Отличия человека от животного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия человека от животного



ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

 

Психология – наука о душе

Первый труд по психологии – трактат Аристотеля «О душе» в Др. Греции

  житейская психология научная психология
объект те, с кем общается человек всё человечество
способ получения знания наблюдение эксперимент
уровень обобщения знаний конкретное знание для определённой ситуации обобщённое знание, выраженное в понятиях
характер знания интуитивно рационально, осознанно
накопление и передача знания ограничено передаётся в научных теориях

Методы психологии:

· Наблюдение, интроспекция

· Эксперимент («Малыш Альберт» Уотсона, «Искусственная мать» Харлоу)

· Беседа, интервью

· Опросник

· Тест-задание

· Анализ продуктов деятельности (рисунков, почерка, текста) – проективные методики

Отрасли психологии:

· общая

· социальная

· возрастная

· педагогическая

· и др.

ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

 

По теории эволюции Чарльза Дарвина люди произошли от обезьяны, совершив качественный скачок в развитии психики и социального поведения.

 

 

ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК

существо БИОЛОГИЧЕСКОЕ: имеет толькоВРОЖДЁННЫЕ ИНСТИНКТЫ существо СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ: в обществе проходитОБУЧЕНИЕнавыкам выживания в любых условиях
живёт вЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ: ИНСТИНКТИВНОЕ ПРИСПОСАБЛИВАНИЕ к природе, без создания орудий труда. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – непосредственная реакция на окружающее творит ВТОРУЮ ПРИРОДУ: ТРУД– целенаправленно е преобразование природы при помощи ОРУДИЙ ТРУДА СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИМИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРИМИТИВНЫЙ ЯЗЫК из 10-30 условных знаков-слов, которые понятиями не являются (ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА). КОНКРЕКТНОЕ, ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ наличие РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ: РЕЧЬ, состоящая из абстрактных понятий и служащая основой мышления (ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА) АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 
Психику животных изучает ЗООПСИХОЛОГИЯ Животные инстинкты человека изучает ЭТОЛОГИЯ Психику человека изучает ПСИХОЛОГИЯ
       

 

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА – материальный субстрат психики

Психика человека функционирует посредством НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

 

 

 

 

 

НЕЙРОНЫ – клетки нервной ткани

Нервная ткань состоит из нервных клеток – НЕЙРОНОВ. Длинный отросток нейрона называется АКСОН, короткий отросток нейрона называется – ДЕНДРИТ.

Точка соприкосновения двух нейронов – СИНАПС. Несколько нейронов, соединяясь, образуют НЕРВНУЮ ЦЕПЬ, по которой бежит возбуждение в виде ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ИМПУЛЬСА.

ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Головной мозг покрыт корой, которая разделена на два полушария. Между правым и левым полушарием есть соединение – МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО.

Нервы от головного мозга идут к телу с ПЕРЕКРЕСТОМ: правое полушарие отвечает за движения левой стороны тела, а левое полушарие - правой стороны тела.

 

 

Специальными методиками психологи определяют какая рука, какая нога, какое ухо, какой глаз являются у человека ведущими – ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ.

 

Большинство людей правши – работают правой рукой, т.е доминантным у них является левое полушарие.

Люди, владеющие обеими руками называются АМБИДЕКСТРАМИ, т.е. у амбидекстров нет доминантности какого-либо полушария.

 

Правое и левое полушария отличаются по функциям – что создаёт МЕЖПОЛУШАРНУЮ АССИМЕТРИЮ головного мозга.

Правое полушарие – творческое. Левое – логическое.

 

Рецепторы в органе чувств

Мозг

Мышца в органе чувств

 

 

Чувствительность – восприимчивость анализатора, зависящая от количества рецепторов и их свойств.

 

Пороги чувствительности
абсолютные пороги относительный/ дифференциальный/разностный порог   начинаем чувствовать разницу между двумя стимулами
нижний порог   начинаем чувствовать стимул   верхний порог   начинаем чувствовать боль  
     

 

 

Нарушения чувствительности:

анестезия – потеря чувствительности

гиперестезия – повышенная чувствительность

гипестезия – пониженная чувствительность

синестезия – чувствование не в модальности, не соответствующей сигналу. Например: цветной слух Римского-Корсакова

 


 

СКОРОЧТЕНИЕ

Средняя скорость чтения -120—180 слов в минуту

Скорочтение - способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости

 

Основные навыки скорочтения:

1) Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста.

