Тема: Внешнее рецензирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Внешнее рецензирование



Рецензированием занимаются с разных сторон, разные специалисты. Могут приглашаться специалисты со стороны. Организовывает рец-ние заведующий редакцией или поручает это редактору. Для этого в издательстве ведутся электронные (или ручные) картотеки рецензентов, где на каждого заведена карточка или лист, где указывается:

1) ФИО;

2) область специализации;

3) ученая степень;

4) указать темы кандидатской и докторской диссертаций, это определяет область глубоких познаний.

Например, тема докторской дис-ии: Современник А.С. Пушкина в системе культурных ценностей — темы: публицистика Пушкина, биография Пушкина, творчество Пушкина, культура 19 века, общественная мысль 19 века, литература 19 века.

5) сфера научных интересов (либо яркие научные публикации);

6) контактная информация: место работы, электронный адрес, телефон (домашний, мобильный);

7) доп. специализация (доп. информация).

Предварительный звонок: проводится перед отправкой официального письма, проводится для того, чтобы спросить о желании и возможности рецензента, и об объеме времени для отведения на эту работу.

Дальше нужно отправить официальное письмо рецензенту, кот. оформляется и вкладывается в дело с рукописью.

«Согласно предварительной договоренности…». Далее прописывается название, автор, кол-во авторских листов, сроки, поставить цели (например, оценить уникальность фактического материала или оценить значимость данной работы по сравнению с другими работами), просит рец-нта указать по каким пунктам рукопись должна быть доработана. Для этого есть типовой образец рецензии.

Рец-нт рассматривает только то, что кажется ему важным.

Типовое соглашение на рецензирование; от рецензента всегда требуется три печатных экземпляра.

Дома: 1) закончить ред. заключение, 2) по рукописи составить список вопросов для внешнего рецензента этого учебного пособия (отметить вопросы обязательные и вариативные).

10.11.11

Процесс внеш. рец-ия зависит от редактора, кот. кроме того, что ведет картотеку, обязан обратиться к специалисту (м.б. и к неск. специалистам), кот. помогли бы оценить рукопись с разных сторон, и тогда задача редактора — поставить перед разными рец-нтами ту группу вопросов, кот. поможет оценить пр-ие с разных сторон.

У редактора могут быть разные стратегии поиска рец-нта: это личные связи, обращение к специалистам разного уровня (от научной до производственной сферы). И от рец-нта редактор должен требовать конкретных предложений по исправлению рукописи, по ее доработке, четкой аргументации нецелесообразности каких-т. моментов и объективности.

Инструкции по рецензированию, кот. чаще всего выкладываются на сайты издательств, носят обобщенный характер, в любом случае редактор должен направлять рец-нта в сторону ответа на конкретные вопросы.

Типовое соглашение на рец-ние сод-т обязательные пункты:

— наименование сторон,

— название пр-ия,

— объем в авторских листах,

— прописываются обязанности рец-нта, кот. конкретизируются в зависимости от цели редактора,

— обязательно оговариваются сроки работы и объем оплаты,

— необязательно, но можно указать доп. элементы соглашения, кот. позволят регламентировать как деят-ть рец-нта, так и деят-ть изд-ва.

Работа с рецензией лежит на редакторе, после получения рец-ии ред-р обязательно знакомится с ней и сопоставляет эту рец-ию с ред.заключением. Он имеет право принять замечания рец-нта полностью, принять некот. замечания рец-нта или вообще рец-ию отклонить. До истечения срока, который отводится на принятие рук-си, ред-р сообщает автору свое решение о дальнейшей судьбе рукописи и, если принято решение рукопись доработать с учетом замечаний, тогда редактор отсылает замечания автору. В письме автору он указывает те замечания, кот. следует учесть обязательно, те замечания, кот. м.б. освещены в перспективе, причем ред-р имеет право посылать не полную рец-ию, а выбрать из нее пункты, с кот. он согласен. Если автору в публикации отказано на основании мнения рец-нта (и соответствие ред-ии), то автору отправляется тоже письмо, где указываются аргументы и редакторские, и рецензента, кот. свид-т о непригодности рукописи.

