Анализ содержания произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ содержания произведения



Литературное произведение в издании включает разнородные элементы, кот. являются сложными по составу, поэтому необходимо разбираться в его содержании. А это значит выявлять содержательные элементы, проводить их классификацию и проводить взаимосвязь взаимообусловленности.

Оценка содержания распространяется не только на текстовую часть, но редактор должен оценить нетекстовые элементы: илл-ый текст, формульный текст, все это является элементами содержания. Поэтому перед редактором стоит задача мысленно представить, разложить тот мысленный материал, кот. есть в тексте и представить его в упорядоченном виде. В рез-те осмысления сод-я ред-р должен выделить части по предметно-тематическому и тематическому смыслу. Выделив тематические блоки редактор должен обратить внимание на факты, кот. имеют сод-ую нагрузку в кж. тематическом блоке. Далее идет классификация фактического материала по его содержательной значимости. Т.о. в пр-ии нужно найти, классифицировать ключевые моменты, ключ. части содержания. И аргументы, примеры, что является соб-но факт-им мат-ом.

В рез-те такого поэтапного разбора сод-ия редактору становится ясно, где в тексте главные или, как уже обозначили, ключевые тем-ие части, как они эти части аргументированы, как они иллюстрируются примерами, где части второстепенные, и насколько в них необходим факт-ий материал.

Ключевые положения всегда должны сопровождаться аргументацией, примерами, а второстепенный сод. части могут называться неполным сод. блоком, то есть там правомерно отсутствие примеров или аргументов.

Естест-но при подходе к сод-ю ред-р должен учитывать исходные характеристики произведения, то есть его вид, ЧА, целевые установки. Т.о. литературное произведение нужно рассматривать в системе.

Однако тексты и их анализ усложняется тем, что ключ. мысли, а соответственно и факт. материал м.б. тематически не разграниченными. Эти исходные ключевые мысли могут находиться в сложном переплетении в тексте, они м.б. разъединены большими фрагментами текста, в произведениях разных видов литературы, разных жанров, разных предметов взаимосвязь и взаимообусловленности сод-ых элементов оказывается различной. Наиболее четко, даже визуально они упорядочены в научной лит-ре, учебной и справочной. Нужно иметь в виду, что ключевые положения, аргументация, примеры Ǝ в совокупности высказывания. Например, одно ключ. положение может складываться из большого числа высказываний, кот. в целом и организуют главную мысль в пр-ии. Ред-ру необ-мо на протяжении всего текста выделить эту взаимосвязь. Ключевые моменты могут быть разбросаны по тексту.

Они м.б. разного уровня, они многоступенчаты, и последовательно по мере усложнения, обобщения, они все равно должны выводить на главную мысль, кот. выражена в теме. Систематизация факт. материала по содержательной значимости предполагает формирование структурных блоков разного объема, и между ними д.б. обнаружена прямая взаимосвязь с этими ключевыми положениями. Работая с факт. материалом, кот. сопровождает ключ. положения, перед редактором с одной стороны стоит задача — сист-ть факт. материал, чтобы проанализировать в дальнейшем кж. группу фактов (по параметрам). А с др. стороны решение этой задачи возможно только на основе глубокого анализа, потому что для определения этой значимости фактов их нужно рассмотреть с т.з. роли и места в данному фрагменте пр-ия. При изучении произведения редактор мысленно развивает аргум-ю, он ищет новые арг-ты, если их в тексте нет, то подбирает примеры для того, чтобы точнее представить, что описывает автор. В пр-ии могут встретиться материалы посторонние по отношению к рассматриваемым вопросам, проблемам, могут вообще отсут-ть составляющие элементы, аргументы, поясняющие примеры. В процессе анализа редактор исключает все лишнее, включая факт.мат-л, выстраивает по тем. блокам в логически-обоснованный ряд.

Выявление этих блоков необходимо для полноты освещения вопросов, разработки темы в целом. Редактор задает вопросы, нужны ли в кж. случае примеры, действительно ли подобраны нужные примеры, иллюстрации, действительно ли в такой степени нужна аргументация. Это зависит от особенности издания в целом и от особенности пр-ия в частности. Здесь можно говорить, что пр-ия разных жанров, видов лит-ры, пр-ий с разными целевыми установками, с разным ЧА, эти требования к полноте сод. блоков будут разными. Например, в научном пр-ии необязательные примеры, иллюстрации, в отличие от н.-п. издания.

Работа над содержание пр-ия начинается с оценки темы. Тема — это буквально то, что положено в основу, это предмет исследования, описания, изображения, выступления и т.д. Это тж. объект художественного пр-ия, тема — это круг жизненный явлений,кот. отображает писатель.

