Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Залог как грамматическая категория
Глаголы могут употребляться в активной и пассивной синтаксической конструкции. В активной – подлежащие называет субъект; сказуемое, обозначающее действие и дополнение, обозначающее объект. (пример: рабочие (субъект) строят (действие) дом (объект)). В пассивную конструкцию – подлежащие выражает объект; сказуемое выражает действие а дополнение выражает субъект (пример: дом (объект) строится (действие) рабочими (объект)). Глаголы, которые выступают в пассивной конструкции, являются глаголами страдательного залога. Действительный залог – это активная конструкция, т. е. конструкция, когда подлежащие называет действующее лицо. Глаголы страдательного залога, всегда соотносятся с глаголами действительного залога (пример: выполнять задание – задание выполняется; изучать предмет – предмет изучается; решать задачу - задача решается учениками). Глаголы действительного залога, могут и не иметь соответствий со страдательным залогом, таким глаголы называются одно залогами (пример: благодарить, крикнуть, бежать, темнеть и др.). Выражается страдательный залог двумя способами: – присоединение к глаголу действительного залога постфикса –ся- (пример: преподаватель читает лекцию – лекция читается преподавателем); – с помощью страдательного причастия (пример: лекция прочитана преподавателем). Отношение действия к субъекту и объекту выражается еще и возвратными глаголами. Возвратные глаголы – образуются от переходных глаголов (пример: одеть ребенка – одеться; остановить прохожего – остановиться). Это глаголы возвратного или еще как называют средневозвратного залога. Они показывают, что действие субъекта направлено на себя, т. е. оно как бы возвращается к самому деятелю. Субъект действия является одновременно его объектом, действие сосредоточено в самом субъекте (пример: мыться, причесаться, одеться и др.). По значению можно выделить несколько групп возвратных глаголов: – собственно возвратные глаголы. Здесь действие возвращается на субъект, т. е. на производителя действия (пример: причесываться – значит причесывать себя); – взаимно возвратные глаголы. Они обозначают такое действие, которое совершается между двумя и более лицами, и каждое лицо является и субъектом и объектом (пример: обниматься – обнимать друг друга);
– общевозвратные глаголы. Обозначают действие, которое вызывает изменение в состоянии субъекта (пример: радоваться, беспокоиться), или являются физическим действием этого субъекта (пример: возвращаться, торопиться). – косвенно-возвратные глаголы. Обозначают действие, которое совершается для себя в своих интересах (пример: собираться в дорогу, запасаться продуктами). – безобъектно возвратные глаголы. Обозначают действие, которое является постоянным свойством субъекта (пример: крапива жжется, собака кусается, свинец плавится и др.).
Наклонение глагола
Выражает отношение действия к действительности, которое устанавливает говорящее лицо. Это может быть как реальный факт действительности (пример: читаю, буду читать, читал), или же действие может мыслиться как нереальное (пример: читал бы, читай). Действие, которое реально существует, выражают глаголы изъявительного наклонения, действие, которое не существует, а является возможным и желаемым – это сослагательное наклонение. Повелительное наклонение тоже самое что и сослагательное. В изъявительном наклонении глаголы имеют форму времени, лица, формы единственного и множественного числа. Глаголы сослагательного наклонения, которые выражают возможные или желательные действия, образуются аналитически – форма прошедшего времени + частица -бы. Частица -бы может переставляться. Могут быть формы рода, формы числа, по временам не изменяется. Сослагательное выражает два основных значения: желательное и условное. Желательное – наиболее яркое и экспрессивное значение, которое выражает формы сослагательного наклонения, и реализуется в форме сослагательного наклонения функцией сказуемого (пример: вы бы лесом шли, лесом идти прохладнее). Бывают условные значения – выражается сложными предложениями с придаточными условиями (пример: если бы я увидел, хоть единственный огонек вдалеке, я бы обязательно остановится). Повелительное наклонение выражает побуждение к свершению какого-либо действия (пример: пиши, читай, пусть пишет, пусть читает). Формы повелительного наклонения может обладать массой оттенков, интонация здесь играет большую роль. Основной формой повелительного наклонения – формы второго лица, единственного и множественного числа. Образуются эти формы от основы настоящего, будущего времени двумя способами:
– с помощью суффикса -и- (пример: пишут – пиши); – безсуффиксный способ (пример: думают – думай; встану – встань). Форма множественного числа возможна, образуется от формы единственного числа с помощью постфикса -те- (пример: читай - читайте). У некоторых глаголах при образовании повелительного наклонения наблюдаются особенности, во-первых это глаголы, которые заканчиваются на -ить (пример: бить, пить). В повелительном наклонении появляется беглая гласная е (пример: бей, пей). У глагола лечь – форма повелительного наклонения – ляг; ехать – повелительное наклонение образуется суплетивно – поезжай. Повелительное наклонение может образовываться аналитически: во-первых это частицы (пусть, пускай, да) + глагольная форма в третьем лице, единственного или множественного настоящего или будущего времени (пример: скажи ей, пускай она мне позвонит). Еще может использоваться частица давай, давайте + инфинитив несовершенного вида или же изъявительное наклонение совершенного вида (пример: давайте читать, давайте почитаем). Форма сослагательного наклонения в значении повелительного может быть, тогда выражается мягкое побуждение – совет (пример: сходил бы ты в магазин). Формы повелительного наклонения могут употребляться в значении сослагательного для выражения условия или долженствования.
