Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра философии и политологии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии и политологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ» (Для студентов и слушателей всех форм обучения юридического факультета) Москва - 2004 Ученым советом А ТиСО 30 сентября 2004 года Автор В.В.Барис - профессор, доктор политических наук. Данный учебно-методический комплекс по изучению курса «Политология» утвержден решением кафедры 30 августа 2004 г. (протокол №1). С ВВ. Барис С Академия труда и социальных отношений, 2004 ОТ АВТОРА Не смотря на то, что Ассоциация политических наук существует не один десяток лет, учебный курс «Политология» относительно молод, а в канувшем в Лету советском обществе вообще не был востребован в силу своей идеологической нейтральности. Политология как учебная дисциплина является определенным (на соответствующем уровне абстрагирования) продолжением изучения исторических, философских, правовых проблем функционирования и развития общества, имеющим свою специфику и качественную определенность. Данная наука, имеющая теоретико-прикладные аспекты исследования политического, становится актуальной и социально востребованной в России, вступившей в период социально-политической модернизации. Очевидно, помимо эвристической проблематики теоретического плана (что само по себе ценно) политология решает прикладные вопросы, предлагая исследователю инструментарий для изучения насущных задач социально-политической конкретики. Этот теоретико-прикладной дуализм политологии как науки отражен в Государственном образовательном стандарте РФ, содержащим требования по данной учебной дисциплине. Данное учебно-методический комплекс представляет собой отражение актуальной и определенной теоретико-прикладной политологической проблематики. Поэтому целесообразно и уместно сделать некоторые пояснения, касающиеся как подбора тематики и проблем комплекса, так и его содержания в соответствии с ГОС РФ второго поколения. Основная цель данного комплекса состоит в формировали студентов и слушателей представлений о взаимозависима определенной целостности теоретических и прикладных проблем в политологии, в частности рассматривая основные политические учения и доктрины XX века. Разделы комплекса, а также темы их составляющие, посвящены актуальным теоретико-прикладным проблемам в рамках выбранной модели изложения материала: Формы проявления политической жизни - Функционирование политических структур - Политическая модернизация и ее основные направления. Выбранная структура должна помочь студентам и слушателям актуализировать уже имеющиеся знания в области теории политики, а так же дать возможность после изучения теоретико-прикладной проблематики самостоятельно делать выводы о существующем состоянии, тенденциях будущего развития того или иного объекта политологического анализа. Автор исходил из того, что современные российские реалии, а так же требования ГОС определяют, что в подготовке специалистов гуманитарного профиля все большую актуальность приобретают политологические знания. Известно, что предмет политологии, объем включенных в него знаний, эволюционировал от универсализма социально-политической и правовой мысли, когда политика в определенной мере была интегрирована в философию. Сформированные в дальнейшем европейская (теоретическая), американская (эмпирико-прикладная) и другие (возникшие в основном из критики двух первых) политологические школы в рамках своих парадигм по-разному рассматривали и интерпретировали структуру политических наук. В настоящее время как с теоретической, так и с прикладных точек зрения, возникает настоятельная необходимость анализа конкретных политических процессов, факторов и методов, обеспечивающих политическое руководство и управление обществом, разрешения стоящих перед ним проблем, перспективных целей и задач. Фундаментальная в политике проблема овладения, удержания и использования власти (реализуемая в различных политических, системах и режимах; многовариантных формах политических представительства и участия) преломляется в мировой политике в проблему государственного суверенитета, сочетания баланса сил и баланса интересов субъектов мирового политического процесса. В последнее (во многом переломное) время большое внимание уделяется исследованию специфике современного этапа политического развития, изменений его характера, моделей, а так же форм участия в нем народов и государств. В указанном контексте особое место принадлежит теоретико-прикладной отрасли политологии - геополитике, изучающем объективную взаимозависимость местоположения политическими интересами и судьбами народов и стран. Данная отрасль исследует связи между пространствами и функционально политическими характеристиками различных регионов мира. Актуальность геополитических исследований в наши дни, объясняется, прежде всего усилением слабоуправляемого регионального многообразия, а так же тем, что классическая теория политики не отражает оптимального сочетания универсального и регионального в контексте политической модернизации современных обществ. Например, используя в процессе исследования геополитические закономерности. становятся очевидными скрытые факторы политических изменений и