Как известно осн. критериями отбора темы являются актуальность, новизна, целесообразность, необходимость в связи с планированием выпуска книги. В разных видах изданий при сохранении общих критериев всегда есть определенные, наиболее актуальные подходы в теме. Например, в журн. текстах д.б. оценена новизна, акт-ть, но домир-им принципом является злободневности — те, моменты, кот актуальны на данный момент. Для научных изданий — актуальность как поиск решения в круге соответствующих вопросов. Акт-ть как одним из элементов фундаментальности. В н.-п. издания — актуальность в связи с популяризацией. Т.о. критерий темы в связи с разными видами изданий должны оцениваться по-разному.

Вторым важным подходом является знание редакторов критериев оценки факт. материала. Анализ фактов с т.з. соответствия теме пр-ия требует представить конкр-ую разработку темы, как известно одна и та же тема может быть раскрыта в разном содержании, важно, что предлагает редактор, какому чит-лю и с какой целью он подбирает факты. Например, в АО может содержаться факт. материал, кот. связан с темой лишь в общей ее формулировке от конкретной разработке темы он имеет возможно только косв. отношение или вообще к ней не относится. Поэтому в таких случаях обнар-ся, что в нужном ракурсе тема раскрыта неполностью, какой-то важный вопрос или даже несколько вопросов остаются не рассмотренными. Поэтому работа редактора направлена на анализ тех фактов, кот. предоставляет ред-р и тех фактов для того, чтобы тема была полностью раскрыта. Ввиду этого какие-то авторские факту м.б. исключены из произведения. Это влияет на композицию. Какие-то факты могут быть введены редактором с согласия автора в произведение, тогда уже речь пойдет о корректировке содержания. Первостепенная задача редактора на данном этапе — выделить факты, кот. составляют основу произведения, от того, насколько это удачно будет сделано, зависит процесс основных работ.

Редактор смотрит общий план произведения, выделяет главные элементы, насколько они образуются законченное целое, затем проверяет соответствие факт. материала теме и определяет на уровне аргументации примеров связи их с ключевыми положениями.

Критерии оценки факт. материала:

1. Достоверность — вопрос о достоверности связывает с поисков факт. ошибок, ложных фактов, неточностей, с др. ст., этот процесс связ-ся с самим вариантов постижения истинному смысла высказывания. Перед редактором стоит задача — определить дост-ть отд. фактов и пр-ия в целом. Есть пр-ия, фрагменты кот. поддаются проверке, а есть такие, где их установить сложно.

2. Новизна фактического материала — субъективно новые факты связываются с читателем, объект. новизна связана со степенью изученности.

Степень новизны м.б. разной для разных видов издания, использование новейших видов не всегда м.б. целесообразной. Они должны отражать сущность + взаимосвязь с др. явлениями, процессами. Факты новейшие м.б. случайными. Новейшие факт чаще всего единичны, поэтому они не всегда подчеркивают характерность описываемого объекта, поэтому они не будут отражать объект в его признаках. В связи с этим может сложиться неправильное представление. С другой стороны, факты не д.б. устаревшими. Поэтому здесь правомерность степени новизна должна определяться хар-ми пр-ия. С 1 ст. нужно, чтобы предмет воспринимался устойчиво, тогда подбор фактов требует долгосрочных сведений и наоборот, если предполагается, что читатель должен увидеть единичные явления, чтобы их обобщить, проанализировать, тогда определяются факты неустойчивые, новейшие.

Требование в новизне ключ. положений, аргументов, примеров могут быть разными, так например, в н.-п. пр-ии новый для читателя материал м.б. сосредоточен в ключ. положениях, а факты в примерах, аргументах, явлениях будут хорошо знакомыми, устойчивыми.

Этим определяется раскрытие неизвестного через известное.

Также свои требования к новизне диктует и логика развития произведения. Например, в научном пр-ии первая часть может характеризоваться низкой степенью новизны, так как автору нужно дать известную базу для того, чтобы в послед. частях раскрыть оригинальный новый неизвестный материал.

Требование к новизне в разных частях пр-ия тоже м.б. разным. Тогда редактору важно, оценивая общим уровень новизна, опираться на логику пр-ия.

Анализ факт. материала в т.з. новизна требует рассмотрения прия в ряду ему подобных, то есть следует учитывать, наск-ко дан. факты уже исп-сь в тех или иных публикациях. Т.о. при уяснении новизны материала учитываются:

1) методология предмета;

2) степень изученности предмета;

3) особенность временного периода;

4) специфика вида литературы;

5) целевое назначение, ЧА;

6) принадлежность фактов структурной части пр-ия;

7) содержательная значимость фрагментов, куда входит данный факт;

8) исп-ие факт. материала в других изданиях.

