Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Скоморохи и их слушатели на том светеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Соответственно всему вышеизложенному, участь скоморохов в будущей жизни представлялась в самых безотрадных красках: «Плясцы и свирелницы и гусленицы и смычни-цы и смехотворцы и глумословцы отъидутъ въ плачь неутьшный никогда же», — говорит Мних Палладий в Слове о втором пришествии; в изображениях Страшного суда, по русским подлинникам, плясуны являются повешенными за пуп, См. у Снегирева. Русс, прост, праздн. II, 33, 37. Я упоминал уже выше (стр. 99) о том, что подобно ряженым, и так называемые халдеи Должны были омываться крещенской водой: «Сказанные халдеи, — пишет Олеарий, — во все время их потех и беганья по городу, считаются как бы язычниками и нечистыми, так что если они умрут в это время, то их причисляют к осужденным на вечное мучение. Поэтому в день Богоявления (крещение), как вообще в великий священный день, над ними совершается снова крещение, чтобы омыть их от такой безбожной нечистоты и сделать Их снова причастными церкви христианской. После этого нового крещения °ни опять делаются так же чисты и святы, как и все другие. Иной такой молодец мог поэтому креститься раз 10, и даже более>. (Подр. опис. путеш. в Москов. 315). 154 а в духовных стихах плясуны и волынщики являются осужденными на повешенье над каменными плитами и на гвозде железном, или «изыдутъ, — по словамъ стиха, — смЪхот-ворцы и глумословцы въ вечный плачь».1 «И скоморохи и ихъ дело плясаше и сопели, песни бесовския всегда любя... вси вкупе будуть во аде а зде прокляти», — читаемъ въ Домострое;2 в стихе о грешной душе говорится о разных ее проступках, между прочим и об участии ее в игрищах, за что она осуждается на вечные муки: По игрищамъ душа много хаживала, Подъ всякие игры много плясывала, Самого сатану воспотешивала... Провалилася душа въ преисподний адъ, Ве к ъ мучиться душе и не отмучиться. «Не люби игръ, да не обрящешися тамо съ бЪсовскими слугами, — восклицает митрополит Даниил, — блюдися убо, и егда зде насееши терние смехомъ и глумлениемъ, а тамо жнеши слезы и р ы д а н i е»4. Стоглав, порицая «всякое игранie», прибавляет: «Рече бо Господь: горе вамъ смеющимся нынъ, яко возрыдаете и восплачете».5 На старинной лубочной картинке изображается истязание в аду грешника, с следующею подписью, объясняющею содержание картины: «И рече сатана: любилъ еси въ Mире различныя потехи, игры; приведите же ему трубачей. Беси же начаша ему во уши трубить въ трубы огненныя; тогда изъ ушей, изъ очей, изъ ноздрей пройде сквозь пламень огненный...».6 На другой народной картинке изображена нагая женщина на драконе; в объяснительном тексте выписана исповедь этой «девицы» отцу ее духовному: «Азъ есмь проклятая дщерь твоя духовная, видиши ли оче,... стрелы въ ушахъ за слушание песней бесовс -кихъ».7 В упомянутой выше (стр. 151) «Повести о девицахъ смоленскихъ како игры творили», рассказывается, что Господь прислал к ним св. Георгия для увещевания, «чтобы онъ перестали отъ такого беснованья (игр своих в Ивановскую ночь); 1 Веселовский. Розыск, в обл. русс. дух. стих. VII. II, 197 —198. 2 Гл. 26, с. 73. 3 Тихонравов. Лет. русс. лит. и древ. I, 156. 4 Пам. стар. русс. лит. IV, 203. 5 Гл. 92. 6 Афанасьев. Поэт, воззр. I, 348. 155 но онъ нелепо ему возбраняли съ великимъ срамомъ. Тогда онъ проклялъ ихъ, и все оне тотчасъ же окаменели и доныне на поле томъ видимы, стоять, какъ люди: въ поучеше намъ грешнымъ, чтобы такъ не творили, да не будемъ съ дьяволомъ осуждены въ муку вечную».1 Г. ПРЕЗРЕНИЕ К СКОМОРОХАМ При таких обстоятельствах естественно сложились народные поговорки о скоморохах и их ремесле, вроде следующих: «Бог дал попа, а черт — скоморох а», «песня и пляска от сатаны», «скоморошья потеха — сатане в утеху», «ни Богу свеча, ни ч е р т у д у д а» — и т. п. В связи с таким взглядом, даже атрибуты скоморохов, т. е. музыкальные орудия и «маски», служили посрамлением для держащих их. Разгневанный на архиепископа Новгородского Пимена (в 1570 г.), царь Иоанн Грозный, между прочим, подвергнул его следующему поруганию: его посадили на белую кобылу, в худой одежде, с волынкою и