, кот. работают над той лит-рой, в кот. будут вложения, и кот. будет продана.

Издательство — гос-ая, общ-ая, коопер-ое, акцион-ое или частное предприятие, кот. осуществляет подготовку, выпуск и реализацию печатных изданий.

Но растет большое количество издающих организаций.

Это предприятие, облад-ее правом на изд-ую деят-ть и ведущее ее ради собственных нужд.

Подавляющую часто книг и брошюр выпускают издательства центрального региона, то есть наблюдается т.н. централизация крупных издательств в стране в Мск. и Спб. По статистике 77% по названиям и 93% по тиражу — это та часть, кот. выпускается в Мск и Спб. Т.о. возникает еще одна проблема — концентрация книжного рынка.

Крупные издательства — ок. 50, кот. выпускают более 100 названий в год, некоторые — болье 1000, и составляют ок. трети тиража по стране. Пятерка лидеров: АСТ, Дрофа, Олма-пресс, Просвещение, ЭКСМО-пресс.

Классификация издательств

1. По видам изданий:

1) книжные

2) журнальные

3) газетные

4) книжно-журнальные

2. По тематической специализации:

1) научная л-ра: РАН;

2) науч.-популярная л-ра

3) художественная л-ра

4) деловая лит-ра (+лит-ра коммерч. вида, по экономике, юрид-ая)

5) учебная

6) детская и развивающая л-ра.

В условиях гос. регулирования специализированный профиль изд-ва был обязателен. Но сегодня многие изд-ва считают себя универсальными, дж самые маленькие, хотя стремятся держаться определенного тематического направления.

3. По видам издаваемой лит-ры (или по чит. назначению):

1) универсальные

2) специализированные.

4. По форме соб-ти:

1) государственные

2) частные

3) кооперативные

4) акцион-ые

5) партийные

6) изд-ва общественных орг-ий.

5. По территориальному признаку:

1) местные

2) национальные

3) транснациональные

6. По масштабу деят-ти:

1) крупные (свыше 100 наим. в год)

2) средние

3) малые (1-2 наименования в год)

7. По знаковой природе информации:

1) текстовые книги

2) нотные издания

3) картограф. продукция

4) изд-ия для слепых и слабовидящих

5) электронные

и т.д.

Т.о., мы говорит о том, что система изд-в, слож-ся в России в последние 10 лет, обесп-т выпуск книг по всему спектру чит. спроса, как гос-ые, так и негос-ые издания работают области соц.-значимой литературы и ориентированы отрасль книгоиздание на развитие науки, образования, эк-ки и культуры. Совр-ая издательская система претерпела изменения, и на основе рын-ых отношений сложились определенны структуры изд-ва, кот. не было ранее.

Полиграфические предприятия

В 90-е гг. в стране насчитывалось ок. 6 тыс. полиграф. пред-ий, примерно 1000 из них — предприятия федерального подчинения. Остальные относились в разных организациям. К ведению мин-ва относилось всего 29 полигр. предприятий. В 90-х гг. часть предприятий была приватизирована.

Что касается книжной торговли, то к ним относятся кн-ые магазины, оптовые предприятия, библиотеки и другие структуры, кот. занимаются реализацией книжной продукции (КП).

Большая часть оптовых предприятий — это мск-ие предприятия, тж сщ-т регион-ые центры книжной торговли. Также возникают новые формы, новые предприятия, кот. предлагают себя разным издательствам как дополнение книготорговой структуры. В последнее время развивается книга почтой — до 10% книжного товарооборота.

Традиционно книги распространяются по библиотекам. Но основной способ реализации — книжные магазины, 55% всего книгооборота.

Структура предприятия

В маленьких изд-вах разные ф-ии м.б. смещены. Но традиционная структура сохраняется.

1. Директор издательства или издатель — вопросы управления, прием на работу, административная работа, отношения с орг-ми гос. власти, юрид-ие, экономические вопросы.

2. Главный редактор (заместитель, «мозг предприятия») — тематическое план-ие разных видов, ведение экономической документации и плане расчета ближ-его выпуска, поиск новых авторов, ведение картотеки возм. рецензентов, авторов, представление издательства.

Прочие сотрудники делятся на отделы — редакции, и сюда относятся:

1. Старший редактор

2. Лит. редактор

3. Младший редактор.

