Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличия человека от животногоСтр 1 из 10Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Психология – наука о душе Первый труд по психологии – трактат Аристотеля «О душе» в Др. Греции
Методы психологии: · Наблюдение, интроспекция · Эксперимент («Малыш Альберт» Уотсона, «Искусственная мать» Харлоу) · Беседа, интервью · Опросник · Тест-задание · Анализ продуктов деятельности (рисунков, почерка, текста) – проективные методики Отрасли психологии: · общая · социальная · возрастная · педагогическая · и др. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
По теории эволюции Чарльза Дарвина люди произошли от обезьяны, совершив качественный скачок в развитии психики и социального поведения.
ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
НЕРВНАЯ СИСТЕМА – материальный субстрат психики Психика человека функционирует посредством НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
НЕЙРОНЫ – клетки нервной ткани
Нервная ткань состоит из нервных клеток – НЕЙРОНОВ. Длинный отросток нейрона называется АКСОН, короткий отросток нейрона называется – ДЕНДРИТ. Точка соприкосновения двух нейронов – СИНАПС. Несколько нейронов, соединяясь, образуют НЕРВНУЮ ЦЕПЬ, по которой бежит возбуждение в виде ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ИМПУЛЬСА. ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Головной мозг покрыт корой, которая разделена на два полушария. Между правым и левым полушарием есть соединение – МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО. Нервы от головного мозга идут к телу с ПЕРЕКРЕСТОМ: правое полушарие отвечает за движения левой стороны тела, а левое полушарие - правой стороны тела.
Специальными методиками психологи определяют какая рука, какая нога, какое ухо, какой глаз являются у человека ведущими – ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ.
Большинство людей правши – работают правой рукой, т.е доминантным у них является левое полушарие. Люди, владеющие обеими руками называются АМБИДЕКСТРАМИ, т.е. у амбидекстров нет доминантности какого-либо полушария.
Правое и левое полушария отличаются по функциям – что создаёт МЕЖПОЛУШАРНУЮ АССИМЕТРИЮ головного мозга. Правое полушарие – творческое. Левое – логическое.
Рецепторы в органе чувств Мозг Мышца в органе чувств
Чувствительность – восприимчивость анализатора, зависящая от количества рецепторов и их свойств.
Нарушения чувствительности: анестезия – потеря чувствительности гиперестезия – повышенная чувствительность гипестезия – пониженная чувствительность синестезия – чувствование не в модальности, не соответствующей сигналу. Например: цветной слух Римского-Корсакова
СКОРОЧТЕНИЕ
Средняя скорость чтения -120—180 слов в минуту Скорочтение - способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости
Основные навыки скорочтения: 1) Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста. Например, чтение с одновременным произнесением звука «А-а-а-а-а-а…», «Па-пам-па-пам-па-пам…» 2) Устранение «регрессий» — устранениевозвратных движений глаз при чтении, устранения перечитывания предложений и абзацев. 3) Расширение поля зрительного восприятия -улучшение периферического зрительного восприятия. Поле зрительного восприятия расширяют таблицы Шульте и Горбова-Шульте:
4) Концентрация внимания — удержание внимания на чтении, подавление внутреннего диалога и снижение реагирования на внешние раздражители. 5) Поверхностное чтение, просматривание — умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте.
Например: Ленин читал книги по диагонали Формы логического мышления Мыслим мы понятиями, суждениями и умозаключениями – мы их формируем, перерабатывая информацию, обдумывая что-либо. Понятия, суждения и умозаключения можно назвать единицами обработки информации или формами логического мышления.