Время глагола
Категория времени глагола выражает отношение действия к моменту речи (абсолютное время). В русском языке три времени, а формы времени пять, поскольку это зависит от вида глагола. У глаголов несовершенного вида три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее сложное; пример: читаю, читал, буду читать). А у глаголов совершенного вида две формы (прошедшее, будущее простое пример: прочитал, прочитаю). Только глаголы изъявительного наклонения изменяются по именам и имеют форму времени. Глаголы настоящего времени обозначают, что действие совпадает с моментом речи (пример: учение читает книгу). Значение настоящего времени выражается всей этой словоформой в целом (пишу, пишешь, пишете). Формы настоящего времени имеют несколько значений: – действие или состояние, которое осуществляется в момент речи; – действие постоянное, т. е. вневременное (пример: несколько морей омывают нашей страны); – действие или состояние, которое выражает свойство качества лица или предмета (пример: он славно пишет, переводит); – действие, которое охватывает некоторый отрезок времени (пример: у каждого из нас хранятся его стихи). Глаголы прошедшего времени обозначают, что действие совершалось или совершилось до момента речи (пример: брат писал письмо). Формы образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л- (пример: смотрел, слушал, отвечал). Только прошедшее время имеет особый показатель морфологический – суффикс -л-. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Глаголы с основой инфинитива на согласный, глаголы типа: запереть, тереть, умереть – у них в прошедшем времени суффикса -л- нет.
Лекция 9
ПРИЧАСТИЯ
Особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает процесс, как признак предмета. Имеет признаки как глагола, таки признаки прилагательного. Глагольные признаки причастия: – лексическое значение заимствуется от этого исходного глагола (пример: ветер раскрывший окно – ветер раскрыл окно); – переходность непереходность (пример: читать книгу – читающий книгу; сидеть – сидевший); – возвратность невозвратность (пример: умывать – умывающий, умываться – умывающийся); – вид совершенный, несовершенный (пример: решавший задачу учение - решивший задачу ученик); – залог действительный или страдательный (пример: читающий книгу ученик – книга прочитана учеником). Причастия имеют формы времени (настоящего, прошедшего). Синтаксические свойства: – способность сочетаться с одними и теми же наречиями, или наречными сочетаниями (пример: красиво танцевать – красиво танцующий, появляться время от времени – появляющийся время от времени); – способность управлять одними и теми же формами (пример: стол стоит посредине комнаты – стол стоящий посредине комнаты); Признаки прилагательного у причастия: – причастия как и прилагательные имеют род (муж., средн., жен.) и эта форма рода зависит от рода существительного (пример: читающий мальчик, читающая девочка, читающее население); – число (пример: решивший задачу ученик – решившие задачу ученики); – падежная форма (пример: решивший задачу ученик – решившего задачу ученика и т. д.). Причастия согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже, как и прилагательное. Причастия имеют такую же систему склонения, как и прилагательные; – в предложении являются определением (пример: решивший задачу ученик подошел к преподавателю); – страдательные причастия могут иметь полные и краткие формы. В предложении такие краткие формы являются именными сказуемыми, изменяются по родам и по числам (пример: разбит, разбита, разбито), по падежам не изменяются.
Образование причастий
Состав причастных форм определяется видом и переходностью, непереходностью производящего глаголом. Самое большое количество причастных форм образуют переходные глаголы несовершенного вида (максимальное количество – 4) (пример: читать – глагол несовершенного вида, переходный: читающий – читавший – читаемый – читанный). Непереходный договор несовершенного вида имеет 2 действительных причастия (пример: сидеть – глагол непереходный, совершенного вида: сидящий – сидевший). Переходный глагол совершенного вида имеет 2 причастия прошедшего времени (действительное, страдательное) (пример: раскрыть – сов. вид, переходный глагол: раскрывший, раскрытый). Непереходный глагол совершенного вида, здесь возможно только одна причастная форма – действительное причастие прошедшего времени (пример: прилететь – переход, несов. Вида: прилетевший).
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие (пример: кричат – кричащий). Действительные причастия прошедшего времени – суффиксы -вш-, -ш-, основа инфинитива глаголов совершенного несовершенного вида (пример: говорить – говори). Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие. Страдательные причастия настоящего времени – суффиксы -ем- для глагола 1 спряжения, -им- для глагола 2 спряжения. Берется основа настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида (пример: решают – решай – решаемый; привозят – привоз – привозимый; может быть суффикс -ом-, который является непродуктивный видом – ведомый). Страдательные причастия прошедшего времени – суффиксы -нн- или -ен-, -т-. Основа инфинитива переходных глаголов совершенного вида, и так же от некоторых бесприставочных глаголов несовершенного вида (пример: прочитать – прочита – прочитанный; разбить – разби – разбитый; принести – принес – принесённый; читать – чита – читанный). Переход причастия в прилагательное. Причастия могут развивать качественные значения, терять глагольные признаки (время вид залог), происходит переход в прилагательное (пример: надменный, сокровенный, обыкновенный – исторически они были причастиями, связь уже установить нельзя. Другая группа причастий образует с прилагательными омонимические пары – пример: блестящая поверхность – блестящий оратор). Процесс перехода протекает неравномерно, он больше всего характерен для страдательных причастий, а среди них чаще страдательные причастия прошедшего времени (пример: испуганное выражение лицо и др.). Могут быть причастия страдательные причастия настоящего времени (пример: любимая книга, уважаемый человек и т. д.). Что касается действительных причастий, то чаще переходят в разряд прилагательных действительные причастия настоящего времени (пример: вызывающий тон – потухший взгляд, истекший день – бывшие действительные причастия прошедшего времени).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.025 с.) |