Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
По специальности 030200- Политология
Похожие статьи вашей тематики
Кафедра политологии и права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«ПРАВОВЕДЕНИЕ»
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»
По специальности 030200- Политология
Автор разработки доц. к.п.н. Алябьева Т.К.
Москва
Министерство образования и науки Российской федерации
Министерство образования Московоской области
МОСКОВСКИЙ Государственный областной УНИВЕРСИТЕт
факультет истории, политологии и права
Кафедра политологии и права
Утверждено на зкседании кафедры 25.12.2011
Протокол №5
зав. кафедрой ------------------------------------------
К.и.н.проф. Егоров В.Г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«ПРАВОВЕДЕНИЕ»,
Раздел
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»
ФГОС ВПО (бакалавриат) - направление «Политология» (030200), «Социально-экономическое образование, профиль история» (050400.62), «История (030600), «Юриспруденция» (030900).
Автор разработки доц. к.п.н. Алябьева Т.К.
Москва
Автор разработки к.п.н. доц. Алябьева Т.К.
Учебно-методическое пособие по курсу «Правоведение» - «Рабочая тетрадь» (раздел «Основы теории государства и права»).- М.: Издательство МГОУ, 2011.- с.128
Рецензенты:
К.п.н. доц. Алексеев Р.А. МГОУ
К.п.н. доц. Горбунова Н.Е. МГОУ
Учебно-методический пособие по курсу «Правоведение», раздел
«Основы теории государства и права» («Рабочая тетрадь») предназначено для студентов 1 и 2 курсов факультета «Истории, политологии и права» Московского Государственного Областного Университета. УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (бакалавриат), по курсу «Правоведение» для направлений «Социально-экономическое образование, профиль история» (050400.62), «История» (030600) «Политология» (030200), «Юриспруденция» (030900).
© Алябьева Т.К., 2011
©Московский государственный областной университет, 2011.
©Издательство МГОУ, 2011
Лист для заполнения студентом, выполнившим работу по УМК.
Выполнил(а) студент(ка): Мышленок Д.В
Курса 1 Группы № 12
Факультет Истории, политологии и права
Фамилия Мышленок
Имя Дарья
Отчество Вячеславовна
Дата предоставления Подпись студента
работы на проверку:
1 раздел «Основы теории государства»
Дата проверки
1 раздела «Основы теории государства»
Оценка по 1 разделу
«Основы теории государства» Подпись преподавателя
Дата предоставления
работы на проверку: Подпись студента
2 раздел «Основы теории права»
Дата проверки
2 раздела «Основы теории права»
Оценка по 2 разделу
«Основы теории права»
Подпись преподавателя
Рецензия по разделу 1 «Основы теории государства» (70 таблиц).
Рецензия по разделу 2 «Основы теории права» (41 таблица).
Структура учебно-методического пособия по «Основы теории государства и права» - «Рабочая тетрадь»
Рекомендации по выполнению работ по УМК
«рабочАЯ тетрадЬ» - «Основы теории государства и права ».
Таблицы «Рабочей тетради» выполняются частично вместе с преподавателем во время лекционных или семинарских занятий (аудиторная работа), частично самостоятельно дома, являются методическим пособием к лекционно-семинарским занятиям, раскрывают план каждой темы в разделе «Основы теории государства и права».
«Рабочая тетрадь позволяет студенту более глубоко усвоить материал первого раздела курса «Правоведение» - «Основы теории государства и права».
Этот раздел являются основополагающим при изучении сразу нескольких учебных дисциплин: «Теория государства и права», «Отрасли права», «Политология», «Социология». «История Отечества», «История зарубежных стран», «История Древнего мира», «История Средних веков». «История политических и правовых учений», «Истории государства и права». Он формирует у студентов методологию обучения и научной деятельности.
Весь материал «Рабочей тетради» разбит на 2 раздела: 1 раздел «Основы теории государства» (70 таблиц), 2 раздел «Основы теории права» (41 таблица), оба разделяя разбиты на темы, темы - на вопросы и таблицы.
В первом разделе «Основы теории государства» - 10 тем.
Во втором разделе «Основы теории права» - тоже 10 тем.
В «Рабочей тетради» дан список литературы по каждой теме и при необходимости по отдельным таблицам.