бубном в руках, как шута и скомороха, и возили из улицы в улицу.2 По словам Олеария, царь Иоанн грозил архиепископу, что определит его в Москве «в разряд волынщиков», чтобы он играл под пляски медведя. Ему связали ноги под брюхом лошади, на шею повесили лиру, цитру (гусли?) и волынку и в таком виде заставили ездить по Новгороду, приказывая ему играть на волынке, хотя он и не умел этого.3 Нечто сходное повторялось в Москве 36 лет спустя. По убиении лже-Димитрия (в 1606 г.), обнаженный труп его чернь потащила кругом дворца на площадь; здесь положили его на стол, а один из бояр бросил ему на живот маску, на грудь —волынку, а в рот сунул дудку и притом сказал: «Долго мы тбшили тебя,... теперь самъ насъ позабавь».4 Я упоминал уже о том негодовании, с которым князь Репнин отверг предложение Иоанна Грозного надеть на лицо свое машкару: «Онъ же отверже ю, — пишет князь Курбский, — и потопталъ и рече: не буди ми се 6eзумие и безчиние сотворити, въ совътническомъ чину сущу мужу». През- 2 Буслаев. Ист. оч. русс. нар. слов. II, 14—15. 3 Карамзин. Ист. гос. Росс. IX, 89. 5 Сказ, соврем, о Димитр. Самозв. I, 79; III, 159; IV, 175. Сказания. 81. 156 рение Иоанна Грозного к скоморохам и близкородственным им шутам, которыми он тем не менее любил окружать себя, видно из следующего рассказа: однажды, недовольный какою-то шуткою одного из них (князя Осипа Гвоздева), царь сперва вылил на него миску горячих щей, а потом ударил его ножом: «Исцели слугу моего добраго», — обратился он вслед за тем к доктору Арнольфу, но тот мог лишь удостоверить смерть Гвоздева. Царь махнул рукой, назвал мертвого шута псом и продолжал веселиться.1 Маскевич в своих записках (под 1611 г.) свидетельствует, что русские бояре над западными танцами смеются, «считая неприличным плясать честному человеку... Честный человек, — говорят они,—должен сидеть на своем месте и только забавляться кривляниями шута, а не сам быть шутом для забавы другого, — это не годится».2 «Они (русские бояре) не любят пляски (т. е. не любят сами плясать) и думают, что она унизительна для их важности», —пишет англичанин Коллинс, бывший врачом царя Алексея Михайловича.3 Итак, занятие скоморошеством, т. е. игрою на музыкальных инструментах, пением, пляской, глумотворством и сме-хотворством, признавалось ремеслом бесчестным, унизительным. В описании Русского государства в середине XVII века (Юрия Крыжанича) встречаем перечисление «дурных сословий людей»; тут, между прочим, поименовываются музыкальные и другие искусники, представители разных отраслей скоморошества: «игроки, борцы, фокусники, канатные плясуны, бандуристы ивсе музыканты, не знающие музыки военной и художественной».4 Скоморохи, в особенности в XVII столетии, отлучались от церкви, подвергались проклятию; от них, как и от волхвов, чародеев и т. п. людей, вместе со скоморохами проклинавшихся и отлучавшихся от церкви, запрещалось даже принимать дары в церковь: в одном из поучений священнослужителям, из времен царя Иоанна III, находим наставление: «П риноса не приноси на Б о ж i й жертве н н и к ъ отъ неверныхъ еретиковъ, развратниковъ, воровъ... волхвовъ... игрецовъ» и т. д.;5 «скоморохи и их дело... Карамзин. Ист. гос. Росс. IX, 97. 2 Сказ. совр. о Димитр. Самозв. V, 41—42. Чтения в Имп. общ. ист. и древ. росс, при Моск. Унив. 1846. Нынешнее состояние России. Гл. 6). 4 «Русская Беседа» 1859 г. Прил. к № 4. 5 См. у Соловьева. Истор. Росс. V, 245. III. 157 будуть... прокляти», по словам Домостроя;1 «да будеть отлучень обавникъ, чародвй, скоморохъ, узольникь»,— говорится в послании неизвестного епископа. В статье одного рукописного сборника налагается проклятие на гусли, домры, сопели, бубны, скоморохов и свирельников: «Cie вси волсви плотяные бьсовъ и слуги антихристовы, и с i и творяще да будутъ прокляти».2 В Памяти митрополита Ионы запрещаются скоморошеские игры, и в заключении говорится, что если игры эти еще будут продолжаться и люди будут принимать к себе в дом поименованных потешников, то «т ъм ъ людемъ и скомрахомъ и медвъжьимъ поводчи-к а м ъ быть отъ него святителя въ великомъ смиреши и наказанш безъ пощады и во отлучении оть церкви».3 Во всех этих отношениях русские игрецы и смехотворцы испытывали сходную, но все-таки далеко не столь горькую участь, как современные им западные собратья их по ремеслу, шпильманы и жонглеры, еще более униженные, поруганные и опозоренные отвергавшим их обществом.4 Место скоморохов на княжеских пирах, по словам былин, было также не особенно почетное: обыкновенно они помещаются 1 См. выше, стр. 154. 