модернизаций. В частности, задолго до распада СССР на этом пространстве происходили скрытые сдвиги, нарушающие единство этого геополитического поля. Другие проблемы, рассматриваемые в курсе «Политология», посвящены анализу актуальных форм проявления политической жизни духовно-практического уровня: общественное мнение, механизмы ее формирования, в том числе с помощью масс-медиа и паблик рилейшнз. Своеобразный гуманитарный ренессанс последних десятилетий в философии политики и, собственно, политологии выдвигает кардинальную проблему человека политического, его поведения, механизмов социализации, а также принципов политической антропологии, противостоящих марксистскому, социологическому подходу исследования человека. Наиболее заметными чертами развития политических процессов на рубеже веков являются их динамизм политических процессов как результат действия противоречий и конфликтных механизмов, обеспечивающих целостность общества. Важнейшей ценностью современного мира объявляется демократия как условие свободной конкуренцией элит и проч.; в рамках избирательного процесса, обеспечивающего ненасильственное распределение и перераспределение власти. Поэтому в сложившейся ситуации понимание механизмов функционирования политических институтов и структур для осознанного участия в политической жизни, процессах принятия политико-управленческих решений становится делом не только политических лидеров и профессиональных чиновников, но и значительного количества людей. Автор надеется, что учебно-методический комплекс, содержание которого было апробировано при чтении общего курса политологии в течении ряда лет на юридическом факультете Академии труда и социальных отношений в рамках кафедры философии и политологии окажется подспорьем для студентов и слушателей в обретении навыков исследования перипетий политики, осмысления конкретных политических событий российской действительности, что: безусловно, всегда полезно, а может быть и необходимо для специалистов, практикующих в любой сфере человеческой деятельности. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Политологии» Обязательный минимум содержания Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание: политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология. Утверждён Министерством образования Российской Федерации 14 марта 2000 г. Требования к знаниям, умению, уровню подготовки дипломированного специалиста высшего образования. Иметь, представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества. Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь. Процесс. Изменений. Тема 23. Структура и типология основных внутриполитических процессов. Понятие политического процесса и существующие подходы к его изучению. Структурно-функциональный подход (Т.Парсонс, Р. Мертон), конфликтный - (Р.Дарендорф, Л.Козер). бихейвиористическая модель (И.Мериам. Г.Лассуэл. Дж.Кетмен). Соответствующее содержание и среда политического процесса, источник процессуальности, состояние, результаты. Содержание базового политического процесса. Понятие политической ситуации, политического события. Показатели состояния политической ситуации. Процессы перехода одной политической ситуации к другой. Социальные, экономические и культурные факторы развития политических процессов. Интерпретация процессов интеграции и дезинтеграции, централизации и децентрализации, идеологизации и деидеологизации, этатизации и дотатизации. Политическое развитие общества: понятие и критерии. Способ политического развития и режим функционирования политической системы. Типология внутриполитических процессов. Особенности процесса реформирования: реформа государственного управления, законодательный процесс, процесс артикуляции социальных интересов, гласность как политический процесс, реформа политического участия. Функциональные политические процессы (инновационные, конверсии власти, консолидации политических сил). Политика как исторический процесс. Варианты исторических состояний формирования механизма власти в лице политической системы. Понимание природы и характера взаимодействия политических процессов для адекватного объяснения и прогнозирования политических явлений и событий. Программа учебного курса По «Политологии» Главным требованием Государственного образовательного стандарта является, чтобы приобретаемые по «Политологии» знания не были бы абстрактно отвлеченными, а носили предметно-содержательный характер При этом особое внимание должно быть обращено на выяснение теоретического, прикладного, аксиологического (ценностного) и инструментального аспектов каждой проблемы. Только при таком подходе студент окажется в состоянии найти практическое применение своим политологическим знаниям. Обязательный минимум содержания, зафиксированный в стандарте, определил, что студент должен знать к моменту завершения изучения учебной дисциплины «Политология». Государственный образовательный стандарт служит своеобразным ориентиром организации самостоятельной работы и аудиторных занятий, но не дает (и не должен давать) подробной содержательной разработки поставленных в нем фундаментальных проблем курса, составляющих своеобразные «блоки» с разветвленным содержанием. Здесь на помощь студенту приходит Программа учебного курса, разработанная, как