Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и основные принципы психологического подхода в управлении.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Психологический подход рассматривает социальную систему как совокупное отражение личностей людей, которые входят в эту систему. Люди выстраивают вокруг себя общество, отражающее их внутренний, внутриличностный мир. Гармония или конфликты, эффективное взаимодействие или неорганизованность и беспорядок — все это проецируется человеком во внешний мир из его собственной души. Поэтому для того, чтобы понять закономерности устройства и развития той или иной социальной системы, нужно изучить внутренний мир, психологию людей, которые эту социальную систему создают, поддерживают и изменяют своей повседневной социальной активностью.
Основные принципы психологического подхода. 1. Любая организация создается людьми и состоит из людей. Все ее сильные и слабые стороны, все факторы жизнеспособности и деградации определяются развитием сознанием, масштабом, скоростью и системностью мышления, уровнем зрелости личности этих людей. 2. Любое управленческое воздействие представляет собой взаимодействие субъектов, каждый из которых является активной системой. 3. Процесс познания человеком своей природы и мира вокруг безграничен. Поэтому безграничны потенциально возможные варианты решения возникающих проблем в функционировании систем. 4. Восприятие человека и его мышление ограничены как индивидуальными, так и социальными рамками. Поэтому реально доступных вариантов решения проблем всегда оказывается значительно меньше, а развитие социальной системы кажется предопределенным с неизбежностью. 5. Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения. Любые наши представления о системе ограниченны. 6. Многообразие и сложность психологических инструментов и моделей требуют от применяющего их исследователя свободного владения этими инструментами и глубокого понимания их практической сути. 7. Любой результат взаимодействия в системе — как позитивный, так и негативный — дает приращение опыта. 8. Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже постоянно меняются. 9. Факторы влияния взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому управленческое воздействие должно строиться как согласованная система влияния, учитывающая факторы внешней среды.
10. Исследователь социальной системы должен учитывать, что его собственные психологические ограничения и стереотипы могут повлиять на восприятие, анализ и осмысление изучаемых данных, а также на интерпретацию результатов. 11. Руководитель, изучающий социальную систему, в процессе изучения влияет на нее. Любой человек в процессе изучения социальных явлений изменяет само явление. Такое влияние, создающее принципиальную нехватку управленческой информации, необходимо учитывать, и по мере возможности прогнозировать его последствия. 12. В силу принципиальной нехватки достоверной информации о состоянии системы, важное значение приобретает управленческая интуиция, которая является, по сути, соединением знаний, опыта и особого дара предвидения без фактов, которым обладают некоторые люди.
Понятие и психологическая сущность власти. Типология власти. Власть – это возможность оказывать влияние на поведение других людей.
Власть над человеком всегда основана на принципе отсроченного насилия (по В.П. Шейнову): мы обладаем властью над людьми не потому, что мы им можем дать вознаграждение, а потому, что мы это вознаграждение можем также не дать, или лишить их чего-либо, для них значимого.
Типология власти. Власть принуждения — основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей подчинённых. Власть вознаграждения — основана на том, что руководитель может вознаграждать подчинённых за успешную работу. Экспертная власть — основана на превосходстве в интеллекте и профессиональной компетентности. Харизматическая власть — основана на силе и обаянии личности руководителя, его лидерском потенциале. Законная власть — основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчинённых, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях.
Стремление к власти изначально основано на подсознательном стремлении вырваться за пределы обыденного бытия, за пределы привычно-полуавтоматического, обезличенного существования. Однако далеко не сразу человек может осознать, что ему нужно на самом деле, и как этого достичь. Человек нуждается в качественном наполнении своей жизни смыслом, но вместо этого пытается собирать большое количество внешних атрибутов успеха. В результате, оставаясь в рамках обыденности, он с неизбежностью разочаровывается в своей жизни и деятельности.
Воля к власти начинается с воли к манипулированию, которая проявляется в стремлении человека превратить людей в одушевлённые предметы, управляемые его волей. Одушевлённость людей даёт манипулятору экстаз подавления одушевлённости. Подсознательно манипулятор стремится избавиться от одиночества, однако, обездушивая в своём сознании людей, он обездушивает себя и его одиночество становится безграничным. Воля к абсолютному манипулированию направлена на превращение всех людей в объекты волевого воздействия. При этом люди воспринимаются как неживые предметы, статистические единицы, которыми можно распоряжаться, как любыми другими ресурсами. Воля к абсолютному манипулированию является, по своей сути, мощнейшим маниакальным стремлением человека к власти. Часто такое стремление опирается на высокую идею, которая тоже подвергается манипулированию, циничному искажению ради того, чтобы создать подобие идеологического обоснования для власти абсолютного манипулятора. Воля к абсолютной власти выражается на практике в стремлении овладеть отношениями, а не людьми. Такая воля к власти более плодотворна, чем воля к манипулированию. Манипулирование людьми есть лишь иллюзия власти, неизбежно приводящая властителя к глубинному разочарованию. Но владеть определённой системой отношений (например, организацией), а не людьми — значительно более продуктивный вариант воли к власти. Воля к власти над окружающим миром содержит в себе неразрешимое противоречие. Воля к власти над людьми входит в конфликт с волями этих людей, и тогда конфликт интересов вызывает стремление поработить или уничтожить противника. Итогом воли к власти над миром оказывается одиночество и отчуждение властелина в разрушенном безжизненном мире. И тогда, если человек способен усилием духа подняться над обыденностью, над ограниченностью своего ЭГО, он может прийти к идее воли к власти над собой — то есть воли к могуществу. Такая воля ведёт человека к преодолению его пределов, к личностному развитию. Воля к могуществу рождается как выход за пределы экстаза воли к власти. Власть, по своей сути, - это просто способность осуществить задуманное. То есть власть для человека – это средство достижения целей. «Но великий человек будет стремиться не к обладанию этой способностью, которая есть лишь само собой разумеющееся и необходимое условие деятельности, а к тому, на что он, смотря по обстоятельствам, считает себя способным... Встретив великого человека, жаждущего власти больше, чем осуществления истинной своей цели, мы вскоре поймем, что он, вернее, его отношение к своему делу страдает недугом. Он надорвался, его дело перестало ему повиноваться, его дух уже не находит воплощения, и он, спасаясь от надвигающегося безумия, хватается за голую власть…» Лидерство – это, прежде всего, функция выживания социальной системы, поэтому руководитель – это, прежде всего, человек, наиболее эффективно выполняющий весь необходимый объем властных функций. Соответственно, если в организации процессы вырождения управленческой иерархии преобладают над процессами ее оздоровления, такая организация внутренне обречена на деградацию и разрушение. Иерархия ради иерархии – это смещение ценностей в организационной культуре, приводящее к дезориентации персонала, поскольку в такой ситуации оказывается, что хорошо работать и делать карьеру – это два совершенно разных направления деятельности, а в норме они должны совмещаться.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.006 с.) |