Также редактор может отправить автору полный текст рецензии, но со своими комментариями в доработке указанных критических замечаний.

Работа редактора с рецензией, прежде чем, отправить ее на доработку автору должна носить четко выраженный характер. Редактор обязан классифицировать замечания и по строгим вопросам указать пути доработки автором. Они должны быть согласованы с рец-нтом, и по этим вопросам рук-сь д.б. доработана. Исправленную рукопись редактор обязан показать рец-нту вновь. Рец-нт всегда ставит подпись под своей работой и рекомендует рукопись к печати, поэтому должен быть согласен с тем вариантом рукописи, который будет опубликован.

— конкретные вопросы;

— замечания д.б. в рецензии обоснованы;

— если редактор не принимает рец-ию, он должен согласовать свое решение с рец-нтом;

— редактор должен указать конкретные пути доработки.

В свою очередь в этом процессе обмена рецензий между редактором и автором, в свои права может вступать автор, кот. может принять рец-ию полностью, может согласиться с частью из них, может отвергнуть целиком, аргументируя свою точку зрения. Ответ автора должен содежарть подробные объяснения по поводу каждого предложения. Ответ автора является важным документом в процессе утверждения оригинала. В практике сщ-т вариант когда изд-во принимает дораб. рукопись только с отчетом автора о проделанной работе, где особо подчеркиваются причины, по которым не приняты замечания или не сделаны рекомендуемые переделки. В редакции внимательно изучают аргументы автора, беседуют с ним, если ред-р и автор прихлдят к единому решению, то замечания рец-та могут быть неучтены. Если же возникает спорный вопрос, то его следует вынести на ред. совет. Срок доработки авторского оригинала, если автор соглашается с требованиями редактора доработать рукопись, вносится дополнением к договору, и этот пункт является юрид. пунктом.

Если после доработки АО не будет признан ред-ром и рец-том, то тогда изд-во имеет право расторгнуть договор и решение о расторжении дог-ра принимает директор изд-ва по представлению гл. ред-а. Если АО признан пригодным для издания, тогда вед. ред-р составляет акт одобрения, где указывает все пункты, по кот. рукопись была доработана. Этот акт подписывает зав. редакцией, утверждает гл. ред. Этот акт является юрид. документом.

Одобренный АО включается в план ред.-подгот-ых работ.

В типографию с готовым макетом идет технический редактор.

17.11.11

Корректура! Доработка презентации: о работе корректора на разных этапах в технологии ред.-изд. процесса (в конце презентации нужно указать литру, по кот. работали: ссылка на ГОСТ, А. Э. Мильчин «Справочник редактора и корректора», учебник Колобовой). Через 2 недели.

Тема: Редакторский анализ (РА). Его сущность и методы

Ред. анализ как профессиональный метод представляет собой комплекс приемов, и зависит этот анализ от конкретного вида издания, его типа, от творч. манеры автора, на с.д. и произведение может диктовать, каким путем пойдет редактор, чтобы целостно это произведение проанализировать.

Однако есть определенная схема РА, кот. представляет собой синтез изучения таких блоков, как 1) идейно-тематическая направленность пр-ия, 2) содержательный аспект: богатство, глубина произведения, 3) композиционный асп-т, 4) стилистический (или языковой-стилистический) асп-т, 5) редакционно-технический асп-т.

Но говорят о целевых установках РА и разного рода анализ может предполагать или м.б. спроектирован на конкретную цель редактора, т.е. для чего он в данном случае оценивает пр-ие. Их выделяют трад-но четыре:

1. Редактор может анализировать пр-ие для того, чтобы определить его место в будущем издательском процессе и книжном потоке. В этом смысле как раз выявляются такие аспекты, как 1) актуальность издания, 2) возможность издания в данном виде, 3) новизна, 4) перспектива и возможность переиздания. Эта цель может диктовать принципы рассмотрения этих пяти вышеназванных аспектов.

2. Обработка именно содержательной стороны, глубины отдельного произведения. И это целеполагание, возможно, будет исключать какие-т. формальный моменты: 1) оформление, 2) ориентация на широкий круг читателя и т.д.

3. Подготовка целостного издания со всеми техническими элементами: оформление и т.п.