было отмечено, в соответствии с требованиями ГОС РФ. Программа учебного курса - основной учебно-методический документ, построенный по определенной логике и носящий научно-методический, концептуальный характер. В Программе учебного курса «Политология» темы объединены в семь разделов. На это следует обратить особое внимание. Без них Программа теряет свою внутреннюю логико-концептуальную ясность и рискует превратиться в простой набор тем, которые можно изучать в любой последовательности (что, к сожалению, имеет место в большинстве учебников и учебных пособий). Студенту значительно легче организовать свою самостоятельную работу, если он понимает логику курса, последовательность освоения тем. В рамках такого методического подхода одно естественно «вытекает» из другого, в силу чего перестановка тем становится нелогичной и нецелесообразной. Давно методически известно, что отсутствие ясной, продуманной концептуальной логики изучаемой учебной дисциплины снижает эффективность самостоятельной работы студента. Литература для изучения курса «Политология» В сравнении с недавним прошлым на современном рынке образовательных услуг наблюдается относительное многообразие учебной литературы политологического профиля. Однако следует отметить, что вряд ли можно обнаружить комплексное учебное исследование по политологии. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов: консервативностью самого жанра, субъективной рефлексией политической проблематики, коммерциолизацией «рынка» учебников, а так же, как представляется, комплексным характером предмет-объектной специфики самой политологии. Исходя из этого, кафедра полагает наиболее заслуживающими внимания следующие учебники, учебные пособия, курсы лекций и их аналоги: В. В. Борис. Политология. М.: 2000. Изд. АТиСО. В. В. Борис. Геополитические контуры России. М., 2002. Гаджи ееК.С. Политическая наука. М.: Наука, 1994. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М Высшая школа. 1995. Деревянченко А.А., Анютин СВ. Политика и экономика. N^,2004, Изд. АТиСО. Панарин А.С. Политология М.. Пугачев В.П., А.И. Соловьев. Введение в политологию. М., Аспект «Пресс», 1996. Политология. М.: «Гардарики», 1999. Политология. Курс лекций. М.: «Зерцало», 1999. МГУ. Х.Ф. Сабиров. Теоретико-исторические предпосылки западной политологии. М. 1997. Изд. АТиСО. Вероятно, студент воспользуется доступной ему учебной литературой и не вошедшей в данный перечень. Практически, нет учебника, учебного пособия, курса лекций, которые охватили бы все проблемы ГОС РФ, настоящей Программы учебного курса. Студенту ответы на ряд тем придется искать в других учебных материалах или же обращаться к научно-популярной, научной литературе, в особенности к журнальным статьям. У немалого числа студентов возникает желание углубить свои политологические знания по всему учебному курсу или по отдельным проблемам. Исходя из этих соображений, кафедра разработала список литературы по всем темам Программы для более глубокого изучения курса или отдельных его тем. Этот список постоянно обновляется. С ним можно ознакомиться на кафедре или в научной библиотеке АТиСО. Кроме того, студент может разыскать нужную литературу в интернете и использовать электронную версию учебного пособия автора по политологии. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Проблемные гадания студентам заочных форм обучения Политическая мысль Древней Греции (Платон, Аристотель). Н.Макиавелли - политический мыслитель эпохи Возрождения. Политические воззрения Гоббса и Локка. М.Вебер, как политический мыслитель. Возникновение политической науки, ее предмет и методы исследования. Политика как явление общественной жизни. Политическая власть: концептуальная характеристика. Политические партии и группы интересов. Партии современной России. Гражданское общество в истории политической мысли и современные реалии. Становление гражданского общества в России. Политика и власть в жизни человека. Человек политический. Права человека: теория и практика. Проблема прав и свобод человека в современной России. Концепции политических элит и «элитизм» современных обществ. Политическая элита современной России. Теории политического лидерства и современность. Политическое лидерство в современной России. Политическое сознание: целостная характеристика. Политическая психология и ее роль в понимании политических явлений. Концептуальная характеристика политической идеологии. Основные политические идеологии: классификация и характеристика. Политическая культура: теория и практика. Политическая культура в современной России. 19. Политическая социализация: концептуальная характеристика. 20. Теории политических систем. Политическая система 21. Политические системы тоталитаризма. Советский тоталитаризм 22. Политические системы демократии: принципы, институты, 23. Авторитаризм: прошлое, настоящее и будущее. 24. Переход к демократии от тоталитаризма и авторитаризма: 25. Политическая деятельность. Цели и средства в политике. 26. Политическое поведение. Политика и мораль. 27. Концепции и характеристика политических процессов. 28. Политическая модернизация: теория и практика. Политическая 29. СМИ и используемые ими политические технологии. СМИ 30. Выборы и избирательные технологии. Практика выборов в 31. Политические конфликты и технология их разрешения. 