Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем собственно занимается эконометрист?Давайте представим себе океанский лайнер водоизмещением 58000т. Корабль построен 30 лет назад, на нём есть залы отдыха, рестораны, бары, кинотеатр, конференц-зал, библиотека, ночной клуб, художественная галерея и торговый центр. Вопрос: Сколько лет капитану? Мы не в состоянии ответить на этот вопрос, поскольку доступная нам информация не содержит никакого упоминания о возрасте капитана. Это не совсем так. Лайнер водоизмещением 58000. – очень большой корабль. На его капитане лежит огромная ответственность. И только человек с большим опытом в состоянии справиться с этой работой. В то же время капитан должен обладать хорошей физической формой и быть способным справляться со стрессовыми ситуациями. Здравый смысл подсказывает, что возраст капитана между 40 и 60 годами. Эконометрист, который хочет выглядеть наукообразно, сказал бы, что его оценка возраста капитана равна 50 со стандартным отклонением 5. Это хороший пример эконометриста за работой. Он показывает, что доступная нам информация обычно недостаточна для решения задачи, и требуются также здравый смысл и знание жизни, а решение , (отклонение) сформулировано в вероятностных терминах без достаточных на то статистических оснований. Реальные примеры из экономики всегда труднее. Большинство эконометристов полагают, что главная цель прикладной эконометрики - сопоставление экономических теорий с наблюдаемыми явлениями. Это включает в себя проверку гипотез, например, теории монетаризма или рационального поведения потребителя. Задача эконометриста (в идеале) было бы проверить, верна ли данная экономическая теория или нет, основываясь на экономических данных и статистическом аппарате. Никто не скажет, что это легко. Индивидуумы, семьи, фирмы ведут себя так иррационально и их групповое поведение настолько мало предсказуемо, что трудно предположить существование какого-либо закона, претендующего на универсальность. Это сильное утверждение, но оно верно. В физике, химии, биологии и т. д. можно проводить контролируемые эксперименты, но только не в эконометрике. (Астрономические данные тоже не являются экспериментальными. Мы не можем, например, изменить орбиту Марса, чтобы посмотреть, как это повлияет на орбиту Земли.) Отсюда новые трудности. Традиционные методы математической статистики – теория оценивания и проверки гипотез были развиты для экспериментальных наук, но не для эконометрики. Поэтому эти методы, не могут быть без какой-либо модификации применены в эконометрике. В математической статистике проверка гипотезы и оценивание её не являются двумя разными темами. Прикладной статистик либо проверяет гипотезу, либо оценивает некоторые параметры, но никогда не делает то и другое одновременно. Эконометрист напротив, должен всё делать одновременно. Поэтому необходима новая теория статистического вывода, которая позволяла бы это делать, но такой теории до сих пор нет. Теория и практика. Разрыв между ними в эконометрике больше, чем в других науках. Эконометрический подход к изучению и анализу социально-экономических объектов (явлений, процессов, систем) предполагает построение модели изучаемого объекта. Это является ключевым моментом при использовании эконометрического подхода. В эконометрике модель относится к классу математических моделей. Под математической моделью понимают приближенное описание объекта (процесса, явления, системы) на языке математики. Язык математики (математический аппарат, инструментарий) включает такие средства описания, как таблицы, графики, алгебраические и логические соотношения, неравенства, дифференциальные или разностные уравнения, теоретико-множественное описание и т. д. Процесс построения математической модели позволяет систематизировать сложные, взаимосвязанные факторы, выделить существенные и не существенные для изучаемого процесса связи и параметры. Математическое описание позволяет каждому фактору поставить в соответствие математический символ (переменную) и установить взаимосвязь и взаимовлияние одних переменных на другие. Математическая модель, в отличие от вербальной (словесной), дает возможность описать процесс компактно, в виде набора математических соотношений, абстрагируясь при этом от несущественных деталей, и установить строгие правила поведения переменных, характеризующих процесс. Процесс построения математической модели включает несколько основных этапов, которые перечисляются ниже. 1. Определение цели исследования, качественный анализ и изучение экономического объекта (предметной области), установление общих закономерностей его функционирования, формулировка правдоподобных гипотез и предположений (упрощающих допущений) относительно характера взаимодействия различных элементов объекта и т. д. 2. Анализ и оценка качества имеющихся эмпирических данных. Изучение возможностей получения дополнительной информации и, если необходимо, ее сбор. 3. Построение математической модели с привлечением математического аппарата, позволяющего адекватно описать поведение объекта. 4. Оценка параметров модели (идентификация) на основе имеющихся статистических данных. Проверка адекватности модели (ее соответствия данным). 5. Формальный анализ математической модели, исследование ее свойств с целью изучения поведения объекта на качественном уровне. 6. Проведение численных расчетов (экспериментов) и получение количественных результатов. 7. Анализ полученных результатов и их содержательная (экономическая) интерпретация. Выработка рекомендаций для принятия решений. Современная математика предоставляет богатый арсенал средств для построения математических моделей в естественных науках, технике, экономике и других гуманитарных науках, подкрепленный возможностями современных автоматизированных информационных технологий.
