Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аа. Игра и музыкальные инструментыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нестор (под 1067 г.) называет «дьявольскими лестьми» трубы, скоморохов, гусли и русальи;1 (под 1074 г.) описывает видение Исаакия, которому являются бесы с музыкальными орудиями (сопелями, бубнами, гуслями и играют на них); у Кирилла Туровского встречаем выражение «с о п е л и с о т о н и н с к i я». Христолюбец называет гуденье в числе бесовских игр; играние, плясание и гудение оскверняет чувства, по словам послания митрополита Русского Иоанна; «смьха бегай лихаго, скомороха... и гудця и свирця не уведи у домъ свой глума ради, погань- ' Свидетельства, выписываемые здесь без точнейшего обозначения источников, уже приведены мною, с указанием последних, выше, в разных Скоморохи на Руси ско бо то iecть а не крестыанско; да любяй та глумленья погань iecть... дьявол и б о то с у т ь», — поучает Григорий Черноризец (по списку XIII в.); «А гудущей не акы ли и неприязни древу пакость творять», — говорит в поучении своем Евсевий (XIII в.); ' «Сопъли, гусли... собираютъ около себе стоудные бъсы, держай же соп4льника, в сласть любуй гусли... чтить темнаго беса», — говорится в Слове о русалиях; «Не люби игры да не обрящешися тамо съ 6есовскими слугам и», — говорит митрополит Даниил в своем поучении; 2 от трапезы, за которой происходят гудение, плясание и игры, ангелы Божий отойдут, а дьяволы предстанут, по словам Домостроя; против «скоморохов с домрами и съ гусльми и съ волынками и со всякими басовскими играми» ополчается грамота царя Алексея Михайловича (1648 г.), называющая домры, сурны, гудки, гусли «басовскими гудебными сосудам и»; «а буде... учнутъ... скомрахи въ гусли и въ домры и въ сурны и волынки и во всяшя бъсовския игры играть», — читаем в Памяти митрополита Ростовского Ионы (1657 г.); 3 статья упомянутого выше (стр. 123) рукописного сборника, как мы видели, называет скоморохов и свирельников волхвами бесовыми, слугами антихристовыми. «Умысли сатана, како отвратити людей отъ церкви, — читаем в старинной рукописи, — и собравъ беси — преобрази въ человъка, и идяше въ сборъ велицъ упестренъ въ градъ и вси б i я х у в ъ бубны, друзии въ козици и въ свирели... Мнози же оставивши церковь и на позоры бесом течаху».4 Преподобному Феодосию Печерскому слышался, по словам его жития, «гласъ вопля великаго въ пещерь отъ множества бесовъ», «аки некшмъ... въ т и м п а н ы биющимъ, и ииымъ въ сопели игра-ющимъ и тако всемъ кличающимъ».5 В обоих последних случаях играние прямо приписывается бесам. В названном выше (стр. 18) требнике встречаются следующие вопросы священника на исповеди: «Слушалъ еси скомороховъ или г у -сельниковъ, или пълъ еси пъсни бъсовск1я или слушал еси иныхъ поющихъ?»— доказывающие грехов- 1 Срезневский. Свед. и замет. VII, 56; XLI, 34. Пам. стар. русс. лит. IV, 203. 3 Акты (арх. эксп.). IV, № 98 УАфанасьева. Поэт воззр. I, 332. — Ср выше (стр 89) объяснение происхождения «русалий», в Прологе XV столетия. Печер. Патер. 51. 150 ность поименованных потех. Мы видели выше (стр. 147), что, по словам поучений, даже мзда, даваемая игрецам, считается жертвой дьяволу, следовательно, тяжким грехом: «За кую вину, — восклицает автор Слова о русалиях, —даеши сребро свое дьяволу въ жертву, велику пагубъ души своей творя, а дьяволу же радость».' Взгляд на бесовский характер музыки отразился и в народной литературе. В былине о Садко, когда под звуки гуслей этого игреца расплясалось и расскакалось все подводное царство, расходилось бурное море, топило корабли без счету, — герою былины является старик «седатый» или «Никола Можайский», или «старчище», и обращается к нему с такими словами: «Полно тебе играть во гуселки яровчаты, Полно губить людей безповинныихъ Отъ твоихъ от игоръ отъ бесовскиихъ, И от тыихъ отъ плясокъ нечестивы их ъ, Окианъ сине море всколебалося» Ограничусь приведенными примерами. Бб. Пляски и песни Нестор, описывая нравы радомичей, вятичей и Севера, выражается так: «Схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская игрищ а»; в Софийской первой летописи читаем в соответствующем месте: «Схожахуся на игрища и на вся бесовская п л я с а н i я»; 3 в видении Исаакия бесы прельщают преподобного к пляске звуками музыкальных орудий; в былине о Садко вызванные игрою его пляски морского царя и его свиты называются бесовскими, нечестивыми; Христолюбец называет в числе бесовских игр не только гудение (см. выше стр. 148), но и плясание и песни мирские (по другой редакции — песни бесовские);4 точно так, по словам послания митрополита Иоанна, оскверняет чувства, кроме играния и гудения, также плясание; «сопели, гусли, песни неприязньски, плясанья, пле- ' Пам стар русс лит I, 208 2 Рыбников Песни. I, 369 3 Поли. Собр. Русс. Лет. I, 6, V, 85. 