2 См. у Афанасьева. Поэт. возр. I, 344—345. 3 Акты (арх. Эксп.). IV, № 98. В Византии мим и мима, потешник и потешница, оживлявшие народные игрища, представители народного веселья, по словам проф. Веселовского, противополагались: первый, как язычник — полноправным гражданам, вторая, как непременно блудница, — свободной женщине: «Они лишены были права наследства, права быть свидетелями на суде; скиникам не было выхода из их звания, приходилось умирать в нем, церковь неохотно приобщала их к своим таинствам, отказывала в предсмертном напутсгвовании, светская власть призывала их к участию в обряде казни, с целью усилить ее позор элементом площадного глумления... Как в византийском, так и в германском мире, церковь явилась открытым врагом шпильмана, звание которого причислялось к крайне греховным. Она громила его своею проповедью, постановлениями соборов, не допускала до причастия и лишь в исключительных случаях дозволяла ему приобщиться христовых тайн, под условием не заниматься своим ремеслом за две недели до причастия и столько же спустя. Определения светского закона не отставали от церкви: "Саксонское зерцало» признает шпильманов бесправными, лишает их права наследства. Швабский кодекс, в случае оскорбления кем-нибудь шпильмана, предоставлял последнему, в удовлетворение свое — ударить тень обидчика. Право города Гамбурга еще сильнее поглумилось над обиженным шпильманом: кто ударит его, не платит за то никакой пени на суде, ни обиженному, которому может дать еще три удара сверх прежних» и т. п. (Розыск, в обл. Русс. дух. стих. VII, II, 134—135, 152—153.-Ср. Reissmann. IHustr. besch. der deutsch. Mus. 132—133.) 158 «на печке, на запечке». Добрыня, накрученный скоморохом, здоровается с князем Владимиром и спрашивает его: «Скажи, где есть наше место скоморошское?» Съ сердцемъ говорить Владимиръ стольно-киевский: Что ваше место скоморошское На той печкъ на муравленой, На муравленой печки на запечки. Онъ скочилъ скоро на место на показание, На тую на печку на муравлену; Натягивалъ тетивочки шелковыя На тыя струночки золоченыя, Учелъ по струночкамъ похаживать, Учелъ онъ голосомъ поваживать. В другом пересказе Владимир уже без сердца указывает то же место Добрыне-скомороху. Говорит Добрыня: Солнышко, князь стольно-киевский! Нетъ ли местечка немножечка Малой скоморошинкъ, Поиграть въ гуселышки яровчаты. Говорить какъ солнышко князь стольно-киевский: Аи же ты малый скоморошина! Всъ местечки позасяжены: Есть на печкъ муравленой Местечка немножечко. Тутъ то Добрыня на ножку легохъ-то былъ, Подскочилъ онъ на печку муравлену. В третьем пересказе Владимир предлагает Добрыне-скомороху три местечка: одно против стола, другое против себя (князя), а третье — «на печке на земляныя». Добрыня же, очевидно, избрав обычное «место скоморошское», «скочилъ на печку на земляную».3 У простых людей скоморохи принимались с большим почетом. Терентьева жена обращается к зазванным ею «веселым молодцам» с приглашением сесть на лавочки: 1 Рыбников. Песни. I, 136. — Ср. Гильфердинг. Онеж. был. 44—45. 2 Рыбников. Песни. II, 30—31.—Ср. Гильфердинг. Онеж. был. — Только мъстечка да на печи печи, — На печи печи, да на печномъ столбъ. 3 Рыбников. Песни. I, 144. 159 Садитесь на лавочки, Поиграйте во гусельцы. Народ обращается с ними за панибрата; «веселые», по словам песни, отыскивая себе ночлег, заходят к старой бабе: один играет, другой пляшет, а третий, по-видимому, бесцеремонно располагается будто бы спать.2 Впрочем, презрительное отношение народа к отвергнутым обществом потешникам-скоморохам, кроме приведенных выше (стр. 155) нелестных для них народных поговорок, выражается, напр., и в народной картинке (из первой половины XVIII в.), изображающей поезд «Масленицы»: масленице на картинке предшествуют четыре музыканта (скомороха), играющие на гудке, дудке, волынке и