Тема 1. Предмет и метод статистики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и метод статистики.



Тема 1. Предмет и метод статистики.

 

Любая человеческая деятельность предполагает учёт.

Учёт – процесс регистрации (фиксирования) информации по объектам и явления социально-экономической жизни.

К настоящему времени сложилась система учёта.

Система учета (виды)

 

I Оперативный II Бухгалтерский III Статистический

I Оперативный – позволяет просто накопить исходную (первичную) информацию по изучаемым объектам/явлениям без дальнейшей обработки. Данный вид учета является необходимым условием любого исследования. Не требуется наличие специальной профессиональной подготовки.

 

II Бухгалтерский – относится к разряду специально организованного (требует спец. проф. знаний). Основная цель – выявление итогов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), которые можно сгруппировать в 3 типа:

1) доходы = расходы;

2) доходы > расходы: прибыль;

3) доходы < расходы: убытки.

 

Доходы – сумма реализованных торговых надбавок как элемент продажной цены.

Расходы в торговле связаны с процессом движения товаров, продажи и обслуживания и принимают вид издержек обращения, которые группируются по 12 статьям (транспортные, расходы по з/пл).

 

III Статистический – относят также к разряду спец.организованного. Цель – выявление тенденций и закономерностей СЭЖ и их количественная оценка.

 

Для решения поставленной задачи требуется выполнение след. необходимых условий:

1) массовость;

2) динамика.

 

Для решения этой задачи St применяет след. методы:

1) St наблюдение [СН]

2) St группировка [СГ]

3) St сводка

• абсолютные и относительные величины [АВ], [ОВ]

• средние величины [СВ]

• показатели вариации

• метод динамических рядов [ДР]

• индексный метод

• табличный

• графический

• экономико-математический метод [ЭММ].

 

Все 3 вида учёта объединяют такие моменты:

1. Присутствие накопления, регистрации соответствующей информации

(учет).

  1. Полученная информация по каждому виду учёта необходима для потребностей объективного управления объектами.

3. Присутствие общих методов работы.

 

Отличительные особенности 3 видов учёта:

 

  1. По цели.
  2. Разный уровень обобщения.
  3. Присутствие специфических методов.

Подходы к объяснению термина статистика.

1. Совокупность цифровой информации по изучаемому объекту/ явлению.

2. Как вид чел. деятельности, как профессия, связанная с накоплением, хранением и обработкой информации.

3. Как научная дисциплина, имеющая свой объект, предмет и методы исследования.

Разные научные дисциплины могут иметь общий объект исследования (экономика торговли, бухучёт в торговле, статистика торговли)

НО, все дисциплины имеют свой исключительный предмет исследования!

 

Предмет St – количественная сторона St-их совокупностей.

 

St совокупность – объекты и явления СЭЖ, которые должны иметь след. свойства:

• массовость;

• однородность, однокачественность;

• варьирование, колеблемость признаков;

• динамичность объектов.

 

Особенности СЭЖ.

  1. Сложность сферы.
  2. Многообразие форм проявления.
  3. Высокая динамичность.
  4. Большое одновременное влияние нескольких факторов. Поэтому возникают проблемы с оценкой роли только одного фактора (отсутствие возможности чистого эксперимента).
  5. Обязательное присутствие человеческого фактора с позитивным или негативным влиянием.

 

Любое St исследование может проходить по таким уровням:

• изучаемый объект (СС)

 

единицы изучаемого объекта

 

признаки единиц объекта

 

Единица объекта – составная её часть / предел дробления объекта, при котором у этой единицы ещё сохраняются свойства, присущие всему объекту. (любая единица объекта СЭС имеет множество признаков)

 

Признак – отличительное свойство, особенность единицы объекта.

 

Всё многообразие признаков можно сгруппировать по основным направлениям.

Классификация признаков представлена в таблице.

