Один из познавательных психических процессов: мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Один из познавательных психических процессов: мышление



Мышление – психический процесс анализа информации. Развитое мышление предполагает анализ информации по законам логики. Логика – законы последовательного и доказательного умозаключения.

Интуиция – мышление, в котором некоторые процессы и действия происходят бессознательно, не подчиняясь контролю человека.

мышление
наглядно-действенное (конкретное, предметное) (манипуляция с реальными вещами, которые можно потрогать) Пример: ремонт механической поломки, решение головоломки наглядно-образное (художественное) (манипуляция с образами в различных модальностях) Пример: осмысление музыки, копирование картины, анализ сюжета фильма словесно-логическое
словесное/понятийное (речевое творчество, манипуляция с языковыми понятиями) Пример: понимание философии, переписка с другом, устный разговор с собеседником символическое/ математическое (манипуляция со знаками, формулами, схемами) Пример: решение математического уравнения, анализ химической формулы, построение графика функции

 

 

Уровень развитости мышления человека называется ИНТЕЛЛЕКТОМ. Существуют различные тесты измерения интеллекта – тесты IQ (intelligence quotient)/ Тесты IQ представляют собой набор тестовых заданий, которые человек должен решить и написать верный ответ, или выбрать подходящий вариант. Тесты интеллекта могут измерять какой-то определённый вид мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесное, символическое) либо содержать различные задания на мышление в общем.

 

 

Стадии формирования мышления (автор периодизации – французский психолог Жан Пиаже)
 
0-2 года сенсомоторная стадия складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними
 
2-7 лет дооперациональный период мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики. В этот период активно развивается речь.
 
7-11 лет стадия конкретных операций логические операции, но с конкретными предметами. В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления
 
12-15 лет и далее мышление остаётся у человека до конца жизни стадия формальных операций логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии. На этой стадии окончательно формируется интеллект, который у взрослого человека качественно не меняется
       

 

Формы логического мышления

Мыслим мы понятиями, суждениями и умозаключениями – мы их формируем, перерабатывая информацию, обдумывая что-либо.

Понятия, суждения и умозаключения можно назвать единицами обработки информации или формами логического мышления.

 

1) ПОНЯТИЕ – представление о чём-либо выраженное одним словом. В понятии всегда отражаются основные, а не латентные свойства предмета.

Понятия бывают:

конкретные (обозначают реальные вещи) абстрактные (обозначают мыслимые категории, а не реальные вещи)
например: стол, дерево, человек например: синус, вечность, зависть

 

2) СУЖДЕНИЕ – фраза, устанавливающая связи между несколькими понятиями

Суждение, это всегда утверждение, содержащее несколько понятий. Например в суждении «зимой идёт снег» есть конкретные понятия «зима» и «снег».

Суждение «сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы» состоит из абстрактных понятий «сумма», «квадрат», «катет», «гипотенуза»

 

3) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод, сделанный на основе нескольких суждений.

Например:

суждение№1 = «после зимы всегда приходит весна» суждение №2 = «сейчас зима» ----------------------------------------------------------------------------------- Вывод = скоро будет весна

 

 

Умозаключение может быть истинным или ложным

Примеристинногологического умозаключения: Пример ложного логического умозаключения:
Посылки: 1) все люди смертны 2) Пугачёва – человек ------------------------------------------------- Вывод: Пугачёва – смертна Посылки: 1) все девочки в классе отличницы 2) у всех отличников в классе длинные волосы ------------------------------------------------- Вывод: Все мальчики в классе не отличники (вывод ложен, т.к. не учитывает мальчиков-отличников с длинными волосами)

 

Вывод в умозаключении можно делать двумя способами:

индукция дедукция
вывод, сделанный от частного к общему (т.е. от конкретных примеров к общему правилу) вывод, сделанный от общего к частному (т.е. от общего правила к конкретным примерам)

Операции мышления

Мышление – это процесс обработки информации, состоящий из действий. Также как мы перерабатываем пищу в желудке в процессе пищеварения, также мы обрабатываем информацию в процессе мышления. С информацией мы можем делать определённые манипуляции, называемые логическими операциями.

 

СРАВНЕНИЕ сопоставление предметов с целью нахождения сходств и различий

например: сравнение двух реакций в химии

 

АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение существенных признаков предмета и игнорирование латентных признаков, абстрагирование от неважного и сосредоточение на важном.

например, абстрактное понятие «витамин» появилось задолго до открытия их химической формулы. Витаминами стали называть вещества, необходимые для жизни помимо белков, жиров и углеводов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение предметов на группы по основным признакам

например: классификация растений в ботанике.

 

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (систематизация) – распределение предметов на группы по латентным признакам

например: расположение книг в библиотеке в алфавитном порядке

 

АНАЛИЗ мысленное расчленение предмета на образующие его части

например: анализ предложения - выделение подлежащего, сказуемого и т.д.

 

СИНТЕЗ мысленное соединение отдельных частей предметов

например: Русалочка есть синтез рыбы и девушки.

 

ОБОБЩЕНИЕ объединение сходных предметов по общим признакам

например: после нескольких укусов собак человек обобщает этот негативный опыт на всех собак и считает, что все собаки кусачие. Обощение по сути есть индуктивное умозаключение.

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ – мысленное представление чего-либо единичного, конкретного, частного примера, иллюстрирующего общее положение

например: учитель, чтобы привести конкретный пример теоремы Пифагора предлагает ученикам проверить её на разных треугольниках, измерив длины сторон и подставив числа в формулу.

 

Развитие мышления

Логическое мышление развивается только в обучении. Люди с развитым логическим мышлением считаются умными. Само мышление может быть очень качественным, как у гениальных людей, а может быть некачественным. Выделают 5 качеств хорошего и сильного ума.

качества ума
широта узость
глубина поверхностность
гибкость ригидность
быстрота медленность
самостоятельность мышления зависимость от мнения других

Развивать мышление можно и в зрелом возрасте! Больше думайте самостоятельно, решайте головоломки, постоянно всё анализируйте, обучайтесь новому.

Помните!!! Мышление эффективнее, когда вам предмет интересен и вы испытывайте к нему положительные эмоции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.012 с.)