Например, чтение с одновременным произнесением звука «А-а-а-а-а-а…», «Па-пам-па-пам-па-пам…»

2) Устранение «регрессий» — устранениевозвратных движений глаз при чтении, устранения перечитывания предложений и абзацев.

3) Расширение поля зрительного восприятия -улучшение периферического зрительного восприятия.

Поле зрительного восприятия расширяют таблицы Шульте и Горбова-Шульте:

4) Концентрация внимания — удержание внимания на чтении, подавление внутреннего диалога и снижение реагирования на внешние раздражители.

5) Поверхностное чтение, просматривание — умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте.

 

Например: Ленин читал книги по диагонали

Формы логического мышления

Мыслим мы понятиями, суждениями и умозаключениями – мы их формируем, перерабатывая информацию, обдумывая что-либо.

Понятия, суждения и умозаключения можно назвать единицами обработки информации или формами логического мышления.

 

1) ПОНЯТИЕ – представление о чём-либо выраженное одним словом. В понятии всегда отражаются основные, а не латентные свойства предмета.

Понятия бывают:

конкретные (обозначают реальные вещи) абстрактные (обозначают мыслимые категории, а не реальные вещи)
например: стол, дерево, человек например: синус, вечность, зависть

 

2) СУЖДЕНИЕ – фраза, устанавливающая связи между несколькими понятиями

Суждение, это всегда утверждение, содержащее несколько понятий. Например в суждении «зимой идёт снег» есть конкретные понятия «зима» и «снег».

Суждение «сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы» состоит из абстрактных понятий «сумма», «квадрат», «катет», «гипотенуза»

 

3) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод, сделанный на основе нескольких суждений.

Например:

суждение№1 = «после зимы всегда приходит весна» суждение №2 = «сейчас зима» ----------------------------------------------------------------------------------- Вывод = скоро будет весна

 

 

Умозаключение может быть истинным или ложным

Примеристинногологического умозаключения: Пример ложного логического умозаключения:
Посылки: 1) все люди смертны 2) Пугачёва – человек ------------------------------------------------- Вывод: Пугачёва – смертна Посылки: 1) все девочки в классе отличницы 2) у всех отличников в классе длинные волосы ------------------------------------------------- Вывод: Все мальчики в классе не отличники (вывод ложен, т.к. не учитывает мальчиков-отличников с длинными волосами)

 

Вывод в умозаключении можно делать двумя способами:

индукция дедукция
вывод, сделанный от частного к общему (т.е. от конкретных примеров к общему правилу) вывод, сделанный от общего к частному (т.е. от общего правила к конкретным примерам)

Операции мышления

Мышление – это процесс обработки информации, состоящий из действий. Также как мы перерабатываем пищу в желудке в процессе пищеварения, также мы обрабатываем информацию в процессе мышления. С информацией мы можем делать определённые манипуляции, называемые логическими операциями.

 

СРАВНЕНИЕ сопоставление предметов с целью нахождения сходств и различий

например: сравнение двух реакций в химии

 

АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение существенных признаков предмета и игнорирование латентных признаков, абстрагирование от неважного и сосредоточение на важном.

например, абстрактное понятие «витамин» появилось задолго до открытия их химической формулы. Витаминами стали называть вещества, необходимые для жизни помимо белков, жиров и углеводов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение предметов на группы по основным признакам

например: классификация растений в ботанике.

 

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (систематизация) – распределение предметов на группы по латентным признакам

например: расположение книг в библиотеке в алфавитном порядке

 

АНАЛИЗ мысленное расчленение предмета на образующие его части

например: анализ предложения - выделение подлежащего, сказуемого и т.д.

 

СИНТЕЗ мысленное соединение отдельных частей предметов

например: Русалочка есть синтез рыбы и девушки.

 

ОБОБЩЕНИЕ объединение сходных предметов по общим признакам

например: после нескольких укусов собак человек обобщает этот негативный опыт на всех собак и считает, что все собаки кусачие. Обощение по сути есть индуктивное умозаключение.

