Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: « Формирование личности в процессе воспитания. Поликультурное воспитание.

Поиск

Тема: «Сущность и принципы воспитания»

 

Принципы воспитания

Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.
1. Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации. 2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них. 3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»). 4. Принцип гуманности воспитания рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм изначально представлен как «человеколюбие». В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности. 5. Личностный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п. 6. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.
А.С.Макаренко писал о невозможности полной стандартизации в определении целей воспитания подрастающего поколения. Он считал, что для каждого молодого человека необходимо продумать две программы воспитания: одна, представленная общими стандартами (принципы воспитания), другая, корректирующая безликость стандартов, должна учитывать особенности конкретного человека, быть ориентированной на развитие индивидуальности воспитанника. Исходя из того, что сегодня как никогда актуальна потребность развития индивидуальности личности, остановимся на принципах ее воспитания. К числу данных принципов с учетом практической педагогической этики можно отнести: принцип ненасилия (право человека быть тем, что он есть); принцип паритетности взаимоотношений; принцип уважения труда познания; принцип уважения неудач; принцип уважения тяжелой работы роста; принцип уважения самобытности; принцип опоры на положительное в человеке; принцип компромиссности спорных решений.
Итак, принципы воспитания представляют собой систему, нормативный аспект которой заключается в применении взаимосвязанных и взаимодополняемых правил воспитательного воздействия. Пренебрежение, даже временное, к использованию одного или нескольких принципов чревато негативными последствиями воспитания личности.

Содержание процесса воспитания

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.

 

Макаренко о воспитании.

 

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.
Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.
В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”

 

Тема: «Методы воспитания»

Тема: «Формирование личности в процессе воспитания. Поликультурное воспитание.

Культура как содержание воспитания.

В культуре, как и в цивилизации, осуществляется смена поколений. И поэтому возникает проблема включения каждого нового поколения в культурное пространство, проблема вживания человека в культурное пространство, как в свое собственное, родное. Таким способом включения человека в культурное пространство является воспитание.

Б.Пастернак писал, что "культура в объятия первого желающего не падает"[77]. Без труда опыт культурного бытия человеку автоматически не усвоить. Нужны огромные усилия, чтобы принять, а еще раньше захотеть принять культуру. Это "захотеть" формируется в виде культурных потребностей в семье. Именно с нее и начинается воспитание. В цивилизационном пространстве постоянно предпринимаются попытки адаптировать культуру к потребностям цивилизации в целом или к какому-либо ее элементу. Жак Ле Гофф приводит интересный факт о том, как однажды Людовик Святой, по возвращении из Святой земли в 1254 году, решил с помощью государственных приемов построить новое культурное пространство. Он издал ордонанс, который предписывал подданным вести новый образ жизни! (Этот ордонанс одновременно запрещал богохульство, проституцию, расточительство, частные войны и войны между христианами вообще). Одновременно запрещалась всякая несправедливость, порча монет и так далее. Совершенно ясно, что методами государственного регулирования или, как теперь говорят, административными методами, невозможно влиять на культурное пространство. Единственный способ изменять конфигурацию пространства состоит в том, чтобы человек из бесконечного пространства культуры в данное историческое время добровольно, в виде сформированной потребности, реализовал те или иные культурные ценности. Напрямую такую задачу решить невозможно. Эта задача решается только с помощью воспитания. Онтологически воспитание представляет собой восхождение конкретного человека к культуре, вхождение в культурное пространство и актуализацию для себя его основных структурных элементов. По крайней мере воспитание есть обязательное условие для начала такого восхождения. Воспитание открывает возможности преображения, воскрешения человека, начала его пути ко спасению. Процесс воспитания в своей основе по своей сути можно свести к решению одной-единственной задачи. Если спросить себя, что такое воспитание, то ответить можно всего несколькими словами: воспитание есть формирование у человека совести. Воспитывать совесть – значит развивать у человека способность к эмпатии, приобщать человека к необходимости весь накопленный опыт совестливой жизни человечества сделать частью своей личности. Есть разные подходы к пониманию воспитания. Самый простой и распространенный состоит в том, что проблема воспитания подменяется проблемой образования. Между тем, образование и воспитание имеют совершенно разные основы. Образование имеет своей основой цивилизацию, а воспитание имеет своей основой культуру. Подмена воспитания образованием приводит к тому, что ребенок превращается в маленький магнитофончик, который должен регистрировать все знания, которые дает ему педагог: так закрывается для ребенка путь деятельного усвоения культуры. В рамках образования учебная работа строится по законам существования и развития цивилизационного пространства, в котором основой активности человека вообще, в том числе профессиональной активности, является корысть и польза, и, следовательно, в содержание образования закладывается только профессионально необходимое. Оно рассматривается только в качестве основного, главного, а все остальное – второстепенное, необязательное. Это значит, что, работая в цивилизационном пространстве, преподаватель волен передавать студенту или ученику знания и только знания, опыт производственной активности, удобно упакованный в учебник для передачи от одного поколения к другому и только. Только польза и польза пронизывает мотивацию образования объекта образования как носителя профессиональной активности для ученика, как будущего носителя этой профессиональной активности. Внешне образование и все, что с ним связано, выглядит очень привлекательно. Это работа, которая формирует профессионала. Но при этом, в качестве мировоззренческой основы, образование всегда имеет эгоизм, индивидуализм, отсутствие моральных и других факторов, сдерживающих индивидуализм. В цивилизационном пространстве они являются всего лишь чужими, инородными, необязательными и вредными предрассудками. Здесь достаточно идеологии либерализма: "Я" и только оно имеет значение, оно центр, оно единственное и единственно реальное. Все новомодные технологии образования: от экстерната до дистанционного, строят свою деятельность в соответствии с такой идеологией. При этом и преподаватели, и те, кто определяет политику преподавания, забывают, что чем успешнее профессионал действует в цивилизационном поле, тем более эффективно он работает на обострение всех цивилизационных противоречий, которые ведут к краху цивилизации и гибели человечества. В этом смысле в педагогике вообще, в том числе и в педагогической практике школ всех уровней: от первого до четвертого, присутствует, так сказать, практика однорукости, когда человек готовится педагогами к бытию в пространстве цивилизации как вещь, полезная обществу, точно так же, как сапоги; как вещь, предназначенная на продажу, точно так же, как автомобиль. Мы предлагаем в связи с этим разделять понятия педагог и воспитатель. Педагог – технолог, а воспитатель как учитель, воспитывающий человека в качестве человека. Не случайно понятие "однорукость" вызывает сразу в памяти ассоциацию с одноруким бандитом. К сожалению, педагогика, полностью погруженная в цивилизацию, имеет все черты такой однорукости. Естественно, что каждый конкретный человек испытывает на себе воздействие образовательного рода, и воздействие воспитательного рода. Формирование или воспитание в человеке способности к эмпатии, способности быть совестливым, если отсутствует в практике педагога, становится практикой совершенно других людей и обстоятельств, в которые попадает ребенок или юноша.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.01 с.)