При анализе факт. материала предполагается, во-первых, выявить устаревшие факты, не пригодные для использования данного пр-ия, и во-вторых, определить степень новизны в кж. необходимом фрагменте.

3. Степень научности — любое лит. пр-ие характеризуется той или иной степенью научности. Любые реалии жизни являются объективными факторами, кот. отражаются в чел. сознании и дополняются научными знаниями. Можно говорить, что актуальное значение складывается из личного опыта и научного знания. В кн/в. говорят, что материал можно рассматривать на фоне обыденного сознания и научного. Общая степень научности зависит от того, какими понятиями оперирует автор. Нужно учитывать, что даже самое строгое научное произведение предполагает использование житейских понятий. Без этого невозможен мыслительный процесс в целом. Невозможна научная деятельность ученого. Здесь парал-но исп-ся понятия науки и факты. Но житейские представления нужны в НП-литературе для объяснений читателю тех или иных положений.

Степень научности пр-ия обусловлено проникновением в предмет.

Анализ факт. материала требует учета специфики. Значение понятий мысленно раскрывается на житейском и научном уровне с уточнением содержания в обоих случаях. В мыслительном процессе когда это возможно д-ны парал-но создаваться значения житейские и научные, а редактор уже ан-т, чему отдать предпочтение в отдельном виде изданий. Здесь еще одно замечание — уровень научности будет зависеть от средств выражения, от формы фактов. В частности для научных трудов характерны научные результаты, фамилии, цитаты, формулы, сложные таблицы, графика и т.д.

Целесообразность научности пр-ия обусл-на след. факторами:

1) специфика предмета;

2) степени изученности предмета;

3) уровень научности исходного материала;

4) глубина проникновения в сущность предметов;

5) объем житейских и научных понятий, кот. д. находиться в балансе;

6) уровень новизны факт. материала;

7) средство выражения;

8) вид литературы.

Уместность

Один факт или совокупность фактов может соответствовать теме в ее разработке, но при этом быть уместными или неуместными, то есть использованными некстати. С учетом особенностей пр-ия. Ум-ть факт. материала зависит от его логической значимости, от степени достоверности, от новизны и научности. Но также зависит от псих-ой, эст-ой и эмоциональной насыщенности пр-ия. Понятие уместность больше всего апеллирует к категории читателя. Не только на рац-ом, но и на эмоц. уровне.

При этом имеют значения средства выражения, форма предоставления факта. Ред. задается вопросом, уместны ли те или иные факты в том или иной пр-ии.

То есть ответы на?? подобного рода учитывают специфику жанра, ЧА и целевое назначение.

Яркость и выразительность

Отд. факт м.б. выдающимся, сильным, показательным, может отличаться особой значимостью, информативностью для читателя. Яркость ФМ зависит от новизны, от граф. материала. Но обилие ярких фактов пр-ия, его перенасыщение может вызвать негат. реакцию читателя, поэтому целесообразны разумные пропорции между яркими и нейтральными фактами.

В пр-ях разных видов литры, с учетом цел. чит. потребностей будут целесообразными разные варианты ярких и нейтральных фактов. В лит. пр-ии факты подбираются т.о., чтобы выделить, подчеркнуть главное, чтобы выделиться, воздействовать, поэтому яркие факты необходимы, чтобы высветить из текста особо значимые факты, достигается выразительность худ. пр-ия. Слова яркий и выразительный факт — по сути синонимы. Яркий — выдающийся в каком-либо отношении, характерные, показательный, сильный, а выразительный — наделенный каким-то особенным выражением, переводящий в образ. Это особое выражение обусл. характеристиками соб-но факт-ого материала. Выразительность больше чем яркость зависит от контекста, от особенности окр. материала. Яркость и выр-ть связаны друг с другом. Конкр. факт будет более или менее выразительным в зависимости от факта.

Выраз. факт выделяется из пр-ия, обращает на себя внимание. Требование к выразительности фактов будет зависеть от вида издания, от адресности, от того, в каких блоках, ключ. положениях проявляется. Поэтому при анализе пр-ия ред. может говорить о выр-ти отд. фактов, а может говорить о совокупности выраз-ти фактов.

Тж. зависит от разных форм выражения: от иллюстраций, таблиц, цитат. Т.о. средством выразительности ФМ следует отнести

1) подбор материалов, кот. будут служить фоном, чтобы на их основе какой-то факт выделился;

2) группировка ФМ;

3) форма представления.

27.03.2012



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.03 с.)