1) ПОНЯТИЕ – представление о чём-либо выраженное одним словом. В понятии всегда отражаются основные, а не латентные свойства предмета. Понятия бывают:
2) СУЖДЕНИЕ – фраза, устанавливающая связи между несколькими понятиями Суждение, это всегда утверждение, содержащее несколько понятий. Например в суждении «зимой идёт снег» есть конкретные понятия «зима» и «снег». Суждение «сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы» состоит из абстрактных понятий «сумма», «квадрат», «катет», «гипотенуза»
3) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод, сделанный на основе нескольких суждений. Например:
Умозаключение может быть истинным или ложным
Вывод в умозаключении можно делать двумя способами:
Операции мышления Мышление – это процесс обработки информации, состоящий из действий. Также как мы перерабатываем пищу в желудке в процессе пищеварения, также мы обрабатываем информацию в процессе мышления. С информацией мы можем делать определённые манипуляции, называемые логическими операциями.
СРАВНЕНИЕ сопоставление предметов с целью нахождения сходств и различий например: сравнение двух реакций в химии
АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение существенных признаков предмета и игнорирование латентных признаков, абстрагирование от неважного и сосредоточение на важном.
например, абстрактное понятие «витамин» появилось задолго до открытия их химической формулы. Витаминами стали называть вещества, необходимые для жизни помимо белков, жиров и углеводов.
КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение предметов на группы по основным признакам например: классификация растений в ботанике.
КАТЕГОРИЗАЦИЯ (систематизация) – распределение предметов на группы по латентным признакам например: расположение книг в библиотеке в алфавитном порядке
АНАЛИЗ мысленное расчленение предмета на образующие его части например: анализ предложения - выделение подлежащего, сказуемого и т.д.
СИНТЕЗ мысленное соединение отдельных частей предметов например: Русалочка есть синтез рыбы и девушки.
ОБОБЩЕНИЕ объединение сходных предметов по общим признакам например: после нескольких укусов собак человек обобщает этот негативный опыт на всех собак и считает, что все собаки кусачие. Обощение по сути есть индуктивное умозаключение.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – мысленное представление чего-либо единичного, конкретного, частного примера, иллюстрирующего общее положение например: учитель, чтобы привести конкретный пример теоремы Пифагора предлагает ученикам проверить её на разных треугольниках, измерив длины сторон и подставив числа в формулу.
Развитие мышления Логическое мышление развивается только в обучении. Люди с развитым логическим мышлением считаются умными. Само мышление может быть очень качественным, как у гениальных людей, а может быть некачественным. Выделают 5 качеств хорошего и сильного ума.
Развивать мышление можно и в зрелом возрасте! Больше думайте самостоятельно, решайте головоломки, постоянно всё анализируйте, обучайтесь новому. Помните!!! Мышление эффективнее, когда вам предмет интересен и вы испытывайте к нему положительные эмоции. ПРИЗНАКИ ЛЖИ Ложь можно определить внешним признакам. Сравнивать надо поведение конкретного человека в нормальной ситуации и в исследуемой, для этого сначала надо задавать нейтральные вопросы, в которых испытуемый врать не станет (Имя, возраст, образование, увлечения и т.п.). Эти признаки являются не 100% подтверждением лжи, а лишь гипотетическим подтверждением.
ПОЛИГРАФ – детектор лжи, машина, измеряющая ряд физиологических показателей, свидетельствующих о возможной лжи человека.
Люди, занимающиеся чтением психического состяния человека по внешним признакам называются ПРОФАЙЛЕРЫ.
ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ Голос - голосовой аппарат лжеца напряжён, поэтому голос срывается: дрожь голоса, заикание, странные скачки интонации и тембра. От спазмов в горле возможны покашливания. - сбивчивое дыхание, от чего речь льётся не плавно. Человек в течение одной фразы берёт дыхание несколько раз. - т.к. обманывающий человек сочиняет на ходу, то в речи часты паузы. Часто человек начинает говорить в медленном темпе, а потом разгоняется. Это происходит от того, что сначала человек ложь обдумывает и психически «тормозит».