 

 

Таблица. Классификация статистических признаков

I ПО СВЯЗИ С ВНУТРЕННИМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБЪЕКТА
1.1. Существенные 1.2. Несущественные
• Они напрямую связаны с внутренним содержанием объекта; • Из таких признаков формируется программа любого St наблюдения; • На основе этих признаков формулируют вопросы в анкетных исследованиях; • Они выступают в качестве группировочного признака при St группировках • Они косвенным образом раскрывают внутреннее содержание объекта; • Они выступают «фоном» для существенных и позволяют лучше понять изменение последних; • В программе наблюдения они занимают меньший удельный вес
Деление признаков по данному направлению имеет смысл, если поставлена цель исследования
II ПО СПОСОБУ РАСЧЕТА
2.1. Первичные / Экстенсивные 2.2. Вторичные / Интенсивные
• Находятся в виде одного арифметического действия; • Принимают вид абсолютных величин; • Объективны; • Дают начальное представление по объекту. • Идёт система расчетов (отношение признаков между собой); • Имеют форму относительных либо средних величин; • Субъективны; • Применяют для более глубокой обработки, получения глубоких выводов.
III ПО СВЯЗИ С ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ
3.1. Динамические 3.2. Статические
• Такие признаки тесно связаны с фактором времени и изменяются во времени. Без употребления периода времени смысла не имеют; • Через них отслеживаются динамические тенденции по объектам • Значение таких признаков не меняются/ меняются незначительно во времени; • Однако, если существенно меняются временные границы, то признак может перейти в динамический и на этом промежутке времени быть таковым
3.1.1. Интервальные 3.1.2. Моментные
• Значение признака проводится ЗА определенный период в накопленном виде; • Признаки можно напрямую суммировать, при этом получают значение признака за укрупненный отрезок времени. • Значение признака дается в виде среза НА конкретную дату (начало, конец); • Не поддаются суммированию напрямую, т.к. в данном случае будет происходить многократный учет переходящей информации в определенной части
IV ПО ФОРМЕ ВЫРАЖЕНИЯ ПРИЗНАКА
4.1. Количественные 4.2. Атрибутивные / Описательные
• Признаки в первой подаче имеют цифровую форму и отвечают на вопрос «сколько?»; !!! По способу расчета делят только количественные признаки • Признак в первой подаче имеет текстовую форму; !!! Однако, на следующих этапах обработки информации можно посчитать количество единиц объекта, которые имеют данный описательный признак
V ПО ОТНЕСЕНИЮ НА ОБЪЕКТ
5.1. Прямые 5.2. Косвенные / Опосредственные
• Они сразу же относятся на весь изучаемый объект целиком • Признаки относятся на частные совокупности внутри объекта
VI ПО СТЕПЕНИ ВАРИАЦИИ
6.1.Непрерывные 6.2. Дискретные 6.3. Альтернативные
• Признак принимает любое значение, даже дробное • Признак принимает только целое значение. Это касается след. измерений: 1)пары, комплекты, бочки 2) человеческий фактор • Происходит выбор значения из двух возможных вариантов
       

 

 

Другой важной категорией St является St показатель, который представляетсобой форму, способ существования/подачи признака.

Любой показатель должен быть определен по след. направлениям:

  1. Качественная определенность (о ком? о чём?)
  2. Количественная определенность (сколько?)
  3. Единица измерения
  4. По объекту (чей?)
  5. Принадлежность по территории (где?)
  6. По периоду времени (когда?)

 

Например: списочная численность студентов группы ЭТ-03-2 КГТЭИ на 01.09.04г. составила 25 человек.

 

Такой подход к подаче St показателя практически требуется в след. ситуациях:

1) При написании текста экономических выводов (аналитических записок по расчетам);

2)При оформлении названий таблиц и St графиков.

 

С количественной определенностью показателя следует связывать употребление другой категории, St величины. Она может характеризовать:

• состав объекта по единицам;

• значение количественного признака у одной единицы объекта (индивидуальный);

• значение количественного признака у нескольких единиц объекта или в целом по объекту (сводная величина);

• соотношение признаков между собой.

