Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переход деепричастий в другие части речи
Деепричастия могут переходить в другие части речи, если у них ослабляется или даже утрачивается значение дополнительного действия (пример: Лежа на диване, он читал книгу – Лежа хлеба не добудешь). Таких деепричастий сравнительно немного (лежа, сидя, стоя и др.). Некоторые такие деепричастия закрепились в составе фразеологических обращений. Возможен переход в предлоги в союзы (пример: не взирая на, не взирая на). Есть союзы (хотя, не смотря на то что, не взирая на то что).
Лекция 10
СИНТАКСИС
От греческого слова – построение, порядок. Во-первых, это существующее в языке система типов соединения слов в предложении и система предложения разных типов. Это одна из сфер грамматического строя языка. Она связана с морфологией, потому что в синтаксисе реализуются грамматические категории, формы. Во-вторых, это раздел грамматики наряду с морфологией, который изучает соединение слов в синтаксические конструкции на основе синтаксических связей и предметом этого раздела являются синтаксические единицы, синтаксические отношения и синтаксические средства.
Функция словосочетания такая же как и функция слова, т. е. номинативная (называния). Словосочетания отличается от слова своей раздельной оформленностью, т. е. словосочетание состоит из самостоятельных слов. Отличается от слова производимостью в речи. Производимость – значит каждый раз конструируем, придумываем словосочетание, когда нам нужно что-то сказать. Значение словосочетания состоит из значений отдельных компонентов, т. е. из значений отдельных слов (пример: водить за руку – водить занос (обманывать)). От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей, т. е. мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Но словосочетание является для предложения строительным материалом. Если предложение может быть однокомпонентным, то и состоять из какого-нибудь одного слова (пример: Светает. – это предложение безличное), а словосочетание как минимум двух компонентам.
Типы словосочетаний
Типы словосочетаний можно выделять на разных основаниях, можно взять количественное основание, можно взять содержательное основание, можно взять формальное основание.
Количественное основание, т. е. в зависимости от степени сложности словосочетание различаются простые и сложные. Простые состоят, как правило, из двух знаменательных слов (главного и зависимого) (пример: весенний день, заседание кафедры, составить план, идти быстро и т. д.). Может быть и больше зависимых слов, но если только главное слово распространяется каким-то цельным единством (фразеологизмом) (пример: юноша восемнадцати лет – восемнадцатилетний юноша; девушка со светлыми волосами – светловолосая девушка; принять участие в беседе – участвовать в беседе; самая сложная задача – аналитическая форма превосходной степени – сложнейшая задача). Эти словосочетания семантически являются простыми, а в синтаксическом отношении они примыкают к сложным. – словосочетания сложные. Они представляют собой распространение слова целым словосочетанием, либо может быть распространение словосочетания другим словом (пример: выполнение домашнего задание – слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание; новый ежемесячный журнал – словосочетание ежемесячный журнал распространяется словом новый). Часто в таких сложных словосочетаниях главное слово характеризуется зависимыми с разных сторон (пример: провести месяц в деревни – провести что? Месяц, провести где? В деревне). – Основная классификация по главному слову. В основе лежит формальный признак. Выделяются по этой классификации: а). Глагольные словосочетания (пример: глагол + существительное без предлога: читать газету; существительное с предлогом + глагол: положить на стол; глагол + инфинитив: просить помочь, предложить встретиться; глагол + наречие: говорить в пол голоса; глагол + деепричастие: идти не оглядываясь). б). Именные словосочетания. Существительное в роли главного слова (пример: существительное + существительное без предлога: тезисы доклада; существительное + существительное с предлогом: прогулка по парку; существительное + прилагательное: светлая комната; существительное + порядковое числительное: первый ряд; может быть причастие: опубликованная статья; существительное + наречие: спуск вниз; существительное + инфинитив: желание учиться). Прилагательное в роли главного слова (адъективные словосочетания) (пример: прилагательное + существительное: достойный похвалы; прилагательное + существительное с предлогом: свободный от работы; прилагательное + наречие: широко известный; прилагательное + инфинитив: готовый помочь). числительное в роли главного слова (пример: три комнаты, второй из прецедентов). Местоимение в роли главного слова (пример: кто-то из присутствующих, нечто необычное).
в). Наречные словосочетания (адвербиальные). Главное слово в таких словосочетаниях наречие (пример: наречие + наречие: по-прежнему интересное; наречие + существительное: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе). – в зависимости от смысловых отношениях между компонентами: а). атрибутивные словосочетания (отношения предмет – признак) (пример: весенний день, дом из камня, крики птиц, город у моря – город какой? У моря; прогулка пешком – прогулка какая? Пешком). б). Объектные словосочетания (отношения действия признак – его объект) (пример: посадил дерево – посадил что? Дерево; похожий на отца – похожий на кого? На отца; быстрее ветра – быстрее чего? Ветра). в). Отношения релятивные (отношения действия, признак – их качественное, количественное и обстоятельная характеристика) (пример: кричать громко – кричать как? Громко; очень красивый – красивый в какой степени? Очень; иду лесом – иду где? Лесом; усталый от ходьбы – усталый от чего, по какой причине? От ходьбы; пришел после обеда – пришел когда? После обеда; остановились на отдых – остановились с какой целью? На отдых). г). Отношения аппозитивные (отношения предмет – его характеристика через второе название) (пример: инженер геолог – инженер какой? Геолог, газета труд – газета какая? Труд; город Орел – город какой? Орел; попрыгунья стрекоза – попрыгунья кто? Стрекоза).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.004 с.) |