Традиционное назначение ред-ра — редактирование текста в разных его аспектах, организация издания, работа с авторами, с идеей книги, техническое ее воплощение.

Производственный отдел:

— корректоры

— технический ред-р

— художественный ред-р

— верстальщик

Этот отдел сотрудничает с типографией.

Дизайнер часто бывает внештатным

Отдел общественной службы (или обслуживающей службы) — это бухгалтерия, специалист по ресурсам, это своего рода экономическая сторона реализации книг.

Отдел реализации — продажа, маркетинг.

22.09.11

Подбор авторов

Одна из сложнейших задач автора, т.к. это обеспечивает выход продукта в свет, причем нужно найти такого автора, который был бы заинтересован в выпуске данного издания (не только материально).

Где искать авторов:

— интернет, форумы, сайты

Редактор стремится к расширению внеиздательских, творческих связей для поиска достойного автора, и привлечь к написанию нужной темы. Поэтому в издательстве ведется картотека или банк авторов, и чем больше, тем лучше.

Работа с автором предполагает в своей конечной стадии предоставление плана-проспекта издания. План-проспект издания — это проспект будущего издания, где обязательно указываются след. параметры: 1) краткая информация об авторе (ФИО, вид проф. деятельности), 2) название самого издания, 3) краткая аннотация, где необходимо подчеркнуть актуальность, читательский адрес, 4) содержание, структура будущего издания, 5) объем всего произведения, объем каждой части, 6) тираж и предполагаемые места для распространения, 7) комплект издания, 8) подпись, дата.

План-проспект не нужен для произведений худ. лит-ры, так как здесь обычно в устной форме разговаривают о теме, о сюжетной линии и пр. План-проспект сдается в издательство на 1,5 месяца, после этого срока редактор должен сообщить о своем решении. Для оценки часто привлекается ред. совет. Если план-проспект одобрен, тогда готовится к подписанию издательский договор.

29.09.11

Требования, кот. предъявляются к авторским оригиналам

! (доп. тему) ОСТ 29.115-88 — Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие положения

АО необ-мо представить в изд-во в печатном и эл-ом виде. Этот материал должен включать сл. элменты: тит. лист издания, где ук-ся автор, авторы, осн. текст издания с заголовками, таблицами, формулами, авторское предисловие, введение и аннотацию. Указатели, комментарии, примечания и приложения, если они есть. Библиограф. списки и ссылки, если есть, иллюстрации и подрисуночные подписи, содержание.

Предоставляется в электронном и в печатном тексте, может быть также в виде расклейки. Таблицы и иллюстрации прилагаются к тексту, м.б. вырезаны из других изданий, либо частная собственность автора, чертежи, схемы.

Подписи: страница, к чему они относятся, где верх, где низ, д.б. обозначены: источники, подписан автор, название. Д.б. сквозная иллюстрация.

К печ. варианту след. требования предъявляются:

Текст распечатан на одной стороне листа А4 формата, кегль 12, через 2-ой интервал. Весь текст печатается строчными буквами, а прописными — аббревиатуры и заголовки.

Поля листа: верх. 20, прав. 10, ниж. и лев. тоже 20 мм. Выделяются заголовки.

Абзацный отступ: 3—5 удара. Число строк на странице — (29 ± 1) через два интервала.

60±2 символов в строке.

Электронный вариант — текст принимается в формате MS Word, в формате RTF, TXT.

Текст д.б. набран без колонок. Нельзя делать автоматический перенос слов. Слова д.б. отделены одним пробелом. Абзац нельзя отбивать табуляцией или пробелами.

Авторский оригинал рассматривается от 1 до 3-х месяцев.

Тема: Авторский (издательский) договор (АД)

Это оф. документ, который имеет юрид. силу и в случае каких-то споров и разногласий предъяв-ся в суде, поэтому треб-я к составлению АД д.б. мотивирован и со стороны изд-ва и со стороны автора.

До 92 года действовал единый типовой вид издат. договора, кот. регламентировал изд-я любых произведений и подпис-ся в изд-ве. С 1992 года появляется новый з-н об авторском и смежных правах. По этому закону уч-ки изд-ого договора стали свободны в выборе условий договора и в соглашении этого дог-а. Суб-ми изд. дог-а являются издатель и автор, посредник автора (напр., литературные комитет, объединение, наследник автора, соавторство — кол-в авторов, то договор подписывает с кж человеком из этого кол-ва).