 

В практических расчетах применяют след. виды величин:

    • АВ [∑]
    • ОВ [: ]
    • СВ (обобщение)
    • Интервальные (моментные)
    • Непрерывные (дискретные)
    • Прямые (обратные)

 

Классификация СН.

Для грамотного проведения процесса сбора данных необходимо знать основные направления классификации СН.

 

I ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА И ЕДИНИЦ НАБЛЮДЕНИЯ
1.1. Сплошное 1.2. Несплошное
  1.2.1. Выборочное
1.2.2. Анкетное (опросы)
1.2.3. Метод основного массива
1.2.4. Монографическое обследование

 

1.1.Сплошное. При данных наблюдениях источником первичной информации выступают все без исключения единицы объекта.

+ получают полную детализированную информацию по изучаемому объекту, которую в дальнейшем можно обрабатывать по различным направлениям согласно поставленной цели.

- такие наблюдения связаны с большими затратами фактора времени на сбор и обработку трудовых ресурсов, материальных средств, поэтому подобные наблюдения как правило проводят через определенный отрезок времени.

ZB. перепись населения, в с/х, основных фондов и оборудования

1.2. Несплошное. Первичная информация собирается от части единиц объекта, поэтому этим видом устраняются все негативные элементы, присущие 1.1.

1.2.1. Выборочное. По определенным правилам формируют выборку заранее определенную по численности. Получают по этой части количественные характеристики (СВ,ОВ) и с определенной точностью (погрешностью) распространяются знания от части на весь изучаемый объект.

Анкетное.

Особенности анкетного обследования.

  1. В таких опросах принимает участие население по опред. соц. группам. Физические лица – респонденты.
  2. Добровольность участия в таких обследованиях. В отличие от обязательности представления информации посредством бух. и St отчетности. Однако, при грамотной организации таких обследований можно существенно повысить % участников обследования. Имеется в виду след.:

• личные качества лиц-интервьюеров

• внешнее оформление анкеты

• внутреннее содержание анкеты (постановка? соответствует образовательному уровню респондента).

  1. Анонимность ответов на вопросы программы (особенно по? критического содержания, направленных на деятельность личности)
  2. Сфера применения. Для выявления мнения населения по злободневным? из эк., пол., соц. Жизни, т.е. когда отсутствуют другие источники получения соответствующей информации
  3. Управленческий аспект. Любые серьезные анкеты должны содержать? след. характера:

А) оценка отдельных направлений функционирования объекта (работа декана, магазина).

Б) перечень рекомендаций для повышения эффективности функционирования объекта.

Если большинство респондентов ставят низкие оценки отд. Параметрам объекта, то возникает проблема разработки конкретных практических мер с целью улучшения деятельности объекта по данным параметрам.

 

1.2.3. Метод основного массива.

Обследуют такие основные единицы объекта, которые несут на себе основную часть изучаемого признака (самые крупные единицы объекта). В этом случае знания формируются только в пределах этой изученной части.

ZB. Формирование потреб. корзины по прод. и непрод. товарам, изучение самых крупных универов страны.

Непрерывное

Такой подход в сборе информации осуществляют для активно динамических объектов и явлений (быстро изменяются по составу и по значениям признаков). Перерыв в сборе данных по таким объектам может обернуться потерей данных на этом временном интервале. Утрата знаний об объекте.

ZB. Учет актов гражд. состояния: рождаемость, смертность, брачность.

 

Прерывное

Такое наблюдение допускает перерывы в сборе данных. Если эти перерывы происходят через одинаковый интервал времени, от мы имеем наблюдение типа:

2.2.1. Периодическое – представление данных по бух. и St отчетности разл. предприятиями (месяц, квартал, год).

2.2.2. Единовременное – информация собирается по мере потребности без соблюдения четкого интервала в ее сборе (анкеты, соц.опросы)

 

III ПО ИСТОЧНИКАМ СВЕДЕНИЙ
3.1. Непосредственный учет 3.2. Документальный учет 3.3. Опрос

 

3.1. Непосредственный учет. При таком наблюдении информация считывается при непосредственном контакте с единицами объекта путем пересчета, измерения, взвешивания. (инвентаризация, товарная экспертиза, учет посещаемости студентов).

