Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические механизмы взаимовосприятия людей в процессе общения.
Стереотипность восприятия характерна практически для всех людей. Стеретипы нередко искажают воспринимаемую реальность, приводят к различным ошибкам и предвзятым суждениям. Но, с другой стороны, стереотипы помогают быстро воспринять наиболее важные аспекты ситуации и выработать правильную стратегию реагирования. Таким образом, в отношении к стереотипам восприятия нужно учитывать следующее: 1) стереотипизация восприятия — это неизбежное явление, оно является способом адаптации человека к ситуациям, требующим мгновенного реагирования в условиях нехватки релевантной информации; 2) для управления формированием отношений важно понимать уровни и механизмы стереотипизации; 3) стереотипы восприятия выполняют роль «грубой настройки», создающей основу для более тонкого понимания собеседника; 4) стереотипы восприятия могут привести к ошибкам в восприятии собеседника, и тогда все последующие выводы и наблюдения будут также основаны на ошибочных предпосылках.
Наиболее типичные эффекты стереотипного восприятия (психические механизмы «грубой настройки» на восприятие собеседника). 1. Эффект переноса — восприятие незнакомого человека по ассоциации с кем-либо, похожим на него, из нашего прошлого (часто из детских впечатлений, страхов, надежд, иллюзий). 2. Гало-эффект — грубое обобщение, оценка в черно-белом восприятии ситуации. 3. Эффект снисхождения — излишне положительная оценка наблюдаемых событий, поступков. 4. Эффект центральной тенденции — стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов и явлений. 5. Эффект ореола — люди склонны по одной характерной черте человека судить о многих других свойствах его натуры. Например, высокий интеллект часто ассоциируется с интеллигентностью. 6. Эффект контраста — склонность подчеркивать отрицательные черты окружающих, в противоположность своим позитивным качествам. 7. Эффект проекции — склонность приписывать другим теневые стороны своей личности, а также свои теневые (подавляемые) мотивы поведения. Для «тонкой настройки» восприятия используются следующие психические механизмы. 1. Идентификация — стремление понять другого путем представления себя на его месте, отождествление себя с собеседником для достижения понимания. Понимание основано на принципе «примерить на себя».
2. Эмпатия — эмоциональное вчувствование в состояние собеседника, сопереживание собеседнику. Принятие собеседника таким, каков он есть на самом деле. Понимание основано на ощущении внутреннего мира человека. 3. Аттракция — способность достигнуть благоприятного, устойчиво положительного отношения собеседника к себе. Понимание основано на возникновении близких отношений, глубокой привязанности. 4. Рефлексия — способность человека наблюдать процесс общения как бы со стороны, осознавая происходящее как с позиции собеседника, так и со своей стороны. 5. Каузальная атрибуция — стремление понять внутреннюю логику поведения человека, выяснение причин поведения собеседника. У каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, наличия которых люди чаще всего не осознают. Наиболее распространены: w личностная атрибуция — склонность приписывать причину события конкретному человеку, личностным особенностям; w обстоятельственная атрибуция — склонность приписывать причину события обстоятельствам; w стимульная атрибуция — склонность видеть причину события в предмете, на который было направлено действие, или же в самом себе. Замечены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. · люди склонны приписывать причину успеха — себе, а причину неудач — обстоятельствам; · оценка причин события различается в зависимости от того, был ли человек наблюдателем или участником события; · по мере роста значимости случившегося люди склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.004 с.) |