1.2 Области применения эконометрических моделей. Методологические вопросы построения эконометрических моделей: обзор используемых методов.
Экономико-математическая модель становится эконометрической, и при се построении и оценке используются эконометрические методы, если ставятся задачи: а) получения с помощью этой модели количественных результатов на основе статистических данных; б) количественной проверки гипотез, выдвигаемых экономической теорией. Эконометрические модели применяются для изучения социально-экономических процессов и на макро- и на микроуровнях. Использование эконометрических методов является необходимым этапом создания количественной модели экономического объекта, независимо от того, для каких целей или в рамках какой дисциплины — исследования операций или, скажем, финансовой математики, модель строится (в результате, возникло даже такое понятие, как финансовая эконометрика). В эконометрике рассматриваются в основном параметрические модели, т. е. структура модели (функциональные зависимости между экономическими переменными) задается с точностью до параметров. Определение вида функциональных зависимостей называется спецификацией модели. Спецификация модели является ключевым этапом построения любой эконометрической модели. Здесь возникает проблема выбора структуры модели (спецификации). В зависимости от уровня знаний об объекте условно можно выделить два наиболее общих класса моделей: 1) поведенческие (behavioural models); 2) феноменологические (phenomenological models). Поведенческие модели строятся только на основе наблюдений за поведением объекта (данных «вход-выход») и приближенно описывают (аппроксимируют) наблюдаемое поведение без какой-либо априорной информации о внутренней структуре объекта (внутренних взаимосвязях между переменными). Структура и количество параметров устанавливаются в процессе построения модели. Параметры таких моделей могут не иметь какого-либо экономического смысла. Одна из основных задач эконометрики — разработка методов построения поведенческих моделей. Феноменологические модели (модели, основанные на знаниях) — это записанные в виде математических соотношений экономические законы, выпеченные па основе экономической теории. Такие модели могут включать уравнения (дифференциальные или разностные), описывающие динамику процесса, статические балансовые соотношения (условия равновесия) и т. п., которые следуют из положений экономической теории. Как правило, структура уравнений подобных моделей соответствует гипотезам экономической теории, а количество параметров заранее определено и ясен их экономический смысл. Задача эконометрики при построении феноменологических моделей — подгонка модели (ее параметров) к установленному набору реальных данных, которые получены в результате наблюдения за изучаемым объектом. Таким образом, построение эконометрической модели позволяет оценить степень достоверности гипотез, выдвигаемых экономической теорией, проверить их на практике. Это, в свою очередь, помогает выработать и обосновать рекомендации для проведения экономической политики, спрогнозировать последствия принятия тех или иных экономических решений. Этапы эконометрического моделирования. 1. Постановочный этап, на котором определяются конечные цели и задачи исследования, а также число включенных в модель факторных и результативных экономических переменных. Цели эконометрического исследования: 1) анализ изучаемого экономического процесса (явления, объекта); 2) прогноз экономических показателей, характеризующих изучаемый процесс (явление, объект); 3) моделирование поведения процесса при различных значениях факторных переменных; 4) формирование управленческих решений. Количество переменных, включенных в эконометрическую модель, не должно быть слишком большим и должно быть теоретически обоснованным. В модели должна отсутствовать функциональная или тесная корреляционная связь между факторными переменными, что может привести к явлению мультиколлинеарности. 