чекане. Первые два идут пешком, а последние изображены верхом на свиньях; под картинкой подписаны слова: «Переднею (=масленицею) скачут на свиньях верхами сразными музыки и гудками».3 Всадник на свинье, во всяком случае, представляет фигуру, способную вызывать лишь презрительный смех окружающей толпы. В XVI столетии скоморохи, как мы видели выше (стр. 133), ходят большими толпами, часто насильно играют в деревнях и насильно едят и пьют, и даже обворовывают и грабят жителей. Против таких нахальных нашествий народ, именно в XVI столетии, ограждался многочисленными грамотами, запрещавшими скоморохам совершать насильственные посещения. Впрочем, в качестве людей, занимавшихся «бесчестным» ремеслом, и над скоморохами иногда производились насилия со стороны людей «честных», злоупотреблявших нерасположением к скоморохам властей, а следовательно, и невозможностью находить им себе защиту. Так в 1633 г. били государю челом скоморохи князя И. И. Шуйского (Павлушка Зарубин, да Вортышка Михайлов, да Конашка Дементьев) и князя Д. М. Пожарского (Федька Степанов, сын Чечотка) на приказного села Дунилова, Ондрея Крюкова, да на его людей, в том, что когда челобитчики пришли в Дунилово «для своего промыслишку и съ ходьбы къ нему, Ондрью, явились», то Ондрей их, «сиротъ, зазвалъ къ себъ на дворъ и, зазвавъ, заперъ въ баню и, заперши, вы-мучилъ у нихь, сиротъ, у Павлушки 7 рублевъ, у Федьки К. Данилов. Древ росс. стих. 13. См. выше стр. 132. Ровинский. Русс. нар. карт. I, 304. 160 25 рублевъ, да Артюшкиныхъ денегъ 5 рублевъ...».1 Подобные случаи «вышучивания» у презренных скоморохов собранных ими денег «честными», т. е. не занимавшимися скоморошеским промыслом, людьми — вероятно, повторялись неоднократно, тем более, что даже официальными грамотами в некоторых случаях разрешалось, а иногда и приказывалось, не только выгонять непрошенных гостей-скоморохов, но даже бить и грабить их; так, напр., приговорною памятью монастырского собора Троицкой лавры (1555 г.) предписывалось «скомороха или волхва... бивь да ограбивъ да выбити изъ волости вонь».2 ' См. у Афанасьева. Поэт, воззр. I, 346—347. 2 Акты (арх. эксп). I, № 244. Глава шестая КОНЕЦ СКОМОРОХАМ Мы рассмотрели разностороннюю деятельность скоморохов. «Великая игра», заключавшаяся в сопровождаемом звуками гуслей пении песен, «про старые времена и про нынешние», про далекие страны, про подвиги прославленных князей и витязей, — песен содержания серьезного, сказочного, иногда и шуточного, — «великая игра», главнейшим представителем которой был древний «гораздый гудец» киевский, вещий песнотворец Боян, прославлявший деяния князей и героев, процветала в руках как профессиональных гусельников-скоморохов, так и игроков-дружинников, при княжеских дворах. Преемниками этих древних певцов-гусляров, исторические сведения о которых после XI века почти вовсе умолкают — исключение составляет лишь летописное известие о «словутном» певце Митусе (XIII в.) — являются в XVI и XVII веках царские бахари, домрачеи и гусельники, которые для развлечения царя, царицы и их приближенных сказывают сказки (сказки-былины?), поют песни и играют на домрах и гуслях, т. е. исполняют то же, что и древние гусляры-скоморохи, «иже басни баютъ и въ гусли гудутъ», по выражению Кирилла Туровского (XIII в.). Песни «умильные», соответствующие Добрынину пению «по уныльнёму, по умильнему», в позднейших былинах получают название песен царских, как и чудесные, пленительные песни райской птички именуются «царскими» (см. стр. 53—54). В течение XVI и в особенности XVII века все более и более обнаруживается, как уже замечено было мною Раньше, иноземное влияние на характер и состав царских музыкальных потех. Появляются при царском дворе органы, клавикорды, скрипки, цимбалы, заводятся хоры трубной музыки; наконец, при Алексее Михайловиче открываются теат- 162 ральные представления с оркестровой музыкой. Придворные бахари, домрачеи и гусельники исчезают, и только уже позже, в XVIII столетии, как бы в замену их, появляются иногда при русском дворе малорусские бандуристы, воспевающие уже позднейшие события из истории казачества, т. е. уже из времен христианских. Древнее же искусство пения или сказания