Совместная деятельность школы, семьи и общественности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместная деятельность школы, семьи и общественности



С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию отца и мужа, превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этих условиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая порождает соперничество между членами семьи и не создает необходимых условий для правильного воспитания детей.
В этих условиях не могло быть и речи о содружестве между семьей и школой. На пути этого содружества возникали и продолжают и сейчас существовать противоречия социального, национального и религиозного порядка.
Социалистический строй оказал огромное влияние на семью. Постепенно в семье сложились новые отношения, основанные на полном равноправии, ликвидировано бесправное положение женщины. Изменилось экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь не только от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Эти изменения создали необходимые условия для установления тесного сотрудничества семьи и школы в воспитании детей.
Советское государство всемерно развивает и поддерживает общественную инициативу в воспитании подрастающих поколений.
Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я. А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность. Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И. Г. Песталоцни и Ж. Ж. Руссо, а также К. Д. Ушинский и революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.
Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходит к разработке проблем семейного воспитания.
Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н. К. Крупская. Она дала марксистское обоснование воспитательного значения семьи при социализме, связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины. Н. К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы.
Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А. С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением нашего советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его «Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах поставлены многие коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании.
Но жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется советское общество. Возникают новые формы сотрудничества между школой и семьей, возникают и новые общественные организации. В этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и функциями современной советской семьи, ее взаимодействиями с общественными организациями и школой. К разработке вопросов семейного воспитания привлечны партийные, профсоюзные и комсомольские работники, широкий актив родителей. Трибуной всех заинтересованных в воспитании детей организаций и лиц является журнал «Семья и школа».

 

Макаренко о воспитании.

 

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.
Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.
В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”

 

Тема: «Методы воспитания»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.004 с.)