3.2. Документальный учет. Получение исходной информации опосредственно, через различные документальные источники. (паспорт, зачетка, личное дело, вод.права).

3.3. Опрос. Организуют только для физических лиц (население конкретной социальной группы) по схеме устного или письменного опроса (тестирование).

IV ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ
4.1. Отчетный 4.2.Экспедиционный 4.3.Саморегистрация 4.4.Анкетный

 

Данное направление характеризует форму конечного оформления итогов наблюдения.

 

4.1. Отчетный. Исходные данные накапливаются в виде различных отчетов:

• бух. и стат. отчетность

• акты товарной экспертизы

• отчеты по студ.практикам

• отчеты кафедр.

 

4.2. Экспедиционный. Спец. Обученные люди – «счетчики» - интервьюеры проводят опросы населения и итоги опросов сами оформляют на бланках наблюдения (перепись, кукушки).

 

4.3. Саморегистрация. Применяют также для физических лиц, предварительно проводится подробный инструктаж по поводу заполнения бланков наблюдения и дается время для самостоятельного заполнения бланков (тестирование, выборы, референдумы).

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТ

АО проводят при помощи анкет – спец. Бланки наблюдения, состоящие из 1/нескольких листов, на которых в логической последовательности располагают признаки в виде? и оставляют место для ответа респондента.

Любая анкета имеет след. обязательные структурные элементы:

1) Название анкеты.

2) Вступительная часть.

3) Основное содержание анкеты.

4) Заключительный раздел.

 

Название анкеты. Любая анкета начинается с названия, т.е. указывается тип респондента, к которому в дальнейшем будут обращены вопросы по программе наблюдения. Использование такой формы позволяет решать след. задачи:

• дается установка респондента на область опроса. Это важно тогда, когда каждый чел выступает в различных статусах. Тем самым существенно сокращаются ошибки наблюдения и повышается объективность конечной информации.

 

Вступительная часть. Отражают след. моменты:

1) обращение к респонденту в приемлемой форме с учетом его статуса (уваж.покупатель, господин директор, дорогой читатель);

2) полное название предприятия, которое организует данное обследование (юр.лицо);

3) формулировка цели, должна быть четко выделена, просматриваться. Конечное использование материалов обработки, причем максимально в интересах респондента;

4) порядок заполнения анкеты (нужный вариант отметьте «+»).

 

Данный раздел оформляется очень лаконично простым языком с выделением цели и занимает несколько строк на бланке А. И рекомендуется первые два раздела дополнять наглядными элементами (рисунок, фото, эмблема)

а) к сфере наблюдения

б) органа, проводящего наблюдение

(знакомство и реклама с компанией)

Отмеченные элементы наглядности решают след. задачи:

• эстетические цели

• ориентация на сферу наблюдения

• знакомство с органами, проводящими СН

Элементы наглядности располагают в верхней части первой страницы бланка наблюдения.

 

Основное содержание. Данный раздел должен занимать основную часть бланка наблюдения (90%). В этом разделе логически располагают признаки в виде? и отводится место для ответов. При разработке этого раздела должны практически решаться след. проблемы:

1) количество вопросов

2) типы вопросов

3) порядок расположения вопросов на бланке наблюдения.

 

Количество вопросов определяется след.обстоятельствами:

• от поставленной цели

При макроцели кол-во признаков будет значительно шире по сравнению с решением частных исследовательских задач (част.: факторы, определяющие успеваемость студента; макро: стат. Портрет студента эк.фака.

• место проведения наблюдения

В случаях оперативного опроса программа должна быть очень узкой (не более 5 признаков) и проводится экспедиционным способом. В тех случаях, когда опрос проводят в аудиториях или программа наблюдения печатается на страницах газет, количество признаков может быть значительно больше.

• использование определенного вида признака по связи с внутренним содержанием объекта. Если программа ориентируется в основном на несущественные признаки, то их будет больше по сравнению с ориентацией на существенные признаки.

