Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
скоморох-глумословец и смехотворец,↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
исполнитель «позоров», превратился в театрального актера; но воспоминание о первобытном виде скоморошеских глумов и позоров уцелело до сих пор в форме святочных потех и шуток, творимых ряжеными «окрутниками», а равно и в форме потеш- 175 ных сцен и фарсов, шуток и прибауток, импровизируемых и разыгрываемых балаганными лицедеями и потешниками из народа, в форме кукольной комедии, райка, медвежьей комедии и т. п., в которых бьет ключом народный юмор, не стесняющийся при этом и в употреблении крепких словец, — представлений, едва ли во многом отличающихся от соответствующих «позоров» старинных скоморохов, за исключением разве недопускаемого ныне в прежней беспредельной мере цинизма и бесстыдства. Вспомним, что, начиная с конца XV и в течение XVI и XVII веков, при царском дворе народные потешники: бахари, домрачеи, гусельники постепенно вытесняются игроками на органах, скрипках, цимбалах и прочих прибывающих из Западной Европы инструментах, а равно и трубными хорами (в XVII веке); вспомним, что у московских вельмож еще в первой половине XVII столетия мы встречаем дворовых шутов-скоморохов или «веселых» игрецов, певцов, плясунов, а во второй половине того же века, под влиянием проникающих в это время в Россию все более и более многочисленных иноземных музыкальных потешников, и даже иноземных музыкально-театральных представлений, эти дворовые «веселые» заменяются дворовыми же людьми — актерами, танцовщиками и оркестровыми (на современный западноевропейский лад) музыкантами, сначала подвизающимися на музыкальном и музыкально-театральном поприще вместе с приезжими немецкими артистами и, разумеется, подчиняющимися влиянию последних, но с течением времени постепенно приобретающими некоторую самостоятельность, в качестве представителей зарождающеюся русского сценического и музыкального искусства. Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную, соответствовавшую вкусам народа, в течение многих веков, форму развлечения и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи, как показано выше, были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же, вместе с тем, были и единственными представителями светской музыки в России, а потому повторяю, что вся первая многовековая эпоха истории русской светской музыки до середины XVII века может быть названа эпохой скоморохов. О том, каков был характер и стиль музыки скоморохов, мы можем делать одни лишь предположения, так как письменных памятников они нам 176 не оставили, да и оставить не могли: они, конечно, нотных знаков не знали и, следовательно, песен своих не записывали. Предположительные заключения о мелодиях последних можно строить по песням преемников скоморохов — сказителей былин и бандуристов относительно «великой», а также по практикуемым еще в народе играм (на инструментах) и песням плясовым и разгульным — относительно «веселой» их игры. К этому вопросу я возвращусь в другой статье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.005 с.) |