старины, центром которой продолжает преимущественно служить окруженный богатырями «князь Владимиръ стольно-киевский», не исчезло: на далеких, глухих северных окраинах земли русской до сих пор звучит эта песня, конечно, видоизмененная под влиянием иных времен и обстоятельств, но несомненно близко роднящаяся с древним песнопением гусляров-скоморохов; распевают, «сказывают» ее, но уже без сопровождения гуслей, старики певцы или «сказители» былин, из уст которых удалось записать их, спасти от совершенного забвения, увековечить некоторым любителям и почитателям русской старины.' Значительная доля таких песен дошла до нас и в сборнике «Древние русские стихотворения Кирши Данилова», открытом в виде рукописи в середине прошедшего столетия. Впрочем, не при одних княжеских и царских дворах звучала в старину эта «великая игра», но и в среде частных, преимущественно знатных, богатых лиц. Мы видели выше, что богатый гость Соловей Будимирович сам играет, окруженный своею дружиною (гостями-корабельщиками и целовальниками); другой богатый гость, Садко, также играет среди своей дружины, своих «наемных людей» («целовальниковъ и прикащиковъ»): когда выпадает ему злополучный жребий, то он, прежде чем броситься в море, обращается к «своимъ братцамъ», к «дружинь хороброй»: Подайте гуселки яровчаты Поиграть-то мне въ остатнее... На пиру, за «великимъ столомъ» у князя Михаила Васильевича Скопина поется слава хозяину пира, а самую былину о подвигах и смерти Скопина поют «веселые молодцы», соединяющие свое повествование со славлением того «боярина великаго», того «хозяина ласковаго», у котораго, «сидючи вь беседь смиренныя», они «испиваютъ медь, зелено вино». Ладожские музыканты (скоморохи), которых слышал Олеарий, пели о великом царе Михаиле Федоровиче за столом приезжих См. неоднократно цитированные мною выше сборники былин Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга. 163 послов. Я упоминал выше о том, что как у царей Иоанна Грозного, Василия Шуйского, Михаила Федоровича были свои сказочники-бахари, преемники древних сказителей старины — скоморохов, так держали бахарей и зажиточные частные люди, даже еще в начале нынешнего столетия; разумеется, бахари-холопы эти представляли собою измельченный тип прежнего сказителя-гусляра, —дело их было: то развлекать, то усыплять своего господина и в последнем случае сходствовало, сближалось с холопскою же обязанностью чесать господские пятки на сон грядущий, практиковавшеюся во времена крепостного права. Как при царе Михаиле Федоровиче состояли певцы и игрецы, домрачеи и гусельники, при Алексее Михайловиче исчезнувшие, а впоследствии заменившиеся малорусскими бандуристами, так и в богатых частных домах, именно в течение XVII столетия, встречаются гусельники (вспомним «Повесть о прекрасном Де-вгении», «Притчу о старом муже и молодой девице») и позже, в XVIII веке, — бандуристы. Как при царском дворе, начиная с конца XV и в течение XVI, XVII и следующих столетий, состояли игроки на разных иноземных инструментах (органах, клавикордах, скрипках, цимбалах) и, начиная с XVII века, целые хоры музыкантов: трубников, сурначеев, накрачеев и т. п., так и в частных домах, именно в XVII веке, заводились подобные же потехи: вспомним музыку и музыкантов боярина Никиты Ивановича Романова, друга немцев, устраивавшего свои музыкальные потехи на немецкий лад; вспомним дворовых людей боярина Артемона Сергеевича Матвеева, участвовавших, вместе с приезжими немцами, в первых придворных театральных представлениях при Алексее Михайловиче; вспомним игру трубников, сурначеев, набатчиков и пр., игравших на пирах в «Повести о прекрасном Девгении», в «Притче о старом муже и молодой девице», в былине «Никите Романовичу дано село Преображенское». С конца XVII столетия постепенно заводятся разными знатными людьми свои музыканты и оркестры, существовавшие при дворах некоторых вельмож даже до середины нашего века. Все только что перечисленные музыкальные потехи едва ли в состоянии были бы вызывать серьезные протесты со стороны не только светских, но и духовных властей, кроме Разве порицания со стороны последних, основанного на воспринятом духовенством из Византии убеждении в греховности