При подготовке к работе с заданиями «Рабочей тетради» студент должен:
1. Ознакомиться с материалами программы по выбранной теме.
2. Прочитать лекцию и рекомендации преподавателя.
3. Изучить список литературы, данный в «Рабочей тетради».
4. Прочитать рекомендации по выполнению работы по определенной теме, данные в «Рабочей тетради».
Требование к выполнению заданий рабочей тетради:
1. Записи в тетради могут выполняться на пишущей машинке, компьютере или от руки. Как удобно будет студенту.
2. Записи должны быть четкими, логически структурированы, легко читаемы.
3. Каждая таблица выполняется на отдельном листе, все дополнения производятся на оборотной стороне листа, ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА, МОЖНО ДОПОЛНИТЬ НОВЫМИ ЛИСТАМИ НУМЕРАЦИЯ КОТОРЫХ БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ: 2.1, 2.2, 2.3 И Т.Д.
3. Все листы нумеруются. Номер страницы ставится в верхнем правом углу каждого листа.
4. На каждом листе в правом верхнем листе пишется Ф.И.О. исполнителя работы и номер группы.
5. Дополнительные листы, с комментариями (если таковые имеются), нумеруются цифрами. Например: основной лист с таблицей – 2; дополнительные листы 2.1, 2.2. и т.д.
6. Работа выполняется строго по темам, в порядке и форме, указанной в методических разработках.
7. «Сборная солянка» из тем и таблиц на проверку не принимается.
8. Студент должен выполнить все задания, защитить работу у преподавателя. Защита происходит в три этапа:
1 этап- работа сдается в указанный преподавателем срок на проверку.
2 этап – проводится беседа преподавателя со студентом по материалу «Рабочей тетради».
Материал «Рабочей тетради» студент должен воспроизвести по памяти, вопросы, выделенные преподавателем должен объяснить.
3 этап – письменная самостоятельная работа по комплексу.
Студенты, не выполнившие задания и не защитившие материал «Рабочей тетради» к экзамену не допускаются.
Тетрадь хранится все время обучения, так как ее материал пригодится студентам при прохождении курсов «Истории Отечества», «Истории зарубежных стран», «Политологии», «Социологии», при прохождении педагогической практики в школе, при работе учителем Истории, Политологии, Права в образовательных учреждениях всех форм и вдов.
Всего в «Рабочей тетради» - 111 заданий.
Это означает, что у студента в его разработке должно быть 111 основных листов. Количество дополнительных листов зависит индивидуальной работы каждого студента.
Важно:
При выполнениий заданий необходимо строго придерживаться рекомендаций и использовать указанную в пособии литературу.
Примерные задания по курсу «Правоведение»
Таблица 1. ВИДЫ НАУК.
Основные пособия:
1. Бабаев В.К. Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.2009;
2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2010.
Задание: дайте определение понятий, (о тветьте на вопрос: что это такое?):
Наука – это о собый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Учебная дисциплина – это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной единицей учебно-воспитательного процесса, одним из средств реализации содержания образования в системе общих образовательных и профессиональных учебных заведений.
Метод – это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определенной цели.
Методология – это учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
Методология науки – это часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.
Методология ТГП -это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно– истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых отношений.
ВИДЫ НАУК
| По характеру знаний
| | По непосредственному отношению- к практике
|
Естественные
(Технические)
| | Общественные
(Гуманитарные)
| | Технические
| | Фундаментальные
| | Прикладные
|
физика
химия
| | юридические
философия
социология политология
| | космонавтика
механика
| | нанотехнология
| | информатика
медицина
|
Таблица 2. Виды Наук.
Раскрой внутреннее содержание названия науки. определения:
Название науки
| Определение.
Что это обозначает?
| Юридическая
наука
| - это система взглядов об общих и частных понятиях -юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений
| Философия
| - это наука о всеобщих развитиях природы, общества и мышления
| Социология
| -это наука об обществе как о целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.
| Политология
| - это наука о политике, ее формах, процессах, объединениях, средствах достижения политической и государственной власти
| Психология-
| -это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменений) психических процессов, состояний и свойств человека
| Юриспруденция-
| - это совокупность знаний о законах, различных правах и обязанностях, правовых отношений между гражданами, гражданами и государством
|
Таблица 3. Общенаучные методы.