• профессионализм и компетентность лиц, занимающихся разработкой и проведением анкетных опросов.

 

Типы вопросов.

При составлении анкеты применяют 3 типа вопросов:

1) открытый;

2) закрытый;

3) полузакрытый/полуоткрытый.

Открытый – такой тип? предполагает после формулировки признака наличие свободного пространства (пустые строки) для свободной формы ответа респондента. Данная форма не является предпочтительной для респондента (против принципа добровольности). Для исследователя формулировка таких вопросов не требует глубокого знания проблемы и сферы наблюдения и большого фонда времени. Серьезные проблемы для исследователя возникают в момент обработки такой информации: трудность систематизации (группировки) произвольной формы ответов. Исходя из этого, программа опроса по возможности должна исключать такой тип?, в случаях необходимости – 3? Максимум.

 

Закрытый – предполагает после формулировки признака готовый логический перечень/список ответов. И респонденту остается выбрать один/несколько нужных вариантов. Такой тип удобен для респондента. В зависимости от инструкции (которая печатается в () вопроса) его просят отметить 1/ не более3 / все нужные варианты ответов.

Для исследователя постановка таких? требует глубокое и детальное знание проблемы исследования, умение четко формулировать признаки, умение давать варианты готовых ответов и располагать их в логической последовательности. Для построения таких признаков требуется значительный фонд времени. Такие? легко систематизируются и обобщаются, давая соответствующую «глубину» исследования.

 

Комбинированный – представляет собой комбинацию построения 1 и 2 типов. Схема подачи:

3_____________?

3.1.___________

3.2.___________

3.3. Свой вариант ответа

_______________________

 

Т.о. программа наблюдения в основном должна формироваться из вопросов 2 и 3 типов.

 

 

Заключительный раздел

Данный раздел аналогично вступительной части оформляется простым, лаконичным языком и занимает несколько строк на последней странице анкеты.

Этот раздел содержит:

1) Благодарность респонденту за проделанную работу «спасибо…

2) пожелание респонденту с учетом его статуса и поставленной цели (студенту – успешной учебы, покупателю – устойчивого ден.дохода)

3) высказывается пожелание респонденту принимать участие в подобных обследованиях в перспективе (актуально: покуп.Д, отслеживание тенденций на внутреннем рынке товаров)

4) если программа анкеты печатается в газетах и журналах, то приводится полный обратный адрес отсылки заполненных бланков анкеты, телефон ответственного исполнителя организации данной анкеты.

 

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ АНКЕТ.

После получения заполненных анкет начинается этап их обработки. При этом отдельные виды работ можно сгруппировать по основным блокам.

ЭТАП – Подготовительный

 

• Используя элементы внешнего контроля (просмотр А без критического осмысления внутр содерж) из общ V искл:

- пустые

- испорченные бланки

• Подсчитывают колво А, к. будет подлежать обработке

• все анкеты №-ся сквозным образом. Цель – исключить случаи многократной обработки либо исключения (ни разу не обрабатыв.)

 

Примечания.

1. КТ по 2 и более факторам проводят при существенном объеме наблюдения для достаточного заполнения полученных ячеек в процессе группировки. В противном случае (при небольшом колве наблюдений в 20,30 анкет) рекомендуется выполнять простую группировку.

2. Комбигруппировки существенно углубляют исследование. В данном случае можно установить наиболее часто встречающийся набор комбинаций признаков при изучении конкретного объекта.

3. В дополнение к КТ, которая содержит абсолютную информацию в виде количества ответов можно строить структурные таблицы в виде отношения количества ответов в каждой ячейке к групповому/общему итогу.

4. Расчеты по КТ также могут иллюстрироваться графич.изображением. На графике в %-форме отражают наиболее часто встречающиеся комбинации признаков.

ПЛАН СН.