занятия музыкой вообще. Действительно, из приведенных выше свидетельств мы видим, что преп. Феодосии лишь с некоторым 164 намеком укоризны отнесся к играм и песням, происходившим при дворе князя Святослава: «Так ли будет на том свете?» Вот все, что проговорил Феодосии, заставший эти игры в полном их разгаре. Далее мы встретили ряд предписаний лицам духовного звания удаляться от трапез, где бывают гудение или «играние» на инструментах. Но действительно заслуживало порицания и запрещения играние, сопровождавшее попойки и оргии, в особенности раздававшееся в праздничные дни на улицах и площадях, или в корчмах, среди народной толпы; здесь оно в большинстве случаев вызывало и «проклятое», «многовертимое плясате», которое, не удерживаясь в границах благопристойности и приличия, нередко переходило в цинические, соблазнительные телодвижения; играние вызывало здесь и песни плясовые и разгульные, легко переходившие в «сквернословие» или «срамословие». Все это опять связывалось с переряживанием, глумлением, «позорами», также обыкновенно далеко переступавшими границы пристойности, связывалось с разгулом толпы, пьянством и бесчинием, нарушавшими правильное течение жизни, оскорблявшими нравственное чувство. В упомянутом выше (стр. 88) «Слове о корчмах и о пьянстве» изображается играние, пение и скакание кощунников-скоморохов перед собравшимися «къ питно пьянственному» мужчинами и женщинами; «сия-же зряще жены, — продолжает автор Слова, — и уже седятъ отъ шяньства аки обуморены. Крепость бо трезвеная изсяче и будеть ей желение сатанинскому игранию. Мужу же ея такоже ослабевшу и бываетъ семо и овамо очима соглядание и помизание. И кшждо мужъ чужей жене питие даетъ съ лобзашемъ и ту будетъ и рукамъ приятие и зложайнымъ речемъ сплетение и связь диавола...». Вот такого-то рода играние, пение, плясание и глумление, возбуждавшие и разжигавшие пьяное веселье толпы или вообще пирующих, издавна стали вызывать справедливые порицания со стороны принадлежавших преимущественно к духовному чину писателей, видевших в этих действиях остатки «поганства», т. е. язычества, источник безнравственности, причину духовного падения и гибели народа, служение дьяволу, дьявольские лести, называвших их бесовскими, сатанинскими, богомерзкими играми и песнями, бесовскими кощунами и т. п. Тем не менее, однако, порицания духовенства в течение многих веков оставались гласом вопиющего в пустыне: и народ, и вельможи любили своих потешников-скоморохов и продолжали забавляться и утешаться их играми. Порицания духовных лиц не находили себе серьезной поддержки 165 со стороны светских властей до тех пор, пока представители этих бесовских кощунов, глумов и игр — скоморохи — не стали наносить уже существенного материального ущерба жителям страны, пока они не стали соединяться ватагами и не только соблазнять и прельщать толпу своей разгульной игрой, своими нередко бесчинными, непристойными «позорами», глумами, песнями и плясками, но даже насильно вторгаться во дворы и дома жителей деревень, сел и городов, насильно же пить и есть у них, воровать и грабить. Таковыми рисует ватаги скоморохов Стоглав, таковыми были они, вероятно, уже и в XV веке, так как с этого столетия светские власти начинают ставить преграды их алчности и нахальству, сперва ограждая особыми грамотами в виде чрезвычайной привилегии или льготы те или другие селения, ту или другую волость от насильственного нашествия скоморохов, а затем постепенно принимая уже более широкие меры против скоморошества вообще. Но и эти грамоты и указы в общем имели мало успеха и широко распространившегося зла не искореняли. Только со времен царя Михаила Федоровича власти начинают действовать против скоморохов с большею энергией. Со вступлением же на царский престол Алексея Михайловича, который, под наплывом благочестия, с омерзением относился ко всякого рода отечественному скоморошеству, даже на собственной своей свадьбе отменил трубную музыку, заместив ее пением духовных стихов, — который, удалив от своего двора бахарей, домрачеев и гусельников, на место их поселил во дворце так называемых «верховыхъ нищихъ»,1 занимавших его пением духовных стихов, — со вступлением Алексея Михайловича на