Т.о. основные (обязательные) условия АД:

1. Вопрос, какие права перед-ся издателю, какие остаются у автора (речь идет о таких терминах, как исключительное и неисключит. право на воспр-ие, распр-ие произведения).

Исключительное право регулирует использование произв-ия определенным образом в установленных пределах изд-вом. Если автор передает изд-лю исключительное право, то он не может передать свое произв-ие др. изд-ву, не может распространять свое произведение каким-т. другим не оговоренным способ, не может также передавать 3 лицу права на это произведение. Неисключит. право — у автора остаются описанные в дог-е какие-то права о том, чтобы проводить рукопись какими-н. др. способами.

2. Вопрос о вознаграждении, размер вознаграждения, сумма и порядок выплаты вознагр-ия. Регулируются вопросы об авансе и времени выплаты.

3. Вопрос о распространении тиража, кто будет распространять тираж (автор полностью или изд-во полностью, какие автор д-н выкупить обязательно, какие экз-ры будут отправлены в б-ку).

4. Регулируется вопрос о тер-ии распр-ия издания.

5. Срок, на кот. заключается договор (часто изд-во указывает срок 20-30 лет, но если сроки не прописаны, то дог-р может быть расторгнут ч/з 5 лет после его подписания и та сторона, кот. выдвигает треб-я о расторжении, должна предупредить в письм. форме и прекращении действия договора).

 

 

1) Издательство находится в сложных экономических условиях, тем более, на дворе экономический кризис, поэтому мы не можем предложить вам другие условия. Но мы обещаем, что если тираж будет хорошо продаваться, то мы повысим процент отчислений.

2) В конце концов, вы можете пойти в другое издательство, но там вам вряд ли предложат процент выше.

Изд-ий и авторский договор м.б. подписан как на предоставленное уже в изд-во произведение, так и на планируемое издательством (договор заказа, где оговаривается аванс за произ-ие, изд-во и автор страхуют себя от неполучения планируемого произведения).

Сщ-т вариант АД, кот. называется публичный договор (оферта), кот. составляется на издание книги за счет средств автора.

Д.з. контрольная работа на след. занятии, рекомендованные учебники, составить терминологический словарь по теме «Подготовительный этап». В словарь внести термины: издательский портфель и его виды (договорный, редакционный, производственный).

13.10.11

Тема: Редакционный этап РИП

Действия редактора на этом этапе:

1) прием рукописи (авторский оригинал);

2) читает, оценивает возможность издания, пишет внутреннюю рецензию (или ред. заключение);

3) рецензирование (м.б. внутренним или внешним);

4) редакционная обработка;

5) вычитка;

6) издательский оригинал.

Темы для рассмотрения этого этапа:

1. Авторский оригинал

2. Ред. заключение

3. Рецензирование

4. Ред. обработка (спец. элементов издания, таблиц, иллюстраций)

5. Издательский оригинал.

Ред. заключение

Получив оригинал, редактор фиксирует этот факт, дает автору расписку, делает пометку на авторском экземпляре или высылает извещение по почте. Следующая задача ред-а оценить АО, оценка — это важное звено РИП, т.к. она позволяет составить план редакционной обработки, в т.ч. отмерить и время, кот. понадобиться на выпуск книги в свет. Практ-ие ред-ы говорят о решающем значении первоначальной оценки, т.к. именно от этого зависит конечный результат. В договоре обязательно регламентируются сроки оценки АО, обычно этот срок составляет 1 месяц (+4 дня на каждый авторский лист). Бездоговорные АО д.б. оценены в след. сроки:

При объеме до 10 а.л. дается 3 месяца со дня поступления в изд-во, при больше объеме 3 месяца (+ месяц на кж. доп-ые 5 а.л.).

В оценке АО участвуют разные специалисты, это м.б. сам редактор, члены ред. совета, внештатные рецензенты, однако главное значение имеет как раз первое прочтение и первая оценка рукописи ведущим редактором. Он должен, конечно, иметь свою т.зр. Он выступает 1-ым читателем, поэтому особое значение приобретает эмоциональное восприятие текста, личная заинтересованность, личный отклик редактора, безусловно, нельзя изнач-о подойти к оценке АО с фактической стороны, нельзя сразу разлагать на части, отвечать на какие-н. вопросы.