 

Все крупномасштабные СН обязательно планируются. Реализация принципа плановости находит свое отражение в плане СН, который содержит 2 основных раздела:

 

I. Методологический раздел II. Организационный раздел
1.1. Цель СН 2.1. Органы СН
1.2. Объекты СН 2.2. Сроки СН
1.3. Единица СН 2.3. Территория СН
1.4. Единица St совокупности 2.4. Система подготовительных мероприятий
1.5. Программа СН  
1.6. Бланки СН  
1.7. Инструкция к бланкам СН  
1.8. Источники сведений  
1.9. Способы представления данных  

I. Методологический раздел.

1.1. Цель СН. Любое СН должно иметь конкретно поставленную цель.

ZB. • изучение численности и структуры населения (переписи);

• трудоустройство выпускников ВУЗа по специальностям;

• изучение покупательских предпочтений;

• политические предпочтения населения накануне выборов.

Четко сформулированная цель позволяет грамотно составить программу СН.

 

1.2. Объекты СН. Объектом наблюдения выступают объекты и явления СЭЖ= стат.совокупности. При организации СН важно определять «границы» объекта, для того, чтобы наиболее полно учесть единицы объекта. Будет неточным определение объекта в виде «торговые предприятия», требуется обязательно уточнение:

- все

- либо оптовой торговли

- либо розничной торговли.

Аналогично при изучении продажи.

 

1.3. Единица СН. Это составная часть объекта наблюдения, которая выступает носителем регистрируемого признака. Единицей СН могут быть:

• физические единицы (отдельный человек, товар, транспортное средство)

• организации (специальность, факультет, группа)

• отдельные события, процессы (переход к рыночной экономике, процесс

безработицы).

В СН единица наблюдения может совпадать с единицей ст. совокупности, а может и нет. (Например, объект = студенты и единица СН= один из студентов)

1.4. Структурный элемент СС (предел ее дробления), когда еще сохраняются первоначальные свойства, присущие этой единице.

1.5. Согласно сформулированной цели наблюдения составляется программа СН, которая может быть представлена в 2 формах:

а) анкетах – оформлены в виде вопросов

б) бухгалтерская (статистическая отчетность – в виде списка показателей, который чаще всего оформляется в виде таблиц (сочетание строк и столбцов))

1.6. Бланк СН – лист определенного формата в количестве одного и более, на котором по определенным правилам располагают программу СН. В практической жизни применяют 2 основных типа формуляра бланков:

а) карточный – на котором накапливается инфо по одной единице СН (бюллетень, зачетка, паспорт)

б)списочный – предназначен для накопления инфо от нескольких единиц СН (переписной лист, ведомости по з/пл, акты списания)

1.7. К бланкам СН в дополнение разрабатывают инструкции. Применительно к анкетам инструкции выполняют след.функции:

- порядок выбора нужного варианта ответа

- пояснения относительно количества выбора нужных вариантов

- пояснения сложных вопросов (термины)

- порядок ответов на вопросы оценочного содержания

В отношении стат.отчетности инструкции касаются:

- кто представляет

- пояснение состава экономических показателей

- точность определения количественных признаков (целое, до десятых)

- возможность сопоставления (сравнения) одинаковых эк.показателей, расположенных в разных формах стат.отчетности.

II. Организационный раздел

2.1. Органом наблюдения может выступать:

▪ органы гос.статистики

▪ учебные заведения

▪ различные торговые предприятия (при изучении покупательского Д)

▪ отраслевые департаменты (по Р,транс.услуги, товарам)

2.2. Определение сроков СН явл. важным моментом для учета полной и качественной инфо. В соц. обследованиях СН проводят сразу после либо в преддверии событий. Форма стат.отчетности, срочность отчета заранее определяется (месячная, квартальная). При организации переписи населения устанавливается «критическое время» - все родившиеся после 0 часов не учитываются в переписных листах, а умершие считались как наличное население.

Позволяет привести всю инфо в сопоставимый вид по фактору времени.