царский престол началось усиленное преследование и коренное истребление скоморохов и их игр, подкрепляемое строгими наказаниями ослушников царского слова. Проследим главнейшие из вышеупомянутых запретительных грамот и постановлений в хронологическом их порядке. В 1470 г. выдана жалованная грамота о том, чтобы в Инобожских селах Троицко-Сергиева монастыря княжеские ездоки не ставились,... «также и скоморохи у нихъ въ техъ селахъ не играл и». В уставной грамоте 1506 г. читаем: «А скоморохом ъ у нихъ (Артемоновского стана крестьян) въ волости и г р а т и (волостель?) не освобождает ъ». В другой уставной грамоте от 1509 г. предоставляется ловчему и его тиуну не См. у Забелина. Дом. быт русс, цариц. 452. 166 допускать в Бобровых деревнях насильственной игры скоморохов и безнаказанно выгонять их; «кто ихъ (скоморохов) пустить на дворъ добровольно, и они туть играють; а учнуть у нихъ скоморохи по деревням играти сильно, и они ихъ изъ волости вышлютъ вонь безпенно». Жалованная грамота великого князя Василия Иоанновича 1522 г. освобождает монастырские села и деревни в Углицком уезде от пошлин и от игры скоморохов: «Скоморохомъ (в тех деревнях) не играти; а учнуть у нихь... скоморохи играти, и язь техъ велълъ имати и давати на поруки, и ставити передъ собою, Великомъ Кня-земъ». В уставной Онежской грамоте 1536 г. читаем: «А скоморохомъ у нихъ въ волости силно не играти; а кто у нихъ учнеть в волости играти силно, а старосты и волостные люди вышлютъ ихъ изъ волости вонь, а пени имъ въ томъ нетъ». В уставных и жалованных грамотах 1544 г. (Звенигородского уезда, дворцового Андреевского села крестьянам), 1548 г. (Троицкому Сергиеву монастырю), 1554г. (дворцовых Афанасьевского и Васильевского села крестьянам) повторяются такие же привилегии, ограждавшие данные селения от насильственной игры скоморохов. Наконец, в приговорной грамоте монастырского собора Троицкой Лавры 1555 г. (см. выше стр. 144) уже под угрозою пени запрещалось держать в волости скоморохов, а равно предписывалось и «прохожихъ скомороховъ въ волость не пущать».1 Повторяю, что во всех данных случаях лишь отдельные местности ограждались от непрошенного посещения и игры, словом, от нашествия ватаг скоморохов. В постановлениях Стоглавого собора находим уже более общие запрещения, отчасти направленные против оскорбительного для религиозного чувства вторжения скоморошеских игр в религиозные действия, отчасти — против гудения, играния, глумления и т. п.; вообще, так Стоглавом предписывалось священникам убеждать духовных детей своих, чтобы они отстраняли скоморохов от свадебных поездов, где скоморохи шли рядом со священником; также от вторжения бесовских игр скоморошеских в обряд поминовения усопших. Вот эти постановления Стоглава: «Къ вьнчашю ко святымъ церквамъ скоморохомъ и глумцомъ предъ свад-бою не ходити и о томь священникамъ такимъ запрещати съ великимъ запрещениемъ, чтобы таковое безчиние никогда же 1 Акты (арх. эксп.). I, №№ 86, 144, 150, 171, 181, 201, 217, 240, 244. 167 не именовалося».1 «Скоморохомъ и гудцомъ и вся-кимъ глумцомъ запрещали (бы пасомые) и возбраняли, чтобы въ ть времена коли родителей поминаютъ православныхъ хрестьянъ не смущали и не прельщали тими басовскими своим играми».2 В другом месте Стоглава читаем: «Праздность бо и пьянство и и г р а н i e всему злу начало есть и погублеше велие; сего ради отрицаютъ вся божественная писания и священныя правила всякое играние...и гусли и смыки и сопели и всякое г у д е н i e и глумление и позорище и плясание».3 «Бога ради, Государь, вели ихъ (скоморохов) извести, кое бы (=чтобы) ихъ не было въ твоемъ царствъ, и тебе, Государю, въ великое спасеше, аще бьсовская игра ихъ не будетъ», — писал Иоанну Грозному митрополит Иоасаф.4 Но царь сам пил и плясал в машкарах со скоморохами, сам посылал по городам и селам набирать медведей и скоморохов для своей потехи, сам, в утеху немецким гостям, устраивал бесстыдные скоморошьи пляски, а потому и постановления Стоглавого собора против скоморохов оставались столь же безуспешными, как и прежние порицания скоморошеских игр, которыми продолжали тешиться народ на улицах и площадях, а знатные люди — в своих домах и дворах. В царствование