Монографическое обследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монографическое обследование



Здесь информация собирается от одной единицы объекта (исключительный случай в St, который применяется в след. практических ситуациях:

А) для перепроверки данных сплошного наблюдения (возраст 10 лет и был в армии);

Б) для апробирования различных методик по сбору и обработке соответствующих данных;

В) для изучения передового опыта в конкретной сфере чел. деятельности (методы преподавания).

 

II ПО СВЯЗИ С ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ
2.1. Непрерывное 2.2. Прерывное
  2.2.1. Периодическое
2.2.2. Единовременное

 

Непрерывное

Такой подход в сборе информации осуществляют для активно динамических объектов и явлений (быстро изменяются по составу и по значениям признаков). Перерыв в сборе данных по таким объектам может обернуться потерей данных на этом временном интервале. Утрата знаний об объекте.

ZB. Учет актов гражд. состояния: рождаемость, смертность, брачность.

 

Прерывное

Такое наблюдение допускает перерывы в сборе данных. Если эти перерывы происходят через одинаковый интервал времени, от мы имеем наблюдение типа:

2.2.1. Периодическое – представление данных по бух. и St отчетности разл. предприятиями (месяц, квартал, год).

2.2.2. Единовременное – информация собирается по мере потребности без соблюдения четкого интервала в ее сборе (анкеты, соц.опросы)

 

III ПО ИСТОЧНИКАМ СВЕДЕНИЙ
3.1. Непосредственный учет 3.2. Документальный учет 3.3. Опрос

 

3.1. Непосредственный учет. При таком наблюдении информация считывается при непосредственном контакте с единицами объекта путем пересчета, измерения, взвешивания. (инвентаризация, товарная экспертиза, учет посещаемости студентов).

3.2. Документальный учет. Получение исходной информации опосредственно, через различные документальные источники. (паспорт, зачетка, личное дело, вод.права).

3.3. Опрос. Организуют только для физических лиц (население конкретной социальной группы) по схеме устного или письменного опроса (тестирование).

IV ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ
4.1. Отчетный 4.2.Экспедиционный 4.3.Саморегистрация 4.4.Анкетный

 

Данное направление характеризует форму конечного оформления итогов наблюдения.

 

4.1. Отчетный. Исходные данные накапливаются в виде различных отчетов:

• бух. и стат. отчетность

• акты товарной экспертизы

• отчеты по студ.практикам

• отчеты кафедр.

 

4.2. Экспедиционный. Спец. Обученные люди – «счетчики» - интервьюеры проводят опросы населения и итоги опросов сами оформляют на бланках наблюдения (перепись, кукушки).

 

4.3. Саморегистрация. Применяют также для физических лиц, предварительно проводится подробный инструктаж по поводу заполнения бланков наблюдения и дается время для самостоятельного заполнения бланков (тестирование, выборы, референдумы).

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТ

АО проводят при помощи анкет – спец. Бланки наблюдения, состоящие из 1/нескольких листов, на которых в логической последовательности располагают признаки в виде? и оставляют место для ответа респондента.

Любая анкета имеет след. обязательные структурные элементы:

1) Название анкеты.

2) Вступительная часть.

3) Основное содержание анкеты.

4) Заключительный раздел.

 

Название анкеты. Любая анкета начинается с названия, т.е. указывается тип респондента, к которому в дальнейшем будут обращены вопросы по программе наблюдения. Использование такой формы позволяет решать след. задачи:

• дается установка респондента на область опроса. Это важно тогда, когда каждый чел выступает в различных статусах. Тем самым существенно сокращаются ошибки наблюдения и повышается объективность конечной информации.

 

Вступительная часть. Отражают след. моменты:

1) обращение к респонденту в приемлемой форме с учетом его статуса (уваж.покупатель, господин директор, дорогой читатель);

2) полное название предприятия, которое организует данное обследование (юр.лицо);

3) формулировка цели, должна быть четко выделена, просматриваться. Конечное использование материалов обработки, причем максимально в интересах респондента;

4) порядок заполнения анкеты (нужный вариант отметьте «+»).

 

Данный раздел оформляется очень лаконично простым языком с выделением цели и занимает несколько строк на бланке А. И рекомендуется первые два раздела дополнять наглядными элементами (рисунок, фото, эмблема)

а) к сфере наблюдения

б) органа, проводящего наблюдение

(знакомство и реклама с компанией)

Отмеченные элементы наглядности решают след. задачи:

• эстетические цели

• ориентация на сферу наблюдения

• знакомство с органами, проводящими СН

Элементы наглядности располагают в верхней части первой страницы бланка наблюдения.

 

Основное содержание. Данный раздел должен занимать основную часть бланка наблюдения (90%). В этом разделе логически располагают признаки в виде? и отводится место для ответов. При разработке этого раздела должны практически решаться след. проблемы:

1) количество вопросов

2) типы вопросов

3) порядок расположения вопросов на бланке наблюдения.

 

Количество вопросов определяется след.обстоятельствами:

• от поставленной цели

При макроцели кол-во признаков будет значительно шире по сравнению с решением частных исследовательских задач (част.: факторы, определяющие успеваемость студента; макро: стат. Портрет студента эк.фака.

• место проведения наблюдения

В случаях оперативного опроса программа должна быть очень узкой (не более 5 признаков) и проводится экспедиционным способом. В тех случаях, когда опрос проводят в аудиториях или программа наблюдения печатается на страницах газет, количество признаков может быть значительно больше.

• использование определенного вида признака по связи с внутренним содержанием объекта. Если программа ориентируется в основном на несущественные признаки, то их будет больше по сравнению с ориентацией на существенные признаки.

• профессионализм и компетентность лиц, занимающихся разработкой и проведением анкетных опросов.

 

Типы вопросов.

При составлении анкеты применяют 3 типа вопросов:

1) открытый;

2) закрытый;

3) полузакрытый/полуоткрытый.

Открытый – такой тип? предполагает после формулировки признака наличие свободного пространства (пустые строки) для свободной формы ответа респондента. Данная форма не является предпочтительной для респондента (против принципа добровольности). Для исследователя формулировка таких вопросов не требует глубокого знания проблемы и сферы наблюдения и большого фонда времени. Серьезные проблемы для исследователя возникают в момент обработки такой информации: трудность систематизации (группировки) произвольной формы ответов. Исходя из этого, программа опроса по возможности должна исключать такой тип?, в случаях необходимости – 3? Максимум.

 

Закрытый – предполагает после формулировки признака готовый логический перечень/список ответов. И респонденту остается выбрать один/несколько нужных вариантов. Такой тип удобен для респондента. В зависимости от инструкции (которая печатается в () вопроса) его просят отметить 1/ не более3 / все нужные варианты ответов.

Для исследователя постановка таких? требует глубокое и детальное знание проблемы исследования, умение четко формулировать признаки, умение давать варианты готовых ответов и располагать их в логической последовательности. Для построения таких признаков требуется значительный фонд времени. Такие? легко систематизируются и обобщаются, давая соответствующую «глубину» исследования.

 

Комбинированный – представляет собой комбинацию построения 1 и 2 типов. Схема подачи:

3_____________?

3.1.___________

3.2.___________

3.3. Свой вариант ответа

_______________________

 

Т.о. программа наблюдения в основном должна формироваться из вопросов 2 и 3 типов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.013 с.)