4. Цель пропаганды и распространения издания.

Для анализа разработаны на с.д. в редактировании система критериев оценки. Критерии оценки темы:

— актуальность;

— новизна;

— оригинальность;

— соответствие виду и типу издания;

— целесообразность публикации.

Критерии оценки фактического материала:

— соответствие теме,

— достоверность,

— точность,

— новизна,

— научность фактов,

— уместность фактов,

— выразительность,

— наглядность,

— доступность.

Фактический материал — это примеры, аргументы, цитаты и фамилии. Поэтому в редактуре представлена особая классификация фактического материала.

Критерии оценки композиции:

1. Гармоничность.

2. Целостность.

3. Системность.

Для оценки языка и стиля называются три критерия: 1) точность словоупотребления, 2) яркость, 3) выразительность. Эти критерии подвижны, диктуются конкретным пр-ием, его задачами.

 

Анализ композиции пр-ия

Комп-ия начинает анализ-ся, в первую очередь, говоря о больших содержательных блоках.

Подход к композиции определяется с двух сторон:

1. Анализ «внешней композиции» — это построение издания в целом, оно включает в себя:

— рубрики и рубрикации,

— тематические и нумерационные заголовки,

— соотношение внешних частей издания, их связь,

— логику построение;

К оценке внешней композиции у редактора есть свои подходы, кот. диктуются авторским замыслом, типом издания и читательским адресом. Здесь нужно редактору оценить уместность того или иного композиционного блока в системе издания в целом. Внеш. композиция д. б. ориентированной на читателя и на удобство и логику работы с этим материалом. Например, в учебном издании в т. зр. внешней композиции имеет место значение местоположения вопросов, списка литературы. Внеш. композиция, несмотря на то, что они кажется формальной, она несет в себе содержательную нагрузку, потому что при изменении композиции меняется и содержательная часть, точнее восприятие содержания.

2. Внутренняя композиция подразумевает уже членение текста на содержательно-значимые отрезки, кот. находятся во взаимосвязи, в соподчиненности друг с другом.

24.11.11

Говоря о внешней композиции, оценивая ее, нужно понимать, что эта оценка и рассмотрение внешней композиции может быть направлено на разные уровни.

1. Композиция издания в целом — последовательность расположения его составных частей, к которым относятся, во-первых, основной текст, во-вторых, предтекстовые элементы аппарата издания, в-третьих, затекстовые элементы аппарата издания.

Предтекстовые эл-ты: авантитул, контртитул, фронтиспис, титульный лист, оборот титульного листа, предисловия (изд-ва, составителя, переводчика, редактора и т.д.), содержание (или оглавление), вступит. статья, предисловие автора, посвящения.

Затекстовые эл-ты: содержание (или оглавление), указатели, библиографические (прикнижные) списки, словари, глоссарий, реклама, выпускные данные, приложения, список сокращений, комментарии.

Оценка структуры издания, композиции издания начинается до редакционной обработки текстовой части. Так как от наличия этих элементов может зависеть содержание самого пр-ия.

Например, если книга задумана с иллюстративным приложением, можно избежать внутритекстовых ссылок на иллюстрации. Редактор начинает оценку композиции еще с представления плана-проспекта. Композиция уточняется, она может изменяться. В процессе конструирования издания (додумывания композиции) редактор подключает и других членов РИПа, подключает техн. редактора, худож. редактора, появляется даже такая профессия, как художник-конструктор, который помогает сконструировать книгу таким образом, чтобы получилась гармония внешней композиции и внутреннего его содержания.

Элементы создают некий ансамбль книги. При создании этих элементов редактор ориентируется на несколько факторов:

— тип издания (детская книга и научная монография);

— читательский адрес (для широкого читателя и для подготовленного читателя);

Эти все структурные или композиционные элементы издания направлены на то, чтобы сделать издание удобным в пользовании, плюс чтобы издание выполняло предписываемую ему функцию. При этом есть определенного рода рекомендации для кж. типа издания, и даже для кж. отрасли, типа издания. Как нужно оформлять те или иные элементы издания.