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ – мысленное представление чего-либо единичного, конкретного, частного примера, иллюстрирующего общее положение

например: учитель, чтобы привести конкретный пример теоремы Пифагора предлагает ученикам проверить её на разных треугольниках, измерив длины сторон и подставив числа в формулу.

 

Развитие мышления

Логическое мышление развивается только в обучении. Люди с развитым логическим мышлением считаются умными. Само мышление может быть очень качественным, как у гениальных людей, а может быть некачественным. Выделают 5 качеств хорошего и сильного ума.

качества ума
широта узость
глубина поверхностность
гибкость ригидность
быстрота медленность
самостоятельность мышления зависимость от мнения других

Развивать мышление можно и в зрелом возрасте! Больше думайте самостоятельно, решайте головоломки, постоянно всё анализируйте, обучайтесь новому.

Помните!!! Мышление эффективнее, когда вам предмет интересен и вы испытывайте к нему положительные эмоции.


ПРИЗНАКИ ЛЖИ

Ложь можно определить внешним признакам. Сравнивать надо поведение конкретного человека в нормальной ситуации и в исследуемой, для этого сначала надо задавать нейтральные вопросы, в которых испытуемый врать не станет (Имя, возраст, образование, увлечения и т.п.). Эти признаки являются не 100% подтверждением лжи, а лишь гипотетическим подтверждением.

 

ПОЛИГРАФ – детектор лжи, машина, измеряющая ряд физиологических показателей, свидетельствующих о возможной лжи человека.

 

Люди, занимающиеся чтением психического состяния человека по внешним признакам называются ПРОФАЙЛЕРЫ.

 

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ

Голос

- голосовой аппарат лжеца напряжён, поэтому голос срывается: дрожь голоса, заикание, странные скачки интонации и тембра. От спазмов в горле возможны покашливания.

- сбивчивое дыхание, от чего речь льётся не плавно. Человек в течение одной фразы берёт дыхание несколько раз.

- т.к. обманывающий человек сочиняет на ходу, то в речи часты паузы. Часто человек начинает говорить в медленном темпе, а потом разгоняется. Это происходит от того, что сначала человек ложь обдумывает и психически «тормозит».

 

Произносимая информация

- в речи неискреннего человека много юмора. Через смех лжец снимает напряжение.

- повествование нелогично, непоследовательно. При просьбе пересказать путается в деталях. А если попросить его рассказать произошедшее от конца к началу, т.е. наоборот, то он непременно проколется.

- человек рассказывает слишком общо, без деталей. Иногда обрывает начатые фразы.

- человек наполняет свой рассказ лишними подробностями. Это он делает для убедительности, для весомости своей лжи.

- грамматические ошибки в речи, оговорки говорят о чрезмерном психическом напряжении. А ложь – это всегда напряжение.

- при ответе на вопрос лгущий дословно его повторяет. (Например: - где вы находились в день преступления? – В день преступления я находился в гостях у Зинаиды) Это человек делает чтобы выгадать время на обдумывание.

- если мы просим человека ещё раз рассказать как было дело, он дословно повторяет свои слова, говорит как по заученному.

- лжец почти не употребляет в речи местоимение «Я».

- обманщик неосознанно включает в речь оправдательные слова типа: «верьте мне», «чистая правда», «даже и не сомневайтесь» и т.п.

- если вы открыто выскажете лжецу свои подозрения в его нечестности, то он пойдёт в атаку и будет на вас агрессивно нападать, доказывая свою честностью. Искренние же люди реагируют на такие подозрения спокойнее.

- при смене предмета разговора на нейтральный лжец испытывает большое облегчение – свободно выдыхает и принимает расслабленную позу.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ

Поза

- поза напряжена, нерасслабленна. Человек либо каменно сидит как статуя, либо ёрзает, не находя удобной позы.

- лжец отстраняется от собеседника: отворачивается, сидит боком, откидывается назад.

 

- человек ставит преграду между собой и собеседником: кладёт сумочку на колени, закрывается газетой/столом/спинкой стула, перекрещивает руки и ноги, закрываясь позой.

 

- обманывающий ищет опоры: опирается на стену или стол, кладёт голову на руку, вжимается спиной в спинку стула.