32. Этнические конфликты и способы их разрешения (на материале Алфавит выбора темы проблемного задания студентами заочного обучения (№1 - начальная буква фамилий; №2 - номера проблемных заданий для выбора одной темы из двух) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ» 1. Некоторые обшие методические указания Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы политологических знаний. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим (семинарским) занятиям, рассматривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих политологических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Их количество значительно возрастает для студентов вечернего и заочного обучения. Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента предваряется ознакомлением с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Политологии» и Программой учебного курса. Изучение каждой темы целесообразно начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. Требуется творческое отношение и к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область политологических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. «Политология», как и любая наука, имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой базируется каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании - это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат политологии. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности. Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобшенной концептуальной характеристике изучаемого политического явления. В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристике политических отношений, связей, процессов применяются понятия «закона», «закономерностей». Очевидно, что автор учебника или учебного пособия, пытающийся дать характеристику законам и закономерностям политической сферы, по крайней мере, должен сделать две оговорки: во-первых, отметить, что данная точка зрения не является общепринятой в политической науке; во-вторых, четко определить, что он понимает под политическими законами и закономерностями. При этом следует знать и то, что нередко трактуемые «законы» политики являются во многом надуманными, слабо обоснованными, другие авторы порой весьма успешно характеризуют содержание политического явления, не прибегая к категориям «закона», «закономерности». Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более з'зко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. Обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. При этом, обращаем Ваше внимание на то, что недостающие в учебнике темы Программы можно обнаружить в учебном пособии автора «Политология. Актуальные теоретико-прикладные проблемы» М., 2000, которое было написано с целью восполнения недостающей в учебниках проблематики. 2. Методические советы по работе над учебными лекциями по курсу «Политология» Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, которые могут вызвать затруднения у студентов. Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Государственным образовательным стандартом и Учебной программой. Кафедра не допускает стандартизации лекционных курсов. Именно поэтому в учебно-методическом пособии отсутствует подробный план лекционного курса, а дана лишь его тематика, носящая для лекторов рекомендательный характер. Кафедра рассматривает и утверждает планы авторских лекционных курсов каждого преподавателя. Лекции не следует пропускать еще и потому, что они служат своеобразными творческими. методическими, предметно-содержательными «мостиками» между лекционным курсом и семинарскими занятиями. Лекции и семинары тематически скоординированы. Совершенно недостаточно только присутствовать на лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо попытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику -изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы При этом важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга. Э. Методические советы по подготовке к семинару и участию в нем. Семинары - активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. В ходе и в итоге семинара студенты, очевидно, приобретают определенные знания. Однако более важно, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, и иные формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к семинару. Именно поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено на подготовке к семинару. Чтобы подготовиться к семинару, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Форму проведения семинара избирает преподаватель, при необходимости разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов. При любой форме проведения семинара необходимо соблюдать одно методическое требование: студенты приходят на семинар не для ответа на вопросы •сданного «урока», а для творческого спора, дискуссии, сопоставления своего мнения и своей точки зрения с позицией других, для обмена аргументами и доказательствами. Главное в семинаре - приобретение посредством знаний навыков свободной полемики, самостоятельных суждений. Преподаватель, подводя итоги проведенного семинара, должен дать краткие указания и советы по подготовке к следующему занятию. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 34. 