По взаимодействию заголовка с текстом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По взаимодействию заголовка с текстом



заголовки, прерывающие текст

заголовки, сливающиеся с текстом

По характеру возглавляемых ими текстов

Заголовки основного текста

Заголовки аппаратных текстов, затекстовых приложений.

13.03.2012

Композиция

Требования к композиции

1. Композиция должна отвечать целям и задачам текста.

2. Она должна исключать повторы и дублирование материала.

 

1. Повторы на уровне слов;

2. Образ гор («Майская ночь», «Страшная месть»); образ дерева (СЯ, ВНИК, МН), образ сада (СМ, ИФШ); образ реки (СЯ).

В нашем примере можно было бы избежать грубой композиционной ошибки как повторение материала путем перекомпоновки материала, по содержанию данной статьи было бы логичнее другое построение (композиция) этого фрагмента текста. Кроме этого, это статья научная, а в научной статье важно сконцентрировать материал по проблемам, обобщить этот материал, сделать выводы на этом материале, а не перечислить факты.

Композиция будет зависеть от вида издания.

Для учебника 10-11 класса:

— четко систематизировать материал: оформить в перечни, графически выделить;

— разбить всю композицию по отдельным повестям;

— вопросно-ответная форма;

— задания по тексту;

Помещая материал в учебное издания, композиционно мы бы обогатили его содержание: история написания повестей, объяснялись бы термины. Так как издания рассчитывалось на деятельностный подход, композиция его была бы направлена не только на изучение содержания, но и на работу с этим содержанием. След-но, безупречный с научной т.зр. материал для учебного издания всегда требует перекомпоновки.

Самая сложная работа редактора над композицией — работа над худож. произведениями. Работая с другими текстами, опираемся на план. А в худож. пр-ях композиция строится по законам сюжета, здесь сложные виды композиции, кот. отражают использование особых приемой построения текста: прием монтажа, зеркального отражения, в этих видах издания композиция подчиняется не только законам логики, законам плана. В остальных случаях композиция подчинена двум законам: г армонической ц елостности и системности. ГЦ предполагает организацию материала по законам логики, соразмерности, соподчиненности и согласованности. Системный же подход заключается в рассмотрении произведения с т. зр. системного образования, где части взаимосвязаны друг с другом, и любые изменения, касающиеся даже самых мелких частей, ведут за собой изменение целого. Т.о. композиция должна соответствовать содержанию, во-вторых, она должна соответствовать виду издания, в-третьих, композиция должна соответствовать формальной логике.

При оценке композиции как правило тему по плану делят на подтемы, давая им названия. Эти подтемы принято назвать понятиями или «темами в теме». Чтобы определить правильность деления текста над подтемы, следует учитывать след. правила:

I. Законы формальной логики

1. Правило обоснованности деления: деление д.б. обоснованным, то есть проводиться по одному признаку, кот. лежит в основе видовых различий.

Например:

— литература для специалистов

— лит-ра для неспециалистов

— научная литература

— справочная литература

Было дублирование материала, так как был нарушен принцип деления. А деление велось по разным основаниям: по виду изданий и по чит. адресу.

С точки зрения правила обоснованности деления редактору нужно: 1) найти основания для деления текста, внутри более мелкая подтема может иметь свое основание, 2) соблюдая это правило, необходимо убедиться, что это деление охватывает весь текст. В случае необоснованности деления наносится ущерб содержанию.

2. Правило соразмерности: деление на части д.б. адекватным, то есть все члены деления должны складываться в единое целое без пропуска связующих частей и без лишних частей.

При нарушении этого правила видим, что внутри подтемы автор добавляет части уводящие от главного предмета темы, он добавил такое содержание, кот. тематически выходит за рамки обозначенной им подтемы. Бывает так, что какая-то часть оказывается упущенной, след-но можно говорить, что тема раскрыта не полностью.

3. Правило взаимоисключения — говорит о том, что все члены должны исключать друг друга, где в кж. теме и подтеме д.б. сконц-н материал, который относился бы только сюда. При нарушении этого правила происходит дублирование.

4. Логическое правило непрерывности деления — при делении темы над подтемы д.б. соблюден принцип деления на виды, подвиды, внутри подвидов видовые категории.

Для логического анализа композиции также прибегают к применению общих законов логики. Классической логикой выделены основные законы правильно мышления, этим законам подчиняется не только композиция произведения, но и законы логики пронизывают все элементы произведения. Это рубрикация, заголовочный комплекс, построение издания в целом.

II. Законы общей логики

1. Закон тождества:

Кж. мысль, кот. приводится по разным уровням: в тексте, в отдельном умозаключении, при повторении эта мысль должна иметь одно и то же определение. То есть предмет рассуждения не должен менять произвольно в ходе повествования свои значения, в этом смысле понятия, кот. оперирует умозаключение тоже не должны смешиваться. В этом смысле в нашем тексте нарушением тождества могло бы быть смешение понятий архетип, мифологема и образ. Но в статье такого нет. Строгое следование закону тождества — это факт определенности мышления, нарушение ведет к терминологической неточности — подмене понятий. В журналистике з-н тожд-ва рассматривают в жанре интервью.

2. Закон противоречия:

Заключается в том, что не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, особенно, если они взяты в одном и том же времени и положении. Может проявляться как на уровне построения фраз, так и на уровне текста в целом. Редактор должен провести анализ текста в целом, чтобы выявить противоположные по смыслу пары высказывания и сформулировать противоречия.

16.03.2012

3. Закон исключенного третьего

Из двух противоречащих высказываний одно будет истинным, 3-го здесь не дано. Ар. говорил, что не д.б. ничего посередине.

Чтобы он в тексте работал, для него есть непременное условие — сопоставляемые высказывания д.б. противоречивыми, между ними не д.б. промежуточного — третьего понятия. Противоречивые понятия должны исключать друг друга.

Напр.: Человек на земле должен быть мягким и деликатный, а в воздухе — собранным и волевым (мягкий и деликатный по логике не противопоставлены собранный и волевой).

4. Закон достаточного основания.

Требует, чтобы всякая мысль в тексте была обоснована другими мыслями, с помощью такого обоснования, след. мысль должна быть доказана. Соблюдение этого закона док-т обоснованность мышления. Т.о. в любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, должны вытекать одна из другой и должны обосновывать друг друга. Истинность суждения д.б. подтверждена надежными док-вами или основаниями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.021 с.)