4 Тихонравов Летоп русс лит. и древ. IV. III, 92. 151 еканья (=рукоплескания) собирають около себе стоудные бесы», — читаем в «Слове о русалиях», там же говорится о бесах пляшущих и скачущих, прельщающих и побуждающих к тому же народ, и далее: «велика бо радость совершается дьяволу плясанья и плесканья съ свирелми»; ' Памфил ратует против «неподобныхъ игръ сотонинскихъ, п л я с а н i я и п л е с к а н iя», против «всескверненыхъ песень», поющихся в Ивановскую ночь; в «Повести о девицах смоленских, како игры тйорили» (по списку XVII в.) говорится о бесовском сборище, нелепом и скверном накануне Иванова дня, «эти окоянныя бесомъ научены были»;2 в «Соборном приговоре» (1551 г.) предписывается священникам, чтобы они удалялись от «х у л -н ы х ъ п о т ъ х ъ», имеющих место там, где находятся «гусли ипрегудниц ы»,3 и, очевидно, обозначающих пляски и песни; «всякое с к а р е д i e творятъ и всямя бесовския дъла: блудъ, нечестоту, сквернословие, срамословие, пъсни бъсовския, плясaнie, скакание, гуденье, трубы, бубны, сопели», — читаем в Домострое;4 в Стоглаве, в Памяти митрополита Ионы, в указе патриарха Иоакима (1684 г.) и в других памятниках порицаются «бесовския песни», «са-танинския песни», в грамоте царя Алексея Михайловича (1648 г.) «богомерзекия и скверный песни»; «скоморохи и п л я с ц и... ихъ жеотрекоша с в я т i и апостол и», — читаем в поучении митрополита Даниила, повторяющего далее слова св. Ефрема: «Егда же дияволъ позоветь гусльми и плясци и песньми неприязненными, тогда мнози собираются на то».5 В одной повести XVI века рассказывается о бесе, явившемся старцу в виде отрока в скоморошеской одежде и начавшем плясать перед стариком.6 В стихе о Страшном суде встречаем такое обращение к грешникам: «Вы вь гу сли-свиръли играли, скака ли, пл ясал и — все ради дьявола».7 Еще в 1684 г. патриарх Иоаким, порицая Пам. стар русс. лит. I, 207, 208. См у Буслаева. Исторические очерки русской народной словесности. 1861. III. С. 14—15. Акты (арх. эксп.). I, № 232. 7. Гл. 8, с. 16. Пам. стар. русс. лит. IV, 201, 203. ' Там же: I, 202. См. у Афанасьева. Поэт воззр. I, 348.
152 святочные увеселения народа, восклицал: «П л я с а н i е творятъ на разжеше блудныхъ нечистотъ и прочихъ гръхопаденш».1 Особенно преследуется некоторыми поучительными словами пляска женщины; «О злое проклятое плясание, — говорит один проповедник, — о лукавыя жены многовертимое плясaHie! плящуще бо жена— любо дойница дьявола, супруга ада, невъста сатанина». Даже смотреть на пляски — грех: «Не зрите плясания и иныя бъсовскихъ всякихъ игоръ злыхъ прелестиыхъ, да не прельщени будет, зряще и слушающе игоръ всякихъ бъсовскихъ, таковыя суть нарекутся сатанины любовниц ы». В другом памятнике (рукоп. XVII в.) читаем: «Многовертимое п л я с а н i e (женское) отлучаетъ человека отъ Бога и во дно адово влечетъ».2 В «Повести о танцующей девице» (XVII в.) рассказывается, как «дъвка некая», пребывавшая во дни святые «во играхъ, въ веселш, въ танцехъ», похищена была во сне «отъ бе с о в ъ».3 Вв. Переряживания Нестор к дьявольским лестям причисляет и руса-лия, в которых мы узнаем скоморошеские игры, связанные с переряживанием (ср. выше стр. 85 и ел.); русалиями, по словам Пролога XV века, называются игры, изобретенные бесами в образе человеческом, из которых одни играют на музыкальных инструментах, а другие надевают на лица с к у -раты (маски); в Стоглаве под «скаредными образо-ваниями»4, вероятно, должно понимать личины; святочная к о б ы л к а именуется в царской грамоте 1648 г. бесовскою; святочные же игры наряженных должно понимать неоднократно под общими выражениями: «бесовское действо», «бесов-ская игралища и позорища», «сотонинския игры», встречающимися в разных старинных памятниках; «бесовское и кумирское личатъ, косматые и иные бесовскими ухищреньми содеянные образы надевающе», — говорит патриарх Иоаким о святочных ряженых, прибавляя, что они «бесовская игралища и позорища содева- 1 Ср. выше стр. 83. 2 См. у Афанасьева. Поэт, воэзр. I, 345. 3 Пам. стар. русс. лит. I, 209. 4 Гл. 92. 153 ють». Наконец, распространенное между набожными людьми понятие, что надевать «харю» грешно и что единственное средство очиститься от греха — окунуться в крещенскую прорубь после водосвятия, — понятие это исходит из одного источника с разъяснением Нантского собора, по которому маски суть личины демонов.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.007 с.) |