Нужно воспринять произведение как будто ты купил его в магазине за личные деньги.

Как оценивать?

Строго выработанной, конк-ой методики нет.

Однако выделяют три хитрости чтения:

1) читать нужно осторожно, всякий раз не выискивать авторские промахи, ошибки, аккуратно карандашом отмечать места, которые вызвали сомнение, недоверие, показались неправильными, чтобы потом подумать над этими местами, что посоветовать автору;

2) щадящее чтение: всегда, отмечая месте, кот. кажутся неудачным, думать, а знаю ли я лучше автора, исправив по ходу чтения какое-либо место, посмотреть, а стало ли это место лчш, он может стать правильнее, причесаннее, но стать серым;

3) объективность: с т.зр. техники советуют в 1 раз читать медленно, вчитываясь в детали, в слова, в примеры автора. Если при 1-ом прочтении, ты упустил что-то, то это м.б. упущено и до конца.

После 1-ого прочтения нужно обсудить с автором места, кот. вызвали сомнение. Далее необходимо приступить к первоначальной оценке.

1. Нужно оценить актуальность, часто редакторы понимают актуальность как сиюминутный эффект. Оценивая пр-ие с т. зр. актуальности, редактор должен думать о дальнейшей жизни пр-ия. Надо бояться быстрого устаревания материала. Говорят также об актуальности перечисленные деталей в произведении, часто это касается художественных пр-ий.

2. Соотнесение текста (всех его элементов) с чит. адресом и заявленной темой. Иногда легче поменять тему произ-ия, чем редактировать его по теме.

3. Смотреть на текст через призму жанра и типа издания. На этом этапе важно не упустить, чтобы учебное пособие не было похоже на научный труд, путеводитель на искусствоведч. лит-ру.

4. Логическое соотнесение фрагментов текста, его структурный анализ, что является часть работы редактора над композицией. Редактор также должен оценить произведение аналитически.

5. Оценка текста с т.зр. коммуникативной точности. Др. сл. с т. зр. понятности, то есть информация переданная автором и воспринятая читателем, должна быть одинаковой.

Именно из этих параметров складывается ред. заключение, в издательской практике спорят о нужности/ненужности этого документа. С 1 ст., это конечно же документ внутреннего пользования, и редакторы ссылаются на нехватку времени для того, чтобы написать ред. заключение, и также некот. считают, что ред. заключение рано писать на данном этапе, с 2 ст., во-первых, это приводит к ситуации исключения из процесса тех, кто не знаком с рукописью, во-вторых, ред. заключение поясняет автору ситуацию отклонения, потому что именно, обстоятельно изучив текст по этим параметрам, ред-р может объективно оценить рукопись, в-третьих, в ред. заключении редактор может дать автору рекомендации по доработке. Т.о. именно мотивированное ред. заключение, в кот. мотивированы частные вопросы в общей категории доработки произведения позволят автору указать путь доработки произведения, тем самым снять с себя этот труд и тем самым получить от автора то, что он хочет получить.

Именно ч/з ред. заключение становится понятным круг вопросов, на кот. должен ответить и рецензент, это вопросы должны направить и рецензента, и автора в нужное русло.

27.10.11

Ред. заключение помогает редактору в итоге принять решение о продвижении/отклонении авт. оригинала и в ред. заключении должен обосновать свое решение. Ред. заключение заканчивается трафаретными фразами.

Решения, которыми может заканчиваться ред. заключение:

1) признать оригинал пригодным для дальн. ред.-изд. подготовки;

2) признать оригинал негодным, но направить его на рецензирование (нужен специалист по теме, есть сомнения в полноте освещения проблемы, глубины идеи, логичности, структуре выводов, избежать субъективного мнения, специфика изд-ва…)

3) вернуть оригинал автору для исправления отмеченных изд-вом недостатков;

4) признать оригинал непригодным для издания, отклонить его и договор расторгнуть.

Затем оригинал с ред. заключением (РЗ) поступает заведующему ред-ей, кот. в свою очередь должен ознакомиться с оригиналом, заключением ред-ра и отдать все материалы на утверждение гл. ред-у, также останется дата, подпись и т.п.