Таблица 4. Специальные методы.
Таблица 5. Частно-научные методы.
Литература
1. Клименко В.С. Чичерин В.Н. Правоведение.-М.,2008.
2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. – М., 1999.2009.
3. Кашанина Т.В. Кашанин В.Н. Основы Российского права.-М.,2009.
4. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю. –М.,1999.
5. Нерсесянц В.Н. История политических и правовых учений.-М., 2009.
6.Лейст О.В. История политических и правовых учений. –-М.,2009.
7. Воробьев К.А. Учебное пособие для высшей школы. Политология.-М.,-2003, 2009.гл.9
7. Интернет.
Таблица 6. Теории происхождения государства (перечень дан выше)
Методические рекомендации по выполнению таблицы 6.
По каждой теории заполняется отдельная таблица. Таким образом, таблиц должно быть столько, сколько теорий – т.е. 15
За образец можно взять пособие Клименко В.С.Чичерина В.Н. «Правоведение».-М., 2008.
Пособие выложено на интернет-сайте полностью.
Образец выполнения таблицы.
1.
| Название теории
| Теологическая
| Время
Возникновения теории.
| XIII
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Фома́ Акви́нский (родился в 1225, умер 7 марта 1274,) — первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена Доминиканцев; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| Смысл данной теории заключается в следующем: государство - это результат "божественного промысла"; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских и др.).
|
|
| Оценка теории:
Теологическая (религиозная). Государство результат проявления божественной воли, светская власть произошла от церковной, народ должен беспрекословно подчиняться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
| Положительные черты
-позволяла установить в обществе порядок.
-кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность.
| Отрицательные черты:
-ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения
- оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития
|
|
| | | | | |
1.
| Название теории
| Договорная теория (теория общественного договора)
| Время
Возникновения теории.
| V-IV вв. до н.э
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека. Правда, условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений мыслителям представлялись неоднозначными.
По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы делать все для самосохранения. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир. Назовем его первичным договором или договором-объединением.
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
-ее авторы отметили одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.
-теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы
-она порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти
-опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер
| Отрицательные черты:
- индивидуалистическое понимание общества, где личность над всем господствует, не соответствует действительности. В первобытном обществе тоже был свой порядок, основой которого было коллективистское сознание.
-Сторонники договорной теории, правильно обращая внимание на права и свободы личности, рассматривали человека, как будто он существовал сам по себе
-Справедливо ее авторы указывают на то, что человеку изначально присуще желание быть свободным. Но что понимать под свободой? Если "свобода" - это возможность делать то, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы можно достигнуть, только заняв вершину иерархической пирамиды. Если свобода - это неучастие в иерархических стычках, то в соответствии с ней жить хотят немногие люди. Ведь она предполагает, что человек не только никому не подчиняется, но и никого не подчиняет себе.
-. Если предположить, что общественный договор людьми все же заключен, то получается, что он не носил юридического характера, поскольку в момент его заключения не существовало самого государства
-не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государства
| | | | | 1.
| Название теории
| Патриархальная
| Время
Возникновения теории.
| IV век до нашей эры
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Аристо́тель, по месту рождения называемый также Стагирит (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., полуостров Халкидика в Македонии) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики и силлогистики. Аристотель был первым ученым, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику. Его взгляды на физическую («материально проявленную» Г. П. Аксенов) сторону мира имели серьезное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Аристотель охватил весь спектр знаний доступных античности. По мнению некоторых ученых он является одной из самых важных фигур в истории философии.
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился "отцом" (патриархом) всего народа.
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
-в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как "семья" и "государство" взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне
-способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения "воле отца"
-она поддерживает веру людей в нерушимость мира
-показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах
- авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт
-в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики
| Отрицательные черты:
- объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии.
-непонятно, если государство - единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все семьи сплошь плохие?
-по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколебима? Или, если монарх - "отец родной" и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы?
-Чем объясняется наличие во многих государствах законов несправедливых, а то и жестоких! Есть сомнения в истинной научности этой теории
-с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.
| | | | |
1.
| Название теории
| Патримониальная теория
| Время
Возникновения теории.
| ХVIII в
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Галлер (1708 —1777) - швейцарский анатом, физиолог, естествоиспытатель и поэт.