Михаила Федоровича начинается уже более серьезное преследование бесчинных игрищ, заключавшихся в скоморошеских играх и позорах, медвежьей комедии, кулачных боях, разгуле и пьянстве. В 8-ой дополнительной статье к Судебнику (1626 г.) читаем: «Государь Царь и Великий Князь 1 Гл 41, вопр. 16. Гл. 41, вопр. 23. — Ср. там же: вопр. 24, запрещение, чтобы в навечерия Рождества Христова и Крещения Христова, т. е. на святках, когда происходили позорища скоморошеские, переряживания и прочие вечерние и ночные увеселения, также и «о IsaHOBt дни», мужи, жены и дети «на ночное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на пддсание и на скакание и на многие богомерзские дела не сходились и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец перестали». Гл. 92. — Следует заметить, что в данном случае имеются в виду всякие игры народные, в Ивановскую ночь, на рождественских святках, в Петровское заговение, — игры, различные по своему характеру, так как они более или менее сообразовались с характером празднеств, в старину отправлявшихся, отчасти и ныне отправляемых народом, согласно древним, еще не умершим в нем языческим преданиям. Праздники эти и связанные с ними народные обряды рассматриваются мною в книге «Бож. древ, славян». 4 Стоглав. Гл. 100. 168 Михайло Федоровичъ всеа Русш указалъ: послать бирича кликать въ Китае и въ Беломъ Каменномъ городе, по торгомъ, и по болынимъ улицамъ и по крестцомъ, и по переулкомъ и по малымъ торжкамь, не по одинъ день, чтобъ впередъ за Старое Ваганково, никаше люди не сходились на безлепицу николи; а будетъ учнутъ ослушаться и учнутъ на безлепицу ходить, и Государь указал техъ людей имать и за ослушанье бить кнутомъ по торгомъ. И на на Новую Четверть о томъ память послана, чтобъ на безлъпицу, за Ваганково, съ кабацким питьемъ не въезжали».1 В чем именно заключалась эта столь строго наказуемая «безлепица», ясно не видно, но, вероятно, подразумевались здесь народные игрища, воодушевляемые упоминаемым данною статьею «кабацкимъ питьемъ». Подтверждением такому толкованию в настоящем случае слова «безлепица» может служить другая, аналогичная дополнительная к судебнику статья (32-я) от 1640 г.: «Государь Царь и Великий Князь Михайло ведоровичъ всеа Русш указалъ: которые всякие люди учнутъ биться кулачки въ Китае, и въ Беломъ Каменномъ городе, и въ Земляномъ городе, и техъ людей имать и приводить въ Земской Приказъ, и чинить и а к а з а н i e».2 Здесь «безлепица» и кулачный бой преследовались и запрещались царским указом уже под страхом строгого наказания. Следующие слова патриарха Филарета как бы иллюстрируют только что упомянутую «безлъпицу»: ратуя против святочных переряживаний и игрищ, патриарх в 1628 г. указал «кликать биричю по рядомъ, и по улицамъ и по слободамъ и въ сотняхъ, чтобы съ «кабылками» не ходили и на игрища бъ Mipcкie люди не сходились, тъмъ бы смуты православнымъ крестьяномъ не было и коледу бы и овсеня и плуги не кликали» (т. е. не пели бы святочных колядок и авсеневых песен).3 В то же приблизительно время, ополчается против «сотонинскихъ игръ», плясок и рукоплесканий преемник Филарета патриарх Иоасаф. В Памяти, писанной по его указу в 1636 г., патриарх сетует на то, что «вместо радости духовной, возделаше творятъ радости бесовской и воспршмши неприязьнственные праздники, еже суть угодное дьяволу творяще и ходяще по воли сердецъ своихъ, ходяще по улицамъ въ народъ безчинствующе, пьянствующе, наругающеся 1 Акты истор. (арх. комм.) III, № 92, VIII, с. 95. 2 Там же: XXXII, с. 108. 3 Там же: X, с. 96. 169 праздникомъ святымъ Божшмъ, вместо духовнаго торжества и веселия воспршмши игры и кощуны бесовския, повелъва-юще медведчикомь и скоморохомьна улицахъ и на торжищахъ и на распутъяхъ сотонинския игры творити, и въ бубны бит и, и въ сурны р е в ъ т и, и руками плескати и плясати и иная неподобная дъяти». Далее патриарх приказывает грамоту эту (в которой предписывается также хранить благочиние в церковной службе) «почасту» читать старостам поповским и попам и наказывать им накрепко, чтобы они «приходящихъ ко святымъ Божшмъ церквамъ пра-вославныхъ христианъ учили страху Бож
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.021 с.) |