Произносимая информация - в речи неискреннего человека много юмора. Через смех лжец снимает напряжение. - повествование нелогично, непоследовательно. При просьбе пересказать путается в деталях. А если попросить его рассказать произошедшее от конца к началу, т.е. наоборот, то он непременно проколется. - человек рассказывает слишком общо, без деталей. Иногда обрывает начатые фразы. - человек наполняет свой рассказ лишними подробностями. Это он делает для убедительности, для весомости своей лжи. - грамматические ошибки в речи, оговорки говорят о чрезмерном психическом напряжении. А ложь – это всегда напряжение. - при ответе на вопрос лгущий дословно его повторяет. (Например: - где вы находились в день преступления? – В день преступления я находился в гостях у Зинаиды) Это человек делает чтобы выгадать время на обдумывание. - если мы просим человека ещё раз рассказать как было дело, он дословно повторяет свои слова, говорит как по заученному. - лжец почти не употребляет в речи местоимение «Я». - обманщик неосознанно включает в речь оправдательные слова типа: «верьте мне», «чистая правда», «даже и не сомневайтесь» и т.п. - если вы открыто выскажете лжецу свои подозрения в его нечестности, то он пойдёт в атаку и будет на вас агрессивно нападать, доказывая свою честностью. Искренние же люди реагируют на такие подозрения спокойнее. - при смене предмета разговора на нейтральный лжец испытывает большое облегчение – свободно выдыхает и принимает расслабленную позу.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ Поза - поза напряжена, нерасслабленна. Человек либо каменно сидит как статуя, либо ёрзает, не находя удобной позы. - лжец отстраняется от собеседника: отворачивается, сидит боком, откидывается назад.
- человек ставит преграду между собой и собеседником: кладёт сумочку на колени, закрывается газетой/столом/спинкой стула, перекрещивает руки и ноги, закрываясь позой.
- обманывающий ищет опоры: опирается на стену или стол, кладёт голову на руку, вжимается спиной в спинку стула.
- лжец прячет зоны откровенности: закрывает ладони, убирает руки, отворачивает лицо, съёживается, закрывая солнечной сплетение.
Жесты - человек либо суетлив и совершает много жестов, либо сидит напряжённо без движения. - левая часть тела у правшей плохо контролируется, поэтому когда они обманывают следите за движениями левой руки и ноги. - жесты лжеца направлены на себя, а не на собеседника. - Жесты закрытия: ладони не показывает, к сердцу не прикасается. - лжец прикасается к лицу, словно заставляя себя замолчать: чешется/потирает/невзначай трогает рот/глаза/нос/лоб/шею/уши
- излишнее напряжение выходит через движения конечностями: обманщик дёргает ногой, постукивает рукой по столу, теребит в руках предметы, почёсывает части тела, трогает волосы. - лжец прячется за мелкомоторными действиями: курит, попивает кофе, грызёт ногти, перебирает книги.
Мимика - излишнее напряжение в лице, тики, поднятые брови, раздутые ноздри, покусывание и облизывание губ. - следите особо за левой стороной лица, которая у правшей хуже контролируется. У обманщика может быть ярко выраженная асимметрия движений лица: левая сторона будет выдавать истинные эмоции. - мимика лжеца не соответствует словам: 1) мимика противоречит смыслу высказывания; 2) мимика появляется не синхронно с высказыванием – т.н. «звуковой жест» рассогласован; 3) мимические выражения держатся на лице дольше 10 секунд, т.к. в норме движения лица меняются каждые 5-10 секунд. - в мимикеучаствуют не все мышцы лица: неискренняя улыбка, когда растягивается только рот, а глаза не сощуриваются.
Движения глаз - в норме человек 70% времени смотрит в глаза собеседнику. Лжец же либо отводит взгляд и смотрит в глаза не более 30% времени, либо же наоборот смотрит слишком пристально 100% времени, т.к. следит за производимой реакцией. - частое моргание. - блеск глаз. - расширенные зрачки.