Не установлен жесткий порядок этих структурных эл-ов издания, но есть ряд общих принципов в их использовании:

1) те композиционные части, в кот. читатель обращается по ходу чтения, следует размещать в издании в след. логике: чем чаще будет обращение к этому элементу, тем ближе в концу издания этот элемент будет располагаться;

2) если элементы выступают как равнозначные для читателя по частоте обращения к ним, то тогда их размещают в зависимости от объема, начиная от самых объемных и заканчивая менее объемными элементами, например, если встретили разные типы указаний, но равнозначными для читателя, то будем руководствоваться их объемом;

3) части, к кот. читатель не будет обращаться в процессе чтения, размещают по степени связи их с основным текстом;

Композиция сборников (собраний сочинений), то здесь композиция д.б. четко мотивированной: хронологическое деление, жанрово-хронологическое, циклическо-хронологическое.

Второй уровень внешней композиции издания — это членение текстовой части на рубрики и рубрикации (более широкое понятие, это система взаимосвязи и соподчинения рубрик издания). Внешне эта рубрикация выражается во взаимосвязи и соподчиненности заголовков рубрик. Рубрики делятся на старшие (части, разделы), им подчинены более младшие рубрики (главы или подразделы), им подч-ся еще более младшие рубрики (параграфы). Внутри издания нужно видеть равнозначные рубрики, по старшинству. В самом издании эта взаимосвязь, соподчиненность рубрик выражается в оформлении заголовков, а тж. в расположении их на полосе по отношению к самому тексту, поэтому одни заголовки крупные, четко выделены, другие менее, какие заверстаны в форточку, какие-то разрезают текст. Отделенность в тексте нужна для того, чтобы читатель мог соотносить содержательно значимые фраг-ты, мог организовывать свое чтение, подготовить себя к восприятию следующего фраг-та текста, осмыслить и приступить к чтению сл. фрагмента. Оценивая рубрикацию в издании, при написании ред. заключения, редактор должен ответить на след. вопросы:

1. Оценить рубрикацию издания с т.зр. читателя, то есть ответить на вопрос, будет ли это полезно читателю?

2. Удобно ли для читателя выбранное автором членение, хороши ли такие порции чтение исходя из содержания текста, материала, исходя из его сложности, целевого назначения.

3. Соответствует ли сложность рубрикации, то есть число рубрик разной значимости уровню подготовки читателя.

С др. стороны он должен оценить правильность составления рубрикации, тогда ответить на след. вопросы:

1) выдержана ли соподчиненность частей, логика изложения, соответствует ли объему;

2) хорошо ли технически показана соподчиненность рубрик, то есть соответствовать восприятию;

3) соответствует содержание заголовку и наоборот.

01.12.11

Работа редактора над рубрикацией издания

Рубрики дают представление о строении текста издания.

Архитектоника издания — рубрикация является графическим выражение архитектоники.

Название книги — Части — Главы — Параграфы — Пункты

Заголовки делятся на виды по сл. пр-ам:

1. Степень содержательности, состав и ф/а заголовка:

1) тематические, кот. хар-т содержание той рубрики, к кот. они предписаны, называют тему, указывают на события, кот. будут развиваться в книге, например, «Петр в Голландии и Англии»

2) родо-нумерационные и родо-литерные — заголовки, кот. нумеруют или с помощью буквы обозначают рубрику (часть 1, раздел А, глава 10, параграф 18);

3) нумерационные и литерные заголовки, когда каждый заголовок состоит из одной цифры или буквы (А, 1) для обозначения членения или соподчинения;

4) родо-нумерационно-темат. и родо-литерно-темат. — состоят из трех частей, обозначают род рубрики, обозначение с помощью буквы или цифры, и слова, выражающие тему рубрики (например, Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович);

5) нумерационно-темат. и литерно-темат. — заголовок состоит из номера или буквы и тематической части;

6) заголовки — перечни подтем, раскрываемые в подразделе: аннотируемое по существу содержание раздела, редко употребляются сам-но, поэтому к ним предписываются заголовки других видов;

7) заголовки с подзаголовками (В стенах старого дома. Дворцовая наб., 30);

8) графические заголовки — наборный знак или украшение;

9) немые заголовки, кот. выражаются пробельными отступами.