Если в РЗ предлагается расторгнуть договор, то окончательное решение принимает главный редактор.

Примерная схема РЗ:

Рекомендуемый объем: по учебникам 70—80 гг. — 7—10 стр., это зависит от количества авт. листов. Сокращение объема, что наблюдается в посл. время (до 1 стр.), влияет на дальн. работе ред-а с рукописью.

В малом объеме можно высказать лишь общие фразы по поводу произведения, вряд ли можно систематизировать замечания и выработать рекомендации автору, соблюдая кот. он может довести до логического завершения свою рукопись.

К тому же в РЗ д.б. намечены вопросы для рецензента, ответив на кот. рец-т действительно поможет редактору адекватно в нужном русле с нужным позиций оценить тот материал, кот. ему предлагается.

План РЗ:

1. Описать, какое произведение оценивается:

— привести сведения об авторе с указанием места работы, должность, для худ. литры и дет. литры — опыт лит. работы, также опыт научной работы, имеющиеся труды и т.д.;

— указываются сведения о самом произведении: название, вид издания, жанр, тема, идейная направленность в виде кр. аннот-ии, сведения технич. хар-ра (кол-во страниц или авт. листов, кол-во ил-ций, объем отдельных эл-ов АО, структура самого произведения и т.д.);

2. Пишется собственно анализ:

1) оценивается сод-ая сторона: актуальность, новизна, полнота раскрытия темы, оригинальность автора, соответствие виду и чит. аудитории, затем анализируется кж. часть или глава (с т.зр. соответствия заглавию, полнота идеи, место в структуре самого текста, фактический материал, доказательная база, примеры, цитаты, композиция, стиль автора);

2) оценивается с т.зр. формы: логика построения, общая композиция, деление на части, главы, рубрики, связь с темой, связь с содержанием или оглавлением, связь с др. элементами, эпиграфом допустим и т.д.

3. Оценить прилагаемые материалы:

— справочный аппарат, предисловие, аннот-ия, послесловие, указатель, библ. список;

— необходимость иллюстраций, схем;

4. На основании приведенных материалов ред-р делает общий оценочный вывод, в кот. групп-ся перечисленные достоинства рукописи, недостатки, пути их устранения, доработки.

5. Вывод о целесообразности публикации произведения и решение о дальн. судьбе.

Смещение процессов РЗ и внутр. ред. рецензии может сказаться на объеме документов и развернутости плана. Здесь было рассмотрено РЗ в широком плане.

План:

1. Сведения о произведении, авторе

2. Актуальность темы

3. Анализ отдельных частей

4. Недостатки

5. Вывод о целесообразности публикации произведения

03.11.11

Свойства актуальности: 1) полезность издания для читателя, 2) современность (не устареет во время издания), 3) потребность именно в таком виде издания для современного времени, 4) последняя и новая информация, 5) возможность перспективы.

Новизна: 1) способ подачи информации, 2) новая информация, 3) анализ издания в ряду подобных, 4) способ изучения информации.

Композиция: 1) последовательность (особая задумка автора, кот. должна привести к опред. результату), 2) логичность, 3) внешняя композиция, 4) техническая композиция.

У любого произведения есть композиция внешняя (композиция изданий вообще: титульный лист, рубрикация и т.п.) и внутренняя (последовательность, логичность).

В данном случае — это деление на части, на рубрики.

Дома: Оценить в ред. заключении язык и стиль издания.

Тема: Редакторский анализ (РА). Его сущность и методы

Ред. анализ как профессиональный метод представляет собой комплекс приемов, и зависит этот анализ от конкретного вида издания, его типа, от творч. манеры автора, на с.д. и произведение может диктовать, каким путем пойдет редактор, чтобы целостно это произведение проанализировать.

Однако есть определенная схема РА, кот. представляет собой синтез изучения таких блоков, как 1) идейно-тематическая направленность пр-ия, 2) содержательный аспект: богатство, глубина произведения, 3) композиционный асп-т, 4) стилистический (или языковой-стилистический) асп-т, 5) редакционно-технический асп-т.