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
-Нельзя отказать представителям этой теории в логичности, причем такой, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной
| Отрицательные черты:
-автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать "собственное право"
-он проигнорировал многие исторические события, такие как, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель, а также иного насильственного их захвата (вспомним "огораживание" в Англии).
-посягательство на территорию-явление, которое является скорее правилом, а не исключением. Все это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то ее некому охранять.
| | | | |
1.
| Название теории
| Теория насилия
| Время
Возникновения теории.
| Конец XIX – Начало XX вв.
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Теория внешнего насилия (а)
Карл Кауцкий (1854—1938) - немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права.
Дюринг (1833—1921) - немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома «Капитала»
Л.Г. Гумплович (1838-1909) - австрийский ученый. Соч. "Общее учение о государстве".
Теория внутреннего насилия(б)
Каутский К. Материалистическое понимание истории.
Е. Дюринг (1833-1921) - немецкий философ. Соч. "Ценность жизни".
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| А) Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними. "Племя победителей, - отмечал Каутский, - подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство". Судя по всему, Каутский считает государство силой, навязанной обществу извне.
они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:
- 1) покорение одного народа другим;
- 2) возникновение каст (классов);
- 3) постепенное смягчение их неравенства;
- 4) замена военного господства господством права;
- 5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;
- 6) соединение людей в однородный народ;
- 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.
Б)-. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические отношения - следствие политических актов. Чтобы объяснить этот тезис, Дюринг старался максимально упростить общество и предлагал представить его состоящим из двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг предлагал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
А)- далеко не абсурдна и основана на многих исторических фактах
-завоевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества
-государственный аппарат практически всегда комплектовался из завоевателей
Б)- действительно насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства - явление распространенное и поэтому нормальное
| Отрицательные черты:
А)- далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли
-в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства
-Остается открытым вопрос и о природе закабаления: захватнические ли войны ведут к закабалению или уже сложившиеся экономические условия и социальное расслоение (признак перехода к государству) людей порождает войны
-Есть в истории примеры и того, как угроза завоевания, а не само завоевание привело к образованию государства
-Конкуренция ведется и в животном мире, причем самая жестокая, своего рода война
Б)- он без оговорок в качестве аксиомы принимает тот факт, что государство стоит на стороне большинства граждан.
-Дюринг исходит из постулата, что все люди равны. Но это невозможно генетически. Генетическое же неравенство сказывается и в социальной жизни
-: если с помощью насилия можно создать государство, то, вероятно, с его же помощью можно государство и разрушить? Но почему же мы не наблюдаем этого нигде. Государство, возникнув где-либо, может только преобразовываться, но не разрушаться.
| | | | |
1.
| Название теории
| Психологическая теория
| Время
Возникновения теории.
| Конец XIX – первая половина XX в.
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Фрейд (1856-1939)-австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплектным взаимоотношением
бессознательных и сознательных процессов.
Петражицкий 1867- 1931 - российский и
польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат I Государственной Думы.
Г. Тард (1843-1904) - французский социолог. Соч. "Социальные законы".
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права. Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что "между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая". Солидарность, таким образом, - основная черта человека.
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
-что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.
-в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих.
-различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Человек - не автомат, и даже то, что он делает привычно, проходит через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.
-попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена
| Отрицательные черты:
-указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства.
-, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением
-Так разве чувство солидарности является основополагающим фактором человеческого развития?
Да, конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным.
-приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим
-психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
| | | | |
1.
| Название теории
| Органическая теория
| Время
Возникновения теории.
| XIX в
| 2.
| Авторы, представите- ли данной теории; краткая характеристика каждого автора и его деятельности
| Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог. Соч. "Позитивная политика".
|
| Суть теории; главное, основное в содержа -нии.
| Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Однако представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и отдельными сторонами человеческой души. Ему вторил Аристотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изолированно существовать не может. Для иллюстрации выдвигаемых положений он приводил такой пример: руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, также и человек не может существовать без государства
|
|
| Оценка теории:
| Положительные черты:
-нельзя спорить с тем, что законы социальной жизни предопределяются законами естеств |
|