- лжец прячет зоны откровенности: закрывает ладони, убирает руки, отворачивает лицо, съёживается, закрывая солнечной сплетение.

 

 

Жесты

- человек либо суетлив и совершает много жестов, либо сидит напряжённо без движения.

- левая часть тела у правшей плохо контролируется, поэтому когда они обманывают следите за движениями левой руки и ноги.

- жесты лжеца направлены на себя, а не на собеседника.

- Жесты закрытия: ладони не показывает, к сердцу не прикасается.

- лжец прикасается к лицу, словно заставляя себя замолчать: чешется/потирает/невзначай трогает рот/глаза/нос/лоб/шею/уши

- излишнее напряжение выходит через движения конечностями: обманщик дёргает ногой, постукивает рукой по столу, теребит в руках предметы, почёсывает части тела, трогает волосы.

- лжец прячется за мелкомоторными действиями: курит, попивает кофе, грызёт ногти, перебирает книги.

 

 

Мимика

- излишнее напряжение в лице, тики, поднятые брови, раздутые ноздри, покусывание и облизывание губ.

- следите особо за левой стороной лица, которая у правшей хуже контролируется. У обманщика может быть ярко выраженная асимметрия движений лица: левая сторона будет выдавать истинные эмоции.

- мимика лжеца не соответствует словам: 1) мимика противоречит смыслу высказывания; 2) мимика появляется не синхронно с высказыванием – т.н. «звуковой жест» рассогласован; 3) мимические выражения держатся на лице дольше 10 секунд, т.к. в норме движения лица меняются каждые 5-10 секунд.

- в мимикеучаствуют не все мышцы лица: неискренняя улыбка, когда растягивается только рот, а глаза не сощуриваются.

 

Движения глаз

- в норме человек 70% времени смотрит в глаза собеседнику. Лжец же либо отводит взгляд и смотрит в глаза не более 30% времени, либо же наоборот смотрит слишком пристально 100% времени, т.к. следит за производимой реакцией.

- частое моргание.

- блеск глаз.

- расширенные зрачки.

 

Вегетативные реакции

- учащённое сбивчивое дыхание

- сильное сердцебиение и повышение артериального давления

- повышенное потоотделение

- покраснение/бледность

- сухость губ, пересохшее горло

- излишнее слюноотделение и постоянное сглатывание слюны

- зевота из-за нехватки кислорода активно работающему мозгу

 


Номальное ИСС: СОН

В природе всё циклично – ночь сменяет день, за зимой приходит весна и лето, летом распускаются цветы, а осенью сад даёт плоды. Тело человека тоже функционирует ритмично – сердцебиение, дыхание, пищеварение, циклы сон-бодрствование, менструальные цыклы.

Сон – необходим для восстановления сил и оздоровления организма. Во время сна информация из краткосрочной памяти переходит в долгосрочную.

Сомнология – наука о сне

Патологии сна: инсомния – сокращение нормы суточного сна вплоть до полной бессонницы гиперсомния – патологическая сонливость сомнамбулизм – лунатизм, хождение во сне

 

Ночной сон сотит из 3-5 циклов. Каждый цикл включает 5 стадий. Стадии 1, 2,3, 4 - фаза медленного сна, стадия 5 - фаза быстрого сна. За ночь целовек несколько раз повторяет цикл, т.е. медленный сон чередуется с быстрым. Пробуждаться лучше всего в фазу быстрого сна (REM). Сейчас есть браслеты, которые определяют по пульсу в какой фазе сна человек и отправлют информацию на смартфон. Смартфон включает будильник в фазу быстрого сна человека.

один из элементов психики: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Фрейд)

Не всё происходящее с нами мы можем осознать. Есть бессознательные процессы – те, о которых мы не знаем, но они в нашей психике происходят.

 

бессознательные процессы
физиологические · обмен веществ (пищеварение, дыхание) · гормональные изменения психологические бессознательные желания

 

 

Зигмунд Фрейд сделал открытие, что человек не осознаёт большую часть своей психики. Фрейд сравнивал психику с айсбергом. Мы осознаём лишь вершину айсберга, а большая часть скрыта от нас в бессознательном.