Но говорят о целевых установках РА и разного рода анализ может предполагать или м.б. спроектирован на конкретную цель редактора, т.е. для чего он в данном случае оценивает пр-ие. Их выделяют трад-но четыре:

1. Редактор может анализировать пр-ие для того, чтобы определить его место в будущем издательском процессе и книжном потоке. В этом смысле как раз выявляются такие аспекты, как 1) актуальность издания, 2) возможность издания в данном виде, 3) новизна, 4) перспектива и возможность переиздания. Эта цель может диктовать принципы рассмотрения этих пяти вышеназванных аспектов.

2. Обработка именно содержательной стороны, глубины отдельного произведения. И это целеполагание, возможно, будет исключать какие-т. формальный моменты: 1) оформление, 2) ориентация на широкий круг читателя и т.д.

3. Подготовка целостного издания со всеми техническими элементами: оформление и т.п.

4. Цель пропаганды и распространения издания.

Для анализа разработаны на с.д. в редактировании система критериев оценки. Критерии оценки темы:

— актуальность;

— новизна;

— оригинальность;

— соответствие виду и типу издания;

— целесообразность публикации.

Критерии оценки фактического материала:

— соответствие теме,

— достоверность,

— точность,

— новизна,

— научность фактов,

— уместность фактов,

— выразительность,

— наглядность,

— доступность.

Фактический материал — это примеры, аргументы, цитаты и фамилии. Поэтому в редактуре представлена особая классификация фактического материала.

Критерии оценки композиции:

1. Гармоничность.

2. Целостность.

3. Системность.

Для оценки языка и стиля называются три критерия: 1) точность словоупотребления, 2) яркость, 3) выразительность. Эти критерии подвижны, диктуются конкретным пр-ием, его задачами.

 

Анализ композиции пр-ия

Комп-ия начинает анализ-ся, в первую очередь, говоря о больших содержательных блоках.

Подход к композиции определяется с двух сторон:

1. Анализ «внешней композиции» — это построение издания в целом, оно включает в себя:

— рубрики и рубрикации,

— тематические и нумерационные заголовки,

— соотношение внешних частей издания, их связь,

— логику построение;

К оценке внешней композиции у редактора есть свои подходы, кот. диктуются авторским замыслом, типом издания и читательским адресом. Здесь нужно редактору оценить уместность того или иного композиционного блока в системе издания в целом. Внеш. композиция д. б. ориентированной на читателя и на удобство и логику работы с этим материалом. Например, в учебном издании в т. зр. внешней композиции имеет место значение местоположения вопросов, списка литературы. Внеш. композиция, несмотря на то, что они кажется формальной, она несет в себе содержательную нагрузку, потому что при изменении композиции меняется и содержательная часть, точнее восприятие содержания.

2. Внутренняя композиция подразумевает уже членение текста на содержательно-значимые отрезки, кот. находятся во взаимосвязи, в соподчиненности друг с другом.

24.11.11

Говоря о внешней композиции, оценивая ее, нужно понимать, что эта оценка и рассмотрение внешней композиции может быть направлено на разные уровни.

1. Композиция издания в целом — последовательность расположения его составных частей, к которым относятся, во-первых, основной текст, во-вторых, предтекстовые элементы аппарата издания, в-третьих, затекстовые элементы аппарата издания.

Предтекстовые эл-ты: авантитул, контртитул, фронтиспис, титульный лист, оборот титульного листа, предисловия (изд-ва, составителя, переводчика, редактора и т.д.), содержание (или оглавление), вступит. статья, предисловие автора, посвящения.

Затекстовые эл-ты: содержание (или оглавление), указатели, библиографические (прикнижные) списки, словари, глоссарий, реклама, выпускные данные, приложения, список сокращений, комментарии.

Оценка структуры издания, композиции издания начинается до редакционной обработки текстовой части. Так как от наличия этих элементов может зависеть содержание самого пр-ия.

Например, если книга задумана с иллюстративным приложением, можно избежать внутритекстовых ссылок на иллюстрации. Редактор начинает оценку композиции еще с представления плана-проспекта. Композиция уточняется, она может изменяться. В процессе конструирования издания (додумывания композиции) редактор подключает и других членов РИПа, подключает техн. редактора, худож. редактора, появляется даже такая профессия, как художник-конструктор, который помогает сконструировать книгу таким образом, чтобы получилась гармония внешней композиции и внутреннего его содержания.

