Один из познавательных психических процессов: внимание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Один из познавательных психических процессов: внимание



Внимание – познавательный психический процесс, позволяющий концентрировать психическую деятельность на определённой задаче. Без внимания никакая психическая деятельность невозможна.

Внимание – как бы высвечивает то, чем человек занимается в данный момент, внимание действует как луч прожектора, делая ярким одно и уводя в фон всё остальное. Сосредоточение внимания на объекте называется ФОКУСОМ ВНИМАНИЯ (фокус – также как и в фотоаппарате, когда мы фокусируем камеру, то видим какую-то деталь картинки яснее, а остальное становится размытым фоном).

Когда мы обращаем внимание на один объект, то остальные остаются без внимания, мы не можем быть внимательными одновременно ко всему сразу. Этот закон распределения внимания называется ПРИНЦИПОМ ФИГУРЫ-ФОНА. Например, глядя на людей на сцене, мы забываем о своих соседях в зрительном зале. Ещё один пример: на картинке с лицами/вазой мы можем видеть либо лица, либо вазу, но никак два объекта одновременно – внимание переключается от одного к другому, делая фигурой то одно, то другое. Ещё пример принципа фигуры-фона: двойное изображение девушки/старухи – мы видим то отвернувшуюся девушку, то старуху, но никак два рисунка одновременно.

 

 

Внимание
Непроизвольное (возникает само собой, непроизвольно, когда объект привлекает внимание новизной, яркостью, необычностью) Пример: мы отвлекаемся на стук в дверь, мы обращаем внимание на человека идущего по снегу в тапочках, нас привлекает девушка в ярко-красном платье   (Также непроизвольное внимание мы уделяем объектам, соответствующим насущной потребности) Пример: голодный человек обращает внимание на ларьки с едой, молодой юноша замечает всех проходящих симпатичных девушек, беременная женщина обращает внимание на магазины детской одежды.   Произвольное (специально направленное внимание; внимание, сосредоточенное на объекте волевым усилием) Пример: ученик заставляет себя сесть за чтение заданной главы учебника, мать направляет внимание ребёнка на радугу «Посмотри наверх. Это радуга после дождя»   (Сосредоточившись на чём-то произвольно через некоторое время мы втягиваемся в процесс и волевых усилий для сосредоточеня внимания уже не требуется) Пример: увлёкшись главой учебника ученик уже читает материал с интересом.

 

 

Свойства внимания Примеры
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ Фильтрация материала, отсеивание важного от второстепенного Наблюдая за сюжетом фильма мы отслеживаем главные перипетии, не замечая мелких киноляпов
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ умение делать несколько дел одновременно как Юлий Цезарь Женщина может одновременно говорить по телефону, готовить борщ и следить за ребёнком.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ намеренный переход от одной деятельности к другой, переключение с одного на другое При просмотре фильма с субтитрами зритель быстро переключается от чтения титров, к кинокадру и обратно.
УСТОЙЧИВОСТЬ длительное удерживание внимания на чем-либо, стабильность внимания Студент на паре удерживает внимание на предмете лекции в течение 90 минут
КОНЦЕНТРАЦИЯ ясность, чёткость внимания. Например, в медитации это свойство проявляется максимально Когда читатель сконцентрирован на сюжете романа, то от его внимания не ускользает ни одной детали, он представляет себе события очень ясно и точно, а не смутно.
ОБЪЁМ количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Считается, что человек одновременно может включить в фокус внимания 5-9 объектов. На приборной панели лётчик может одновременно следить за 9 приборами, но 10ый прибор ускользает из поля его внимания.

 

СКОРОЧТЕНИЕ

Средняя скорость чтения -120—180 слов в минуту

Скорочтение - способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости

 

Основные навыки скорочтения:

1) Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста.

Например, чтение с одновременным произнесением звука «А-а-а-а-а-а…», «Па-пам-па-пам-па-пам…»

2) Устранение «регрессий» — устранениевозвратных движений глаз при чтении, устранения перечитывания предложений и абзацев.

3) Расширение поля зрительного восприятия -улучшение периферического зрительного восприятия.

Поле зрительного восприятия расширяют таблицы Шульте и Горбова-Шульте:

4) Концентрация внимания — удержание внимания на чтении, подавление внутреннего диалога и снижение реагирования на внешние раздражители.

5) Поверхностное чтение, просматривание — умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте.

 

Например: Ленин читал книги по диагонали



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.177.91 (0.005 с.)