2. Априорный этап, на котором осуществляется теоретический анализ сущности изучаемого процесса, а также формализуется априорная информация. 3. Этап параметризации, на котором происходит выбор общего вида модели, а также определяется состав и формы формирующих ее связей. Задачи, решаемые на этапе параметризации: 1) задача выбора наиболее подходящего вида функциональной зависимости результативной переменной от факторных переменных. При возникновении ситуации выбора между линейной и нелинейной формами зависимости предпочтение всегда отдается линейной форме как более простой; 2) задача спецификации модели: а) аппроксимация математической формой обнаруженных связей и соотношений между параметрами модели; б) определение зависимых и независимых переменных; в) выражение исходных предпосылок и ограничений модели. 4. Информационный этап, на котором собирается требуемая статистическая информация и осуществляется анализ качества собранных данных. 5. Этап идентификации модели, на котором реализуется статистический анализ модели и происходит оценивание ее параметров. 6. Этап оценки качества модели, на котором проверяются достоверность и адекватность модели. Созданная модель должна быть адекватна реальному экономическому процессу. При неудовлетворительном качестве модели возвращаются ко второму этапу моделирования. 7. Этап интерпретации результатов моделирования.
В эконометрике применяется два основных типа выборочных данных: 1) пространственные; 2) временные. Пространственные данные — это совокупность экономической информации, характеризующей разные объекты и полученной за определенный период или момент времени. Пространственные данные являются выборочной совокупностью из некоторой генеральной совокупности (например, совокупность различной информации по какому-либо предприятию—размер основных фондов, численность работников). Временные данные — это совокупность экономической информации, характеризующей определенный объект, но за различные периоды времени. Отдельный временной ряд можно считать выборкой из бесконечного ряда значений показателей во времени (например, данные о динамике фондовых индексов). Существуют определенные отличия временного ряда или ряда динамики от пространственной выборки: 1) элементы ряда динамики естественным образом упорядочены во времени в отличие от пространственных данных; 2) элементы ряда динамики не являются статистически независимыми в отличие от элементов случайной пространственной выборки, т.е. они подвержены зависимости между прошлыми и настоящими наблюдениями временного ряда (автокорреляции); 3) элементы ряда динамики не являются одинаково распределенными величинами. Набор переменных — это совокупность экономической информации, характеризующей изучаемый процесс или объект. В эконометрической модели используются: 1) результативные (зависимые) переменные, которые в эконометрике называются объясняемыми переменными; 2) факторные (независимые) переменные, которые в эконометрике называются объясняющими переменными. Среди экономических переменных, включенных в эконометрическую модель, выделяют: 1) экзогенные (независимые) переменные (х), значения которых задаются извне. В определенной степени данные переменные являются управляемыми; 2) эндогенные (зависимые или взаимозависимые) переменные (у), значения которых определяются внутри модели; 3) лаговые (экзогенные или эндогенные) переменные, которые относятся к предыдущим моментам времени и находятся в уравнении с переменными, относящимися к текущему моменту времени. Например, хt-1 — лаговая экзогенная переменная, уt-1 — лаговая эндогенная переменная; 4) предопределенные (объясняющие) переменные, к которым относятся лаговые (хt-1), текущие (х) экзогенные переменные и лаговые эндогенные переменные (уt-1). Основная цель эконометрического моделирования — это характеристика значений одной или нескольких текущих эндогенных переменных в зависимости от значений предопределенных (объясняющих) переменных.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.009 с.) |