Элементы создают некий ансамбль книги. При создании этих элементов редактор ориентируется на несколько факторов:

— тип издания (детская книга и научная монография);

— читательский адрес (для широкого читателя и для подготовленного читателя);

Эти все структурные или композиционные элементы издания направлены на то, чтобы сделать издание удобным в пользовании, плюс чтобы издание выполняло предписываемую ему функцию. При этом есть определенного рода рекомендации для кж. типа издания, и даже для кж. отрасли, типа издания. Как нужно оформлять те или иные элементы издания.

Не установлен жесткий порядок этих структурных эл-ов издания, но есть ряд общих принципов в их использовании:

1) те композиционные части, в кот. читатель обращается по ходу чтения, следует размещать в издании в след. логике: чем чаще будет обращение к этому элементу, тем ближе в концу издания этот элемент будет располагаться;

2) если элементы выступают как равнозначные для читателя по частоте обращения к ним, то тогда их размещают в зависимости от объема, начиная от самых объемных и заканчивая менее объемными элементами, например, если встретили разные типы указаний, но равнозначными для читателя, то будем руководствоваться их объемом;

3) части, к кот. читатель не будет обращаться в процессе чтения, размещают по степени связи их с основным текстом;

Композиция сборников (собраний сочинений), то здесь композиция д.б. четко мотивированной: хронологическое деление, жанрово-хронологическое, циклическо-хронологическое.

Второй уровень внешней композиции издания — это членение текстовой части на рубрики и рубрикации (более широкое понятие, это система взаимосвязи и соподчинения рубрик издания). Внешне эта рубрикация выражается во взаимосвязи и соподчиненности заголовков рубрик. Рубрики делятся на старшие (части, разделы), им подчинены более младшие рубрики (главы или подразделы), им подч-ся еще более младшие рубрики (параграфы). Внутри издания нужно видеть равнозначные рубрики, по старшинству. В самом издании эта взаимосвязь, соподчиненность рубрик выражается в оформлении заголовков, а тж. в расположении их на полосе по отношению к самому тексту, поэтому одни заголовки крупные, четко выделены, другие менее, какие заверстаны в форточку, какие-то разрезают текст. Отделенность в тексте нужна для того, чтобы читатель мог соотносить содержательно значимые фраг-ты, мог организовывать свое чтение, подготовить себя к восприятию следующего фраг-та текста, осмыслить и приступить к чтению сл. фрагмента. Оценивая рубрикацию в издании, при написании ред. заключения, редактор должен ответить на след. вопросы:

1. Оценить рубрикацию издания с т.зр. читателя, то есть ответить на вопрос, будет ли это полезно читателю?

2. Удобно ли для читателя выбранное автором членение, хороши ли такие порции чтение исходя из содержания текста, материала, исходя из его сложности, целевого назначения.

3. Соответствует ли сложность рубрикации, то есть число рубрик разной значимости уровню подготовки читателя.

С др. стороны он должен оценить правильность составления рубрикации, тогда ответить на след. вопросы:

1) выдержана ли соподчиненность частей, логика изложения, соответствует ли объему;

2) хорошо ли технически показана соподчиненность рубрик, то есть соответствовать восприятию;

3) соответствует содержание заголовку и наоборот.

01.12.11

Работа редактора над рубрикацией издания

Рубрики дают представление о строении текста издания.

Архитектоника издания — рубрикация является графическим выражение архитектоники.

Название книги — Части — Главы — Параграфы — Пункты

Заголовки делятся на виды по сл. пр-ам:

1. Степень содержательности, состав и ф/а заголовка:

1) тематические, кот. хар-т содержание той рубрики, к кот. они предписаны, называют тему, указывают на события, кот. будут развиваться в книге, например, «Петр в Голландии и Англии»

2) родо-нумерационные и родо-литерные — заголовки, кот. нумеруют или с помощью буквы обозначают рубрику (часть 1, раздел А, глава 10, параграф 18);

3) нумерационные и литерные заголовки, когда каждый заголовок состоит из одной цифры или буквы (А, 1) для обозначения членения или соподчинения;

4) родо-нумерационно-темат. и родо-литерно-темат. — состоят из трех частей, обозначают род рубрики, обозначение с помощью буквы или цифры, и слова, выражающие тему рубрики (например, Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович);

5) нумерационно-темат. и литерно-темат. — заголовок состоит из номера или буквы и тематической части;

6) заголовки — перечни подтем, раскрываемые в подразделе: аннотируемое по существу содержание раздела, редко употребляются сам-но, поэтому к ним предписываются заголовки других видов;

7) заголовки с подзаголовками (В стенах старого дома. Дворцовая наб., 30);

8) графические заголовки — наборный знак или украшение;

9) немые заголовки, кот. выражаются пробельными отступами.