2.3. При проведении СН обязательно определяются территориальные границы сбора информации. (например, изучение численности по городу, району, краю…)

Аналогично в приведенных территориальных границах происходит сбор данных о розничной продаже товаров населению. При этом нужно помнить о том, что если меняются адм.-терр. границы во времени, то произошедшие изменения должны быть приняты во внимание для обеспечения сопоставимости информации по территории.

2.4. Залогом успешного проведения СН явл. выполнение комплекса подготовительных мероприятий, которые включают след.моменты:

- составление списка единиц объекта наблюдения

- разбивка территории наблюдения на участки

- подготовка и инструктаж лиц, которые будут заниматься сбором первичных данных

- проведение пробных наблюдений на отдельных единицах объекта с целью апробации методики наблюдения и на предмет оптимальности бланков СН

- проведение рекламных кампаний и пропаганда СН.

 

Значение стат.отчетности.

*На основе инфо стат.отчетности получают свод различных показателей по отраслевому и территориальному признаку (макроэкон.подход к инфо).

*На основе такой инфо осуществляется обоснованное управление отдельными отраслями и в целом экономики.

*Посредством стат.отчетности отслеживают ход осуществления различных гос.соц-эк.программ (степень выполнения и эффективность).

*Официальная статистика ч/з стат.отчетность выступает информационной базой любого научного исследования.

* Данные стат.отчетности используют для организации эффективного внутрифирменного управления.

 

Основные принципы организации стат.отчетности:

▪ унифицирование форм стат.отчетности

▪ оптимизация состава показателей

▪ сокращение дублирования форм

▪ уменьшение информационной нагрузки на отчитывающиеся субъекты и бюджет.

Госкомстатом РФ в современных условиях разработан и утвержден унифицированный стандарт на образец любой формы гос. СН. Согласно данного документа любая форма СН должна иметь обязательные 3 элемента:

  1. Заголовочный
  2. Содержательный
  3. Оформительский

Форма стат.отчетности согласно указанных трех элементов содержит 5 основных зон:

1 ЗОНА

В ней отражают:

▪ федеральное гос.стат.наблюдение (ФГСН)

▪ конфиденциальность получателю инфо гарантируется

▪ печатается из кодекса РФ и закона РФ формулировка статей об ответственности за нарушение порядка предоставления отчетности и за предоставление недостоверной инфо.

2 ЗОНА

▪ название отчета

▪ период, за который предоставляется информация

▪ Форма№… кодовая часть отчета

▪ название документа, который утвердил данную форму наблюдения и дата утверждения этой формы

▪ периодичность представления отчетности (месячная, квартальная, годовая)

▪ название организации, в адрес которой посылается заполненный отчет (конкретный орган гос.статистики)

3 ЗОНА

▪ полное название отчитывающегося субъекта

▪ полный почтовый адрес

▪ кодовая часть: представляет собой кодировку всех разделов отчета согласно общероссийским и отраслевым классификаторам технико-экономической и соц. инфо.

Перечисленные три зоны обязательно располагаются на лицевой странице отчета.

4 ЗОНА – Содержательная

Она оформляется в виде:

• графо-строк (табличная форма)

• вопросников (по типу анкет)

Содержательная часть должна быть максимально унифицирована для потребностей машинной обработки этой инфо. Все показатели основных разделов и подразделов 4-ой зоны нумеруются сквозным образом, начиная с первого показателя.

5 ЗОНА

▪ подпись руководителя организации с расшифровкой ФИО

▪ подпись исполнителя (расшифровка) – экономист, бухгалтер

▪ контактный телефон

▪ дата составления отчета (для того, чтобы контролировать своевременность предоставления данных)

Эта зона располагается на последней странице формы наблюдения.

 

ОШИБКИ СН

Информация, получаемая в ходе СН должна быть достоверной, т.е. значения показателей (признаков) по изучаемому объекту, полученные в ходе СН должны полностью совпадать с реальными объективными значениями. Если такого совпадения не происходит, то имеет место присутствие ошибок СН.