сознаваемое
бессознательное прорывается в сознание в виде: · снов · «случайных ошибок» · возникающие случайные ассоциаций

 

Личность по Фрейду состоит из 3 элементов, которые уравновешивают друг друга: Сверх-Я (Супер-Эго), Я (Эго) и Оно (Ид)

Оно – несущие нас вперёд инстинктивные животные желания, Сверх-Я – совесть, обуздывающая инстинкты, а Я – это мы сами, пытающиеся управлять своей жизни, зажатые между желаниями и социальной необходимостью.

 

В Оно (Ид) сосредоточены животные порывы – влечения. Фрейд выделал 2 главных влечения:

ЛИБИДО – сексуальность МОРТИДО – стремление к смерти, к убийству

 

 

Оно (Ид) не осознаётся человеком, Сверх-Я (Супер-Эго) осознаётся лишь частично, Я (Эго) также осознаётся не полностю. Фрейд считал, что психические проблемы (НЕВРОЗЫ) возникают из-за того, что человек обманывает самого себя, пряча в бессознательное свои тайные желания. В бессознательном, как в подвале копятся демоны человека, его скрытые порочные мечты, которые пытаются выбраться наружу. Человек тратит силу, борясь со своими бессознательными стремлениями и поэтому заболевает.

ПСИХОАНАЛИЗ – метод снятия напряжения, когда человек рассказывает психоаналитику все свои тайны, делает осознанным то, что раньше было бессознательным.

 

один из элементов психики: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Юнг)

Юнг – последователь Фрейда. Юнг открыл, что у всех людей есть общая часть бессознательного – КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Коллективное бессознательное проявляется в мифах и легендах всех народов.

Коллективное бессознательное, открытое Юнгом, врождённо и одинаково у всех людей, в отличии от личного бессознательного, которое открыл Фрейд.

Состоит коллективное бессознательное из АРХЕТИПОВ. Архетип – обобщённый образ типичной жизненной ситуации. Например: 2 противоположных архетипа мужского и женского начал, архетип матери, архетип смерти и т.п.

Архетипы выражены в эпосе и других произведениях искусств в виде символов. Архетипы одинаковы у всех людей.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

 

Психология – наука о душе

Первый труд по психологии – трактат Аристотеля «О душе» в Др. Греции

  житейская психология научная психология
объект те, с кем общается человек всё человечество
способ получения знания наблюдение эксперимент
уровень обобщения знаний конкретное знание для определённой ситуации обобщённое знание, выраженное в понятиях
характер знания интуитивно рационально, осознанно
накопление и передача знания ограничено передаётся в научных теориях

Методы психологии:

· Наблюдение, интроспекция

· Эксперимент («Малыш Альберт» Уотсона, «Искусственная мать» Харлоу)

· Беседа, интервью

· Опросник

· Тест-задание

· Анализ продуктов деятельности (рисунков, почерка, текста) – проективные методики

Отрасли психологии:

· общая

· социальная

· возрастная

· педагогическая

· и др.

ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

 

По теории эволюции Чарльза Дарвина люди произошли от обезьяны, совершив качественный скачок в развитии психики и социального поведения.

 

 

ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК

существо БИОЛОГИЧЕСКОЕ: имеет толькоВРОЖДЁННЫЕ ИНСТИНКТЫ существо СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ: в обществе проходитОБУЧЕНИЕнавыкам выживания в любых условиях
живёт вЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ: ИНСТИНКТИВНОЕ ПРИСПОСАБЛИВАНИЕ к природе, без создания орудий труда. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – непосредственная реакция на окружающее творит ВТОРУЮ ПРИРОДУ: ТРУД– целенаправленно е преобразование природы при помощи ОРУДИЙ ТРУДА СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИМИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРИМИТИВНЫЙ ЯЗЫК из 10-30 условных знаков-слов, которые понятиями не являются (ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА). КОНКРЕКТНОЕ, ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ наличие РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ: РЕЧЬ, состоящая из абстрактных понятий и служащая основой мышления (ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА) АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 
Психику животных изучает ЗООПСИХОЛОГИЯ Животные инстинкты человека изучает ЭТОЛОГИЯ Психику человека изучает ПСИХОЛОГИЯ
       

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.142 с.)