2. Место загол-ка на полосе и относительно текста:

1) шмуцтитул располагается на отд. странице, не занятой основным текстом, рекомендуется использовать:

— в издания с несколькими большими произ-ми, цель — разграничить пр-ия внутри издания;

— произведения, которое разделено на крупные части, которые можно издать отд. книгами, цель — резко отделить части друг от друга для удобства пользования;

— издания, оснащенные большим предтекстовым и большим затекстовым ап-том, чтобы резко отделить осн. текст от вспом. текста;

— произ-ия, к кот. предполагаются иллюстрации.

2) шапка — заголовок вверху спускового пробела начальной полосы, включают пр-ия со сложной многоступенчатой рубрикацией, цель — сократить число ступеней и разделить графически каждую ступень, часто исп-т для сборников произведений, объед-ых в циклы (части, разделы), цель — выразительно обозначить кж. цикл;

3) заголовок в спусковом пробеле:

размещают его ниже шапки, с отбивкой от текста спусковой полосы, такой заг-к охватывает весь текст до след. спусковой полосы, необходимо при большом числе ступеней рубрикации.

4) начальный заголовок в разрез текста — это сам-ный вид заг-ка, кот. размещен непосредственно над текстом спуск. полосы;

5) рядовой заголовок в разрез текста с отбивками от него — помещается внутри текста с отбивкой от предыдущего и последующего текста;

6) рядовой заг-к в разрез текста без отбивок или только с верхней отбивкой — применяется в изд-ях с оч. сложной рубрикацией, цель — сократить число ступеней и сократить место;

7) заголовок с абзацного отступа без отбивок или только с верхней отбивкой

8) заголовок с абзацного отступа в подбор с последующим текстом, применяется в издании, где более 8 рубрик образует рубрикацию, часто выделяется графические, сокращает расход печатного листа;

9) форточка — заголовок-врезка, с оборкой оси, текстом, применяется в издания учебного назначения;

10) фонарик или маргиналия — расположен на поле страницы, чаще всего исп-ся в справ. издания, может выделяться иллюстративно, цель — резко отделить заг-ки от текста для упрощения поиска справ. сведений;

11) скрытый в тексте заголовок — внутритекстовое выделение (с числом ступеней 10 и более).

3. Взаимодействие заголовка с текстов:

 

4. Характер части текста, кот. заголовок возглавляет.

Рабочее оглавление — это перечень всех заголовков, используемых в изданиях, разбитых на ступени от самых высоких до самых мелких. И назначение рабочего оглавления как раз наглядно представить выраженную в рубрикации композицию произведения, чтобы помочь автору проанализировать и оценить ее, и чтобы дать указания худож. и техн. редактору разметить издания через обозначения заголовков к набору.

Чертят вертикальные линейки, они нумеруются в зависимости от ступеней в издании. Сначала редактор предсталяет свое рабочее оглавление, потом он решает с автором, какую систему лучше предпринять.

 

 

Тематические, родо-нумерационные, нумерац.-темат.

шмуцтитул, шапка, начальный заголовок в разрез текста, заголовок с абзацного отступа без отбивок, фонарик или маргиналия, рядовой заголовок в разрез текста,

09.12.11

Практика

Май — июль так надо оформлять временные интервалы, если они идут прописью или словами.

Заголовок 1, заголовок 2, заголовок 3, центр, перечисления (перечень), таблица.

Название — заголовок 2

Пояснение к названию — центр.

Авторы (должности идут после авторов на отдельной строке, с маленькой буквы) — центр

Место работы — центр

Подзаголовки (ход занятия, литература) — тоже центр

Использованные источники заменить на литературу.

Перечни заменить на перечисления.

По степени содержательности, по форме и по составу:

Тематические

Нумерационные заголовки,

графический заголовок

нумерационно-тематические заголовки

По расположению на полосе:

шапка

начальный заголовок в разрез текста,

рядовой заголовок в разрез текста с отбивками от него,

скрытые в тексте заголовки,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.191 с.)