2. Место загол-ка на полосе и относительно текста:

1) шмуцтитул располагается на отд. странице, не занятой основным текстом, рекомендуется использовать:

— в издания с несколькими большими произ-ми, цель — разграничить пр-ия внутри издания;

— произведения, которое разделено на крупные части, которые можно издать отд. книгами, цель — резко отделить части друг от друга для удобства пользования;

— издания, оснащенные большим предтекстовым и большим затекстовым ап-том, чтобы резко отделить осн. текст от вспом. текста;

— произ-ия, к кот. предполагаются иллюстрации.

2) шапка — заголовок вверху спускового пробела начальной полосы, включают пр-ия со сложной многоступенчатой рубрикацией, цель — сократить число ступеней и разделить графически каждую ступень, часто исп-т для сборников произведений, объед-ых в циклы (части, разделы), цель — выразительно обозначить кж. цикл;

3) заголовок в спусковом пробеле:

размещают его ниже шапки, с отбивкой от текста спусковой полосы, такой заг-к охватывает весь текст до след. спусковой полосы, необходимо при большом числе ступеней рубрикации.

4) начальный заголовок в разрез текста — это сам-ный вид заг-ка, кот. размещен непосредственно над текстом спуск. полосы;

5) рядовой заголовок в разрез текста с отбивками от него — помещается внутри текста с отбивкой от предыдущего и последующего текста;

6) рядовой заг-к в разрез текста без отбивок или только с верхней отбивкой — применяется в изд-ях с оч. сложной рубрикацией, цель — сократить число ступеней и сократить место;

7) заголовок с абзацного отступа без отбивок или только с верхней отбивкой

8) заголовок с абзацного отступа в подбор с последующим текстом, применяется в издании, где более 8 рубрик образует рубрикацию, часто выделяется графические, сокращает расход печатного листа;

9) форточка — заголовок-врезка, с оборкой оси, текстом, применяется в издания учебного назначения;

10) фонарик или маргиналия — расположен на поле страницы, чаще всего исп-ся в справ. издания, может выделяться иллюстративно, цель — резко отделить заг-ки от текста для упрощения поиска справ. сведений;

11) скрытый в тексте заголовок — внутритекстовое выделение (с числом ступеней 10 и более).

3. Взаимодействие заголовка с текстов:

 

4. Характер части текста, кот. заголовок возглавляет.

Рабочее оглавление — это перечень всех заголовков, используемых в изданиях, разбитых на ступени от самых высоких до самых мелких. И назначение рабочего оглавления как раз наглядно представить выраженную в рубрикации композицию произведения, чтобы помочь автору проанализировать и оценить ее, и чтобы дать указания худож. и техн. редактору разметить издания через обозначения заголовков к набору.

Чертят вертикальные линейки, они нумеруются в зависимости от ступеней в издании. Сначала редактор предсталяет свое рабочее оглавление, потом он решает с автором, какую систему лучше предпринять.

 

 

Тематические, родо-нумерационные, нумерац.-темат.

шмуцтитул, шапка, начальный заголовок в разрез текста, заголовок с абзацного отступа без отбивок, фонарик или маргиналия, рядовой заголовок в разрез текста,

09.12.11

Практика

Май — июль так надо оформлять временные интервалы, если они идут прописью или словами.

Заголовок 1, заголовок 2, заголовок 3, центр, перечисления (перечень), таблица.

Название — заголовок 2

Пояснение к названию — центр.

Авторы (должности идут после авторов на отдельной строке, с маленькой буквы) — центр

Место работы — центр

Подзаголовки (ход занятия, литература) — тоже центр

Использованные источники заменить на литературу.

Перечни заменить на перечисления.

По степени содержательности, по форме и по составу:

Тематические

Нумерационные заголовки,

графический заголовок

нумерационно-тематические заголовки

По расположению на полосе:

шапка

начальный заголовок в разрез текста,

рядовой заголовок в разрез текста с отбивками от него,

скрытые в тексте заголовки,

заголовок с абзацного отступа без отбивок или только с верхней отбивкой

заголовок с абзацного отступа в подбор с последующим текстом,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.078 с.)