Классификация ошибок СН

Ошибки СН подразделяют по 3 направлениям:

1) по стадиям возникновения

2) по причинам

3) по характеру проявления

 

Таблица 3. Классификация ошибок СН

А Б
1. По стадиям возникновения 1.1.Ошибки при сборе инфо 1.2. Ошибки при подготовке данных к обработке 1.3. Ошибки на стадии обработки
2. По причинам 2.1. Ошибки регистрации 2.2. Ошибки, связанные с несовершенством теории 2.3. Ошибки репрезентативности 2.4. Непреднамеренные ошибки 2.5. Преднамеренные ошибки
3. По характеру проявления 3.1. Ошибки систематические 3.2. Ошибки собственно случайные

 

2.1. Ошибки регистрации. Имеют место, когда происходит неправильное фиксирование соответствующей инфо по объекту или произошло ее искажение на бланках наблюдения (при занесении). Такое искажение может иметь не только субъективный характер (невнимательность, непрофессионализм), но и объективный характер (поломка измерительных приборов, приводящая к искажению инфо, но пока еще не обнаруженная исследователем). Указанные причины могут быть устранены, поэтому и устраняются соответствующие ошибки.

2.2. Ошибки, связанные с несовершенством теории. Организовывать наблюдения по объектам и явлениям, которые еще недостаточно изучены (познание сущности, выявление признаков, состава объекта…) не имеет смысла. В полной мере это относится к рыночной экономике и исследование явлений, связанное с ним: инфляция, безработица, изменение цены. Потребовалось изучение мирового опыта разработки системы показателей, проектирование бланков, разработки инструкций, апробация методик оценки. Только после этого возможен процесс грамотной организации СН.

2.3. Ошибки репрезентативности. Такие виды ошибок всегда характерны для видов несплошного наблюдения. Такие ошибки объективны по своей природе, т.к. инфо по части объекта полностью не отражает инфо по всему объекту.

2.4. Непреднамеренные ошибки – они могут быть связаны с действием факторов, перечисленных в 2.1. Как правило могут иметь разную направленность. Такие ошибки снижают достоверность инфо, но устранимы в отличие от 2.5.

2.5. Преднамеренные ошибки – когда сознательно в ту или другуюю сторону искажается соответствующая инфо. Эти ошибки представляют явное зло для объективности инфо. В каждом конкретном случае имеются меры пресечения.

3.1. Ошибки систематические. Имеют место при длительном воздействии или присутствии конкретной причины. имеют одинаковую направленность. Чаще субъективны. При ВН такая ошибка наблюдается когда единицам объекта не дается равная возможность попасть в выборку. Отбор производиться с пристрастием. Количественно измерить нельзя.

3.2. Ошибки собственно случайные. Объективны. Связаны с одновременным воздействием объективных и случайных факторов. Имеют разную направленность, поэтому при наличии массовой инфо могут взаимно погашаться. В силу их объективности размер таких ошибок может быть количественно оценен с использованием методов тервера и матстата. Понимание природы таких ошибок потребуется в выборочном наблюдении.

 

Виды контроля за достоверностью данных.

  1. Внешний. Предполагает поверхностное ознакомление с бланком СН и проверку в анкетах:

а) наличие ответов на? программы

б) проводит проверку всех нелбходимых реквизитов.

Особенностью такого контроля явл. то, что не поддается анализу содержательная часть инфо по бланкам наблюдения. Однако, такой вид контроля всегда предшествует другим.

  1. Арифметический предполагает дополнительный пересчет (проверку) всех расчетных показателей [АВ,ОВ,СВ]

Перечисленные 2 вида контроля не требуют узкопрофессиональных знаний в отличие от следующего.

  1. Логический предполагает сопоставление различной инфо, в результате которого исследователь приходит к заключению, что в исходной инфо большая вероятность ошибок. Например:

▪ сопоставление вариантов ответов на разные?, в результате появляются некоторые несоответствия – 10 лет и с в/о

▪ сопоставление между собой размеров разных экон.показателей (доходы больше т/о)

▪ границы варьирования СВ: несвыше максимального индивидуального и не ниже минимального индивидуального

▪ значение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.229 с.)