Вегетативные реакции - учащённое сбивчивое дыхание - сильное сердцебиение и повышение артериального давления - повышенное потоотделение - покраснение/бледность - сухость губ, пересохшее горло - излишнее слюноотделение и постоянное сглатывание слюны - зевота из-за нехватки кислорода активно работающему мозгу
Номальное ИСС: СОН В природе всё циклично – ночь сменяет день, за зимой приходит весна и лето, летом распускаются цветы, а осенью сад даёт плоды. Тело человека тоже функционирует ритмично – сердцебиение, дыхание, пищеварение, циклы сон-бодрствование, менструальные цыклы. Сон – необходим для восстановления сил и оздоровления организма. Во время сна информация из краткосрочной памяти переходит в долгосрочную. Сомнология – наука о сне
Ночной сон сотит из 3-5 циклов. Каждый цикл включает 5 стадий. Стадии 1, 2,3, 4 - фаза медленного сна, стадия 5 - фаза быстрого сна. За ночь целовек несколько раз повторяет цикл, т.е. медленный сон чередуется с быстрым. Пробуждаться лучше всего в фазу быстрого сна (REM). Сейчас есть браслеты, которые определяют по пульсу в какой фазе сна человек и отправлют информацию на смартфон. Смартфон включает будильник в фазу быстрого сна человека.
один из элементов психики: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Фрейд) Не всё происходящее с нами мы можем осознать. Есть бессознательные процессы – те, о которых мы не знаем, но они в нашей психике происходят.
Зигмунд Фрейд сделал открытие, что человек не осознаёт большую часть своей психики. Фрейд сравнивал психику с айсбергом. Мы осознаём лишь вершину айсберга, а большая часть скрыта от нас в бессознательном.
Личность по Фрейду состоит из 3 элементов, которые уравновешивают друг друга: Сверх-Я (Супер-Эго), Я (Эго) и Оно (Ид) Оно – несущие нас вперёд инстинктивные животные желания, Сверх-Я – совесть, обуздывающая инстинкты, а Я – это мы сами, пытающиеся управлять своей жизни, зажатые между желаниями и социальной необходимостью.
В Оно (Ид) сосредоточены животные порывы – влечения. Фрейд выделал 2 главных влечения:
Оно (Ид) не осознаётся человеком, Сверх-Я (Супер-Эго) осознаётся лишь частично, Я (Эго) также осознаётся не полностю. Фрейд считал, что психические проблемы (НЕВРОЗЫ) возникают из-за того, что человек обманывает самого себя, пряча в бессознательное свои тайные желания. В бессознательном, как в подвале копятся демоны человека, его скрытые порочные мечты, которые пытаются выбраться наружу. Человек тратит силу, борясь со своими бессознательными стремлениями и поэтому заболевает. ПСИХОАНАЛИЗ – метод снятия напряжения, когда человек рассказывает психоаналитику все свои тайны, делает осознанным то, что раньше было бессознательным.
один из элементов психики: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Юнг) Юнг – последователь Фрейда. Юнг открыл, что у всех людей есть общая часть бессознательного – КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Коллективное бессознательное проявляется в мифах и легендах всех народов. Коллективное бессознательное, открытое Юнгом, врождённо и одинаково у всех людей, в отличии от личного бессознательного, которое открыл Фрейд. Состоит коллективное бессознательное из АРХЕТИПОВ. Архетип – обобщённый образ типичной жизненной ситуации. Например: 2 противоположных архетипа мужского и женского начал, архетип матери, архетип смерти и т.п.
Архетипы выражены в эпосе и других произведениях искусств в виде символов. Архетипы одинаковы у всех людей. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Психология – наука о душе Первый труд по психологии – трактат Аристотеля «О душе» в Др. Греции
Методы психологии: · Наблюдение, интроспекция · Эксперимент («Малыш Альберт» Уотсона, «Искусственная мать» Харлоу) · Беседа, интервью · Опросник · Тест-задание · Анализ продуктов деятельности (рисунков, почерка, текста) – проективные методики Отрасли психологии: · общая · социальная · возрастная · педагогическая · и др. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
По теории эволюции Чарльза Дарвина люди произошли от обезьяны, совершив качественный скачок в развитии психики и социального поведения.
ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.142 с.) |