35. 36. 38. Политическая система демократии: теории и существующая практика. Политическое лидерство: феномен и типологии. Политические элиты. Понятие политического режима, особенности парламентских и президентских режимов. Специфика формирования и функционирования политической психологии. Сущность и основные черты политической культуры. Специфика современного этапа мирового общественного и политического развития. Социальные противоречия и международные конфликты. Политический аспект глобальных проблем и их значение для развития мирового сообщества. Внешняя политика государства как участие в мировом политическом процессе. Роль общественного мнения в политике. Геополитика как вид внешней политики. Геополитические процессы современности. Средства массовой информации и коммуникации и «лидеры мнения». «Четвёртая» власть как политический фактор. Проблемы политической социапизации. Состояние российского федерализма, тенденции и перспективы его развития. Технология проведения предвыборной кампании. Проблемы модернизации России: споры о моделях будущего общества. Политические факторы распада СССР и его последствия. 39. Государственное управление: процессы принятия решений 40. Выборы и избирательные системы; законы М. Дюверже. 41. Понятие, типы и формы политического поведения. 42. Теории политической модернизации и её основные 43. Место и роль бюрократии как социального слоя и 44. Крах советской политической системы: причины и
45. Процесс демократизации в России: этапы его развития и 46. Проблемы стабилизации социально - политической 47. Человек в контексте политической жизни; основные 48. Структура и типология основных внутриполитических 49. Гражданское общество: генезис, динамика, перспективы 50. Социально - политические конфликты и кризисы: Что такое «охлократия»? 1. Власть одного. 2. Власть толпы. 3. Власть нескольких человек. 4. Власть, передаваемая по наследству. 20. Какие положения характеризуют понятие «легитимность» 1. Массовое принятие власти как законной. 2. Действие власти. СОДЕРЖАНИЕ От автора Основополагающие документы Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Программа учебного курса по политологии Раздел I. Теоретико-методологические основы политической науки Раздел И. Политика как сфера общественной жизни
Раздел III. Духовно-практические измерения политики Раздел IV. Внешняя политика и мировой политический процесс Раздел V. Формы проявления политической жизни Раздел VI. Процессы политического развития и политических изменений 29 ~32 Информационно-издательский центр Академии труда и социальных отношений ЛР№ 071816 от 10.03.99 г.
Раздел VII. Функционирование политических структур
Государственный образовательный стандарт и Программа учебного курса как основные документы по организации учёбы по «Политологии»
Литература для изучения курса «Политология»
Организация изучения курса «Политология»
Методические указания по изучению курса «Политология» Методические проблемы завершения изучения курса «Политология» 61 Проверочный тест по политологии Формат 90x60. 1/16. Объем 4.5 п.л. Тираж 400 экз. Заказ № 14-Ф Типография юридического факультета СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии и политологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ» (Для студентов и слушателей всех форм обучения юридического факультета) Москва - 2004 Ученым советом А ТиСО 30 сентября 2004 года Автор В.В.Барис - профессор, доктор политических наук. Данный учебно-методический комплекс по изучению курса «Политология» утвержден решением кафедры 30 августа 2004 г. (протокол №1). С ВВ. Барис С Академия труда и социальных отношений, 2004 ОТ АВТОРА Не смотря на то, что Ассоциация политических наук существует не один десяток лет, учебный курс «Политология» относительно молод, а в канувшем в Лету советском обществе вообще не был востребован в силу своей идеологической нейтральности. Политология как учебная дисциплина является определенным (на соответствующем уровне абстрагирования) продолжением изучения исторических, философских, правовых проблем функционирования и развития общества, имеющим свою специфику и качественную определенность. Данная наука, имеющая теоретико-прикладные аспекты исследования политического, становится актуальной и социально востребованной в России, вступившей в период социально-политической модернизации. Очевидно, помимо эвристической проблематики теоретического плана (что само по себе ценно) политология решает прикладные вопросы, предлагая исследователю инструментарий для изучения насущных задач социально-политической конкретики. Этот теоретико-прикладной дуализм политологии как науки отражен в Государственном образовательном стандарте РФ, содержащим требования по данной учебной дисциплине. Данное учебно-методический комплекс представляет собой отражение актуальной и определенной теоретико-прикладной политологической проблематики. Поэтому целесообразно и уместно сделать некоторые пояснения, касающиеся как подбора тематики и проблем комплекса, так и его содержания в соответствии с ГОС РФ второго поколения. Основная цель данного комплекса состоит в формировали студентов и слушателей представлений о взаимозависима
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.014 с.) |